В секторе услуг
основное тре¬бование ВТО - создание
конкурентной среды на банковском,
страховом и телекоммуникационном
поле с открытием этих рынков
для иностранных инвесторов, т.е.
«зафиксировав условия инвес¬тиционной
деятельности, страна обязуется
не на¬рушать их впоследствии».
В банковском секторе
квота участия инос¬транного
капитала ныне определяется правлени¬ем
Национального банка и согласовывается
с президентом - такая схема
предусматривает воз¬можность относительно
гибкого реагирования. В настоящее
время иностранный капитал пред¬ставлен
в уставном фонде 20 белорусских
бан¬ков. В банковском секторе
у иностранных инве¬сторов есть
хоть небольшие возможности инвестиций.
В страховом же для
иностранных инве¬сторов установлено
несколько барьеров: созда-ние страховой
компании с участием иностран¬ного
капитала осложнено условиями
и оговор¬ками, со стартовым
100-процентным иностран¬ным капиталом
- невозможно; кроме того, действует
дополнительный запрет для иностран¬цев
на ключевые виды деятельности
(страхова¬ние жизни и имущества).
На сегодняшний день на белорусском
рынке работают около 30 стра¬ховых
компаний; доминирующее положение
(53%) занимает «Белгосстрах».
Связь — один из
сложных вопросов для бе¬лорусской
стороны в ходе переговоров
по вступ¬лению в ВТО. Рынок
фиксированной связи полнос¬тью
занят РО «Белтелеком», мобильной
- СП «ООО МЦС», что позволяет
обеим компаниям удерживать завышенные
тарифы на свои услу¬ги. Министерству
связи не¬обходимо выработать
новую стратегию развития отрасли
с учетом требований ВТО.
В условиях либерализации
внешнеэконо¬мической деятельности,
вовлечения в процесс осуществления
внешнеторговых сделок широко¬го
круга участников остро встает
вопрос так на¬зываемой «демпинговой
торговли». С одной сто¬роны, решения
требует проблема экспорта това¬ров
белорусского происхождения по
демпинго¬вым ценам. С другой
- существует объективная необходимость
создания механизма контроля
и реагирования на ввоз в
Беларусь товаров по дем¬пинговым
ценам. Наличие такого механизма
по¬зволит защитить отечественных
товаропроизво¬дителей от несправедливой
конкуренции со сто-роны зарубежных
партнеров. В основу функци¬онирования
данного механизма должны быть
положены признанные в рамках
многосторонней системы регулирования
торгово-экономических отношений
количественные критерии определе¬ния
демпинга:
• размер демпинга
превышает 2% от экспор¬тной цены;
• объем импорта
по демпинговым ценам из определенной
страны превышает 3% объе-ма импорта
аналогичных товаров в Респуб¬лику
Беларусь;
• импорт по демпинговым
ценам причиняет серьезный ущерб
отечественным товаро-производителям
аналогичных товаров. В процессе
реформирования националь¬ной экономики
решение проблемы субсидиро¬вания
белорусского экспорта является
чрезвы-чайно важной задачей.
Необходим современный механизм
субсидирования отечественных това¬ропроизводителей,
отвечающий требованиям многосторонней
системы регулирования торгов¬ли.
Действие данного механизма должно
быть направлено:
• на запрещение
предоставления или сохра¬нения
субсидий, де-юре или де-факто
обус-ловленных результатами экспортной
дея¬тельности предприятий;
• на регламентацию
предоставления суб¬сидий, которые
не влекут неблагоприят¬ных последствий
для экономических ин¬тересов
других стран, т.е. не наносят
ущерба промышленности торговых
парт¬неров Беларуси, не аннулируют
и не со¬кращают преимущества,
приобретаемые другими странами
согласно договорен¬ностям в
рамках ГАТТ/ВТО;
• на регламентацию
предоставления субси¬дий, выделяемых
на цели промышленных исследований
и разработок, помощь райо¬нам, находящимся
в неблагоприятном эко-номическом
положении, на цели приспособления
к новым экологическим условиям.
[9, с.42]
Общее запрещение количественных
огра¬ничений в торговле является
одним из фундамен¬тальных принципов
функционирования много¬сторонней
системы регулирования торгово-эко¬номических
отношений. В то же время
Статья XII ГАТТ-1994 разрешает применять
количе¬ственные ограничения при
наличии сложностей с платежным
балансом страны.
В ходе реформи¬рования
национальной экономики правительство
вынуждено будет задействовать
и такой меха¬низм регулирования
внешней торговли, как ко¬личественные
ограничения. Главное при этом
- обеспечить соблюдение принципа
недискрими¬нации, а также следующих
критериев:
• вводимые ограничения
не должны быть бо¬лее значительными,
чем это требуется для устранения
причин, их вызвавших;
• вводимые ограничения
должны ослаблять¬ся по мере
улучшения положения и сохра-няться
только в той мере, в какой
оправ¬дывается их применение. [9,
с.42]
Я считаю, что только
тщательная подготовительная работа
мо¬жет обеспечить предсказуемый
процесс присое¬динения страны
к многосторонней системе регу¬лирования
торгово-экономических отношений
и позволит извлечь определенные
выгоды от пол-ноправного участия
в мирохозяйственных связях, базирующихся
на международно-признанных правовых
нормах и принципах.
Приоритетным направлением
во внешнеэкономической стра¬тегии
Республики Беларусь в 2001-2005гг.
является развитие внешнетор¬говых
связей со странами СНГ, и
прежде всего с Российской
Федерацией. Участие Беларуси в
различных региональных объеди¬нениях
стран Содружества будет важнейшей
формой развития эконо¬мического
сотрудничества и в прогнозируемом
периоде.
Предусматривается последовательное
и поэтапное формирование общего
экономического пространства на
основе создания и развития
зоны свободной торговли, платежного
союза, единого научно-техно¬логического,
инвестиционного и информационного
пространств, объе¬диненной транспортной
и энергетической систем, общего
аграрного рынка, а также рынка
труда. Проведение согласованной
экономичес¬кой политики в рамках
общего экономического пространства
будет осуществляться при обязательном
соблюдении суверенитета и за¬щиты
национальных интересов государств
с учетом общепризнан¬ных принципов
международного права.
Дальнейшее развитие
интеграционных процессов с Россий¬ской
Федерацией включающее работу
по формированию единой торговой
и таможенно-тарифной политики.
На первом этапе
(до 2002 г.) предусматривается:
• обеспечить унификацию
торговых режимов с третьими
страна¬ми и организацию отношений
с международными объединениями;
• завершить формирование
единого таможенного пространства;
• унифицировать таможенные
тарифы, систему предоставления
преференций во внешней торговле,
таможенные режимы, порядок таможенного
оформления и таможенного контроля,
экспортного и валютного контроля,
меры нетарифного регулирования.
[10, с.121]
На втором этапе
(до 2004 г.) намечается завершить унификацию:
национальных нормативно-правовых
актов, касающихся регулирова¬ния
внешней торговли; таможенного законодательства;
нормативно-правовых актов, обеспечивающих
защиту экономических интересов
государств в торговле с третьими
странами; правоотношений в обла¬сти
косвенного налогообложения во
внешней торговле.
На третьем этапе
(до 2005 г.) предполагается: принять идентич¬ные
нормативно-правовые акты государств-участников
в области торговой и таможенной
политики.
Стержневой основой
этого будет являться разработка
и осуществление совместных программ
по созданию современных конкурентоспособных
видов техники, что по¬зволит
обеспечить сбалансированное развитие
взаимодополняющих отраслей хозяйства
Беларуси и России, сохранить
имеющийся науч¬но-производственный
потенциал, а главное — не
допустить ненуж¬ных затрат на
создание дублирующих производств.
Разви¬тию экспортных
возможностей двух государств
будет способство¬вать усиление
координации действий на внешних
рынках экспортеров однотипной
продукции, имеющей для Беларуси
и России стратеги¬ческое значение
(телевизоры, шины, грузовые автомобили,
продук¬ция химической промышленности
и др.).
Особое внимание будет
уделено развитию торгово-экономических
отношений со стра-тегически важными
для Республики Беларусь регионами
Россий¬ской Федерации (поставщики
энергоносителей, сырья и материалов,
комплектующих изделий, сельскохозяйственной
продукции и т.д.).
Стратегическим интересам
Республики Беларусь отвечает
дол¬госрочное сотрудничество с
Украиной, которая располагает богаты¬ми
природными ресурсами и многоотраслевым
промышленным по¬тенциалом. Через
ее территорию имеется выход
к морским портам, что предопределяет
важность установления взаимовыгодных
отно¬шений. Интересы Украины в
экономическом взаимодействии с
Бела¬русью могут быть связаны
с приобретением продукции машиностро¬ительной,
нефтехимической и текстильной
промышленности. [10, с.123]
Сбалансированности и
расширению взаимовыгодных эконо¬мических
отношений будет способствовать
развитие интег¬рационных связей
в рамках Евразийского экономического
сооб¬щества. Предполагается создание
унифицированной системы мер
тарифного и нетарифного регулирования;
выработка единых принци¬пов осуществления
валютного контроля и порядка регулирования
тор¬говли услугами, разработка предложений
по механизму гармониза¬ции торговых
режимов государств-участников сообщества
в отно¬шениях с третьими странами. [10,
с.123]
Для реализации принципа
многовекторности во внешнеэко¬номической
деятельности Республики Беларусь
следует расширять торгово-экономические
связи со странами дальнего
зару¬бежья, региональными объединениями,
союзами и международ¬ными организациями.
Сотрудничество предусматривается
осуще¬ствлять на основе соблюдения
приоритета общенациональной эконо¬мической
выгоды. Развитие интеграционных
связей со странами вне СНГ
в период до 2005 г. будет направлено
на:
•создание условий
для закрепления позиций белорусских
товаро¬производителей на имеющихся
и освоения новых рынков сбыта;
• продолжение процесса
присоединения к Всемирной торговой
организации;
• эффективное включение
белорусской экономики в международ¬ные
экономические структуры, углубление
сотрудничества с Евро¬пейским
Союзом, развитие межрегиональных
хозяйственных связей, участие в
многостороннем политическом диалоге
в рамках Органи¬зации Объединенных
Наций, Организации по безопасности
и сотруд-ничеству в Европе
и других международных и региональных
органи¬заций; [10, с.124]
Предусматривается развитие
внешнеторгового сотрудни¬чества
с соседними государствами —
странами Балтии, Польшей, государствами
Центральной и Восточной Европы,
что обусловлено географической
близостью и делает их рынки
привлекательными для белорусских
товаропроизводителей. Кроме того,
страны Балтийско¬го региона
обеспечивают для Беларуси выход
к морю, возможность транзита
белорусских товаров и наращивания
товарооборота.
Перспективным является
также расширение внешнеэкономичес¬ких
связей со странами Юго-Восточной
Азии, Ближнего Востока, Африки
и Латинской Америки. Многие
азиатские страны заинтере¬сованы
в импорте нашей продукции
машиностроения, электроники, научно-технических
разработок.
Развитию внешнеэкономических
связей и созданию условий
для продвижения белорусских
товаров на рынки стран дальнего
зарубе¬жья послужит реализация
мер по вступлению Республики
Беларусь во Всемирную торговую
организацию, активное участие
страны в работе международных
экономических и финансовых организаций:
Международного валютного фонда,
Всемирного банка, Европейско¬го
банка реконструкции и развития.
Сотрудничество с такими экс¬пертными
международными организациями, как
Европейская эконо¬мическая комиссия
ООН, Конференция ООН по торговле
и развитию (ЮНКТАД), Международный
торговый центр ВТО/ЮНКТАД, обес-печит
накопление опыта в области
внешнеэкономической деятельно¬сти,
необходимого для ускорения процесса
либерализации торговли и закрепления
Беларуси на мировых рынках. [10,
с.125]
Основным фактором
дальнейшего наращивания экспорта
станет совершенствование механизма
регулирования внешне¬экономической
деятельности. Государственная политика
в облас¬ти тарифного и нетарифного
регулирования должна обеспечить
опти¬мизацию экспорта наиболее
важных сырьевых товаров, усилить под-держку
развития импортозамещающих производств,
повысить эффек¬тивность внешнеторговых
операций и обеспечить защиту внутренне¬го
рынка.