Внешнеторговая политика Республики Беларусь в период 2001 - 2005гг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 15:42, курсовая работа

Описание работы

Реализация этих задач предопределяет необходимость:
• создания политических, экономических и правовых условий для интеграции белорусской экономики в мирохозяйственные связи;
• дальнейшего развития взаимовыгодного многовекторного сотруд¬ничества со странами СНГ и дальнего зарубежья;
• развития взаимоотношений с международными экономически¬ми и финансовыми организациями;
• повышения конкурентоспособности отечественных товаров и услуг;
• ускоренного развития экспортоориентированных и импортозаме¬щающих производств;
• совершенствования методов защиты национального рынка для обеспечения экономической безопасности страны.

Содержание работы

Введение

1. Внешнеторговая политика.

2. Особенности внешнеторговой политики в Республике Беларусь.

2.1 Инструменты внешнеторговой политики страны на данном этапе.
2.2 Особенности политики протекционизма в Республике Беларусь.
2.3 Внешняя торговля Беларуси.
2.4 Перспектива присоединения Беларуси к Всемирной Торговой Организации

3. Внешнеторговая политика Республики Беларусь в период 2001 - 2005гг.

Заключение

Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 48.22 Кб (Скачать файл)

План 

 

 Введение 

 

1. Внешнеторговая политика.

 

2. Особенности внешнеторговой  политики в Республике Беларусь.

 

2.1 Инструменты внешнеторговой  политики страны на данном  этапе. 

2.2 Особенности политики  протекционизма в Республике  Беларусь.

2.3 Внешняя торговля Беларуси.

2.4 Перспектива присоединения  Беларуси к Всемирной Торговой  Организации 

 

3. Внешнеторговая политика  Республики Беларусь в период 2001 - 2005гг.

 

 Заключение 

 

 Список использованной  литературы 

 

 Введение 

 Международная торговля, как известно, основана на различиях,  существующих между странами  в климате, факторах производства, инновационных возможностях и  т.д. 

 Структуру мировой  торговли и торговой политики  различных стран может объяснить  концепция независимости, взаимодействия  и зависимости. Большая экономическая  зависимость страны означает  отсутствие некоторых товаров,  услуг и технологий. Ни одна  страна сейчас не стремится  к полной независимости, но  большинство стран старается  так сформировать структуру внешней  торговли, чтобы в минимальной  степени подвергаться опасности  иностранного контроля над спросом  и предложением. Отсюда вытекают  различные меры и инструменты  внешнеторговой политики: различные  таможенные пошлины (например, фискальные, протекционистские), квоты экспорта/ импорта, нетарифные барьеры (лицензирование, неоправданные стандарты качества  или безопасности поставок, ограничения  на поставку конкретных видов  товаров и т.д.), добровольные экспортные  ограничения. 

 Более подробная информация  об инструментах внешнеторговой  политики находится в первой  главе моей курсовой работы.

 Основными задачами  внешнеторговой деятельности Респуб¬лики  Беларусь на данном этапе развития  и в будущем являются создание  условий для обеспечения устой¬чивого  сбалансированного экономического  роста и повышение уров¬ня  благосостояния народа.

 Реализация этих задач  предопределяет необходимость: 

 • создания политических, экономических и правовых условий  для интеграции белорусской экономики  в мирохозяйственные связи; 

 • дальнейшего развития  взаимовыгодного многовекторного  сотруд¬ничества со странами  СНГ и дальнего зарубежья; 

 • развития взаимоотношений  с международными экономически¬ми  и финансовыми организациями; 

 • повышения конкурентоспособности  отечественных товаров и услуг; 

 • ускоренного развития  экспортоориентированных и импортозаме¬щающих  производств; 

 • совершенствования  методов защиты национального  рынка для обеспечения экономической  безопасности страны.

 Более подробно приоритетные  направления внешнеторговой деятельности  нашей страны описаны в третьей  главе. 

 Я считаю, что важнейшим  шагом на пути интеграции в  мировую экономику является реализация  мер по вступлению нашей страны  во Всемирную Торговую Организацию.  Беларусь в качестве члена  данной организации получит необходимый  инструментарий, а также опыт  защиты и отстаивания своих  торговых интересов в рамках  международной правовой системы,  чего не хватает нашему государству  сегодня. 

 Существующие тарифные  и нетарифные ограничения, особенности  протекционистской политики страны, комплекс мер по вступлению  во ВТО, а также некоторые  результаты внешней торговли  Республики Беларусь освящены  во второй главе работы.

 

1. Внешнеторговая политика.

 

 Международные отношения  — весьма сложный и часто  трудно предсказуемый спектр  связей, экономических и по¬литических  действий. Свое участие в международном  разде¬лении труда государства  определяют с учетом множественности  национальных интересов. Углубляясь  в международ¬ную специализацию  производства, государства тем не  менее оставляют за собой определенный "запас прочности" в раз¬витии  неспециализированных производств. [1,с.326] Политические мотивы могут  повлиять на торгово-экономические  отношения в любой момент и  тогда возникнут проблемы с  производством одних товаров  и сбытом других. Если страна  будет распола¬гать определенным  внутренним потенциалом для производ¬ства  ранее импортируемого товара или его заменителей, она легче преодолеет возникшие трудности. Поэтому для защиты интересов отечественного производства государства вводят различные ограничения.

 В рамках внешнеторговой  политики можно выделить две  основные группы инструментов: таможенно-тарифная  система и нетарифные ограничения,  такие как количественные огра¬ничения  и лицензионная система регулирования  экспорта-импорта, сред-ства форсирования  экспорта, торговые договоры и  соглашения. Тамо¬женная пошлина  и таможенный тариф выступают  основными эле¬ментами таможенно-тарифной  системы. 

 Таможенная пошлина  — простейший и исторически  первый ин¬струмент торговой  политики — это особый вид  налога, которым облагается товар  при пересечении таможенной границы.  Таможен¬ный тариф представляет  собой систематизированный свод  ставок таможенных пошлин. Таможенные  пошлины классифицируются:

 — по объекту взимания  — на импортные (ввозные), экспортные (вывозные) и транзитные;

 — по цели взимания - фискальные (на не производимые  в стране товары, и ставки по  ним, как правило, невысоки) и  протекционистские; 

 — по способу взимания  — адвалорные, специфические и  пошлины смешанного типа;

 — по стране происхождения  товара — максимальные, минимальные  и преференциальные;

 — по источнику установления  — автономные (устанавливаются государством  самостоятельно) и конвенциальные (вводимые  на основе двух- или многосторонних  соглашений);

 — по времени действия  — автономные (генеральные), временные  и сезонные;

 — антидемпинговая  пошлина, применяемая в отношении  импортных товаров, цена на  которые существенно ниже цены  конкурентов в стране-экспортере, а также при ценовой дифференциации, подрывающей позиции отечественных  производителей данного товара;

 — компенсационная  пошлина, устанавливаемая страной-импортером  с целью нейтрализации действий  субсидии или льготы, предоставляемой  страной-экспортером своим производителям. [2, с.18]

 Импортные пошлины  используются практически всеми  государствами. Экспортные и транзитные  пошлины применяются в основном  развивающимися странами и государствами  с переходной экономикой. Таможенный  тариф на экспорт вводится  в тех случаях, когда государство  целенаправленно субсидирует производство  ¬ределенного вида товара для  поддержания цены на уровне  ниже мирового. Кроме того, экспортный  тариф может стать источником  поступления средств в государственную  казну при острой нехватке  свободных денежных средств. Промышленно  развитые страны используют экспортные  пошлины крайне редко, а в  США налогообложение экспорта  вообще запрещено конституцией.

 Фискальные пошлины,  как правило, применяют¬ся в  отношении изделий, которые не  производятся внутри страны. Ставки  фискальных пошлин в основном  невелики, и их целью является  обеспечение феде¬рального бюджета  налоговыми поступлениями. 

 Протекционистские пошлины  предназначены для защиты местных  производителей от иностранной  конкуренции. Хотя протекционистские  пошлины, как правило, недостаточно  высоки для прекраще¬ния импорта иностранных товаров, они все же ста¬вят иностранного производителя в невыгодное кон¬курентное положение при торговле на внутреннем рынке. [3, с.825]

 Адвалорная пошлина  представляют собой определенную  процентную надбавку к цене  товара. Специфическая пош¬лина - определенная  денежная сумма, взимаемая с  объема, массы или штуки товара. Это связано с характером поставляемой  продукции: руда поставляется  в тоннах, нефть в галлонах, а  шкурки зверей в штуках. Их  проще облагать пошлиной в  сумме денег. Смешанные пошлины  предполагают одновременное использование  адвалорных и специфических пошлин.

 По степени применения  преобладают адвалорные, затем смешанные  и наименее распространены специфические  пошлины. Популярность адвалорных  пошлин объясняется простотой  расчета таможенного сбора, она  позволяет избежать риска недополучения  прибыли по причине неблагоприятных  колебаний валютных курсов и  повышения цен. 

 Максимальные, или общие,  пошлины предназначены для стран,  в торговых отношениях с которыми  не применяется режим наибольшего  благоприятствования или которые  проводят дискримина¬ционную торговую  политику по отношению к данной  стране. Ми¬нимальные используются  в тех случаях, когда заключены  торговые договоры о предоставлении  таможенных уступок и введении  режи¬ма наибольшего благоприятствования.  Преференциальные, или льготные, пошлины  устанавливаются для определенных  стран, в тор-говле с которыми  применяется льготный таможенный  режим; как правило, это развивающиеся  страны, и данные льготы носят  одно¬сторонний характер. [2, с.19]

 Распространенной формой  конкурентной борьбы на мировом  рынке является демпинг — установление  на экспортную продукцию более  низких цен в сравнении с  существующими ценами на аналогичную  продукцию на внутреннем рынке.  Демпинг — это довольно противо-речивое  явление. С одной стороны, от  него всегда оказываются в  выигрыше потребители, с другой  — он относится к форме нечест¬ной  конкуренции и поэтому преследуется  по закону.

 Источником финансирования  демпинговых цен может быть:

1) внутренний рынок, когда  на внутреннем рынке цена на  товар выше цены, по которой  данный товар предлагается на  внешнем рынке. Такая ситуация  возможна в том случае, когда  фирма-экс¬портер, занимая монопольное  положение на внутреннем рынке  при неэластичном спросе на  экспортируемый товар у себя  на родине, максимизирует прибыль  за счет роста цен на продукцию  для внут¬реннего потребления,  а на внешнем конкурентном  рынке максими-зация дохода достигается  за счет снижения цены и  увеличения объе¬мов продаж. Подобная  ситуация может иметь место  только на сегментированном рынке  — выравнивание цен внутреннего  и внешне¬го рынка затруднено  по причине изолированности первого; 

2) государственное субсидирование  как следствие целенаправленной  внешнеторговой политики государства.  Данный источник носит краткосрочный  характер, и его целью является  содействие национальным производителям  при выходе на перспективные  за¬рубежные рынки. Фактически  речь идет о ценовой стратегии  завое¬вания рынка. Однако данные  меры оправдываются только при  эла¬стичном спросе на внешнем  рынке, в противном случае, проникно¬вение  на рынок не будет гарантировано,  и затраченные средства не  окупятся;

3) валютный демпинг —  различие в темпах обесценения  нацио¬нальной валюты на внутреннем  и внешнем рынках,— при этом  темпы внутреннего обесценения  национальной валюты должны превышать  внешние. 

 Государство-импортер  вправе вводить антидемпинговые  пошли¬ны с целью защиты отечественных  производителей от демпинга. Однако  этому должно предшествовать  специальное расследование по  установлению факта демпинга  и выявлению ущерба от него. [4, с.35]

 В рамках многосторонней  системы регулирования торгово-экономических  отношений ГАТТ/ВТО (Генеральное  соглашение по тарифам и торговле/ Всемирная торговая организация)  признаны следующие критерии  определения демпинга:

 — размер демпинга  превышает 2 % от экспортной цены;

 — объем экспорта  по демпинговым ценам из страны-экспортера  превышает 3 % объема импорта аналогичных  товаров в страну- импортер;

 — импорт по демпинговым  ценам причиняет серьезный ущерб  отечественным производителям аналогичной  продукции. 

 Таможенная пошлина  — это традиционный источник  дохода государства. Например, до  введения подоходного налога  большая часть бюджета США  формировалась за счет поступлений  от уплаты таможенных пошлин. Однако настоящая цель их введения  заключается не столько в формировании  государственных доходов, сколько  в защите и поддержании отечественных  производителей. Именно данная сущность  таможенной пошлины была взята  за основу при отступлении  Великобритании в начале XIX века  от доктрины свободы торговли  в целях защиты сельского хозяйства.  На современном этапе уровень  таможенной защиты снижается.  С середины 50-х годов средняя  величина таможенных пошлин в  европейских странах и США  составляла 30—40 %, в 70-х годах она  уменьшилась до 7—10 %, а сейчас  колеблется в пределах 3—5 %. Большинство  государств предпочитают влиять  на внешнюю торговлю посредством  нетарифных ограничений. [2, с.20]

 Применение количественных  ограничений предопределяется кризисными  явлениями в экономике. Инструментом  количественных ограничений выступает  квота — установленный в натурально  или стоимостном выражении объем  товара, разрешенный к экспорту/импорту.  С помощью импортных квот устанавливаются  максимальные объемы товаров,  которые могут быть импортированы  за какой-то период времени.  Часто импортные квоты выступают  более эффективным средством  сдерживания международной торговли, чем пошлины. Несмотря на высокие  пошлины, определенное изделие  может импортироваться в относительно  больших количествах. Низкие же  импортные квоты полностью запрещают  импорт товара сверх определенного  количества. [3, с.826] Ограничение количества  экспортируемого или импортируемого  товара обычно подкрепляется  выдачей уполномоченным государственным  органом лицензий конкретной  фирме (специальная или индивидуальная  лицензия) или всем экспортерам/импортерам  определенного товара (открытая  генеральная лицензия).

Информация о работе Внешнеторговая политика Республики Беларусь в период 2001 - 2005гг