Внешнеторговая политика Республики Беларусь в период 2001 - 2005гг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 15:42, курсовая работа

Описание работы

Реализация этих задач предопределяет необходимость:
• создания политических, экономических и правовых условий для интеграции белорусской экономики в мирохозяйственные связи;
• дальнейшего развития взаимовыгодного многовекторного сотруд¬ничества со странами СНГ и дальнего зарубежья;
• развития взаимоотношений с международными экономически¬ми и финансовыми организациями;
• повышения конкурентоспособности отечественных товаров и услуг;
• ускоренного развития экспортоориентированных и импортозаме¬щающих производств;
• совершенствования методов защиты национального рынка для обеспечения экономической безопасности страны.

Содержание работы

Введение

1. Внешнеторговая политика.

2. Особенности внешнеторговой политики в Республике Беларусь.

2.1 Инструменты внешнеторговой политики страны на данном этапе.
2.2 Особенности политики протекционизма в Республике Беларусь.
2.3 Внешняя торговля Беларуси.
2.4 Перспектива присоединения Беларуси к Всемирной Торговой Организации

3. Внешнеторговая политика Республики Беларусь в период 2001 - 2005гг.

Заключение

Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 48.22 Кб (Скачать файл)

 Следует различать  лицензирование как самостоятельный  инструмент внешнеторговой политики, позволяющий государству осуществлять  наблюдение и контроль за экспортно-импортным  товародвижением, а в случае  необходимости своевременно вводить  ограничительные меры, и как инструмент  реализации квотирования.

 Отличие квоты от  тарифа заключается в том, что  при введении квоты государство  не получает дохода. Однако квотирование  является более гибким в сравнении  с таможенным тарифом инструментом  внешнеторговой политики, поскольку  любое изменение тари¬фов требует  соответствующей регламентации  в национальном зако¬нодательстве  и/или международных правовых  актах. Кроме того, использование  квот придает внешнеторговой  политике более селективный характер  распределяя лицензии, государство  может оказы¬вать прямую адресную  поддержку целевых предприятий. 

 Считается, что промышленно  развитые государства практически  не используют во внешнеторговой  политике количественные огра¬ничения. Однако здесь квота трансформирована  в добровольное ограничение экспорта. В этом случае иностранные  фирмы «добровольно» ограничивают  объем своего экспорта в определенные  страны. Экспортеры дают согласие  на добровольные экспортные ограничения  в надежде избежать более жестких  торговых барьеров. Так, японские  автомобилестроители под угрозой  введения США более высоких  тарифов или низких импортных  квот согласились на введение  добровольных экспортных ограничений  на свой экспорт в США. [3, с.826] С экономической точки зрения  сущность добровольно¬го ограничения  экспорта аналогична квоте, фактически  это не что иное, как квотирование  экспорта экспортером 

 Среди средств стимулирования  экспорта следует отметить госу¬дарственное  субсидирование экспорта, государственное  страхование экспортных кредитов. Государственное субсидирование  экспорта ма¬териализовано в  прямых, скрытых и косвенных формах. Прямое субси¬дирование выступает  в форме экспортных премий, выплачиваемых  экспортеру с целью возмещения  части цены или себестоимости  эк¬спортируемой продукции. Экспортная  субсидия — это по сути раз¬ница  между низкой мировой ценой  и ценой внутреннего рынка  или межстрановая разница в  издержках производства Прямое  субсиди-рование носит временный  характер, г к его цель состоит  в "расчи¬стке" пути для отечественных  товаров на зарубежные рынки  и их адаптации к внешним  условиям. Косвенное субсидирование  означает систему налоговых льгот  (освобождение от прямых и косвенных  налогов, льготные ставки налогов), скрытое подразумевает приме¬нение  конкретных мер форсирования  экспорта — беспошлинный ввоз  сырья для производства товаров  на экспорт, льготные транс¬портные  тарифы и т. д. [2, с.21]

 К нетарифным мерам  можно отнести и различные  административ¬ные барьеры, с  помощью которых государство  неформальным об¬разом ограничивает  импорт Таможенные формальности, техниче¬ские и санитарные стандарты,  требования к упаковке и маркировке  и т. п. могут стать препятствием  для развития торговых отношений. 

 Торговля даже между  государствами — членами Европейского  Союза (ЕС) может сдерживаться  умышленными препятствиями, выдаваемыми  за постановления, введенные в  целях безопасности и гарантии  здоровья потребителей. В 1979 г  Европейский суд при¬знал неправомочным  введенный Германией запрет на  импорт фран¬цузского ликера Cassis de Dijon, т к маркировка алкогольного  на¬питка содержала достаточную  информацию о его составе. Это  ре¬шение суда ввело в практику  государств ЕС принцип "взаимного  признания", который стал одним  из основных постулатов построе¬ния  единого рынка Европы, причем  не только товарного Данный  принцип применяется и в отношении  товаров, импортируемых из третьих  стран, если они уже находятся  в свободном обращении на территории  одного из государств-членов Европейский  суд подтвер¬дил свою приверженность  к упразднению пракгики дискримина¬ции  торговых отношений еще рядом  решении, вынесенных по воп¬росам  качества пива, молочных продуктов  и колбасных изделии, реализуемых  на территории Евросоюза. 

 Непосредственное участие  государства во внешней торговле  и крайняя его форма — государственная  монополия во внешней тор¬говле  — также относятся к нетарифным  ограничениям. Государство разрабатывает  и реализует основные направления  внешнеэкономической, и в частности  внешнеторговой, политики, порядок  квотиро¬вания и лицензирования  ВЭД, определяет систему национальных  стандартов и т. д. Посредством  системы государственных закупок,  как косвенного инструмента протекционизма, отдается явное предпочте¬ние  отечественным производителям, реализующим  свою продукцию даже по более  высоким ценам, чем зарубежные  производители 

 Инструменты валютно-финансовой  политики, заложенные в ме¬ханизм  платежей, могут быть трансформированы  в нетарифные ог¬раничения через  призму торгово-экономических целей.  Помимо игры на колебаниях  валютного курса в данной группе  нетарифных огра-ничений особое  место занимает импортный депозит,  который мож¬но дефинировать  как обязательный предварительный  залог, вносимый импортером в  свой банк перед закупкой иностранного  товара. Сумма залога зависит  от стоимости сделки. Импортер  не получает процен¬ты по депозиту  и по истечении определенного  времени, как прави¬ло, нескольких  месяцев с момента окончательного  совершения внеш¬неторговой операции, ему возвращается размер залога.

 Протекционистская сущность  импортного депозита заключается  в том, что: 

 — он увеличивает  совокупные издержки импортера  по соверша¬емой операции, что  неминуемо сказывается на повышении  цены импортного товара;

 — импортер вынужден  предоставлять банку беспроцентный  кре¬дит, отвлекая денежные средства, которые могли бы работать;

 — на макроуровне  происходит замораживание и изъятие  из об¬ращения на срок значительных  денежных сумм. Это ведет к  сниже¬нию платежеспособности отечественных  потребителей, что выра¬жается, в  частности, падением спроса на  импортные товары, вклю¬чая и  те, которые не подпадают под  импортный депозит. [2, с.23]

 

 Необходимо отметить, что последствия ограничений  в торговле могут быть различными. Так, торговые барьеры несут  в себе определенные созидатель¬ные  функции относительно интересов  развития отечествен¬ного производства, формирования государственных дохо¬дов, соотношения экспортно-импортных  поступлений. Од¬нако введение  таможенных тарифов и ограничений  имеет и негативные экономические  последствия. Эти последствия  носят прямой и косвенный характер.

 Прямые негативные  последствия торговых барьеров  состоят, например, в том, что  введение пошлин повышает цены  на товары, заставляя потребителей  нести большие расходы на приобретаемую  продукцию. Одновременно ме¬няются  потребительские вкусы населения.  На экспорт каждая страна направляет  свою лучшую продукцию, если  же вводятся пошлины, то приобретение  данных товаров ограничивается. Расходы населения переадресовываются  на приобретение менее желанных  товаров и услуг. Теря¬ются  не только чисто потребительские,  но и нравственно-эстетические, духовные  ценности личности.

 Введение пошлин и  других ограничений часто приводит  к оживлению не лучших отечественных  отраслей экономи¬ки. Импульс развития  часто получает местная промышлен-ность,  перераспределяя ограниченные ресурсы в свою сферу деятельности и тем самым предопределяя далеко не лучшую структурную перестройку экономики.

 Следует учитывать  также тот факт, что субъекты  как международного, так и внутреннего  рынка тесно связаны между  собой. От таможенных тарифов,  вводимых в одной стране, страдают  производства других стран. 

 Следующий момент, на  который следует обратить вни¬мание,  состоит в том, что получаемые  пошлины являются в сущности  не чем иным, как перераспределением  доходов от потребителей в  пользу государства и поэтому  не влияют на повышение благосостояния  общества в целом: государ¬ство  выигрывает то, что теряет потребитель.  Это прямые последствия торговых  ограничений. 

 Косвенные последствия  торговых барьеров выражают¬ся  в том, что пошлины сопровождаются  неверной перепрофилизацией, переориентацией  производства. Преимущест-во часто  получают производства, не обладающие  сравни¬тельным преимуществом в  использовании ресурсов.

 Введение пошлин и  других ограничений вызывает  со¬кращение мировой торговли  и объемов реального мирового  производства. В результате относительно  ограничивается мировое потребление,  сужается сфера социальных жизнен¬ных  условий человечества. [1, с.329]

 

 В системе регулирования  внешней торговли можно выделить  два уровня: национальный и наднациональный.  Достичь прогресса в раз¬витии  международной торговли невозможно, проводя торговую по¬литику лишь  с учетом внутренних реалий. Это  предопределило не¬обходимость  проведения торговых переговоров  и заключения по их итогам  торговых договоров и соглашений. До Второй мировой вой¬ны либерализация  внешней торговли проводилась  главным образом на двусторонней  основе, однако затем были предприняты  попытки международной координации  торговой политики посредством  мно-госторонних соглашений. [2, с.25]

 Действующая с 1 января 1995 г. Всемирная торговая организа¬ция (ВТО), преемница функционирующего  с 1948 г. Генерального соглашения  по тарифам и торговли (ГАТТ), является "стержнем" международной системы  регулирования торговли. Членство  страны в ВТО служит определенной  гарантией соблюдения ее интересов  другими странами при неукоснительном  соблюдении и выполне¬нии страной  договоренности о мерах регулирования  внешней тор¬говли. Сегодня для  мировой экономики характерен  перенос центра тяжести с внутринационального  регулирования на региональный  и интернациональный уровни на  базе международных организаций.  Данный факт позволяет сделать  вывод об укреплении позиций  ВТО в регулировании международной  торговли. В условиях растущей  вза¬имозависимости национальных  экономик любая попытка добиться  эффективного регулирования ВЭД  без учета международно признан¬ных  механизмов видится бесперспективной. Мировой опыт нагляд¬но продемонстрировал,  что открытие экономики для  международ¬ной торговли — это  один из путей интеграции в  мирохозяйствен¬ную систему. Однако  проходить его нужно поэтапно, по мере адап¬тации национальной  экономики, иначе говоря, в соответствии  с ди-намикой ее реформирования.

2. Основные инструменты  внешнеторговой политики.

 Инструменты внешнеторговой  политики страны на данном  этапе. 

 

 В республике в настоящее  время действует ряд мер тарифного  и нетарифного регулирования,  направленных на стимулирование  экспорта и развитие экспортных  производств. 

 Предусмотрены льготы  предпринимателям- экспортерам при  ввозе ими сырья материалов  и комплектующих, используемых  для про¬изводства экспортной  продукции. 

 В частности, при  таможенном оформлении комплектующих,  запасных частей, материа-лов и  сырья, ввозимых в Республику  Беларусь для изготовления экспортной  продукции, та-моженными органами  предоставляется от¬срочка уплаты  таможенной пошлины и НДС до  шести месяцев со дня выпуска  этих товаров для свободного  обращения, без уплаты про¬центов  за ее использование. В случае  вывоза этих товаров в составе  готовой продукции в указанный  срок за пределы таможенных  тер¬риторий Республики Беларусь  и Российской Федерации таможенная  пошлина и НДС не взимаются. [5, с.67]

 Мировая практика освобождения  нацио¬нального экспорта от косвенного  налогообло-жения находит свое  выражение в освобожде¬нии белорусского  экспорта в дальнее зарубежье  от уплаты налога на добавленную  стоимость и акцизов. 

 Среди мер тарифного  регулирования за¬служивают внимания  льготы, преду¬смотренные для резидентов  свободных эко¬номических зон,  создаваемых на территории Республики  Беларусь. Все товары, ввозимые на  территорию СЭЗ, освобождаются  от упла¬ты таможенных платежей, за исключением сборов за таможенное  оформление. Товары, происходящие из  СЭЗ, освобождаются от уп¬латы  таможенных платежей и применения  мер экономической политики в  случае вывоза этих товаров  за пределы таможенной терри¬тории  Республики Беларусь.

 Освобождаются от обложения  налогом на добавленную стоимость,  таможенными пош-линами и акцизами  товары, предназначенные для производственных  целей, ввозимые юри-дическими  лицами на таможенную террито¬рию  Республики Беларусь по контрактам, платежи по которым вносятся  за счет иност¬ранных кредитов, выданных под гарантии Правительства  Республики Беларусь.

 Освобождаются от обложения  таможен¬ной пошлиной и налогом  на добавленную стоимость товары, ввозимые на таможенную территорию  Республики Беларусь в качестве  вклада иностранных участников  в уставный фонд предприятий  с иностранными инвести-циями,  при условии, что эти товары  относятся к основным производственным  фондам.

Информация о работе Внешнеторговая политика Республики Беларусь в период 2001 - 2005гг