Внутрифирменное планирование на примере ОАО "Газпром нефть Тюмень"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2014 в 17:09, курсовая работа

Описание работы

ОАО «Газпромнефть – Тюмень» является дочерним предприятием ОАО «Газпромнефть», успешно развивается и является одним из ведущих сбытовых предприятий в Тюменской области.
Предприятие реализует все виды бензинов и дизельного топлива, моторные, индустриальные и трансмиссионные масла, смазки и иную продукцию.
Объекты предприятия расположены на основных магистралях Тюмени и трассах федерального и областного назначения.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 82.63 Кб (Скачать файл)

 

 

В 2012 г. наблюдается увеличение транспортных расходов предприятия на 49942 тыс.руб. или на 5,97%, что связано с увеличением грузооборота. Расходы на оплату труда возросли на 2665 тыс.руб. или на 0,63%, а также по отчислениям на социальные нужды на 799 тыс.руб., за счет индексации заработной платы на предприятии. В результате увеличения объемов поступления нефтепродуктов возросла потребность в резервуарах для хранения нефтепродуктов, которая была покрыта за счет аренды. По фактическим данным по арендной плате достигнута экономия на 1326 тыс.руб. или 2,3% по сравнению с базисным периодом за счет заключения удачных договоров на аренду резервуаров.

Сокращение амортизационных отчислений на 4682 тыс.руб. или 0,76% в отчетном периоде вызвано сокращением величины основных средств. Фактические расходы в отчетном периоде на ремонт основных средств меньше, чем в базисном периоде на 1053 тыс.руб. или 17,19, а также фактические расходы на энергетические ресурсы составили 37422 тыс.руб., что меньше чем в 2011 году на 2015 тыс.руб. или 5,11%.

Фактические расходы на рекламу предприятия ниже, чем в 2011 году на 200 тыс.руб. или 2,78%. В результате усиления контроля за расходом нефтепродуктов в процессе транспортировки, хранения и реализации потери нефтепродуктов сократились на 4 тыс.руб. Прочие расходы в отчетном периоде по сравнению с базисным увеличились на 1600 тыс.руб. или на 0,83%.

Таблица 1.6

Состав затрат по видам деятельности

Наименование статей

2011, тыс.руб.

2012, тыс.руб.

Абсолютное отклонение

тыс.руб.

%

Транспорт

809361

832104

22743

102,81%

Прием, хранение

525247

536676

11429

102,18%

Реализация

415545

426199

10654

102,56%

Управление

223873

234543

10670

104,77%

Итого

1974026

2029522

55496

102,81%


 

 

Фактические затраты в отчетном периоде по сравнению с базисным возросли на 55496 тыс.руб. или 2,81%, при этом в первую очередь увеличились затраты на транспорт на 25743 тыс.руб. или 2,81%, так как данные затраты в большей мере, чем остальные зависят от объемов реализации нефтепродуктов. Затраты связанные с приемом и хранением нефтепродуктов превысили показатели базисного периода на 11429 тыс.руб. или на 2,18%, что связано с увеличением грузооборота. Затраты, связанные с реализацией нефтепродуктов увеличились в 2012 г. на 10654 тыс.руб. или на 2,56%.

Проследить связь между объемом реализации продукции и затратами на осуществление хозяйственной деятельности предприятия можно с помощью показателей относительного уровня затрат.

Таблица 1.7

 

Уровень затрат в зависимости от объемов хозяйственной деятельности

 

Показатель

2011

2012

Отклонение

+/-

%

Затраты на 1 руб. реализованных нефтепродуктов, руб

0,08

0,09

0,01

107,62%

Затраты на 1т. реализованных нефтепродуктов, руб

4,03

4,18

0,15

103,79%

Затраты на 1 тыс. т/км грузооборота, руб

0,03

0,03

0,00

102,47%

Окупаемость затрат (прибыль на 1 руб. затрат), %

40,30

38,68

-1,62

 

 

 

По сравнению с базисным периодом в 2012 г. затраты на 1 руб. реализованных нефтепродуктов по факту увеличились на 7,62%, затраты на 1 т реализованных нефтепродуктов возросли на 3,79 % , затраты на 1 тыс. т/км увеличились на 2,47% в то же время окупаемость затрат снизилась на 1,62%.

Таким образом, можно сказать о снижении эффективности управления затратами на предприятии, так как при росте объемов производства уровень затрат на 1 руб. продукции или на единицу продукции должен снижаться. На исследуемом предприятии уровень затрат, напротив, вырос.

Анализ объемов реализации и затрат показал, что объем реализации определяет рост затрат, но анализ уровня затрат показал, что фактор объема не единственный фактор затрат. Рост уровня затрат показывает наличие нерационального расхода ресурсов, то есть наличие резервов снижения расходов предприятия.

По тем статьям, по которым произошел перерасход ресурсов, можно выявить резервы снижения затрат, а, соответственно, увеличения резервов прибыли за счет сокращения нерациального расхода ресурсов предприятия.

Резервы сокращения устанавливаются по каждой статье расходов за счет конкретных организационно-технических мероприятий, которые будут способствовать экономии заработной платы, сырья, материалов, энергии и т.д.

 

  1. Методические положения планирования размера и распределения прибыли

 

Для увеличения резервов прибыли издержки обращение свести к нулю нельзя. Однако определить в какой именно фактор оказал наиболее отрицательное влияние на величине прибыли возможно с помощью проведения факторного анализа прибыли.

Методика расчета влияния факторов на прибыль от обычной деятельности включает следующие шаги:

  1. Расчет влияния фактора «Выручка от продажи».

Расчет влияния этого фактора нужно разложить на две части. Так как выручка организации – это произведение количества и цены реализуемой продукции, то сначала рассчитаем влияние на прибыль от продаж цены, по которой продавалась продукция или товары, а затем рассчитаем влияние на прибыль изменения физической массы проданной продукции.

При проведении факторного анализа необходимо учитывать влияние инфляции. Предположим, что цены на продукцию в отчетном периоде возросли по сравнению c базисным в среднем на 12%. Тогда индекс цен равен 1,12

Следовательно, выручка от продажи в отчетном периоде в сопоставимых ценах будет равна:

 

,                                                      (2.1)

где В' – выручка от продажи в сопоставимых ценах;

В1 – выручка о продажи продукции в отчетном периоде.

    1. Расчет влияния фактора «Цена»

Для определения степени влияния изменения цены на изменение суммы прибыли от продажи необходимо сделать следующий расчет:

,                                             (2.2)

 

    1. Расчет влияния фактора «Количество проданной продукции»

Влияние на сумму прибыли от продажи (ПП) изменения количества проданной продукции можно рассчитать следующим образом:

,                          (2.3)

где ΔПп(к) – изменение прибыли от продажи под влиянием фактора «количества проданной продукции»;

B1 и В0 – соответственно выручка от продажи в отчетном (1) и базисном (0) периодах;

Rp0 – рентабельность продаж в базисном периоде.

  1. Расчет влияния фактора «Себестоимость проданной продукции» осуществляется следующим образом:

                                     (2.4)

где УС1 и УС0 – соответственно уровни себестоимости в отчетном и базисном периодах.

  1. Расчет влияния фактора «Коммерческие расходы»

Для расчета используется формула, аналогичная предыдущей:

                                (2.5)

где УКР1 и УКР0 – соответственно уровни коммерческих расходов в отчетном и базисном периодах.

  1. Расчет влияния фактора «Управленческие расходы»

,                                (2.6)

где УУР1 и УУР0 – соответственно уровни управленческих расходов в отчетном и базисном периодах.

Остальные показатели – факторы от прочей операционной и внереализационной деятельности и чрезвычайные – не оказывают столь существенного влияния на прибыль, как факторы хозяйственной сферы. Однако их влияние на сумму прибыли тоже можно определить. В данном случае используется метод балансовой увязки, факторная модель чистой прибыли отчетного периода аддитивного вида.

Таблица 2.1

 

Сводная таблица влияния факторов на прибыль от реализации

Влияние фактора

2012

Рентабельность продаж в базисном периоде, %

3,37

1. Расчет влияния изменения  выручки от продажи:

2483555

    1. Расчет влияние изменения цены

1021304

    1. Расчет влияние изменения количества проданной продукции

1472690

2. Расчет влияние изменения  себестоимости проданной продукции 

-1588896

3. Расчет влияние изменения  коммерческих расходов 

-802641

4. Расчет влияние изменения  управленческих расходов 

-102457

Итого

-10439


 

Таким образом, в отчетном году по сравнению с базисным прибыль снизилась на 10349 тыс.руб., в том числе за счет увеличения выручки от продаж прибыль увеличилась на 2483555 тыс.руб., однако за счет увеличения себестоимости продаж прибыль уменьшилась на 1588896 тыс.руб.; за счет  увеличения коммерческих и управленческих расходов прибыль уменьшилась, соответственно, на 802641 тыс.руб. и на 102457 тыс.руб.

Остальные показатели – факторы от прочей операционной и внереализационной деятельности и чрезвычайные – не оказывают столь существенного влияния на прибыль, как факторы хозяйственной сферы. Однако их влияние на сумму прибыли тоже можно определить.

Величина снижения прибыли, которое вызвано ростом затрат, является резервом роста прибыли.

С целью увеличения резервов роста прибыли и снижения затрат могут быть применены мероприятия, направленные на применение более современной технологии отпуска нефтепродуктов, совершенствования организации транспортировки нефтепродуктов, замена старого оборудования на новое, требующее меньших затрат по обслуживанию и эксплуатации, списание или реализация ОПФ со  100-% износом, реализация неиспользуемого оборудования.

 

  1. Разработка проекта плана по прибыли и ее использованию

 

    1. Обоснование оптимального объема реализации

В 2013 году предприятие планирует увеличить объем реализации нефтепродуктов на 5%.

Таблица 3.1

Плановые показатели деятельности при увеличении объема реализации без учета влияние мероприятий

Показатель

Планируемый год

Объем реализации нефтепродуктов, т

509774

Выручка от реализации, тыс.руб.

24441144

Суммарные издержки, тыс.руб.

23655876

Прибыль от продаж, тыс.руб.

785268


 

 

При повышение объема реализации нефтепродуктов без учета мероприятий прибыль составит 785268 тыс. руб.

Комплекс мероприятий, направленных на реализацию выявленных резервов роста прибыли предприятия представлен в таблице 3.2. Предложенные мероприятия способствуют снижению затрат, повышению эффективности управления и организации производства, обновлению основных производственных фондов, повышению технологического уровня процесса реализации нефтепродуктов. Предложенный комплекс включает следующие мероприятия.

Таблица 3.2

 

Мероприятия по повышению эффективности деятельности предприятия

Мероприятия

Ожидаемая эффективность

  1. Технико – технологические
 
    1. Замена отработавших насосов на более экономичные погружные насосы Red Jacket

Сокращение энергопотребления, затрат на сервисное обслуживание, ремонт АЗС, сокращение потерь нефтепродуктов

    1. Применение новой технологии очистки резервуаров

Сокращение затрат на ремонтные работы на резервуарах

    1. Оборудование резервуаров АЗС новой системой контроля запасов

Непрерывный мониторинг запасов, возможность управлять несколькими АЗС с центрального пункта управления. Сокращение затрат на оплату труда

  1. Создание единого Центра управления запасами

Совершенствование системы управления запасами. Сокращение затрат на ж/д транспорт, хранение нефтепродуктов

Информация о работе Внутрифирменное планирование на примере ОАО "Газпром нефть Тюмень"