Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 15:32, курсовая работа
Цель курсовой работы: изучить внешние и внутренние причины кризисов на предприятии и выявить необходимость антикризисного менеджмента на каждом предприятии.
В соответствии с целью можно определить следующие задачи исследования:
1) дать определение кризиса на предприятии; изучить виды и стадии кризиса на предприятии;
2) проанализировать предпосылки и факторы возникновения кризиса на предприятии и возможность диагностики кризиса предприятии;
3) сформулировать стратегии антикризисного менеджмента, применяемые на предприятии для выхода из кризисной ситуации и выявить основные последствия кризиса на предприятии.
Введение 3
1 Внутренние и внешние причины кризисов на предприятии
1.1 Понятие, виды и фазы кризиса на предприятии 4
1.2 Факторы, влияющие на платежеспособность предприятия 6
1.3 Внешние и внутренние причины возникновения кризисов на предприятии 10
1.4 Выводы 13
2 Анализ системы антикризисного менеджмента ОАО “Атлант”
2.1 Анализ финансового состояния ОАО “Атлант” 14
2.2 Выводы 21
3 Предложения по совершенствованию системы антикризисного менеджмента и улучшению финансового состояния ОАО “Атлант” 22
Заключение 32
Список использованных источников 36
Рск = Чистая прибыль / Сред. величину собств. капитала * 100%
4. Коэффициент рентабельности
внеоборотных активов
Рва = Чистая прибыль / Сред. величину внеоборот. актив * 100%
Таким образом, рассмотрев основные показатели финансовой устойчивости, рентабельности, платежеспособности и ликвидности, можно сделать вывод о том, находится ли предприятие в трудном кризисном положении. Если все результаты финансовой деятельности находятся на критическом уровне и значительно ниже предельного нормативного значения, деятельность предприятия характеризуется как не устойчивая, предприятие находится на грани банкротства.
В использовании производственного аппарата в условиях спада производства, как правило, имеющего место при кризисе, первостепенный приоритет отводится его ускоренной загрузке как первому условию снижения удельных условно-постоянных расходов. Если это невозможно (например, нет спроса на продукцию предприятия), то следует пойти по пути его «сжатия» (законсервировать часть производственной мощности, передать в аренду часть основных фондов и т. д.).
Привлечение инвестиций
в компанию даст мощнейшее средство
роста и стратегического
Столкнувшись с проблемой финансирования, компании вынуждены экономить на издержках, важная статья которых — фонд оплаты труда работников. Сокращение штата сотрудников и сокращение продолжительности рабочего времени стало наиболее часто применяемой мерой снижения финансового бремени в условиях нарастающего кризиса. Правильное оформление кадровой документации в связи с сокращением штата, сокращения продолжительности рабочего времени позволит минимизировать риск возникновения последующих судебных тяжб с работниками и претензий со стороны контролирующих органов.
Важнейшим признаком того, что для предприятия наступил кризис, является его неплатежеспособность. Под неплатежеспособностью будем понимать неспособность предприятия в срок платить по своим обязательствам. Степень неплатежеспособности может быть различной. Если предприятие задерживает свои платежи на 2-3 дня, то это – всего лишь сигнал о его неблагополучии, но при существенно больших сроках неплатежей предприятие может быть признано банкротом (несостоятельным). Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве) банкротство определено как « признанная арбитражным судом или объявленная должником его неспособность в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по всем его обязательствам». Юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов, если соответствующие обязательства не исполнены им в течение 3 месяцев с момента наступления даты их исполнения. Дело о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом, если требования к должнику - юридическому лицу в совокупности составляют не менее 500, а к должнику-гражданину – не менее 100 МРОТ. Право на обращение в суд о признании должника банкротом имеют должник, кредитор, прокурор, налоговые органы и др. Управляет предприятием в процессе реализации процедур банкротства собрание кредиторов. Кредиторы обладают на собрании числом голосов, пропорциональным сумме их требований к должнику.
Существует много подходов к прогнозированию финансовой несостоятельности субъектов хозяйствования. Любая методика оценки кредитоспособности по своей сути является одновременно методике прогнозирования банкротства. В зарубежной практике довольно распространены модель Альтмана и модель Спрингейта.
Модель Альтмана разработана в 1968 году. Она имеет также название «расчет Z-показателя. Это 5-факторная модель, где факторами являются отдельные показатели финансового состояния предприятия. Кризис на предприятии – это процесс изменения, разрушения сложившейся структуры связей и отношений, выходом из которого может стать либо заново сформированная структура связей, отношений, либо ликвидация предприятия [4].
Следует подчеркнуть,
что поначалу кризисы рассматривались
как явление совсем случайное, стихийное
и, как следствие, непредсказуемое,
и поэтому особо опасное, с
особо тяжелыми последствиями. Ни о
каком антикризисном управлении
Чтобы избежать кризиса, предприятие должно иметь надежную систему раннего предупреждения о появлении неблагоприятных признаков. Эта система должна быть основана на постоянном наблюдении за какими-то параметрами, изменение которых легко оценивается как благоприятное или нет. Системы могут быть ориентированы на различные перспективы: 2-3 месяца, год и больше. При ориентировании на продолжительный срок система должна учитывать такие макропараметры, как общая конъюнктура рынка, тенденции научно-технического прогресса, экономическая политика государства и т. д. Очевидно, что сложность такой системы очень велика, и организовать ее непросто. Но отслеживать возможности кризисных ситуаций в близкой перспективе возможно без привлечения существенных дополнительных усилий. Главное – правильно выбрать наблюдаемый критерий.
Один из важных показателей на любом предприятии – прибыль, но для системы раннего предупреждения он не подходит по следующим причинам:
Прибыль – показатель за некоторый период, обычно определяется при составлении баланса 1 раз в квартал, поэтому для краткосрочного анализа не пригоден;
Прибыль – результат работы за предшествующий период и текущее состояние дел на предприятии отражает лишь косвенно;
Прибыль – показатель инерционный, т.е. величина прибыли в любой момент времени в основном определяется факторами, сформировавшимися и действовавшими еще раньше. Негативные факторы настоящего скажутся на прибыли лишь впоследствии;
В условиях сильной инфляции правильно сосчитать «реальную» прибыль и ее динамику становится особенно сложно. К примеру, за материалы, используемые при производстве продукции, предприятие заплатило 100 тыс.руб., при реализации этой продукции через полгода получило доход в 150 тыс. руб. На первый взгляд очевидная прибыль, но для того, чтобы купить тот же объем материалов сегодня необходимо 200 тыс. руб., т.е. в действительности, предприятие оказалось в убытке.
В качестве альтернативного показателя для системы раннего оповещения можно использовать денежный поток (Cash flow или движение денежных средств). Основным его преимуществом является оперативность измерения, можно измерять за месяц, неделю и т.п. При контроле над денежным потоком легче учесть влияние инфляции. Однако уменьшение денежного потока также обычно выявляет уже запущенную стадию кризиса предприятия. Таким образом, для построения оперативной системы следует ввести другой показатель, например, используемый в США «Book-to-Bill Ratio» (BBR). Он представляет собой отношение новых заказов за некоторый период времени к числу поставок за тот же период. Например, если объем товаров, услуг и работ, использованных в производстве, продукции за месяц составил 100 тыс.руб., а объем заказов на продукцию предприятия за тот же месяц составил 110 тыс.руб, то BBR=1.1, что свидетельствует о достаточно благоприятном положении, но если в предыдущем месяце BBR был равен 1.2, то положение предприятия ухудшилось.
Однако эффективность каждого показателя, используемого в системе раннего предупреждения кризисных ситуаций, зависит от специфики конкретного предприятия. Такими показателями могут быть число звонков от потенциальных клиентов после публикации рекламы, число клиентов, обратившихся повторно, число постоянных клиентов, отказавшихся от услуги, число посетителей в день и т.д.
на предприятии
Причины кризиса могут быть различными. Они делятся на объективные, связанные с циклическими потребностями модернизации и реструктуризации, и субъективные, отражающие ошибки и волюнтаризм в управлении, а также природные, характеризующие явления климата и др.
Кризис предприятия
вызывается несоответствием его
финансово-хозяйственных
Внешние причины кризиса на предприятии связаны с тенденциями и стратегией макроэкономического развития или даже развития мировой экономики, конкуренцией, политической ситуацией в стране, внутренние - с рискованной стратегией маркетинга, внутренними конфликтами, недостатками в организации производства, несовершенством управления, инновационной и инвестиционной политикой. Если понимать кризис, таким образом, можно констатировать то обстоятельство, что опасность кризиса существует всегда и его необходимо предвидеть и прогнозировать. Последствия кризиса могут вести к резким изменениям или мягкому продолжительному и последовательному выходу, и послекризисные изменения в развитии организации бывают долгосрочными и краткосрочными, качественными и количественными, обратимыми и необратимыми.
Внешние факторы возникновения кризиса можно подразделить на:
Внутренние факторы возникновения кризиса:
Конечно все
вышеперечисленные факторы
Именно неэффективность управления следует отнести к наиболее характерной для современных предприятий проблеме, препятствующей их эффективному функционированию в условиях сложившихся рыночных отношений. Эта проблема обусловлена следующими факторами:
Информация о работе Внутренние и внешние причины кризисов на предприятии