Возникновение и развитие теории администрации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 01:28, реферат

Описание работы

Практика управления так же стара, как и человеческое общество. Именно по этой причине невозможно точно опре¬делить время возникновения первых элементов управления. Можно лишь строить различного рода предположения и до¬гадки, основанные на более или менее достоверных сужде¬ниях и сведениях

Файлы: 1 файл

0250010_81A81_administrativnyy_menedzhment.doc

— 584.00 Кб (Скачать файл)

4.  Отраслевой и  территориальный подходы. Согласно  указанным подходам управление производством, обеспечивающим экономические условия жизни людей, должно находиться в ведении отраслевых органов управления, а инфраструктура, определяющая социальные условия жизни населения, должна управляться территориальными органами.

5.   Плановое ведение  хозяйства, предполагающее закрепление в законодательном порядке перспективных направлений, темпов и пропорций развития производства страны на всех уровнях от конкретного предприятия до национальной экономики в целом.

6.  Материальное и  моральное стимулирование труда, т. е. распределение материальных благ и удовлетворение нематериальных потребностей трудящихся в строгом соответствии с количеством и качеством осуществленного ими труда.

7. Научность — построение  всей системы управления производством на основе самых прогрессивных достижений науки и техники.

8. Ответственность, т.  е. четкое знание каждым работником предприятия своих прав и обязанностей, а также ответственности за своевременное и полное исполнение последних.

9. Подбор и расстановка  кадров в соответствии с потребностями производства и личными качествами конкретных работников.

10. Экономичность и  эффективность, предполагающие достижение максимального эффекта при минимальных затратах материальных, энергетических и человеческих ресурсов.

11. Преемственность хозяйственных решений, основу которой составляет единство экономических явлений и процессов как последовательности количественных и качественных изменений, осуществляемых во времени и пространстве.

Инвестирование составляет основу повышения эффективности любой производственной деятельности. Оно должно осуществляться на основании следующих принципов:

•  Ориентация на долгосрочные перспективы.

•  Наличие объективной  и полной информации о текущем  состоянии фондового рынка и  перспективах его развития.

•  Адекватное и своевременное  реагирование на изменения в инвестиционной среде.

•  Ориентация на приобретение недорогих предприятий, акции которых  в ближайшем будущем могут  значительно подняться в цене.

Принципы управления технологией ориентированы на повышение эффективности использования основных производственных фондов и оптимизацию технологических процессов с целью сокращения производственного цикла, экономии ресурсов и сокращения материальных затрат.

К числу принципов создания эффективных организационных структур управления относятся:

•  Приоритетная ориентация организации не на выполнение производственных функций, а на потребности рынка.

• Широкое применение структурных подразделений, созданных по целевому, а не функциональному признаку.

•  Минимально необходимое количество уровней управления.

•  Создание необходимых  условий для проявления работниками организации производственной и рационализаторской инициативы.

В наиболее общем виде совершенствование системы управления производством предполагает ориентацию фирмы на достижение долгосрочных конкурентных преимуществ, осуществление маркетинговых исследований, инновационную деятельность, направленную на диверсификацию производства, стимулирование рационализаторской деятельности персонала.

 

Глава IV. Функции административного менеджмента

4.1. Природа  и состав функций административного  менеджмента

В основе концепции о  функциях управления лежит процессный подход к изучению менеджмента. Управление рассматривается как процесс, включающий в себя непрерывную серию взаимосвязанных управленческих функций.

В наиболее общем виде функция управления представляет собой обособленный однородный вид деятельности, направленной на достижение целей функционирования организации. Основной предпосылкой возникновения функций управления является функциональное разделение управленческого труда.

Большинство исследователей подразделяют функции менеджмента на общие и специальные. Под общими функциями менеджмента понимаются функции, образующие управленческий цикл и отражающие специфику управленческого труда вне зависимости от характера и специфики деятельности организации.

К специальным функциям управления относятся функции, определяющиеся спецификой деятельности управляемого объекта.

Помимо общих и специальных  функций управления можно выделить еще и смешанные функции, такие как планирование выпуска готовой продукции, контроль хода производства, организация сбыта продукции и т. п.

Функции управления можно разделить на две группы. К первой группе относятся последовательные функции, которые осуществляются дискретно (т. е. повторяются через определенные промежутки времени), последовательно сменяя друг друга. Вторую группу образуют  непрерывные функции, выполнение которых осуществляется постоянно в течение всего периода управления предприятием.

Последовательные и  непрерывные функции менеджмента  неразрывным образом связаны  между собой и в своей совокупности образуют содержание управленческой деятельности, дифференцированной по различным признакам.

4.2. Характеристика последовательных функций   административного менеджмента

4.2.1. Административный  маркетинг

Первоначально под маркетингом  понималась система внутрифирменного управления, ориентированная на изучение и учет потребностей рынка.

Социально-этический  маркетинг ориентирован на удовлетворение запросов потребителей, но исходя из необходимости рационального и бережного использования природных ресурсов.

Некоммерческий маркетинг, осуществляется органами федеральной, региональной и местной государственной власти, а также общественными, религиозными и благотворительными организациями. Его основной целью является выявление среди крупных слоев населения спроса на социальные услуги, такие как обеспечение соблюдения общественного порядка, защита жизни и здоровья граждан, образование, культура и т. п.

Основными целями некоммерческого  маркетинга являются:

• приведение деятельности органов государственной власти, общественных, религиозных и благотворительных организаций в соответствие с потребностями социальных групп населения, выступающих в качестве объекта указанной деятельности;

•  обеспечение более  рационального и оптимального распределения социальных и иных услуг;

•  формирование позитивного  общественного мнения в отношении конкретных программ, социальных институтов, государственных и общественных деятелей и т. п.

Помимо разделения видов  маркетинга на коммерческие и некоммерческие их можно подразделять в зависимости  от охватываемой сферы исследования. С этой точки зрения можно выделить внутренний и международный маркетинг.

Внутренний  маркетинг включает в себя местные маркетинговые исследования, проводимые в рамках отдельного региона, и маркетинговые исследования, проводимые на территории всего экономического пространства отдельно взятого государства.

В структуру международного маркетинга входят экспор-тоориентированный, многонациональный и глобальный маркетинг.

Экспортоориентированный маркетинг предполагает проведение организацией исследований состояния внешней среды за пределами национального рынка той страны, где эта фирма зарегистрирована и фактически располагается. Указанный вид маркетинга применяется в целях стимулирования экспорта товаров, услуг, технологий, прав использования объектов интеллектуальной собственности и т. п.

Многонациональный маркетинг связан с созданием дочерних предприятий, филиалов, структурных подразделений и представительств в различных странах мира

Глобальный маркетинг основан на предположении о том, что в перспективе станет возможным свободное перемещение по всему мировому рынку товаров, услуг, капитала, рабочей силы, информации и т. д.

Основной целью конверсионного маркетинга является трансформирование негативного спроса на результаты деятельности организации (т. е. товары, услуги и т. д.) в позитивный. Негативный спрос имеет место в случаях, когда основная масса потребителей отрицательным образом относятся к конкретному виду товара или услуги. Формирование позитивного спроса предполагает разработку и осуществление такого плана маркетинга, который в состоянии гарантировать появление спроса на продукт деятельности конкретной организации.

Стимулирующий маркетинг применяется в случаях нулевого спроса на товар, т. е. безразличного отношения к нему потребителей.

Развивающий маркетинг используют в ситуациях, характеризующихся наличием потенциального спроса на товар. Осуществление развивающего маркетинга состоит в практической реализации потенциального спроса, т. е. превращении потенциального спроса в реальный.

Реанимирующий маркетинг заключается в восстановлении первоначальных объемов снизившегося по каким-либо причинам спроса на товар.

Синхронный маркетинг применяется в условиях колеблющегося спроса с целью стабилизации сбыта.

Поддерживающий  маркетинг имеет место тогда, когда наблюдается полное соответствие уровня спроса уровню предложения.

Сдерживающий  маркетинг применяется в ситуациях, когда спрос на товар в значительной степени превышает предложение. К этому виду маркетинга прибегают с целью профилактики формирования у потребителей негативного представления о возможностях организации.

Противодействующий  маркетинг применяется с целью снижения объемов реализации товаров нерационального спроса, таких как алкогольные напитки, табачные изделия, теле- и видеопродукция, пропагандирующая насилие, и т. п.

Существенные изменения, произошедшие в последнее время в структуре общемирового рынка и большинства национальных рынков, позволяют с полной уверенностью утверждать о существовании и развитии такой принципиально новой сферы обмена, как рынок управления. В качестве основных сегментов указанного рынка можно выделить:

• рынок управленческих кадров;

• рынок управленческих технологий;

• рынок управленческих услуг;

• рынок управленческих консультаций.

Административный  рынок, или рынок управления, можно определить как одну из наиболее перспективных сфер современного рынка, в рамках которой формируются спрос и предложение на управленческие кадры, управленческие технологии, управленческие услуги и управленческие консультации.

Административный  маркетинг представляет собой управленческую деятельность по изучению основных закономерностей формирования спроса и предложения на рынке управления с целью выявления и приобретения или разработки и продвижения наиболее качественных и перспективных продуктов, реализуемых на данном рынке.

Структуру внешней  среды организации образуют входящие в нее элементы и их взаимосвязи (см. рис. 4.1). К таким элементам прежде всего относятся поставщики, потребители, деловые партнеры, вышестоящие организации (в т. ч. материнские компании), нижестоящие организации (в т. ч. дочерние предприятия, представительства и филиалы), контролирующие органы, международные организации, общественные организации (профсоюзы, политические партии, общественные движения) и т. п.

Рис. 4.1. Структура внешней среды организации

 

Можно выделить пять ситуаций, характеризующихся различной степенью информированности субъекта управления о состоянии внешней среды. К  числу таких информационных ситуаций относятся детерминированная, умеренно детерминированная, детерминированно-стохастическая, умеренно-стохастическая и стохастическая.

Детерминированная информационная ситуация характеризуется наличием полной информации о состоянии внешней среды организации. В такой ситуации субъект управления имеет возможность с наибольшей точностью определить тенденции развития конъюнктуры рынка, адекватно и своевременно на них реагируя.

Умеренно-детерминированная  ситуация проявляется в условиях наличия отдельных элементов неопределенности в структуре информационного обеспечения предприятия.

Для детерминированно-стохастической информационной ситуации характерна пограничная ситуация, когда руководство фирмы обеспечено необходимой для принятия управленческих решений информацией лишь на 50%.

Умеренно-стохастическая ситуация представляет собой ситуацию, при которой аппарат управления организации располагает лишь незначительной (менее 50%) долей необходимой информации о состоянии внешней среды.

Стохастическая  информационная ситуация имеет место, когда субъект управления организации практически не располагает информацией о текущем состоянии внешней среды и о перспективах ее развития.

Информацию, получаемую и используемую при проведении маркетинговых исследований, можно разделить на первичную и вторичную.

Первичная информация собирается в процессе проведения конкретного исследования, а вторичной считается информация, полученная ранее для каких-либо других целей. Вторичная информация, как правило, аккумулируется на предприятии в виде маркетинговой базы данных. Маркетинговая база данных представляет собой упорядоченный массив информации об основных элементах внешней среды организации и о характере взаимоотношений между этими элементами.

Информация о работе Возникновение и развитие теории администрации