Внешнеторговая политика Республики Беларусь в период 2001 - 2005гг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 15:42, курсовая работа

Описание работы

Реализация этих задач предопределяет необходимость:
• создания политических, экономических и правовых условий для интеграции белорусской экономики в мирохозяйственные связи;
• дальнейшего развития взаимовыгодного многовекторного сотруд¬ничества со странами СНГ и дальнего зарубежья;
• развития взаимоотношений с международными экономически¬ми и финансовыми организациями;
• повышения конкурентоспособности отечественных товаров и услуг;
• ускоренного развития экспортоориентированных и импортозаме¬щающих производств;
• совершенствования методов защиты национального рынка для обеспечения экономической безопасности страны.

Содержание работы

Введение

1. Внешнеторговая политика.

2. Особенности внешнеторговой политики в Республике Беларусь.

2.1 Инструменты внешнеторговой политики страны на данном этапе.
2.2 Особенности политики протекционизма в Республике Беларусь.
2.3 Внешняя торговля Беларуси.
2.4 Перспектива присоединения Беларуси к Всемирной Торговой Организации

3. Внешнеторговая политика Республики Беларусь в период 2001 - 2005гг.

Заключение

Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 48.22 Кб (Скачать файл)

 В секторе услуг  основное тре¬бование ВТО - создание  конкурентной среды на банковском, страховом и телекоммуникационном  поле с открытием этих рынков  для иностранных инвесторов, т.е.  «зафиксировав условия инвес¬тиционной  деятельности, страна обязуется  не на¬рушать их впоследствии». 

 В банковском секторе  квота участия инос¬транного  капитала ныне определяется правлени¬ем  Национального банка и согласовывается  с президентом - такая схема  предусматривает воз¬можность относительно  гибкого реагирования. В настоящее  время иностранный капитал пред¬ставлен  в уставном фонде 20 белорусских  бан¬ков. В банковском секторе  у иностранных инве¬сторов есть  хоть небольшие возможности инвестиций.

 В страховом же для  иностранных инве¬сторов установлено  несколько барьеров: созда-ние страховой  компании с участием иностран¬ного  капитала осложнено условиями  и оговор¬ками, со стартовым  100-процентным иностран¬ным капиталом  - невозможно; кроме того, действует  дополнительный запрет для иностран¬цев  на ключевые виды деятельности (страхова¬ние жизни и имущества). На сегодняшний день на белорусском  рынке работают около 30 стра¬ховых  компаний; доминирующее положение  (53%) занимает «Белгосстрах». 

 Связь — один из  сложных вопросов для бе¬лорусской  стороны в ходе переговоров  по вступ¬лению в ВТО. Рынок  фиксированной связи полнос¬тью  занят РО «Белтелеком», мобильной  - СП «ООО МЦС», что позволяет  обеим компаниям удерживать завышенные  тарифы на свои услу¬ги. Министерству  связи не¬обходимо выработать  новую стратегию развития отрасли  с учетом требований ВТО. 

 В условиях либерализации  внешнеэконо¬мической деятельности, вовлечения в процесс осуществления  внешнеторговых сделок широко¬го  круга участников остро встает  вопрос так на¬зываемой «демпинговой  торговли». С одной сто¬роны, решения  требует проблема экспорта това¬ров  белорусского происхождения по  демпинго¬вым ценам. С другой - существует объективная необходимость  создания механизма контроля  и реагирования на ввоз в  Беларусь товаров по дем¬пинговым  ценам. Наличие такого механизма  по¬зволит защитить отечественных  товаропроизво¬дителей от несправедливой  конкуренции со сто-роны зарубежных  партнеров. В основу функци¬онирования  данного механизма должны быть  положены признанные в рамках  многосторонней системы регулирования  торгово-экономических отношений  количественные критерии определе¬ния  демпинга:

 • размер демпинга  превышает 2% от экспор¬тной цены;

 • объем импорта  по демпинговым ценам из определенной  страны превышает 3% объе-ма импорта  аналогичных товаров в Респуб¬лику  Беларусь;

 • импорт по демпинговым  ценам причиняет серьезный ущерб  отечественным товаро-производителям  аналогичных товаров. В процессе  реформирования националь¬ной экономики  решение проблемы субсидиро¬вания  белорусского экспорта является  чрезвы-чайно важной задачей.  Необходим современный механизм  субсидирования отечественных това¬ропроизводителей,  отвечающий требованиям многосторонней  системы регулирования торгов¬ли.  Действие данного механизма должно  быть направлено:

 • на запрещение  предоставления или сохра¬нения  субсидий, де-юре или де-факто  обус-ловленных результатами экспортной  дея¬тельности предприятий; 

 • на регламентацию  предоставления суб¬сидий, которые  не влекут неблагоприят¬ных последствий  для экономических ин¬тересов  других стран, т.е. не наносят  ущерба промышленности торговых  парт¬неров Беларуси, не аннулируют  и не со¬кращают преимущества, приобретаемые другими странами  согласно договорен¬ностям в  рамках ГАТТ/ВТО; 

 • на регламентацию  предоставления субси¬дий, выделяемых  на цели промышленных исследований  и разработок, помощь райо¬нам, находящимся  в неблагоприятном эко-номическом  положении, на цели приспособления  к новым экологическим условиям. [9, с.42]

 Общее запрещение количественных  огра¬ничений в торговле является  одним из фундамен¬тальных принципов  функционирования много¬сторонней  системы регулирования торгово-эко¬номических  отношений. В то же время  Статья XII ГАТТ-1994 разрешает применять  количе¬ственные ограничения при  наличии сложностей с платежным  балансом страны.

 В ходе реформи¬рования  национальной экономики правительство  вынуждено будет задействовать  и такой меха¬низм регулирования  внешней торговли, как ко¬личественные  ограничения. Главное при этом - обеспечить соблюдение принципа  недискрими¬нации, а также следующих  критериев: 

 • вводимые ограничения  не должны быть бо¬лее значительными,  чем это требуется для устранения  причин, их вызвавших; 

 • вводимые ограничения  должны ослаблять¬ся по мере  улучшения положения и сохра-няться  только в той мере, в какой  оправ¬дывается их применение. [9, с.42]

 Я считаю, что только  тщательная подготовительная работа  мо¬жет обеспечить предсказуемый  процесс присое¬динения страны  к многосторонней системе регу¬лирования  торгово-экономических отношений  и позволит извлечь определенные  выгоды от пол-ноправного участия  в мирохозяйственных связях, базирующихся  на международно-признанных правовых  нормах и принципах. 

 

 Приоритетным направлением  во внешнеэкономической стра¬тегии  Республики Беларусь в 2001-2005гг. является развитие внешнетор¬говых  связей со странами СНГ, и  прежде всего с Российской  Федерацией. Участие Беларуси в  различных региональных объеди¬нениях  стран Содружества будет важнейшей  формой развития эконо¬мического  сотрудничества и в прогнозируемом  периоде. 

 Предусматривается последовательное  и поэтапное формирование общего  экономического пространства на  основе создания и развития  зоны свободной торговли, платежного  союза, единого научно-техно¬логического,  инвестиционного и информационного  пространств, объе¬диненной транспортной  и энергетической систем, общего  аграрного рынка, а также рынка  труда. Проведение согласованной  экономичес¬кой политики в рамках  общего экономического пространства  будет осуществляться при обязательном  соблюдении суверенитета и за¬щиты  национальных интересов государств  с учетом общепризнан¬ных принципов  международного права. 

 Дальнейшее развитие  интеграционных процессов с Россий¬ской  Федерацией включающее работу  по формированию единой торговой  и таможенно-тарифной политики.

 На первом этапе  (до 2002 г.) предусматривается: 

 • обеспечить унификацию  торговых режимов с третьими  страна¬ми и организацию отношений  с международными объединениями; 

 • завершить формирование  единого таможенного пространства;

 • унифицировать таможенные  тарифы, систему предоставления  преференций во внешней торговле, таможенные режимы, порядок таможенного  оформления и таможенного контроля, экспортного и валютного контроля, меры нетарифного регулирования. [10, с.121]

 На втором этапе  (до 2004 г.) намечается завершить унификацию: национальных нормативно-правовых  актов, касающихся регулирова¬ния  внешней торговли; таможенного законодательства; нормативно-правовых актов, обеспечивающих  защиту экономических интересов  государств в торговле с третьими  странами; правоотношений в обла¬сти  косвенного налогообложения во  внешней торговле.

 На третьем этапе  (до 2005 г.) предполагается: принять идентич¬ные  нормативно-правовые акты государств-участников  в области торговой и таможенной  политики.

 Стержневой основой  этого будет являться разработка  и осуществление совместных программ  по созданию современных конкурентоспособных  видов техники, что по¬зволит  обеспечить сбалансированное развитие  взаимодополняющих отраслей хозяйства  Беларуси и России, сохранить  имеющийся науч¬но-производственный  потенциал, а главное — не  допустить ненуж¬ных затрат на  создание дублирующих производств. 

 Разви¬тию экспортных  возможностей двух государств  будет способство¬вать усиление  координации действий на внешних  рынках экспортеров однотипной  продукции, имеющей для Беларуси  и России стратеги¬ческое значение (телевизоры, шины, грузовые автомобили, продук¬ция химической промышленности  и др.).

 Особое внимание будет  уделено развитию торгово-экономических  отношений со стра-тегически важными  для Республики Беларусь регионами  Россий¬ской Федерации (поставщики  энергоносителей, сырья и материалов, комплектующих изделий, сельскохозяйственной  продукции и т.д.).

 Стратегическим интересам  Республики Беларусь отвечает  дол¬госрочное сотрудничество с  Украиной, которая располагает богаты¬ми  природными ресурсами и многоотраслевым  промышленным по¬тенциалом. Через  ее территорию имеется выход  к морским портам, что предопределяет  важность установления взаимовыгодных  отно¬шений. Интересы Украины в  экономическом взаимодействии с  Бела¬русью могут быть связаны  с приобретением продукции машиностро¬ительной,  нефтехимической и текстильной  промышленности. [10, с.123]

 

 Сбалансированности и  расширению взаимовыгодных эконо¬мических  отношений будет способствовать  развитие интег¬рационных связей  в рамках Евразийского экономического  сооб¬щества. Предполагается создание  унифицированной системы мер  тарифного и нетарифного регулирования; выработка единых принци¬пов осуществления валютного контроля и порядка регулирования тор¬говли услугами, разработка предложений по механизму гармониза¬ции торговых режимов государств-участников сообщества в отно¬шениях с третьими странами. [10, с.123]

 

 Для реализации принципа  многовекторности во внешнеэко¬номической  деятельности Республики Беларусь  следует расширять торгово-экономические  связи со странами дальнего  зару¬бежья, региональными объединениями,  союзами и международ¬ными организациями.  Сотрудничество предусматривается  осуще¬ствлять на основе соблюдения  приоритета общенациональной эконо¬мической  выгоды. Развитие интеграционных  связей со странами вне СНГ  в период до 2005 г. будет направлено  на:

 •создание условий  для закрепления позиций белорусских  товаро¬производителей на имеющихся  и освоения новых рынков сбыта; 

 • продолжение процесса  присоединения к Всемирной торговой  организации; 

 • эффективное включение  белорусской экономики в международ¬ные  экономические структуры, углубление  сотрудничества с Евро¬пейским  Союзом, развитие межрегиональных  хозяйственных связей, участие в  многостороннем политическом диалоге  в рамках Органи¬зации Объединенных  Наций, Организации по безопасности  и сотруд-ничеству в Европе  и других международных и региональных  органи¬заций; [10, с.124]

 Предусматривается развитие  внешнеторгового сотрудни¬чества  с соседними государствами —  странами Балтии, Польшей, государствами  Центральной и Восточной Европы, что обусловлено географической  близостью и делает их рынки  привлекательными для белорусских  товаропроизводителей. Кроме того, страны Балтийско¬го региона  обеспечивают для Беларуси выход  к морю, возможность транзита  белорусских товаров и наращивания  товарооборота. 

 Перспективным является  также расширение внешнеэкономичес¬ких  связей со странами Юго-Восточной  Азии, Ближнего Востока, Африки  и Латинской Америки. Многие  азиатские страны заинтере¬сованы  в импорте нашей продукции  машиностроения, электроники, научно-технических  разработок.

 Развитию внешнеэкономических  связей и созданию условий  для продвижения белорусских  товаров на рынки стран дальнего  зарубе¬жья послужит реализация  мер по вступлению Республики  Беларусь во Всемирную торговую  организацию, активное участие  страны в работе международных  экономических и финансовых организаций:  Международного валютного фонда,  Всемирного банка, Европейско¬го  банка реконструкции и развития. Сотрудничество с такими экс¬пертными  международными организациями, как  Европейская эконо¬мическая комиссия  ООН, Конференция ООН по торговле  и развитию (ЮНКТАД), Международный  торговый центр ВТО/ЮНКТАД, обес-печит  накопление опыта в области  внешнеэкономической деятельно¬сти,  необходимого для ускорения процесса  либерализации торговли и закрепления  Беларуси на мировых рынках. [10, с.125]

 Основным фактором  дальнейшего наращивания экспорта  станет совершенствование механизма  регулирования внешне¬экономической  деятельности. Государственная политика  в облас¬ти тарифного и нетарифного  регулирования должна обеспечить  опти¬мизацию экспорта наиболее  важных сырьевых товаров, усилить под-держку развития импортозамещающих производств, повысить эффек¬тивность внешнеторговых операций и обеспечить защиту внутренне¬го рынка.

Информация о работе Внешнеторговая политика Республики Беларусь в период 2001 - 2005гг