Внутренние и внешние причины кризисов на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 15:32, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: изучить внешние и внутренние причины кризисов на предприятии и выявить необходимость антикризисного менеджмента на каждом предприятии.
В соответствии с целью можно определить следующие задачи исследования:
1) дать определение кризиса на предприятии; изучить виды и стадии кризиса на предприятии;
2) проанализировать предпосылки и факторы возникновения кризиса на предприятии и возможность диагностики кризиса предприятии;
3) сформулировать стратегии антикризисного менеджмента, применяемые на предприятии для выхода из кризисной ситуации и выявить основные последствия кризиса на предприятии.

Содержание работы

Введение 3
1 Внутренние и внешние причины кризисов на предприятии
1.1 Понятие, виды и фазы кризиса на предприятии 4
1.2 Факторы, влияющие на платежеспособность предприятия 6
1.3 Внешние и внутренние причины возникновения кризисов на предприятии 10
1.4 Выводы 13
2 Анализ системы антикризисного менеджмента ОАО “Атлант”
2.1 Анализ финансового состояния ОАО “Атлант” 14
2.2 Выводы 21
3 Предложения по совершенствованию системы антикризисного менеджмента и улучшению финансового состояния ОАО “Атлант” 22
Заключение 32
Список использованных источников 36

Файлы: 1 файл

0663968_6D66B_vneshnie_i_vnutrennie_prichiny_krizisov_na_predpriyatii.doc

— 426.00 Кб (Скачать файл)
  • отсутствие стратегии в деятельности предприятия и ориентация на краткосрочные результаты в ущерб среднесрочным и долгосрочным;
  • низкая квалификация и неопытность менеджеров;
  • низкий уровень ответственности руководителей предприятия перед собственниками за последствия принимаемых решений, за сохранность и эффективное использование имущества предприятия, а также за финансово-хозяйственные результаты его деятельности.

Борьба предприятий  за выживание в кризисных условиях потребует взаимосвязи организационных, правовых, финансовых и управленческих аспектов.

В большинстве  случаев внутренние факторы усиливают действие внешних. Логическую цепочку поиска внутренних причин экономического кризиса на российских предприятиях можно построить, исходя из ответа на вопрос, увеличился или уменьшился объем продаж за последние два года. Если проблем с продажей продукции нет, причина заключается не в самой продукции, а в оборачиваемости оборотных средств. Если оборачиваемость малая, проблема связана с большой длительностью производственного цикла. Необходимо выявить слабое звено цикла. Это могут быть задержки с оплатой отпущенных товаров. Тогда причины кризиса связаны с ценовой политикой и контролем цен, с условиями договора на продажу товара (например, поставки товара осуществляются без предоплаты). Высокие цены могут быть связаны с высокими издержками производства. Тогда следует выяснить динамику изменения затрат на производство товара и причины их роста. Для российских предприятий, как правило, высокие составляющие издержек — это затраты на энергоносители.

При высокой  оборачиваемости средств причины  экономического кризиса заключаются в рентабельности товара. Если объем продаж уменьшается, причину следует искать в реализации продукции. Дальнейшие вопросы связаны с наличием запасов готовой нереализованной продукции, потребительскими свойствами товара, ценовой политикой и системой распределения и продвижения товара, ответы на которые могут дать представление о причинах кризиса предприятия.

В целом все  названные причины кризиса довольно тесно взаимосвязаны и создают  сложный комплекс причинно-следственных связей. Конечно, исследуя то или иное предприятие, тот или иной случай финансового кризиса, можно выделить определенные специфические причины финансовой несостоятельности, но все они, как правило, сводятся к уже перечисленным нами. Типичными последствиями влияния вышеприведенных причин и факторов на финансово-хозяйственное состояние предприятия является:

• потеря клиентов и покупателей готовой продукции;

• уменьшение количества заказов и контрактов по продаже  продукции;

• неритмичность  производства, неполная загрузка мощностей;

• повышение  себестоимости и резкое снижение производительности труда;

• увеличение размера  неликвидных оборотных средств  и наличие сверхурочных запасов;

• возникновение  внутрипроизводственных конфликтов и  повышения текучести кадров;

• повышение  давления на цены;

• существенное уменьшение объемов реализации и, как следствие, недополучение выручки от реализации продукции.

 

    1. Выводы

 

В распознавании  кризиса большое значение имеет  оценка взаимосвязи проблем. Существование и характер такой взаимосвязи может многое сказать и об опасности кризиса и его характере. Предсказание кризисов возможно только на основе специального анализа ситуаций и тенденций. В общем, в распознавании кризисов участвуют все показатели оценивания состояния социально-экономической системы.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что финансовый кризис на предприятии характеризуют тремя параметрами: источниками (факторами) возникновения; видом кризиса; стадией (фазой) его развития.

Также можно  сделать вывод, что несмотря на многообразие факторов, которые могут привести к кризису на предприятии в большинстве случаев такими факторами являются недостатки управления. Именно неэффективность управления – основная проблема, препятствующая эффективному функционированию предприятий в условиях сложившихся рыночных отношений. Главным образом эти проблемы состоят в следующем: неудовлетворительное качество управления; недостаточная слаженность в работе управленческой команды; отсутствие у руководства предприятий четкой стратегии действий; недостаток поддержки действий руководства со стороны трудового коллектива.

 

  1. Анализ системы антикризисного менеджмента ОАО “Атлант”

 

    1. Анализ финансового состояния ОАО “Атлант”

 

Финансовое  состояние предприятия характеризуется  составом и размещением средств, структурой их источников, скоростью оборота капитала, способностью предприятия погашать свои обязательства в срок и в полном объеме.

Данный анализ необходим для оценки удовлетворительности структуры баланса, возможности отнесения предприятия к категории банкротов, а также для оценки возможности восстановления платежеспособности за определенный период. Результаты анализа во многом определяют целесообразность восстановительных процедур, их характер и направленность.

Анализ будем  проводить на основе данных годовой  отчетности ОАО «Атлант» за 2009 г.

Рассчитаем ликвидность баланса предприятия.

Ликвидность баланса  предприятия определяется на основе сопоставления рассчитанных групп  активов и обязательств. Баланс считается  ликвидным, если выполняется следующее  условие: А1≥П1; А2≥П2; А3≥П3; А4≤П4.

На начало2009 года: На конец 2009 года:

2900<11400 12200 < 17250

20000<65700 25000 < 90250

4800<7200 7200 < 42300

188700<211000 211000 >105600

В данном предприятии баланс на начало года получился критически ликвидным, а на конец – полностью не ликвидным. Этот вывод сделан на основании сравнения нормативов и полученных данных, которые предоставлены в таблице 1 (см. приложение).

Наряду с рассмотренной  методикой уровень ликвидности  предприятия может рассчитываться с помощью группы коэффициентов ликвидности:

1. Коэффициент текущей ликвидности (платежеспособности).

.

Коэффициент текущей ликвидности  дает общую оценку ликвидности предприятия, показывая, сколько рублей оборотных средств приходится на 1 рубль текущей краткосрочной задолженности.

Норматив 1,5-2, оптимально 3.

На начало 2009 года

На конец 2009 года

Сравнивая полученные коэффициенты с нормативом, получается, что на начало и на конец года у предприятия  ОАО «Атлант» высокий финансовый риск, связанный с тем, что предприятие не в состоянии стабильно оплачивать текущие счета.

2. Коэффициент обеспеченности собственных оборотных средств.

Коэффициент обеспеченности собственными средствами характеризует  наличие собственных оборотных  средств у предприятия, необходимых для его финансовой устойчивости:1

Рекомендуемое значение 0,1

На начало 2009 года

На конец 2009 года

На основании данных коэффициентов  следует, что предприятие ОАО «Атлант» и на начало, и на конец года имеет достаточное количество собственных оборотных средств для финансовой устойчивости.

3. Коэффициент восстановления (утраты) платежеспособности.

Коэффициент восстановления (утраты) платежеспособности характеризует наличие реальной возможности у предприятия восстановить либо утратить свою платежеспособность в течение определенного периода.

У предприятия  в ближайшее время (6 месяцев) нет  возможности восстановить платежеспособность. И так же существует реальная возможность утратить свою платежеспособность за период 3 месяца.

Вероятность банкротства  предприятия – это одна из оценочных  характеристик текущего состояния и обстановки на исследуемом предприятии. Проводя анализ вероятности ежемесячно, руководство предприятия или технологической цепочки может постоянно поддерживать вероятность на низком уровне. Поскольку вероятность зависит от ряда показателей, то для положительного результата необходимо следить не за каким-то одним, а за несколькими основными показателями одновременно.2

Показатель вероятности банкротства получил название коэффициента Альтмана (индекс кредитоспособности) по имени своего создателя. Индекс кредитоспособности позволяет в первом приближении разделить хозяйствующие субъекты на потенциальных банкротов и не банкротов.

При построении индекса Альтман исследовал 22 аналитических  коэффициента, которые могли быть полезны для прогнозирования возможного банкротства. Из этих показателей он отобрал пять наиболее значимых и построил многофакторное регрессионное уравнение. Таким образом, индекс Альтмана представляет собой функцию от некоторых показателей, характеризующих экономический потенциал предприятия и результаты его работы за истекший период. В общем виде индекс кредитоспособности (Z-счет) имеет вид:3

;

где ;

;

;

;

.

Степень близости предприятия к банкротству определяется по шкале, представленной в таблице 2 (см. Приложение).

На начало 2009 года:

1,2*0,13+1,4*0,06+3,3*0,03+0,6*0,23+0,21=0,549

На конец 2009 года:

1,2*0,18+1,4*(-0,004)+3,3*(-0,002)+0,6*0,2+0,23=0,55

Сравнивая данные расчеты с нормативом, можно сделать  вывод, что у предприятия ОАО  «Атлант» на начало и на конец 2009 года степень риска банкротства очень высокая.

Модель Иркутского государственного университета.

К=8,38К1+К2+0,054К3+0,063К4

Степень близости предприятия к банкротству определяется по шкале, представленной в таблице 3 (см. Приложение).

На начало 2009 года:

К= 8,38*0,13+0,06+0,054*0,21+0,063*0,12=1,17

На конец 2009 года:

К= 8,38*0,18-0,009+0,054*0,000004+0,063*(-0,0125)=1,50

Сравнивая данные расчеты с нормативом, можно сделать  вывод, что у предприятия ОАО  «Атлант» на начало и на конец 2009 года степень вероятности банкротства минимальная.

Так же для оценки финансового состояния предприятия проводят экспресс-анализ предприятия, который позволяет вывить, на сколько предприятие платежеспособно, может ли оно в дальнейшем осуществлять текущую деятельность и каковы его перспективы его развития. С этой целью определяют:

1. Платежеспособность предприятия.

Оборотные активы ≥ краткосрочные обязательства.

На начало 2009 года: 27800-77500= - 49700

На конец 2009 года: 44900-107600=62700

Это означает что  предприятие ОАО «Атлант» на начало года не платежеспособно. На конец года - платежеспособно.

1.2 Частный случай платежеспособности.

Собственные оборотные средства>срочные обязательства

На начало 2009 года: 106000-188600= - 82600

На конец 2009 года: 105500-210500= - 105000

2. Зависимость предприятия от внешних источников, займов.

На начало 2009 года: На конец 2009 года:

 

Этот коэффициент  показывает, на сколько предприятие  зависит от внешних источников, займов.

3.Наличие на предприятии собственных оборотных средств для текущей деятельности.

Данный коэффициент  показывает наличие у предприятия  собственных оборотных средств.

СОА=СК-ВОА

На начало 2009 года: 106000-188600= - 82600

На конец 2009 года: 105500-2105000= - 105000

Данный коэффициент  показывает, что у предприятия  ОАО «Атлант» и на начало и на конец 2009 года нет собственных оборотных средств.

  1. Доходность предприятия.

>1

На начало 2009 года:

На конец 2009 года:

Из данных расчетов следует, что на начало 2009 года предприятие было не доходно. На конец 2009 года оно стало доходным.

    1. Рентабельность предприятия.

Информация о работе Внутренние и внешние причины кризисов на предприятии