Внебюджетные фонды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 00:07, курсовая работа

Описание работы

История возникновения внебюджетных государственных фондов связана с развитием специальных видов правительственной деятельности, для которой была нежелательна огласка. Как правило, это были операции временного характера, которые покрывались за короткий срок специальными доходами. При этом специальные фонды или счета появились гораздо раньше возникновения единого государственного бюджета. Количество и перечень специальных фондов и счетов не были постоянными, тогда одни счета открывались, а другие закрывались.

Файлы: 1 файл

Курсовая моя.docx

— 566.47 Кб (Скачать файл)

Внебюджетные  фонды  Внебюджетные  фонды,  являясь  составной  частью финансовой системы РФ, обладают рядом особенностей:

       - запланированы  органами власти и управления  и имеют  строгую целевую направленность;

       -  денежные   средства   фондов   используются   для   финансирования

государственных расходов, не включенных в бюджет;

       - формируются  в основном за счет обязательных  отчислений  юридических и физических лиц;

       - страховые  взносы в фонды  и  взаимоотношения,  возникающие  при  их

уплате,   имеют   налоговую   природу,   тарифы   взносов    устанавливаются

государством и являются обязательными;

       - на  отношения,  связанные  с   исчислением,  уплатой   и   взысканием

взносов в фонды, распространено большинство норм и положений  Закона  РФ  "Об основах налоговой системы РФ";

       - денежные  ресурсы фонда находятся в   государственной  собственности,

они не входят в состав  бюджетов,  а  также  других  фондов  и  не  подлежат

изъятию на какие-либо цели, прямо не предусмотренные законом;

       - расходование  средств  из  фондов  осуществляется  по  распоряжению

Правительства  или  специально  уполномоченного  на  то  органа   (Правление фонда).

 Внебюджетные  фонды  -  форма  использования   финансовых   ресурсов, привлекаемых  государством  для  финансирования   не  включаемых  в   бюджет некоторых общественных  потребностей  и  комплексно  расходуемых  на  основе оперативной самостоятельности строго в соответствии с целевыми  назначениями фондов.

Решение об образовании  внебюджетных  фондов  принимает   Федеральное собрание РФ, а  также  государственные   представительные  органы  субъектов Федерации   и  местного  самоуправления.  Внебюджетные  фонды  находятся   в собственности государства, но являются автономными. Они имеют, как  правило, строго целевое назначение.

Начиная с 1992 года в РФ, создано  и  действует   большое  количество

внебюджетных фондов.

 

 

 

1.3 Классификация внебюджетных фондов

 

Значительная часть внебюджетных фондов – это юридические лица, но некоторые из внебюджетных фондов – это лишь средства на внебюджетном счете, управление которыми поручено существующим структурам (федеральным, региональным, муниципальным, общественным или даже коммерческим).

Внебюджетные фонды, помимо деления по принадлежности и решаемым ими задачам, можно классифицировать по цели создания, периоду функционирования, охвату проблем:

1) в зависимости от  целей создания внебюджетные  фонды подразделяются на: экономические, социальные, научно-технические, внешнеэкономические, экологические, культурно-просветительские и пр.;

2) в зависимости от  предполагаемого периода функционирования  программы или условно намеченного  времени для осуществления конкретных  целей фонды могут быть бессрочного, долгосрочного или краткосрочного действия. Примером фонда бессрочного действия является экологический фонд, долгосрочного действия – фонд регионального развития, краткосрочного – фонд помощи беженцам. Однако деление это весьма условно;

3) по охвату проблем  внебюджетные фонды могут быть  общего характера (фонд регионального развития) и более конкретного характера (например, фонд развития автомагистралей в республике, крае или области);

4) в соответствии с  уровнем управления фонды подразделяются  на государственные и региональные.

К основным социальным внебюджетным фондам относятся: Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд обязательного  медицинского страхования.

К экономическим внебюджетным фондам относятся отраслевые и межотраслевые  фонды научно-исследовательских  и опытно-конструкторских работ (НИОКР), например: Российский фонд технологического развития, Фонды финансового регулирования.

 

 

 

 

 

 

2. Социальные внебюджетные фонды Российской Федерации и проблемы их развития.

2.1. Фонд Социального страхования и Фонд обязательного медицинского страхования.

 

Фонд Социального страхования  Российской Федерации – фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и предназначенный для  реализации прав граждан на социальное обеспечение по болезни, инвалидности, в случае потери кормильца, рождения и воспитания детей.

История создания Фонда социального  страхования, как и история Пенсионного  фонда, берет свое начало в 1991 г., когда из состава Бюджета социального страхования СССР, являвшегося составной частью Государственного бюджета СССР, были выделены пенсионный фонд и Фонд социального страхования.

Бюджет Фонда и отчет  о его исполнении утверждаются в  форме федерального закона. 

Основными задачами фонда  являются:

1) обеспечение гарантированных  государством по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении  ребенка, по уходу за ребенком  до достижения им полутора  лет, на погребение, санаторно-курортное  лечение и оздоровление работников  и членов их семей, а также  другие цели государственного  социального страхования;

2) участие в разработке  и реализации государственных  программ охраны здоровья работников, мер по совершенствованию социального  страхования;

3) разработка совместно  с Министерством труда и социального  развития Российской Федерации  и Министерством финансов Российской  Федерации предложений о размерах тарифа страховых взносов на государственное социальное страхование;

4) организация работы  по подготовке и повышения  квалификации специалистов для  системы государственного социального  страхования, разъяснительной работы  среди страхователей и населения  по вопросам социального страхования.

Доходы и расходы Фонда  социального страхования условно  можно разделить на три части (табл.1):

-страхование от временной утраты трудоспособности в связи с общими заболеваниями, материнством и смертью;

-страхование от несчастных случаев на производстве  и профессиональные заболевания;

-предоставление дополнительных льгот лицам, пострадавшим в результате последствий радиационных аварий, и ветеранам Великой Отечественной войны за счет средств федерального бюджета.


 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1.Источники образования ФСС

 

Плательщики перечисляют  в ФСС не всю начисленную сумму. В течении квартала оставленные  средства могут использоваться плательщиками  на выплату пособий по временной  нетрудоспособности и др. цели своих  работников. В конце года суммы  подлежат регулированию.

 

 

 

 

Таблица1 - Основные группы доходов Фонда социального страхования

Российской Федерации  и направления их использования

Группы доходов

Основные виды выплат

Единый социальный налог

Пособие по временной нетрудоспособности в результате общего заболевания  или уходом за больным членом семьи

Пособие по беременности и  родам

Пособие при постановке на учет при ранних сроках беременности

Пособие при рождении ребенка

Пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет

Пособие на погребение

Расходы на санаторно-курортное  лечение работников и членов их семей

Страховые взносы на социальное страхование от несчастных случаев  на производстве и профессиональных заболеваний

Пособие по временной нетрудоспособности в результате производственной травмы или профессионального заболевания

Единовременное пособие

Ежемесячное пособие

Оплата санаторно-курортного лечения, дополнительного медицинского ухода, расходов, связанных с социальной и профессиональной реабилитацией

Средства федерального бюджета

Оплата льгот при выплате  пособий и санаторно-курортному лечению лиц, пострадавших в результате радиационных катастроф, и ветеранов ВОВ


 

С 2001г. доходная часть фонда  формируется посредством следующих  поступлений:

    • отчислений от единого социального налога;
    • отчислений от сельхозналога;
    • отчислений от единого налога по упрощенной системе налогообложения;
    • отчислений от единого налога на вмененный доход;
    • страховых взносов субъектов хозяйствования по социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
    • средств федерального бюджета для покрытия расходов, связанных с предоставлением льгот лицам, пострадавшим в результате радиационных аварий и их последствий, а также в других установленных законодательством случаях;
    • доходов от размещения временно свободных средств Фонда;
    • добровольных взносов физических и юридических лиц;
    • прочих поступлений.

Страховые взносы не начисляются  на:

- средства избирательных  фондов кандидатов в депутаты  федеральных органов государственной  власти, представительных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, полученные и израсходованные на проведение избирательных кампаний;

- доходы, полученные от избирательных комиссий;

- фонд оплаты труда  иностранных физических лиц, привлекаемых на период реализации целевых социально-экономических программ жилищного строительства, создания, строительства и содержания центров профессиональной переподготовки военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы и членов их семей, осуществляемых за счет займов; кредитов и безвозмездной финансовой помощи, предоставляемых международными организациями и правительствами иностранных государств, иностранными физическими и юридическими лицами в соответствии с межправительственными и межгосударственными соглашениями;

- выплаты по договорам  гражданского-правового характера (подряда и др.). 

Фонды обязательного медицинского страхования – денежные фонды, предназначенные  для финансирования гарантированной  государством медицинской помощи населению. Данные фонды созданы в 1991г. в  соответствии с законом РСФСР  «Об обязательном медицинском страховании  в РСФСР» от 28 июля 1991г.

Медицинское страхование  осуществляется в дух видах: обязательном и добровольном.

Обязательное медицинское  страхования является всеобщим для  населения РФ  и реализуется  в соответствии с программами  медицинского страхования, которые  гарантируют объем и условия  оказания медицинской , лекарственной  помощи гражданам. Добровольное медицинское  страхование осуществляется на основании  программ  добровольного медицинского страхования и обеспечивает гражданам  получение добровольных медицинских  и иных услуг сверх установленных  программ обязательного медицинского страхования.

Финансовые средства фондов ОМС находятся в государственной  собственности и не входят в состав федерального и региональных бюджетов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

Рисунок 2.Средства федерального фонда ОМС

 

Финансовые средства Фонда  формируются за счет:

  • страховых взносов работодателей в виде отчислений от социального налога;
  • взносов территориальных фондов обязательного медицинского страхования на реализацию совместных программ, выполняемых на договорных началах;
  • ассигнований из федерального бюджета на выполнение республиканских программ обязательного медицинского страхования;
  • доходов от использования временно свободных финансовых средств федерального фонда;
  • добровольных взносов и иных поступлений, не запрещенных законодательством РФ.

 

 Территориальный фонд ОМС создается представительной властью субъектов федерации. Фонд осуществляет:

  • финансирование ОМС, проводимого страховыми медицинскими организациями, имеющими лицензии и заключившими договор ОМС;
  • финансово-кредитную деятельность по обеспечению системы ОМС; ·выравнивание финансовых ресурсов городов и районов, направляемых на проведение ОМС;
  • предоставление кредитов, в том числе льготных, страховщикам при обоснованной нехватке у них финансовых средств; ·накопление финансовых резервов;
  • контроль за рациональным использованием финансовых резервов.

Финансовые средства территориальных  фондов находятся в государственной  собственности РФ, не входят в состав бюджетов и других фондов и изъятию  не подлежат. Источники финансовых средств территориальных фондов представлены на рисунке 3.

Информация о работе Внебюджетные фонды