Внешнеторговая политика Республики Беларусь в период 2001 - 2005гг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 15:42, курсовая работа

Описание работы

Реализация этих задач предопределяет необходимость:
• создания политических, экономических и правовых условий для интеграции белорусской экономики в мирохозяйственные связи;
• дальнейшего развития взаимовыгодного многовекторного сотруд¬ничества со странами СНГ и дальнего зарубежья;
• развития взаимоотношений с международными экономически¬ми и финансовыми организациями;
• повышения конкурентоспособности отечественных товаров и услуг;
• ускоренного развития экспортоориентированных и импортозаме¬щающих производств;
• совершенствования методов защиты национального рынка для обеспечения экономической безопасности страны.

Содержание работы

Введение

1. Внешнеторговая политика.

2. Особенности внешнеторговой политики в Республике Беларусь.

2.1 Инструменты внешнеторговой политики страны на данном этапе.
2.2 Особенности политики протекционизма в Республике Беларусь.
2.3 Внешняя торговля Беларуси.
2.4 Перспектива присоединения Беларуси к Всемирной Торговой Организации

3. Внешнеторговая политика Республики Беларусь в период 2001 - 2005гг.

Заключение

Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 48.22 Кб (Скачать файл)

 Законодательством Республики  Беларусь утвержден также Порядок  предоставления юридическим и  физическим лицам Республи¬ки  Беларусь индивидуальных льгот  по нало¬гам и таможенным платежам. [5, с.67]

 Система нетарифного  регулирования внешнеторговых операций, действующая в Республике Беларусь, исходит из концепции Республики  Беларусь в области внешней  тор-говли и учета ее международных  обяза¬тельств в рамках Таможенного  Союза и Сою¬за Беларуси и  России, а также намерения по  вступлению во Всемирную торговую  органи¬зацию.

 В республике применяется  ряд мер нета¬рифного регулирования  внешней торговли, в частности: 

 — лицензирование экспорта  в объемах установленных квот  — выдача лицензий на осуществление  внешнеторговых операций при  экспорте минеральных удобрений,  отхо¬дов и лома черных и цветных металлов, текс¬тильных изделий при экспорте в государства ЕС в соответствии с Соглашением о торговле текстильными изделиями между Республикой Беларусь и Евросоюзом;

 — регистрация контрактов  на экспорт сы¬рьевых товаров,  происходящих с территории республики  и наиболее конкурентоспособ¬ных  на мировом рынке (молоко сухое,  зерно¬вые хлеба, спирт этиловый, нефть сырая, про¬дукты переработки  нефти, казеин и его производные,  кожевенное сырье, кожа, лесо¬материалы  необработанные, шпалы деревян¬ные,  волокно льняное, грибы, ягоды);

 — лицензирование импорта  в объемах установленных квот  алкогольных изделий и спирта  этилового из пищевого сырья; 

 — лицензирование импорта  без количе¬ственных ограничений  средств защиты расте¬ний, дезинфицирующих  средств, промышлен¬ных отходов; 

 — регистрация контрактов  на импорт то¬варов, потребность  в которых может быть удовлетворена  промышленностью Республики Беларусь (шины, майонез, кетчуп и прочие  то-матные соусы, конфеты и  прочие кондитер¬ские изделия,  шоколад и изделия из него, ма-каронные изделия, воды, пиво, сахар белый, ковры и текстильные  напольные покрытия, те-левизоры, посуда  столовая, бумага обойная, холодильники, морозильники, весы, телефон¬ные аппараты, лампы накаливания, счетчики газа, часы наручные, люстры);

- лицензирование как вида  деятельности импорта табачных  изделий. [5, с.67]

 

3. Особенности внешнеторговой  политики 

 в Республике Беларусь.

 

 Осуществление мер  протекционизма требует продуманного  взвешенного подхода. Считается,  что протекционизм необходим  для защиты молодых отраслей  промышленности. Им требуется время,  чтобы окончательно сформироваться  и укрепить свои позиции на  рынке. По мере же их развития  уровень протекционизма будет  снижаться. Однако достаточно  тяжело определить peaльно перспективные  отрасли с точки зрения формирования  новых сравнительных преимуществ  страны. К тому же протекционизм  снижает стимулы к повышению  эффективности, в результате становление  отрасли может длиться очень  долго. 

 Протекционистская политика  часто проводится для пополнения  доходов государственного бюджета.  Этот аргумент популярен в  странах, где еще не сформировалась  качественная налоговая система.  Известно, что таможенную пошлину  собрать проще, чем собрать  налоги, но поступления в бюджет  в этом случае будут зависеть  от эластичности спроса на  импорт по цене. Однако чем  более эластичным будет спрос,  тем сильнее возрастут доходы  государства при ослаблении протекционизма. Есть еще один аргумент в  пользу протекционизма отношению  к отраслям, выпускающим стратегически  важную для страны продукцию.  Однако существуют некоторые  проблемы, например, в определении  этих отраслей, так как к ним  можно отнести большую часть  имеющихся вообще. Высокие таможенные  барьеры и нетарифные ограничения  ограждают национальных производителей  от конкуренции. Они могут не  заботиться о повышении качества  своих товаров и снижении цены. Для страны, не завершившей проведение реформ, велика опасность консервации дореформенных структур, затягивания процесса реформирования и более болезненного его характера. В странах с переходной экономикой доля нетарифных ограничений велика, но с постепенным развитием экономических отношений доля тарифных мер увеличивается. Большинство из нетарифных методов, в отличие от таможенных тарифов, слабо поддаются количественной квалификации и поэтому плохо отражены в статистике, а также не накладывают дополнительное налоговое бремя на население.

 Нетарифные ограничения  воздействуют на экспорт и  импорт товаров, объем, товарную  структуру внешней торговли, цены  и конкурентоспособность товаров,  создавая более жесткие условия  для перемещения через таможенную  границу товаров иностранного  происхождения по сравнению с  условиями для товаров национального  производства. Я считаю, что существующий  в настоящее время комплекс  мер нетарифного регулирования  внешней торговли Республики  Беларусь нуждается в значительном  упрощении. 

 Так как внешнеторговая  политика страны непосредственно  связана и проводится для улучшения  внешней торговлей, то я хотел  бы освятить некоторые результаты  торговли Беларуси за первое  полугодие 2001г. 

 По итогам 1 половины 2001 года сальдо внеш¬ней торговли  РБ сложилось отрицательным в  разме¬ре 3,1 млн. долл. {в 1 полугодии  2000г. 672,7 млн. долл.). Дефицит в торговле  со странами СНГ в целом  увеличился в 2,5 раза и составил 420 млн. долл., в то время как  в торговле с Россией отрицательное  сальдо сократилось в 1,7 раза (на 361,2 млн. долл.).

 В рассматриваемом  периоде на 4,2% увеличились экспортные  поставки и на 12,5% уменьшились  импортные. Развитие импортозамещающих  производств в стране, снижение  мировых цен на нефть и более  же¬сткая таможенно-тарифная политика  привели к тому, что были резко  снижены поставки в республику  това¬ров так называемого "некритического" импорта. 

 К положительным внешнеторговым  тенденциям следует отнести также  сокращение доли бартерных операций  в общем объеме экспорта (с  27,2% в I по¬ловине 2000г до 21% в  I половине 2001г.). Сказа¬лось сокращение  объемов бартера в торговле  со странами дальнего зарубежья  (с 9,3% до 4,5%) и Россией (с 46,1% до 36,2%).

 Внешнеторговый оборот  РБ в I половине 2001г. сократился  в фактических ценах по сравнению  с ана¬логичным периодом 2000г.  на 4,1%. При этом объем торговых  операций с государствами СНГ  уменьшился на 2,7%, а с государствами  вне СНГ - на 8,7%.

 Большая часть экспортного  потока по-прежнему направляется  в страны СНГ (59,9% от общего  объе¬ма экспорта). Доля других  стран - 40,1% Наиболь¬ший удельный  вес в структуре экспорта занимают  следующие товарные группы;

 • минеральные продукты {продукты переработки не¬фти, стройматериалы  и др.) - 19,4%, или 710 млн. долл.;

 • транспортные средства (тракторы и грузовые ав¬томобили,  мотоциклы, велосипеды и др.) - 12,7%, или 465,9 млн долл.,

 • машины, оборудование  и механизмы (холодиль¬ники и  морозильники, металлообрабатывающие  стан¬ки, телевизоры, подшипники  и др ) - 11,7%, или 430,7 млн. долл.;

 • химическая продукция  (калийные и азотные удоб¬рения, органические химические соединения  и др.) - 10,9%, или 401 млн. долл.;

 • текстиль и текстильные  изделия (химические во¬локна  и нити, текстильная и трикотажная  одежда, льно¬волокно, хлопчатобумажные  ткани и др.) - 9,9%, или 364,6 млн.  долл. [7, с.22]

 Доля стран СНГ в  общем объеме импорта -71,3%, других  государств - 28,7%. Наибольший удельный  вес в структуре импорта имеют  следую¬щие товарные группы:

 • минеральные продукты (нефть, газ, электроэнергия и  др.) - 30,6%, или 1124,7 млн. долл.;

 • машины, оборудование  и механизмы (двигатели внутреннего  сгорания, электрические двигатели,  тех¬нологическое оборудование  и др ) - 13,6%, или 500,8 млн. долл.;

 • недрагоценные металлы  и изделия из них (чер¬ные,  цветные металлы и изделия  из них и др.) - 11,5%, или 421,9 млн.  доля ,

 • продукция сельского  хозяйства и пищевой про¬мышленности  (зерновые хлеба, растительное  масло, сахар, рыбные продукты, цитрусовые и др.) - 10,9%, или 401,2 млн. долл.;

 • химическая продукция  (углеводороды цикличес¬кие, спирты  ациклические, фармацевтическая продук¬ция  и др.) - 9,4%, или 346,4 млн. долл.[8, с.42]

 С 1995 г. белорусское  пра¬вительство начало деятельность  по присоединению Республики  Бела¬русь к ВТО, представляющее  собой комплекс взаи¬мосвязанных  мероприятий по адаптации внеш¬неторгового  режима страны к правилам этой  международной организации, которыми  на се¬годняшний день регулируется 94% всей миро¬вой торговли. Эта  работа имеет два аспекта: внут¬ренний,  связанный с адаптацией национального  законодательства к правилам  ВТО, и внешний, который характеризуется  переговорами, где Бе¬ларусь пытается  добиться определенных усту¬пок, призванных защитить национальный  рынок после присоединения. [9, с.39]

 Вступление в ВТО  дает нашему государству: 

- недискриминационный доступ  к рынкам 137 государств; значительное  улучшение открытости торговой  политики и практики торговых  партнеров, обеспечивающее большую  безопасность в торговых отношениях 

- возможность использовать  международный режим торговли  товарами и услугами, а также  защиты интеллектуальной собственности,  регулируемой четкими и стабильными  нормами; 

- снижение вероятности  частых изменений в национальной  торговой политике;

- реальная возможность  прямого участия в мероприятиях  ВТО в целях совершенствования  механизмов многосторонней торговой  системы; 

- укрепление репутации  и рост престижа страны как  надежного торгового партнера. [2, с.63]

 Для этого следует  привести законодатель¬ство РБ  и практику внешнеторговой деятельно¬сти  в соответствие с многосторонними  обяза¬тельствами, которые содержатся  в соглашениях ВТО, пойти на  уступки торговым партнерам для  обеспечения более открытого  доступа иностран¬ных товаров и услуг на внутренний рынок, не забывая при этом о защите собственных эконо¬мических интересов.

 Сообразно международным  нормам, в стране формируется  национальное законодатель¬ство  по защите прав интеллектуальной  собствен¬ности. Гармонизирована с  соглашениями ВТО и большая  часть регулирующих механизмов  по торговле услугами.

 

 В отличие от многих  стран Восточной Ев¬ропы и  бывшего СССР, которые уже стали  чле¬нами ВТО (среди них, например, Эстония, Латвия, Грузия), у РБ  есть ряд особенностей, обус¬ловленных  структурой ее экономики. Прежде  всего, это высокая концентрация  производства в промышленности, что предполагает достаточно  длительный срок ее реформирования. Однако подобные особенности  стран с переходной эко¬номикой  правилами ВТО сегодня не учитываются. 

 Другой существенной  особенностью явля¬ется то, что  основные параметры позиции бело¬русской  стороны на переговорах с ВТО  должны согласовываться с Российской  Федерацией и другими партнерами  РБ по Таможенному союзу. Это  обусловлено интеграцией с РФ  и обязательствами сторон в  рамках союзного государства.  Обязательства нарушаться не  должны, какие бы выгоды ни  сулило экономическое сотрудниче¬ство  с третьей стороной, - поэтому  Беларусь вы¬ступает за согласованный  и взвешенный подход к вопросу  о присоединении к ВТО. 

 Еще одна особенность  Республики Бела¬русь - огромные  экономические потери, кото-рые страна  понесла, особенно в сельском  хо¬зяйстве, в результате катастрофы  на Чернобыль¬ской АЭС. Удалось,  в частности, достигнуть понимания  странами-членами ВТО аргументов  белорусской стороны, направленных  на приме¬нение гибкого подхода  к обязательствам РБ по сокращению  субсидирования сельского хозяй¬ства. Это также в известной мере  облегчает про¬цесс присоединения. [9, с.41]

 Про¬цесс присоединения  нашей страны к Всемирной торговой  организации входит в решающую  фазу. Должны быть приняты решения  по обязатель¬ствам нашей страны  в области снижения ввозных  пошлин, дальнейшей либерализации  внутренне¬го рынка услуг, в  том числе - торговых, финансо¬вых,  телекоммуникационных, транспортных. Предстоит принять решения в  области инвести¬ций, промышленных  субсидий и т.п. 

 В первую очередь  необходимо привести законодательство  Республики Беларусь в соот¬ветствие  с правилами ВТО. Это касается  нета¬рифного регулирования, ценовой  политики, го¬сударственной поддержки  сельского хозяйства, налогообложения,  порядка получения льгот и  субсидий, лицензирования, стандартизации  и технического нормирования, таможенного  регу¬лирования.

 В некоторых секторах  не обойтись без суще¬ственных  изменений. В частности, это  касается действующей системы  нетарифно¬го регулирования и  практики предоставления индивидуальных  налоговых льгот (вплоть до  полного освобождения от них)  и льгот по плате¬жам. Согласно  правилам ВТО, преференции дол¬жны  предоставляться либо по «горизонтали»  - всем предприятиям данного сектора,  либо вооб¬ще всем без исключения, без деления на госу¬дарственные  и частные. [9, с.41]

 Необходимо выработать  долгосрочную тарифную политику  страны и закрепить ее в  виде международных обязательств. По предваритель¬ным оценкам,  для Беларуси вполне безболезнен¬ным было бы снижение пошлин примерно на 70% импорта. В любом случае единовременно этого не произойдет — правила ВТО допускают определенный переходный период.

Информация о работе Внешнеторговая политика Республики Беларусь в период 2001 - 2005гг