Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 00:07, курсовая работа
История возникновения внебюджетных государственных фондов связана с развитием специальных видов правительственной деятельности, для которой была нежелательна огласка. Как правило, это были операции временного характера, которые покрывались за короткий срок специальными доходами. При этом специальные фонды или счета появились гораздо раньше возникновения единого государственного бюджета. Количество и перечень специальных фондов и счетов не были постоянными, тогда одни счета открывались, а другие закрывались.
Рисунок 3.Средства территориальных фондов.
Тариф страховых фондов определяется Федеральным законом по представлению Правительства РФ.
Контроль за своевременным и правильным поступлением страховых взносов в фонды возложен на государственную налоговую службы РФ.
Всем гражданам РФ по месту жительства или работы выдается страховой полис, означающий право на бесплатное получение «гарантированного объема медицинских услуг».
При нарушении плательщиком порядка отчислений в ПФР, ФСС, ФОМС и ГФЗН применяются финансовые санкции.
Недоимкой считается не внесенная сумма страховых взносов по истечении установленных сроков, а также суммы задолженности, выявленные при проверке.
Недоимки и финансовые санкции взыскиваются с работодателей в бесспорном порядке.
2.2 Пенсионный Фонд
Пенсионный фонд Российской
Федерации – фонд денежных средств,
образуемый вне федерального бюджета,
предназначенный для
Пенсионный фонд Российской Федерации имеет свой бюджет, ежегодно утверждаемый федеральным Законом. Средства Пенсионного фонда являются федеральной собственностью, не входят в состав других бюджетов и изъятию не подлежат. Средства Пенсионного фонда и сам фонд находится в собственности государства, но являются автономными. Государство несет субсидиарную ответственность за деятельность Пенсионного фонда России и отвечает по его обязательствам перед застрахованными лицами. Деятельность фонда регулируется Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации.
Пенсионный фонд Российской
Федерации и его
Объем финансовых ресурсов, концентрируемых в социальном внебюджетном Пенсионном фонде, очень значителен и сопоставим с объемами федерального бюджета страны (рис. 4).
Рисунок 4. Доходы федерального бюджета и бюджетов государственных социальных внебюджетных фондов РФ 2010г.
Из рисунка видно, что доходы Пенсионного фонда Российской Федерации в 2010 г. составили 4трл 610.1.млрд руб. из общего дохода государственного бюджета.
C вступлением в силу
с 2002 года федеральных Законов
"О трудовых пенсиях в
Формированию доходной базы Пенсионного фонда РФ отведено ключевое место в российской системе государственного социального страхования. До 2010 г средства, используемые на выплату трудовых пенсий, формировались за счет двух основных источников. Первый – единый социальный налог, это, по существу, бывшие обязательные страховые взносы, предназначенные для выплаты трудовых пенсий. Доходы в виде страховых взносов принято называть собственными доходами фонда обязательного пенсионного страхования. Второй – дотация за счет средств федерального бюджета.
До 1 января 2010 г трудовая
пенсия по старости состояла из трех частей:
базовая часть (гарантируется государством
и её размер устанавливается
Тарифы страховых взносов для лиц 1967г рождения и моложе приведены на рисунке
Рисунок 5. Тарифы страховых взносов.
А для лиц 1966г рождения и старше уплаченные работодателями страховые взносы поступали на страховую часть трудовой пенсии.
С 1января 2010г базовая
часть трудовой пенсии по старости
в РФ перешла в страховую часть
трудовой пенсии в виде фиксированного
базового размера. Это в свою очередь
дало возможность сделать ещё
одно важное изменение: до сих пор
базовая и страховая части
пенсии индексировались в отдельности
и по разным правилам. С 2010г индексируется
вся пенсия целиком в соответствии
с ростом заработной платы, но не выше
роста доходов Пенсионного
С 1января 2010г работодатели вместо единого социального налога уплачивают страховые взносы в государственные внебюджетные фонды: в Пенсионный фонд РФ, Федеральные фонды социального страхования и обязательного медицинского страхования. В 2010г разбивка 20% взносов в Пенсионный фонд РФ изменилась и составляет: на финансирование страховой части для лиц 1966г рождения и старше уплачивается вся сумма взносов – 20%, а у лиц 1967г рождения и моложе страховая часть составляет 14%, а накопительная – 6%.
С 2011 года совокупный платеж составил 34% от фонда оплаты труда, в том числе в ПФ РФ – 26%, ФСС – 2.9%, ФФОМС – 3.1%, ТФОМС – 2.0% Если годовая зарплата сотрудника превышает 415 тысяч рублей, сверх этой суммы страховые взносы уплачиваться не будут. В итоге взносы в ПФ РФ с 2011г составят 26% для лиц 1966г рождения и старше, а для граждан 1967г рождения и моложе 6% на накопительную часть и 20% на страховую.
На 2011 - 2012 годы установлен пониженный тариф страховых взносов в ПФР для плательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения и осуществляющих определенные виды деятельности.
В Закон о страховых
взносах в ПФР, ФСС РФ, ФФОМС
и ТФОМС внесено дополнение, предусматривающее
возможность применения льготных тарифов
организациями и
Для указанных лиц на 2011
год устанавливается пониженный
тариф страховых взносов в
ПФР – 18% (общий тариф – 26%). В
остальные фонды размеры
Рисунок 6. Структура пенсии.
Таким образом, у граждан
1967г рождения и моложе, а так
же у всех участников программы государственного
софинансирования пенсий, независимо
от возраста, формируется помимо страховой
части накопительная часть
В России фонд обязательного пенсионного страхования так же пополняется ассигнованиями из федерального бюджета, объясняется это возложением на данный фонд тех затрат, которые не являются страховыми пенсионными расходами. К ним относятся нерабочие периоды, связанные с материнством и уходом за малолетними детьми, инвалидами, долгожителями, служба в силовых ведомствах и др.
Расходная часть бюджета
Пенсионного фонда РФ включает в
себя финансирование мероприятий по
управлению процессом государственного
пенсионного страхования в
Основное направление
расходования средств Пенсионного
фонда РФ – финансирование выплаты
государственных пенсий. Ключевое место
в процессе определения потребностей
финансовых средств для выплаты
пенсий при планировании расходной
части бюджета Пенсионного
Средства, образовавшиеся в результате превышения сумм поступлений единого социального налога (взноса) в части, зачисляемой в федеральный бюджет, над расходами, осуществляемыми на финансирование выплаты базовой части трудовой пенсии, зачисляются в бюджет Пенсионного фонда РФ в полном объеме. Эти средства расходуются в следующем порядке:
Для обеспечения в среднесрочной
и долгосрочной перспективах финансовой
устойчивости системы обязательного
пенсионного страхования в
Контроль за использованием средств бюджета Пенсионного фонда РФ осуществляется Счетной палатой РФ в соответствии с законодательством РФ, а также наблюдательным советом страховщика, создаваемым в порядке, определяемом Правительством РФ.
Пенсионное обеспечение - базовая и одна из самых важных социальных гарантий, которая непосредственно касается интересов нетрудоспособного населения России, составляющего около трети жителей страны.
Качественные и количественные характеристики государственного пенсионного обеспечения свидетельствуют об уровне социального, экономического, правового и культурного развития общества и государства. Вместе с тем показатели структуры и функционирования государственной пенсионной системы во многом определяют её устойчивость и динамику экономического и социального развития.
В целях государственного
управления финансовыми ресурсами
пенсионного обеспечения
В настоящее время через
При определении значимости Пенсионного фонда, в финансировании социальной сферы определяющей является проблема структуры и назначения источников формирования и распределения средств фонда.
В настоящее время доходы Пенсионного фонда Российской Федерации формируются за счет следующих источников4:
Единый социальный налог выступает в настоящее время основным источником доходов внебюджетного Пенсионного фонда5.
Плательщиками единого социального налога являются юридические и физические лица, производящие выплаты гражданам, индивидуальные предприниматели и адвокаты. Объектом налогообложения являются вознаграждения физическим лицам по трудовым и гражданско-правовым договорам либо доходы от предпринимательской деятельности граждан. Ставки единого социального налога дифференцированы по регрессивной шкале в зависимости от размера выплат, производимых в пользу застрахованных работников. Помимо общих ставок для лиц, производящих выплаты гражданам, Налоговым Кодексом РФ предусмотрены различные ставки единого социального налога для отдельных групп плательщиков;