Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 15:32, курсовая работа
Цель курсовой работы: изучить внешние и внутренние причины кризисов на предприятии и выявить необходимость антикризисного менеджмента на каждом предприятии.
В соответствии с целью можно определить следующие задачи исследования:
1) дать определение кризиса на предприятии; изучить виды и стадии кризиса на предприятии;
2) проанализировать предпосылки и факторы возникновения кризиса на предприятии и возможность диагностики кризиса предприятии;
3) сформулировать стратегии антикризисного менеджмента, применяемые на предприятии для выхода из кризисной ситуации и выявить основные последствия кризиса на предприятии.
Введение 3
1 Внутренние и внешние причины кризисов на предприятии
1.1 Понятие, виды и фазы кризиса на предприятии 4
1.2 Факторы, влияющие на платежеспособность предприятия 6
1.3 Внешние и внутренние причины возникновения кризисов на предприятии 10
1.4 Выводы 13
2 Анализ системы антикризисного менеджмента ОАО “Атлант”
2.1 Анализ финансового состояния ОАО “Атлант” 14
2.2 Выводы 21
3 Предложения по совершенствованию системы антикризисного менеджмента и улучшению финансового состояния ОАО “Атлант” 22
Заключение 32
Список использованных источников 36
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«МОСКОВСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭК
Минский Филиал МЭСИ
Курсовая работа
на тему:
«Внутренние и внешние причины кризисов
на предприятии»
Принял:
преподаватель
Красиченко Л. В.
Выполнил:
студент группы №45
Гегедеш В. И.
080503 Антикризисное управление
Гомель 2011
Содержание
Введение 3
1 Внутренние и внешние причины кризисов на предприятии
1.1 Понятие, виды и фазы кризиса на предприятии 4
1.2 Факторы, влияющие на платежеспособность предприятия 6
1.3 Внешние и внутренние причины возникновения кризисов на предприятии 10
1.4 Выводы 13
2 Анализ системы антикризисного менеджмента ОАО “Атлант”
2.1 Анализ финансового состояния ОАО “Атлант” 14
2.2 Выводы 21
3 Предложения по
Заключение 32
Список использованных источников 36
Приложение 38
Введение
В настоящее время значительное число предприятий и компаний переживают не лучшее время: конкуренция возрастает, многие проблемы системы управления становятся критичными для деятельности компании. Борьба предприятий за выживание в кризисных условиях требует взаимосвязи организационных, правовых, финансовых и управленческих аспектов.
Предприятие - это некоторое относительно обособленное структурное звено в общей экономической системе. Критериями такого обособления являются экономическая самостоятельность, организационная целостность (существование внутренней и внешней среды), наличие специализированных информационных структур, возможность выделения для предприятия общего результата работы. В качестве предприятия может рассматриваться отдельная фирма, организация, акционерное общество, банк, компания (страховая, туристическая и др.), а также структурные единицы системы государственного управления.
Очень важными в решении проблем управления являются следующие вопросы: в какие периоды развития предприятия может возникнуть в нем и получить развитие кризис; насколько опасность возникновения кризиса определяется рискованным изменением самого предприятия и как это может быть связано с развитием экономической среды, в которой функционирует рассматриваемое предприятие.
Экономической наукой к настоящему времени разработан целый ряд различных теорий, объясняющих причины экономических циклов и кризисов.
Ввиду тяжелых общеэкономических условий в нашем государстве на современном этапе развития, вызванных, помимо всего прочего, негативным влиянием мирового финансового кризиса, достаточно большая часть отечественных предприятий имеют проблемы с платежеспособностью, некоторые из них стоят на грани банкротства, а значительное количество уже обанкротилось. Поэтому именно сегодня растет актуальность темы, а именно исследование причин и возможность диагностики кризиса на предприятии.
Цель курсовой работы: изучить внешние и внутренние причины кризисов на предприятии и выявить необходимость антикризисного менеджмента на каждом предприятии.
В соответствии с целью можно определить следующие задачи исследования:
1) дать определение кризиса на предприятии; изучить виды и стадии кризиса на предприятии;
2) проанализировать предпосылки и факторы возникновения кризиса на предприятии и возможность диагностики кризиса предприятии;
3) сформулировать стратегии антикризисного менеджмента, применяемые на предприятии для выхода из кризисной ситуации и выявить основные последствия кризиса на предприятии.
1 Внутренние и внешние причины кризисов на предприятии
Кризис предприятия – это закономерный процесс, который развивается во времени в форме противоречий, создавая угрозу стабильному функционированию и устойчивому развитию предприятия, требующий современных подходов к формированию антикризисного управления.
Понятие «кризис» теснейшим образом связано и с понятием «риск», которое в той или иной мере влияет на методологию разработки любого управленческого решения [1]. Социально-экономическая система в любом своем виде и любой форме, будь то общественная формация, фирма или предприятие, имеет две тенденции своего существования: функционирование и развитие. Функционирование и развитие теснейшим образом взаимосвязаны. Например, функционирование социально-экономической системы характеризует обязательное наличие предмета труда, средств труда и человека, осуществляющего трудовую деятельность. При этом функционирование социально-экономической системы возможно лишь при определенном соответствии этих признаков: средства труда могут изменять его предмет, человек должен владеть средствами труда, результат должен соответствовать интересам и потребностям человека. Все это условия функционирования. Развитие характеризует изменения в предмете, средствах труда и в человеке.
Критерием этих изменений является появление нового качества, укрепляющего стабильность и гармоничность функционирования социально-экономической системы или создающего принципиально новые условия для этого. Фактом развития является повышение производительности труда, изменение его характера, возникновение новой технологии, усиление мотивации деятельности [2]. При этом, конечно, меняются и условия функционирования социально-экономической системы.
Таким образом, возникает циклическая тенденция развития, которая отражает периодическое наступление кризисов. Кризисы не обязательно являются разрушительными, они могут протекать с определенной степенью остроты, но их наступление вызывается не только субъективными, но и объективными причинами, самой природой социально-экономической системы. Установлено, что наряду с негативными сторонами кризис имеет и позитивные – он дает импульс к развитию, выполняя стимулирующую функцию. Таким образом, в период кризиса возникают побудительные мотивы к сокращению издержек производства, увеличению прибыли, обновлению основного капитала на новой технологической основе. Кризисом заканчивается предыдущий этап развития и начинается следующий.
Под финансовым кризисом понимают фазу разбалансированной деятельности предприятия и ограниченных возможностей влияния его руководства на финансовые отношения, которые возникают на этом предприятии. На практике с кризисом, к правило, идентифицируется угроза неплатежеспособности и банкротства предприятия, деятельность его в неприбыльной зоне или отсутствие у этого предприятия потенциала для успешного функционирования.
Выделяют следующие виды кризиса:
• стратегический кризис (когда на предприятии разрушен производственный потенциал и не хватает долгосрочных факторов успеха.
• кризис прибыльности (перманентные убытки «съедают» собственный капитал, и это приводит к неудовлетворительной структуре баланса);
• кризис ликвидности (когда предприятие является неплатежеспособным или существует реальная угроза потери платежеспособности).
Чаще всего кризису предшествует появление определенных признаков, служащих предупреждением для специалистов, менеджеров организации, угроза целям и ценностям, сокращение времени на реакцию, необходимость неотложности, срочности действий, помехи в эффективном осуществлении производственного процесса, продвижения продукции к потребителю. Названные и другие признаки приближения кризиса находят обобщающее выражение в снижении рентабельности, превращении деятельности предприятия в убыточную. В связи с вышеуказанным хотелось бы выделить следующие основные стадии развития кризиса:
1. Ранняя, характеризующаяся
отдельными проявлениями
2. Промежуточная
– нехватка оборотных средств.
Приостановка поставок в
3. Поздняя, при которой предприятие находится в состоянии хаоса, нарушаются графики производства, кредиторы требуют изменения условий кредита, а поставщики – предоплаты.
Важной предпосылкой применения правильных антикризисных мероприятий является идентификация глубины финансового кризиса. Различают три фазы кризиса:
а) фаза кризиса, который непосредственно не угрожает функционированию предприятия (при условии перевода его в режим антикризисного управления);
б) фаза, которая угрожает дальнейшему существованию предприятия и нуждается в немедленном проведении финансовой санации;
в) кризисное состояние, не совместимое с дальнейшим существованием предприятия и приводит к его ликвидации.
Идентификация фазы финансового кризиса является необходимой предпосылкой правильной реакции на нее.
Характерными признаками и фазами кризиса является периодический и все более длительный дефицит денежных средств предприятия для выполнения им своих обязательств и финансирования текущей деятельности. Внешним проявлением такого состояния является возникновение ситуации неплатежеспособности, которая характеризуйся задержкой в осуществлении текущих платежей (нарушение сроков уплаты в связи с нехваткой денег на счетах), начислением санкций (штрафов, пени) за несвоевременную уплату, появлением просроченной кредиторской задолженности и непогашенных кредитов.
Следует отметить, что в любой организации есть опасность появления кризисной ситуации, даже когда она и не наблюдается, поскольку деятельность организации (в производственной, финансовой, инвестиционной сферах) всегда связана с рисками (предпринимательскими, финансовыми, процентными, экономическими и т. д.). Это определяется тем, что организация существует в социально-экономической системе, которая развивается циклично, по спирали, ибо изменяются люди и их потребности, интересы общества, техника и технология, появляются новые продукты.
Многими учеными-экономистами особое внимание в кризисных ситуациях уделяется роли руководителя. Так, например, П. Лагадек [3] отмечает, что большинство руководителей воспринимают кризис так же как чрезвычайную ситуацию, для выхода из которой существуют разработанные процедуры, тогда как кризис – это столкновение с проблемами, выходящими за привычные рамки; необходимость действовать точно при отсутствии ориентиров, придававших смысл индивидуальным и коллективным действиям. По данному автору «…кризис – это чрезвычайная ситуация, сопровождаемая дестабилизацией».
Платежеспособность и ликвидность являются одним из важнейших показателей, характеризующим финансовое положение предприятия. Оценка данного показателя проводится по данным баланса на основе характеристики оборотных активов, т.е. времени, которое необходимо для превращения их в денежную наличность. Наиболее мобильной частью оборотных средств являются денежные средства и краткосрочные ценные бумаги. Чаще всего для оценки финансового положения предприятия используются следующие показатели:
1) Коэффициент абсолютной (мгновенной) ликвидности отражает способность предприятия выполнять краткосрочные обязательства за счет свободных денежных средств и краткосрочных финансовых вложений, быстро реализуемых в случае надобности. Данный показатель рассчитывается следующим образом:
К аб.л. = Денеж.средст. + Краткосрочн.фин.влож. / Краткосроч.обяз.
Данный коэффициент показывает, какая часть краткосрочных заемных обязательств может быть при необходимости погашена немедленно. Следовательно, предприятием может быть погашена лишь не значительная часть краткосрочных заемных обязательств. Значение коэффициента абсолютной ликвидности находящегося на уровне ниже предельного, свидетельствует о сложном финансовом положении предприятия.
2) Коэффициент быстрой ликвидности показывает, какую часть текущей задолженности организация может покрыть в ближайшей перспективе при условии полного погашения дебиторской задолженности. Данный показатель рассчитывается как:
К б.л. = Оборот. акт.- Запасы / Краткосрочные обязательства
3) Общий коэффициент ликвидности Дает общую оценку ликвидности активов, показывая, сколько рублей текущих активов предприятия приходится на один рубль текущих обязательств.
К общ.л. = Внеоборотные активы / Краткосрочн. обязат.
Так же при оценке финансовой устойчивости необходимо рассмотреть коэффициенты рентабельности:
1. Коэффициент рентабельности основной деятельности. Данный показатель показывает, какая величина прибыли от реализации приходится на 1 руб. себестоимости продукции:
Род = Прибыль от реализации / Затраты по осн. деятельности * 100%
2. Коэффициент рентабельности продаж. Данный показатель показывает, какая величина прибыли от реализации приходится на 1 руб. выручки от реализации продукции:
Рпродаж = Прибыль от реализации / Выручку от реализации * 100%
3. Коэффициент рентабельности собственного капитала Данный показатель показывает, какая величина собственного капитала приходится на 1 руб. чистой прибыли:
Информация о работе Внутренние и внешние причины кризисов на предприятии