План
Введение
1. Внешнеторговая политика.
2. Особенности внешнеторговой
политики в Республике Беларусь.
2.1 Инструменты внешнеторговой
политики страны на данном
этапе.
2.2 Особенности политики
протекционизма в Республике
Беларусь.
2.3 Внешняя торговля Беларуси.
2.4 Перспектива присоединения
Беларуси к Всемирной Торговой
Организации
3. Внешнеторговая политика
Республики Беларусь в период
2001 - 2005гг.
Заключение
Список использованной
литературы
Введение
Международная торговля,
как известно, основана на различиях,
существующих между странами
в климате, факторах производства,
инновационных возможностях и
т.д.
Структуру мировой
торговли и торговой политики
различных стран может объяснить
концепция независимости, взаимодействия
и зависимости. Большая экономическая
зависимость страны означает
отсутствие некоторых товаров,
услуг и технологий. Ни одна
страна сейчас не стремится
к полной независимости, но
большинство стран старается
так сформировать структуру внешней
торговли, чтобы в минимальной
степени подвергаться опасности
иностранного контроля над спросом
и предложением. Отсюда вытекают
различные меры и инструменты
внешнеторговой политики: различные
таможенные пошлины (например, фискальные,
протекционистские), квоты экспорта/
импорта, нетарифные барьеры (лицензирование,
неоправданные стандарты качества
или безопасности поставок, ограничения
на поставку конкретных видов
товаров и т.д.), добровольные экспортные
ограничения.
Более подробная информация
об инструментах внешнеторговой
политики находится в первой
главе моей курсовой работы.
Основными задачами
внешнеторговой деятельности Респуб¬лики
Беларусь на данном этапе развития
и в будущем являются создание
условий для обеспечения устой¬чивого
сбалансированного экономического
роста и повышение уров¬ня
благосостояния народа.
Реализация этих задач
предопределяет необходимость:
• создания политических,
экономических и правовых условий
для интеграции белорусской экономики
в мирохозяйственные связи;
• дальнейшего развития
взаимовыгодного многовекторного
сотруд¬ничества со странами
СНГ и дальнего зарубежья;
• развития взаимоотношений
с международными экономически¬ми
и финансовыми организациями;
• повышения конкурентоспособности
отечественных товаров и услуг;
• ускоренного развития
экспортоориентированных и импортозаме¬щающих
производств;
• совершенствования
методов защиты национального
рынка для обеспечения экономической
безопасности страны.
Более подробно приоритетные
направления внешнеторговой деятельности
нашей страны описаны в третьей
главе.
Я считаю, что важнейшим
шагом на пути интеграции в
мировую экономику является реализация
мер по вступлению нашей страны
во Всемирную Торговую Организацию.
Беларусь в качестве члена
данной организации получит необходимый
инструментарий, а также опыт
защиты и отстаивания своих
торговых интересов в рамках
международной правовой системы,
чего не хватает нашему государству
сегодня.
Существующие тарифные
и нетарифные ограничения, особенности
протекционистской политики страны,
комплекс мер по вступлению
во ВТО, а также некоторые
результаты внешней торговли
Республики Беларусь освящены
во второй главе работы.
1. Внешнеторговая политика.
Международные отношения
— весьма сложный и часто
трудно предсказуемый спектр
связей, экономических и по¬литических
действий. Свое участие в международном
разде¬лении труда государства
определяют с учетом множественности
национальных интересов. Углубляясь
в международ¬ную специализацию
производства, государства тем не
менее оставляют за собой определенный
"запас прочности" в раз¬витии
неспециализированных производств.
[1,с.326] Политические мотивы могут
повлиять на торгово-экономические
отношения в любой момент и
тогда возникнут проблемы с
производством одних товаров
и сбытом других. Если страна
будет распола¬гать определенным
внутренним потенциалом для производ¬ства
ранее импортируемого товара или
его заменителей, она легче преодолеет
возникшие трудности. Поэтому для защиты
интересов отечественного производства
государства вводят различные ограничения.
В рамках внешнеторговой
политики можно выделить две
основные группы инструментов: таможенно-тарифная
система и нетарифные ограничения,
такие как количественные огра¬ничения
и лицензионная система регулирования
экспорта-импорта, сред-ства форсирования
экспорта, торговые договоры и
соглашения. Тамо¬женная пошлина
и таможенный тариф выступают
основными эле¬ментами таможенно-тарифной
системы.
Таможенная пошлина
— простейший и исторически
первый ин¬струмент торговой
политики — это особый вид
налога, которым облагается товар
при пересечении таможенной границы.
Таможен¬ный тариф представляет
собой систематизированный свод
ставок таможенных пошлин. Таможенные
пошлины классифицируются:
— по объекту взимания
— на импортные (ввозные), экспортные
(вывозные) и транзитные;
— по цели взимания
- фискальные (на не производимые
в стране товары, и ставки по
ним, как правило, невысоки) и
протекционистские;
— по способу взимания
— адвалорные, специфические и
пошлины смешанного типа;
— по стране происхождения
товара — максимальные, минимальные
и преференциальные;
— по источнику установления
— автономные (устанавливаются государством
самостоятельно) и конвенциальные (вводимые
на основе двух- или многосторонних
соглашений);
— по времени действия
— автономные (генеральные), временные
и сезонные;
— антидемпинговая
пошлина, применяемая в отношении
импортных товаров, цена на
которые существенно ниже цены
конкурентов в стране-экспортере,
а также при ценовой дифференциации,
подрывающей позиции отечественных
производителей данного товара;
— компенсационная
пошлина, устанавливаемая страной-импортером
с целью нейтрализации действий
субсидии или льготы, предоставляемой
страной-экспортером своим производителям.
[2, с.18]
Импортные пошлины
используются практически всеми
государствами. Экспортные и транзитные
пошлины применяются в основном
развивающимися странами и государствами
с переходной экономикой. Таможенный
тариф на экспорт вводится
в тех случаях, когда государство
целенаправленно субсидирует производство
¬ределенного вида товара для
поддержания цены на уровне
ниже мирового. Кроме того, экспортный
тариф может стать источником
поступления средств в государственную
казну при острой нехватке
свободных денежных средств. Промышленно
развитые страны используют экспортные
пошлины крайне редко, а в
США налогообложение экспорта
вообще запрещено конституцией.
Фискальные пошлины,
как правило, применяют¬ся в
отношении изделий, которые не
производятся внутри страны. Ставки
фискальных пошлин в основном
невелики, и их целью является
обеспечение феде¬рального бюджета
налоговыми поступлениями.
Протекционистские пошлины
предназначены для защиты местных
производителей от иностранной
конкуренции. Хотя протекционистские
пошлины, как правило, недостаточно
высоки для прекраще¬ния импорта иностранных
товаров, они все же ста¬вят иностранного
производителя в невыгодное кон¬курентное
положение при торговле на внутреннем
рынке. [3, с.825]
Адвалорная пошлина
представляют собой определенную
процентную надбавку к цене
товара. Специфическая пош¬лина - определенная
денежная сумма, взимаемая с
объема, массы или штуки товара.
Это связано с характером поставляемой
продукции: руда поставляется
в тоннах, нефть в галлонах, а
шкурки зверей в штуках. Их
проще облагать пошлиной в
сумме денег. Смешанные пошлины
предполагают одновременное использование
адвалорных и специфических пошлин.
По степени применения
преобладают адвалорные, затем смешанные
и наименее распространены специфические
пошлины. Популярность адвалорных
пошлин объясняется простотой
расчета таможенного сбора, она
позволяет избежать риска недополучения
прибыли по причине неблагоприятных
колебаний валютных курсов и
повышения цен.
Максимальные, или общие,
пошлины предназначены для стран,
в торговых отношениях с которыми
не применяется режим наибольшего
благоприятствования или которые
проводят дискримина¬ционную торговую
политику по отношению к данной
стране. Ми¬нимальные используются
в тех случаях, когда заключены
торговые договоры о предоставлении
таможенных уступок и введении
режи¬ма наибольшего благоприятствования.
Преференциальные, или льготные, пошлины
устанавливаются для определенных
стран, в тор-говле с которыми
применяется льготный таможенный
режим; как правило, это развивающиеся
страны, и данные льготы носят
одно¬сторонний характер. [2, с.19]
Распространенной формой
конкурентной борьбы на мировом
рынке является демпинг — установление
на экспортную продукцию более
низких цен в сравнении с
существующими ценами на аналогичную
продукцию на внутреннем рынке.
Демпинг — это довольно противо-речивое
явление. С одной стороны, от
него всегда оказываются в
выигрыше потребители, с другой
— он относится к форме нечест¬ной
конкуренции и поэтому преследуется
по закону.
Источником финансирования
демпинговых цен может быть:
1) внутренний рынок, когда
на внутреннем рынке цена на
товар выше цены, по которой
данный товар предлагается на
внешнем рынке. Такая ситуация
возможна в том случае, когда
фирма-экс¬портер, занимая монопольное
положение на внутреннем рынке
при неэластичном спросе на
экспортируемый товар у себя
на родине, максимизирует прибыль
за счет роста цен на продукцию
для внут¬реннего потребления,
а на внешнем конкурентном
рынке максими-зация дохода достигается
за счет снижения цены и
увеличения объе¬мов продаж. Подобная
ситуация может иметь место
только на сегментированном рынке
— выравнивание цен внутреннего
и внешне¬го рынка затруднено
по причине изолированности первого;
2) государственное субсидирование
как следствие целенаправленной
внешнеторговой политики государства.
Данный источник носит краткосрочный
характер, и его целью является
содействие национальным производителям
при выходе на перспективные
за¬рубежные рынки. Фактически
речь идет о ценовой стратегии
завое¬вания рынка. Однако данные
меры оправдываются только при
эла¬стичном спросе на внешнем
рынке, в противном случае, проникно¬вение
на рынок не будет гарантировано,
и затраченные средства не
окупятся;
3) валютный демпинг —
различие в темпах обесценения
нацио¬нальной валюты на внутреннем
и внешнем рынках,— при этом
темпы внутреннего обесценения
национальной валюты должны превышать
внешние.
Государство-импортер
вправе вводить антидемпинговые
пошли¬ны с целью защиты отечественных
производителей от демпинга. Однако
этому должно предшествовать
специальное расследование по
установлению факта демпинга
и выявлению ущерба от него.
[4, с.35]
В рамках многосторонней
системы регулирования торгово-экономических
отношений ГАТТ/ВТО (Генеральное
соглашение по тарифам и торговле/
Всемирная торговая организация)
признаны следующие критерии
определения демпинга:
— размер демпинга
превышает 2 % от экспортной цены;
— объем экспорта
по демпинговым ценам из страны-экспортера
превышает 3 % объема импорта аналогичных
товаров в страну- импортер;
— импорт по демпинговым
ценам причиняет серьезный ущерб
отечественным производителям аналогичной
продукции.
Таможенная пошлина
— это традиционный источник
дохода государства. Например, до
введения подоходного налога
большая часть бюджета США
формировалась за счет поступлений
от уплаты таможенных пошлин.
Однако настоящая цель их введения
заключается не столько в формировании
государственных доходов, сколько
в защите и поддержании отечественных
производителей. Именно данная сущность
таможенной пошлины была взята
за основу при отступлении
Великобритании в начале XIX века
от доктрины свободы торговли
в целях защиты сельского хозяйства.
На современном этапе уровень
таможенной защиты снижается.
С середины 50-х годов средняя
величина таможенных пошлин в
европейских странах и США
составляла 30—40 %, в 70-х годах она
уменьшилась до 7—10 %, а сейчас
колеблется в пределах 3—5 %. Большинство
государств предпочитают влиять
на внешнюю торговлю посредством
нетарифных ограничений. [2, с.20]
Применение количественных
ограничений предопределяется кризисными
явлениями в экономике. Инструментом
количественных ограничений выступает
квота — установленный в натурально
или стоимостном выражении объем
товара, разрешенный к экспорту/импорту.
С помощью импортных квот устанавливаются
максимальные объемы товаров,
которые могут быть импортированы
за какой-то период времени.
Часто импортные квоты выступают
более эффективным средством
сдерживания международной торговли,
чем пошлины. Несмотря на высокие
пошлины, определенное изделие
может импортироваться в относительно
больших количествах. Низкие же
импортные квоты полностью запрещают
импорт товара сверх определенного
количества. [3, с.826] Ограничение количества
экспортируемого или импортируемого
товара обычно подкрепляется
выдачей уполномоченным государственным
органом лицензий конкретной
фирме (специальная или индивидуальная
лицензия) или всем экспортерам/импортерам
определенного товара (открытая
генеральная лицензия).