Следует различать
лицензирование как самостоятельный
инструмент внешнеторговой политики,
позволяющий государству осуществлять
наблюдение и контроль за экспортно-импортным
товародвижением, а в случае
необходимости своевременно вводить
ограничительные меры, и как инструмент
реализации квотирования.
Отличие квоты от
тарифа заключается в том, что
при введении квоты государство
не получает дохода. Однако квотирование
является более гибким в сравнении
с таможенным тарифом инструментом
внешнеторговой политики, поскольку
любое изменение тари¬фов требует
соответствующей регламентации
в национальном зако¬нодательстве
и/или международных правовых
актах. Кроме того, использование
квот придает внешнеторговой
политике более селективный характер
распределяя лицензии, государство
может оказы¬вать прямую адресную
поддержку целевых предприятий.
Считается, что промышленно
развитые государства практически
не используют во внешнеторговой
политике количественные огра¬ничения.
Однако здесь квота трансформирована
в добровольное ограничение экспорта.
В этом случае иностранные
фирмы «добровольно» ограничивают
объем своего экспорта в определенные
страны. Экспортеры дают согласие
на добровольные экспортные ограничения
в надежде избежать более жестких
торговых барьеров. Так, японские
автомобилестроители под угрозой
введения США более высоких
тарифов или низких импортных
квот согласились на введение
добровольных экспортных ограничений
на свой экспорт в США. [3, с.826]
С экономической точки зрения
сущность добровольно¬го ограничения
экспорта аналогична квоте, фактически
это не что иное, как квотирование
экспорта экспортером
Среди средств стимулирования
экспорта следует отметить госу¬дарственное
субсидирование экспорта, государственное
страхование экспортных кредитов.
Государственное субсидирование
экспорта ма¬териализовано в
прямых, скрытых и косвенных формах.
Прямое субси¬дирование выступает
в форме экспортных премий, выплачиваемых
экспортеру с целью возмещения
части цены или себестоимости
эк¬спортируемой продукции. Экспортная
субсидия — это по сути раз¬ница
между низкой мировой ценой
и ценой внутреннего рынка
или межстрановая разница в
издержках производства Прямое
субсиди-рование носит временный
характер, г к его цель состоит
в "расчи¬стке" пути для отечественных
товаров на зарубежные рынки
и их адаптации к внешним
условиям. Косвенное субсидирование
означает систему налоговых льгот
(освобождение от прямых и косвенных
налогов, льготные ставки налогов),
скрытое подразумевает приме¬нение
конкретных мер форсирования
экспорта — беспошлинный ввоз
сырья для производства товаров
на экспорт, льготные транс¬портные
тарифы и т. д. [2, с.21]
К нетарифным мерам
можно отнести и различные
административ¬ные барьеры, с
помощью которых государство
неформальным об¬разом ограничивает
импорт Таможенные формальности,
техниче¬ские и санитарные стандарты,
требования к упаковке и маркировке
и т. п. могут стать препятствием
для развития торговых отношений.
Торговля даже между
государствами — членами Европейского
Союза (ЕС) может сдерживаться
умышленными препятствиями, выдаваемыми
за постановления, введенные в
целях безопасности и гарантии
здоровья потребителей. В 1979 г
Европейский суд при¬знал неправомочным
введенный Германией запрет на
импорт фран¬цузского ликера Cassis
de Dijon, т к маркировка алкогольного
на¬питка содержала достаточную
информацию о его составе. Это
ре¬шение суда ввело в практику
государств ЕС принцип "взаимного
признания", который стал одним
из основных постулатов построе¬ния
единого рынка Европы, причем
не только товарного Данный
принцип применяется и в отношении
товаров, импортируемых из третьих
стран, если они уже находятся
в свободном обращении на территории
одного из государств-членов Европейский
суд подтвер¬дил свою приверженность
к упразднению пракгики дискримина¬ции
торговых отношений еще рядом
решении, вынесенных по воп¬росам
качества пива, молочных продуктов
и колбасных изделии, реализуемых
на территории Евросоюза.
Непосредственное участие
государства во внешней торговле
и крайняя его форма — государственная
монополия во внешней тор¬говле
— также относятся к нетарифным
ограничениям. Государство разрабатывает
и реализует основные направления
внешнеэкономической, и в частности
внешнеторговой, политики, порядок
квотиро¬вания и лицензирования
ВЭД, определяет систему национальных
стандартов и т. д. Посредством
системы государственных закупок,
как косвенного инструмента протекционизма,
отдается явное предпочте¬ние
отечественным производителям, реализующим
свою продукцию даже по более
высоким ценам, чем зарубежные
производители
Инструменты валютно-финансовой
политики, заложенные в ме¬ханизм
платежей, могут быть трансформированы
в нетарифные ог¬раничения через
призму торгово-экономических целей.
Помимо игры на колебаниях
валютного курса в данной группе
нетарифных огра-ничений особое
место занимает импортный депозит,
который мож¬но дефинировать
как обязательный предварительный
залог, вносимый импортером в
свой банк перед закупкой иностранного
товара. Сумма залога зависит
от стоимости сделки. Импортер
не получает процен¬ты по депозиту
и по истечении определенного
времени, как прави¬ло, нескольких
месяцев с момента окончательного
совершения внеш¬неторговой операции,
ему возвращается размер залога.
Протекционистская сущность
импортного депозита заключается
в том, что:
— он увеличивает
совокупные издержки импортера
по соверша¬емой операции, что
неминуемо сказывается на повышении
цены импортного товара;
— импортер вынужден
предоставлять банку беспроцентный
кре¬дит, отвлекая денежные средства,
которые могли бы работать;
— на макроуровне
происходит замораживание и изъятие
из об¬ращения на срок значительных
денежных сумм. Это ведет к
сниже¬нию платежеспособности отечественных
потребителей, что выра¬жается, в
частности, падением спроса на
импортные товары, вклю¬чая и
те, которые не подпадают под
импортный депозит. [2, с.23]
Необходимо отметить,
что последствия ограничений
в торговле могут быть различными.
Так, торговые барьеры несут
в себе определенные созидатель¬ные
функции относительно интересов
развития отечествен¬ного производства,
формирования государственных дохо¬дов,
соотношения экспортно-импортных
поступлений. Од¬нако введение
таможенных тарифов и ограничений
имеет и негативные экономические
последствия. Эти последствия
носят прямой и косвенный характер.
Прямые негативные
последствия торговых барьеров
состоят, например, в том, что
введение пошлин повышает цены
на товары, заставляя потребителей
нести большие расходы на приобретаемую
продукцию. Одновременно ме¬няются
потребительские вкусы населения.
На экспорт каждая страна направляет
свою лучшую продукцию, если
же вводятся пошлины, то приобретение
данных товаров ограничивается.
Расходы населения переадресовываются
на приобретение менее желанных
товаров и услуг. Теря¬ются
не только чисто потребительские,
но и нравственно-эстетические, духовные
ценности личности.
Введение пошлин и
других ограничений часто приводит
к оживлению не лучших отечественных
отраслей экономи¬ки. Импульс развития
часто получает местная промышлен-ность,
перераспределяя ограниченные ресурсы
в свою сферу деятельности и тем самым
предопределяя далеко не лучшую структурную
перестройку экономики.
Следует учитывать
также тот факт, что субъекты
как международного, так и внутреннего
рынка тесно связаны между
собой. От таможенных тарифов,
вводимых в одной стране, страдают
производства других стран.
Следующий момент, на
который следует обратить вни¬мание,
состоит в том, что получаемые
пошлины являются в сущности
не чем иным, как перераспределением
доходов от потребителей в
пользу государства и поэтому
не влияют на повышение благосостояния
общества в целом: государ¬ство
выигрывает то, что теряет потребитель.
Это прямые последствия торговых
ограничений.
Косвенные последствия
торговых барьеров выражают¬ся
в том, что пошлины сопровождаются
неверной перепрофилизацией, переориентацией
производства. Преимущест-во часто
получают производства, не обладающие
сравни¬тельным преимуществом в
использовании ресурсов.
Введение пошлин и
других ограничений вызывает
со¬кращение мировой торговли
и объемов реального мирового
производства. В результате относительно
ограничивается мировое потребление,
сужается сфера социальных жизнен¬ных
условий человечества. [1, с.329]
В системе регулирования
внешней торговли можно выделить
два уровня: национальный и наднациональный.
Достичь прогресса в раз¬витии
международной торговли невозможно,
проводя торговую по¬литику лишь
с учетом внутренних реалий. Это
предопределило не¬обходимость
проведения торговых переговоров
и заключения по их итогам
торговых договоров и соглашений.
До Второй мировой вой¬ны либерализация
внешней торговли проводилась
главным образом на двусторонней
основе, однако затем были предприняты
попытки международной координации
торговой политики посредством
мно-госторонних соглашений. [2, с.25]
Действующая с 1 января
1995 г. Всемирная торговая организа¬ция
(ВТО), преемница функционирующего
с 1948 г. Генерального соглашения
по тарифам и торговли (ГАТТ), является
"стержнем" международной системы
регулирования торговли. Членство
страны в ВТО служит определенной
гарантией соблюдения ее интересов
другими странами при неукоснительном
соблюдении и выполне¬нии страной
договоренности о мерах регулирования
внешней тор¬говли. Сегодня для
мировой экономики характерен
перенос центра тяжести с внутринационального
регулирования на региональный
и интернациональный уровни на
базе международных организаций.
Данный факт позволяет сделать
вывод об укреплении позиций
ВТО в регулировании международной
торговли. В условиях растущей
вза¬имозависимости национальных
экономик любая попытка добиться
эффективного регулирования ВЭД
без учета международно признан¬ных
механизмов видится бесперспективной.
Мировой опыт нагляд¬но продемонстрировал,
что открытие экономики для
международ¬ной торговли — это
один из путей интеграции в
мирохозяйствен¬ную систему. Однако
проходить его нужно поэтапно,
по мере адап¬тации национальной
экономики, иначе говоря, в соответствии
с ди-намикой ее реформирования.
2. Основные инструменты
внешнеторговой политики.
Инструменты внешнеторговой
политики страны на данном
этапе.
В республике в настоящее
время действует ряд мер тарифного
и нетарифного регулирования,
направленных на стимулирование
экспорта и развитие экспортных
производств.
Предусмотрены льготы
предпринимателям- экспортерам при
ввозе ими сырья материалов
и комплектующих, используемых
для про¬изводства экспортной
продукции.
В частности, при
таможенном оформлении комплектующих,
запасных частей, материа-лов и
сырья, ввозимых в Республику
Беларусь для изготовления экспортной
продукции, та-моженными органами
предоставляется от¬срочка уплаты
таможенной пошлины и НДС до
шести месяцев со дня выпуска
этих товаров для свободного
обращения, без уплаты про¬центов
за ее использование. В случае
вывоза этих товаров в составе
готовой продукции в указанный
срок за пределы таможенных
тер¬риторий Республики Беларусь
и Российской Федерации таможенная
пошлина и НДС не взимаются.
[5, с.67]
Мировая практика освобождения
нацио¬нального экспорта от косвенного
налогообло-жения находит свое
выражение в освобожде¬нии белорусского
экспорта в дальнее зарубежье
от уплаты налога на добавленную
стоимость и акцизов.
Среди мер тарифного
регулирования за¬служивают внимания
льготы, преду¬смотренные для резидентов
свободных эко¬номических зон,
создаваемых на территории Республики
Беларусь. Все товары, ввозимые на
территорию СЭЗ, освобождаются
от упла¬ты таможенных платежей,
за исключением сборов за таможенное
оформление. Товары, происходящие из
СЭЗ, освобождаются от уп¬латы
таможенных платежей и применения
мер экономической политики в
случае вывоза этих товаров
за пределы таможенной терри¬тории
Республики Беларусь.
Освобождаются от обложения
налогом на добавленную стоимость,
таможенными пош-линами и акцизами
товары, предназначенные для производственных
целей, ввозимые юри-дическими
лицами на таможенную террито¬рию
Республики Беларусь по контрактам,
платежи по которым вносятся
за счет иност¬ранных кредитов,
выданных под гарантии Правительства
Республики Беларусь.
Освобождаются от обложения
таможен¬ной пошлиной и налогом
на добавленную стоимость товары,
ввозимые на таможенную территорию
Республики Беларусь в качестве
вклада иностранных участников
в уставный фонд предприятий
с иностранными инвести-циями,
при условии, что эти товары
относятся к основным производственным
фондам.