Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 01:28, реферат
Практика управления так же стара, как и человеческое общество. Именно по этой причине невозможно точно опре¬делить время возникновения первых элементов управления. Можно лишь строить различного рода предположения и до¬гадки, основанные на более или менее достоверных сужде¬ниях и сведениях
Управление состоит в подаче субъектом управления сигналов на выполнение соответствующих действий управляемой системой. Эти сигналы представляют собой команды-решения, принятые на основании информации, поступающей к управляющему органу из внешней и внутренней среды организации по каналам связи.
Управляющее воздействие со стороны органа управления осуществляется в форме прямых команд субъективного и объективного типа. Для бесперебойного управления объектом этого еще недостаточно. Необходима обратная связь от управляемого объекта к управляющим органам в целях контроля системы и учета воздействия на нее внешней среды.
Таким образом, любой процесс управления должен включать в себя четыре основные составляющие, как это показано на рис. 2.1. К таким составляющим относятся:
• входное воздействие (прямая связь), т. е. информационные сигналы, поступающие от управляющей системы к управляемой;
• преобразование входного воздействия — заключается в обработке поступивших сигналов по определенному алгоритму;
• результат преобразования входного воздействия, т. е. исполнительское действие управляемой системы;
• влияние результата на входное воздействие (обратная связь), т. е. поступление в управляющий орган отчетов о текущем состоянии и функционировании объекта управления.
Рис. 2.1. Прямые и обратные связи в организации
Чем выше уровень управления, тем сложнее осуществление его обратной связи с управляемой системой. Поэтому к обратной связи на высших уровнях управления организации предъявляются три основных требования.
Первое требование состоит в том, чтобы формы обратной связи на каждом конкретном уровне управления носили обобщенный характер и были взаимосвязаны с соответствующими формами обратной связи на других ступенях иерархической лестницы.
Второе требование заключается в том, что формы обратной связи должны позволять компенсировать влияние на систему возмущающих внешних воздействий, природа которых остается неизвестной.
Третье требование предполагает возможность гибкой реакции управляющей системы на обратную связь любого рода.
Оптимальное функционирование и развитие любой системы управления возможно лишь при условии наиболее полного соответствия содержания и форм прямой и обратной связи экономической природе взаимоотношений между его подсистемами различного уровня и масштаба.
Суть закона единства действий законов управления состоит в том, что протекание явлений и процессов управления есть результирующая равноприложенных сил, каждая из которых подчиняется тому или иному закону управления. Иными словами, законы управления непосредственно взаимодействуют, влияя друг на друга своими свойствами. Эффективность управления зависит от степени активного использования всей системы законов управления в совокупности.
2.3. Частные законы управления
Частными законами принято считать законы управления, присущие его отдельным сторонам, подсистемам и их элементам.
К частным законам, касающимся управляющей подсистемы, относятся:
1. Закон изменения функций управления.
2. Закон сокращения числа ступеней управления.
3. Закон концентрации функций управления.
4. Закон распространения и контроля.
Закон изменения функций управления гласит, что повышение или понижение уровня управления неизбежно влечет за собой возрастание значения одних функций и убывание значения других.
Сущность закона сокращения числа ступеней управления заключается в том, что чем меньше уровней управления в структуре организации, тем при прочих равных условиях управление эффективнее и оперативнее.
Закон концентрации функций управления устанавливает, что управление объективно стремится к большей концентрации функций на каждой ступени управления, а следовательно, к росту численности управленческого персонала.
Согласно закону распространения и контроля существует определенная зависимость между числом подчиненных и возможностями контроля их действий со стороны руководителя.
Закон синергии гласит, что для любой организации существует такой набор элементов, при котором ее потенциал всегда будет либо существенно больше простой суммы входящих в нее элементов, либо существенно меньше указанной суммы.
Согласно данному закону задача руководителя любой организации в первую очередь заключается в том, чтобы найти наиболее оптимальный набор ее элементов.
Сущность закона самосохранения состоит в том, что любая материальная система стремится сохранить себя и использует для этого весь свой потенциал. Общая сумма созидательных ресурсов организации должна превышать суммарное воздействие внешних и внутренних разрушающих факторов. В противном случае организация просто прекратит свое существование.
Закон развития: каждая материальная система стремится достичь наибольшего суммарного потенциала.
Жизненный цикл любой материальной системы включает в себя восемь последовательно сменяющих друг друга этапов:
1. Порог нечувствительности.
2. Внедрение.
3. Рост.
4. Зрелость.
5. Насыщение.
6. Спад.
7. Крах.
8. Ликвидация
При этом первые четыре этапа представляют собой процесс прогрессивного развития, а последние три — регрессивного.
Закон информированности-
Закон единства анализа и синтеза устанавливает, что любая материальная система стремится настроиться на наиболее экономичный режим функционирования посредством применения анализа и синтеза.
Основу системы
Первый уровень: предварительный анализ с позиций стороннего наблюдателя.
К документам, необходимым для проведения анализа натданном уровне, относятся:
• учредительный договор
или решение единственного
• учетная политика предприятия;
• бухгалтерский баланс;
• документы налоговой отчетности;
• бизнес-план;
• организационная структура управления.
В результате проведения анализа разрабатываются общие рекомендации системного характера.
Второй уровень предполагает проведение так называемой мозговой атаки на совещании ведущих специалистов организации.
Для этого необходимы следующие документы:
• перечень основных нерешенных вопросов;
• предварительные рекомендации каждого из специалистов относительно способа решения вышеупомянутых вопросов.
Результирующим документом является перечень согласованных с консультантом ответов на поставленные вопросы.
На третьем уровне осуществляется создание группы развития предприятия и формирование стратегии.
Необходимые документы:
• распоряжение руководителя о создании группы развития организации;
• план обучения группы развития;
• основные отчеты организации.
Основным результатом
Четвертый уровень управленческого анализа и синтеза предполагает постоянную работу группы развития в качестве нового структурного подразделения организации.
Требуемые документы:
• текущие отчетные документы о деятельности организации;
• бизнес-план;
• результаты маркетинговых исследований.
Результирующими документами являются скорректированный бизнес-план, а также рекомендации по совершенствованию системы производства и управления.
Закон композиции и пропорциональности гласит: любая материальная система стремится сохранить в своей структуре все необходимые элементы, находящиеся в определенной соотносительности. Действие указанного закона осуществляется на основе трех принципов: планирования, координации и полноты.
Принцип планирования устанавливает, что каждая организация должна иметь план деятельности и развития.
Принцип координации гласит, что каждая организация должна следить за стратегическими, тактическими и оперативными изменениями и вносить соответствующие коррективы в исполнительный механизм.
Согласно принципу полноты любая организация должна осуществлять весь набор функций основной деятельности и управления либо собственными силами, либо посредством привлечения независимых специалистов или сторонних организаций.
2.4. Специальные законы управления
Специальные законы управления представляют собой законы, которые не связаны непосредственно с управлением, но способны оказать значительное влияние на результаты деятельности организации. К специальным законам относятся экономические, юридические, социальные и иные законы.
Закон возрастающих вмененных издержек непосредственно связан с производством продукции и гласит, что по мере увеличения производства продукта вмененные (предельные) издержки производства каждой новой единицы продукта возрастают.
Законы спроса и предложения необходимо учитывать в процессе планирования, прогнозирования и осуществления деятельности организаций, работающих в сфере оптовой и розничной торговли.
Закон спроса отражает обратную связь между ценой и величиной спроса на товар или услугу в течение определенного периода времени.
Закон предложения констатирует прямую связь между ценой и величиной предложения товара или услуги в течение определенного периода.
Законы спроса и предложения могут быть представлены в графическом виде (см. рис. 2.2). Цена за единицу товара Б
Рис. 2.2. Соотношение величины спроса и предложения на товар Б
В точке пересечения кривой спроса и кривой предложения определяются равновесная цена и равновесное количество продукции.
Закон убывающей отдачи. Он характеризует ситуации, когда последовательные равные приросты переменного ресурса добавляются к постоянным ресурсам сверх какого-то определенного уровня их использования, а предельный продукт переменного ресурса сокращается.
Закон убывающей предельной полезности: по мере того как потребитель увеличивает потребление товара или услуги, предельная полезность каждой дополнительной единицы товара или услуги сокращается.
К юридическим законам, оказывающим влияние на управление организацией, можно отнести:
• Гражданский кодекс.
• Налоговый кодекс .
• Таможенный кодекс и Закон "О таможенном тарифе", регламентирующие осуществление внешнеэкономической деятельности.
• Закон "О сертификации продукции и услуг", определяющий порядок организации и проведения экспертных испытаний продукции, услуг и процессов с последующей выдачей сертификата соответствия или права пользования знаком соответствия.
• Закон "О стандартизации", устанавливающий правила разработки и утверждения стандартов на выпускаемую продукцию.
• Закон "О защите прав потребителей", предусматривающий систему мер, направленных на защиту потребителей продукции, работ и услуг от недобросовестных продавцов и производителей.
• Положение о бухгалтерском учете и отчетности > утвержденное приказом Министерства финансов, устанавливающее правила и порядок ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности на территории.
Глава III. Принципы административного управления
3.1. Социально-экономическая сущность принципов управления
Слово "принцип" происходит от латинского principium — начало, основа.
В наиболее общем виде принципы управления можно определить как изначальные по отношению к процессу управления нормы, правила и закономерности, вытекающие из сущности и уровня развития общества и его производительных сил, соблюдение которых (норм, правил и закономерностей) способствует достижению поставленных перед обществом целей и решению задач.
Механизм формирования принципов управления представлен на рис. 3.1.
Рис. 3.1. Механизм формирования принципов управления
К факторам, определяющим принципы менеджмента, можно отнести и существующие на данный момент времени способы осуществления производственной деятельности, форма собственности на средства производства, а также социокультурные факторы.
В основе любой системы теоретических понятий должна лежать их классификация. К классификации принципов управления в настоящее время также существует несколько различных подходов. Один из них предусматривает деление управленческих принципов на четыре основные группы:
Информация о работе Возникновение и развитие теории администрации