Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 00:07, курсовая работа
История возникновения внебюджетных государственных фондов связана с развитием специальных видов правительственной деятельности, для которой была нежелательна огласка. Как правило, это были операции временного характера, которые покрывались за короткий срок специальными доходами. При этом специальные фонды или счета появились гораздо раньше возникновения единого государственного бюджета. Количество и перечень специальных фондов и счетов не были постоянными, тогда одни счета открывались, а другие закрывались.
Внебюджетные фонды Внебюджетные фонды, являясь составной частью финансовой системы РФ, обладают рядом особенностей:
- запланированы органами власти и управления и имеют строгую целевую направленность;
- денежные средства фондов используются для финансирования
государственных расходов, не включенных в бюджет;
- формируются
в основном за счет
- страховые
взносы в фонды и
уплате, имеют налоговую природу, тарифы взносов устанавливаются
государством и являются обязательными;
- на отношения, связанные с исчислением, уплатой и взысканием
взносов в фонды, распространено большинство норм и положений Закона РФ "Об основах налоговой системы РФ";
- денежные
ресурсы фонда находятся в
государственной
они не входят в состав бюджетов, а также других фондов и не подлежат
изъятию на какие-либо цели, прямо не предусмотренные законом;
- расходование средств из фондов осуществляется по распоряжению
Правительства или специально уполномоченного на то органа (Правление фонда).
Внебюджетные фонды - форма использования финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования не включаемых в бюджет некоторых общественных потребностей и комплексно расходуемых на основе оперативной самостоятельности строго в соответствии с целевыми назначениями фондов.
Решение об образовании внебюджетных фондов принимает Федеральное собрание РФ, а также государственные представительные органы субъектов Федерации и местного самоуправления. Внебюджетные фонды находятся в собственности государства, но являются автономными. Они имеют, как правило, строго целевое назначение.
Начиная с 1992 года в РФ, создано и действует большое количество
внебюджетных фондов.
1.3 Классификация внебюджетных фондов
Значительная часть
Внебюджетные фонды, помимо деления по принадлежности и решаемым ими задачам, можно классифицировать по цели создания, периоду функционирования, охвату проблем:
1) в зависимости от целей создания внебюджетные фонды подразделяются на: экономические, социальные, научно-технические, внешнеэкономические, экологические, культурно-просветительские и пр.;
2) в зависимости от
предполагаемого периода
3) по охвату проблем внебюджетные фонды могут быть общего характера (фонд регионального развития) и более конкретного характера (например, фонд развития автомагистралей в республике, крае или области);
4) в соответствии с
уровнем управления фонды
К основным социальным внебюджетным фондам относятся: Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования.
К экономическим внебюджетным
фондам относятся отраслевые и межотраслевые
фонды научно-
2. Социальные внебюджетные фонды Российской Федерации и проблемы их развития.
Фонд Социального страхования Российской Федерации – фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и предназначенный для реализации прав граждан на социальное обеспечение по болезни, инвалидности, в случае потери кормильца, рождения и воспитания детей.
История создания Фонда социального страхования, как и история Пенсионного фонда, берет свое начало в 1991 г., когда из состава Бюджета социального страхования СССР, являвшегося составной частью Государственного бюджета СССР, были выделены пенсионный фонд и Фонд социального страхования.
Бюджет Фонда и отчет о его исполнении утверждаются в форме федерального закона.
Основными задачами фонда являются:
1) обеспечение гарантированных
государством по временной
2) участие в разработке
и реализации государственных
программ охраны здоровья
3) разработка совместно
с Министерством труда и
4) организация работы
по подготовке и повышения
квалификации специалистов для
системы государственного
Доходы и расходы Фонда
социального страхования
-страхование от временной утраты трудоспособности в связи с общими заболеваниями, материнством и смертью;
-страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональные заболевания;
-предоставление дополнительных льгот лицам, пострадавшим в результате последствий радиационных аварий, и ветеранам Великой Отечественной войны за счет средств федерального бюджета.
Рисунок 1.Источники образования ФСС
Плательщики перечисляют в ФСС не всю начисленную сумму. В течении квартала оставленные средства могут использоваться плательщиками на выплату пособий по временной нетрудоспособности и др. цели своих работников. В конце года суммы подлежат регулированию.
Таблица1 - Основные группы доходов Фонда социального страхования
Российской Федерации и направления их использования
Группы доходов |
Основные виды выплат |
Единый социальный налог |
Пособие по временной нетрудоспособности в результате общего заболевания или уходом за больным членом семьи Пособие по беременности и родам Пособие при постановке на учет при ранних сроках беременности Пособие при рождении ребенка Пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет Пособие на погребение Расходы на санаторно-курортное лечение работников и членов их семей |
Страховые взносы на социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний |
Пособие по временной нетрудоспособности
в результате производственной травмы
или профессионального Единовременное пособие Ежемесячное пособие Оплата санаторно-курортного лечения, дополнительного медицинского ухода, расходов, связанных с социальной и профессиональной реабилитацией |
Средства федерального бюджета |
Оплата льгот при выплате пособий и санаторно-курортному лечению лиц, пострадавших в результате радиационных катастроф, и ветеранов ВОВ |
С 2001г. доходная часть фонда
формируется посредством
Страховые взносы не начисляются на:
- средства избирательных
фондов кандидатов в депутаты
федеральных органов
- доходы, полученные от избирательных комиссий;
- фонд оплаты труда
иностранных физических лиц,
- выплаты по договорам
гражданского-правового
Фонды обязательного медицинского страхования – денежные фонды, предназначенные для финансирования гарантированной государством медицинской помощи населению. Данные фонды созданы в 1991г. в соответствии с законом РСФСР «Об обязательном медицинском страховании в РСФСР» от 28 июля 1991г.
Медицинское страхование осуществляется в дух видах: обязательном и добровольном.
Обязательное медицинское страхования является всеобщим для населения РФ и реализуется в соответствии с программами медицинского страхования, которые гарантируют объем и условия оказания медицинской , лекарственной помощи гражданам. Добровольное медицинское страхование осуществляется на основании программ добровольного медицинского страхования и обеспечивает гражданам получение добровольных медицинских и иных услуг сверх установленных программ обязательного медицинского страхования.
Финансовые средства фондов
ОМС находятся в
Рисунок 2.Средства федерального фонда ОМС
Финансовые средства Фонда формируются за счет:
Территориальный фонд ОМС создается представительной властью субъектов федерации. Фонд осуществляет:
Финансовые средства территориальных фондов находятся в государственной собственности РФ, не входят в состав бюджетов и других фондов и изъятию не подлежат. Источники финансовых средств территориальных фондов представлены на рисунке 3.