Законодательством Республики
Беларусь утвержден также Порядок
предоставления юридическим и
физическим лицам Республи¬ки
Беларусь индивидуальных льгот
по нало¬гам и таможенным платежам.
[5, с.67]
Система нетарифного
регулирования внешнеторговых операций,
действующая в Республике Беларусь,
исходит из концепции Республики
Беларусь в области внешней
тор-говли и учета ее международных
обяза¬тельств в рамках Таможенного
Союза и Сою¬за Беларуси и
России, а также намерения по
вступлению во Всемирную торговую
органи¬зацию.
В республике применяется
ряд мер нета¬рифного регулирования
внешней торговли, в частности:
— лицензирование экспорта
в объемах установленных квот
— выдача лицензий на осуществление
внешнеторговых операций при
экспорте минеральных удобрений,
отхо¬дов и лома черных и цветных
металлов, текс¬тильных изделий при экспорте
в государства ЕС в соответствии с Соглашением
о торговле текстильными изделиями между
Республикой Беларусь и Евросоюзом;
— регистрация контрактов
на экспорт сы¬рьевых товаров,
происходящих с территории республики
и наиболее конкурентоспособ¬ных
на мировом рынке (молоко сухое,
зерно¬вые хлеба, спирт этиловый,
нефть сырая, про¬дукты переработки
нефти, казеин и его производные,
кожевенное сырье, кожа, лесо¬материалы
необработанные, шпалы деревян¬ные,
волокно льняное, грибы, ягоды);
— лицензирование импорта
в объемах установленных квот
алкогольных изделий и спирта
этилового из пищевого сырья;
— лицензирование импорта
без количе¬ственных ограничений
средств защиты расте¬ний, дезинфицирующих
средств, промышлен¬ных отходов;
— регистрация контрактов
на импорт то¬варов, потребность
в которых может быть удовлетворена
промышленностью Республики Беларусь
(шины, майонез, кетчуп и прочие
то-матные соусы, конфеты и
прочие кондитер¬ские изделия,
шоколад и изделия из него,
ма-каронные изделия, воды, пиво,
сахар белый, ковры и текстильные
напольные покрытия, те-левизоры, посуда
столовая, бумага обойная, холодильники,
морозильники, весы, телефон¬ные аппараты,
лампы накаливания, счетчики газа,
часы наручные, люстры);
- лицензирование как вида
деятельности импорта табачных
изделий. [5, с.67]
3. Особенности внешнеторговой
политики
в Республике Беларусь.
Осуществление мер
протекционизма требует продуманного
взвешенного подхода. Считается,
что протекционизм необходим
для защиты молодых отраслей
промышленности. Им требуется время,
чтобы окончательно сформироваться
и укрепить свои позиции на
рынке. По мере же их развития
уровень протекционизма будет
снижаться. Однако достаточно
тяжело определить peaльно перспективные
отрасли с точки зрения формирования
новых сравнительных преимуществ
страны. К тому же протекционизм
снижает стимулы к повышению
эффективности, в результате становление
отрасли может длиться очень
долго.
Протекционистская политика
часто проводится для пополнения
доходов государственного бюджета.
Этот аргумент популярен в
странах, где еще не сформировалась
качественная налоговая система.
Известно, что таможенную пошлину
собрать проще, чем собрать
налоги, но поступления в бюджет
в этом случае будут зависеть
от эластичности спроса на
импорт по цене. Однако чем
более эластичным будет спрос,
тем сильнее возрастут доходы
государства при ослаблении протекционизма.
Есть еще один аргумент в
пользу протекционизма отношению
к отраслям, выпускающим стратегически
важную для страны продукцию.
Однако существуют некоторые
проблемы, например, в определении
этих отраслей, так как к ним
можно отнести большую часть
имеющихся вообще. Высокие таможенные
барьеры и нетарифные ограничения
ограждают национальных производителей
от конкуренции. Они могут не
заботиться о повышении качества
своих товаров и снижении цены. Для страны,
не завершившей проведение реформ, велика
опасность консервации дореформенных
структур, затягивания процесса реформирования
и более болезненного его характера. В
странах с переходной экономикой доля
нетарифных ограничений велика, но с постепенным
развитием экономических отношений доля
тарифных мер увеличивается. Большинство
из нетарифных методов, в отличие от таможенных
тарифов, слабо поддаются количественной
квалификации и поэтому плохо отражены
в статистике, а также не накладывают дополнительное
налоговое бремя на население.
Нетарифные ограничения
воздействуют на экспорт и
импорт товаров, объем, товарную
структуру внешней торговли, цены
и конкурентоспособность товаров,
создавая более жесткие условия
для перемещения через таможенную
границу товаров иностранного
происхождения по сравнению с
условиями для товаров национального
производства. Я считаю, что существующий
в настоящее время комплекс
мер нетарифного регулирования
внешней торговли Республики
Беларусь нуждается в значительном
упрощении.
Так как внешнеторговая
политика страны непосредственно
связана и проводится для улучшения
внешней торговлей, то я хотел
бы освятить некоторые результаты
торговли Беларуси за первое
полугодие 2001г.
По итогам 1 половины 2001
года сальдо внеш¬ней торговли
РБ сложилось отрицательным в
разме¬ре 3,1 млн. долл. {в 1 полугодии
2000г. 672,7 млн. долл.). Дефицит в торговле
со странами СНГ в целом
увеличился в 2,5 раза и составил
420 млн. долл., в то время как
в торговле с Россией отрицательное
сальдо сократилось в 1,7 раза (на
361,2 млн. долл.).
В рассматриваемом
периоде на 4,2% увеличились экспортные
поставки и на 12,5% уменьшились
импортные. Развитие импортозамещающих
производств в стране, снижение
мировых цен на нефть и более
же¬сткая таможенно-тарифная политика
привели к тому, что были резко
снижены поставки в республику
това¬ров так называемого "некритического"
импорта.
К положительным внешнеторговым
тенденциям следует отнести также
сокращение доли бартерных операций
в общем объеме экспорта (с
27,2% в I по¬ловине 2000г до 21% в
I половине 2001г.). Сказа¬лось сокращение
объемов бартера в торговле
со странами дальнего зарубежья
(с 9,3% до 4,5%) и Россией (с 46,1%
до 36,2%).
Внешнеторговый оборот
РБ в I половине 2001г. сократился
в фактических ценах по сравнению
с ана¬логичным периодом 2000г.
на 4,1%. При этом объем торговых
операций с государствами СНГ
уменьшился на 2,7%, а с государствами
вне СНГ - на 8,7%.
Большая часть экспортного
потока по-прежнему направляется
в страны СНГ (59,9% от общего
объе¬ма экспорта). Доля других
стран - 40,1% Наиболь¬ший удельный
вес в структуре экспорта занимают
следующие товарные группы;
• минеральные продукты
{продукты переработки не¬фти, стройматериалы
и др.) - 19,4%, или 710 млн. долл.;
• транспортные средства
(тракторы и грузовые ав¬томобили,
мотоциклы, велосипеды и др.) -
12,7%, или 465,9 млн долл.,
• машины, оборудование
и механизмы (холодиль¬ники и
морозильники, металлообрабатывающие
стан¬ки, телевизоры, подшипники
и др ) - 11,7%, или 430,7 млн. долл.;
• химическая продукция
(калийные и азотные удоб¬рения,
органические химические соединения
и др.) - 10,9%, или 401 млн. долл.;
• текстиль и текстильные
изделия (химические во¬локна
и нити, текстильная и трикотажная
одежда, льно¬волокно, хлопчатобумажные
ткани и др.) - 9,9%, или 364,6 млн.
долл. [7, с.22]
Доля стран СНГ в
общем объеме импорта -71,3%, других
государств - 28,7%. Наибольший удельный
вес в структуре импорта имеют
следую¬щие товарные группы:
• минеральные продукты
(нефть, газ, электроэнергия и
др.) - 30,6%, или 1124,7 млн. долл.;
• машины, оборудование
и механизмы (двигатели внутреннего
сгорания, электрические двигатели,
тех¬нологическое оборудование
и др ) - 13,6%, или 500,8 млн. долл.;
• недрагоценные металлы
и изделия из них (чер¬ные,
цветные металлы и изделия
из них и др.) - 11,5%, или 421,9 млн.
доля ,
• продукция сельского
хозяйства и пищевой про¬мышленности
(зерновые хлеба, растительное
масло, сахар, рыбные продукты,
цитрусовые и др.) - 10,9%, или 401,2
млн. долл.;
• химическая продукция
(углеводороды цикличес¬кие, спирты
ациклические, фармацевтическая продук¬ция
и др.) - 9,4%, или 346,4 млн. долл.[8, с.42]
С 1995 г. белорусское
пра¬вительство начало деятельность
по присоединению Республики
Бела¬русь к ВТО, представляющее
собой комплекс взаи¬мосвязанных
мероприятий по адаптации внеш¬неторгового
режима страны к правилам этой
международной организации, которыми
на се¬годняшний день регулируется
94% всей миро¬вой торговли. Эта
работа имеет два аспекта: внут¬ренний,
связанный с адаптацией национального
законодательства к правилам
ВТО, и внешний, который характеризуется
переговорами, где Бе¬ларусь пытается
добиться определенных усту¬пок,
призванных защитить национальный
рынок после присоединения. [9, с.39]
Вступление в ВТО
дает нашему государству:
- недискриминационный доступ
к рынкам 137 государств; значительное
улучшение открытости торговой
политики и практики торговых
партнеров, обеспечивающее большую
безопасность в торговых отношениях
- возможность использовать
международный режим торговли
товарами и услугами, а также
защиты интеллектуальной собственности,
регулируемой четкими и стабильными
нормами;
- снижение вероятности
частых изменений в национальной
торговой политике;
- реальная возможность
прямого участия в мероприятиях
ВТО в целях совершенствования
механизмов многосторонней торговой
системы;
- укрепление репутации
и рост престижа страны как
надежного торгового партнера. [2,
с.63]
Для этого следует
привести законодатель¬ство РБ
и практику внешнеторговой деятельно¬сти
в соответствие с многосторонними
обяза¬тельствами, которые содержатся
в соглашениях ВТО, пойти на
уступки торговым партнерам для
обеспечения более открытого
доступа иностран¬ных товаров и
услуг на внутренний рынок, не забывая
при этом о защите собственных эконо¬мических
интересов.
Сообразно международным
нормам, в стране формируется
национальное законодатель¬ство
по защите прав интеллектуальной
собствен¬ности. Гармонизирована с
соглашениями ВТО и большая
часть регулирующих механизмов
по торговле услугами.
В отличие от многих
стран Восточной Ев¬ропы и
бывшего СССР, которые уже стали
чле¬нами ВТО (среди них, например,
Эстония, Латвия, Грузия), у РБ
есть ряд особенностей, обус¬ловленных
структурой ее экономики. Прежде
всего, это высокая концентрация
производства в промышленности,
что предполагает достаточно
длительный срок ее реформирования.
Однако подобные особенности
стран с переходной эко¬номикой
правилами ВТО сегодня не учитываются.
Другой существенной
особенностью явля¬ется то, что
основные параметры позиции бело¬русской
стороны на переговорах с ВТО
должны согласовываться с Российской
Федерацией и другими партнерами
РБ по Таможенному союзу. Это
обусловлено интеграцией с РФ
и обязательствами сторон в
рамках союзного государства.
Обязательства нарушаться не
должны, какие бы выгоды ни
сулило экономическое сотрудниче¬ство
с третьей стороной, - поэтому
Беларусь вы¬ступает за согласованный
и взвешенный подход к вопросу
о присоединении к ВТО.
Еще одна особенность
Республики Бела¬русь - огромные
экономические потери, кото-рые страна
понесла, особенно в сельском
хо¬зяйстве, в результате катастрофы
на Чернобыль¬ской АЭС. Удалось,
в частности, достигнуть понимания
странами-членами ВТО аргументов
белорусской стороны, направленных
на приме¬нение гибкого подхода
к обязательствам РБ по сокращению
субсидирования сельского хозяй¬ства.
Это также в известной мере
облегчает про¬цесс присоединения.
[9, с.41]
Про¬цесс присоединения
нашей страны к Всемирной торговой
организации входит в решающую
фазу. Должны быть приняты решения
по обязатель¬ствам нашей страны
в области снижения ввозных
пошлин, дальнейшей либерализации
внутренне¬го рынка услуг, в
том числе - торговых, финансо¬вых,
телекоммуникационных, транспортных.
Предстоит принять решения в
области инвести¬ций, промышленных
субсидий и т.п.
В первую очередь
необходимо привести законодательство
Республики Беларусь в соот¬ветствие
с правилами ВТО. Это касается
нета¬рифного регулирования, ценовой
политики, го¬сударственной поддержки
сельского хозяйства, налогообложения,
порядка получения льгот и
субсидий, лицензирования, стандартизации
и технического нормирования, таможенного
регу¬лирования.
В некоторых секторах
не обойтись без суще¬ственных
изменений. В частности, это
касается действующей системы
нетарифно¬го регулирования и
практики предоставления индивидуальных
налоговых льгот (вплоть до
полного освобождения от них)
и льгот по плате¬жам. Согласно
правилам ВТО, преференции дол¬жны
предоставляться либо по «горизонтали»
- всем предприятиям данного сектора,
либо вооб¬ще всем без исключения,
без деления на госу¬дарственные
и частные. [9, с.41]
Необходимо выработать
долгосрочную тарифную политику
страны и закрепить ее в
виде международных обязательств.
По предваритель¬ным оценкам,
для Беларуси вполне безболезнен¬ным
было бы снижение пошлин примерно на 70%
импорта. В любом случае единовременно
этого не произойдет — правила ВТО допускают
определенный переходный период.