Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2014 в 13:56, курсовая работа
Республика Казахстан, как одна из самых быстроразвивающихся стран СНГ, а также страна, владеющая большими запасами стратегических ресурсов, не может оставаться в стороне от расширяющейся мировой интеграции. В последние несколько лет руководство республики проводит активную политику, направленную на получение равноправных партнерских условий в торговле, достижение которых в значительной мере связано со вступлением во Всемирную торговую организацию.
Введение
3
1. Взаимодействие стран с ВТО
5
1.1 Структура и принципы ВТО
5
1.2 Опыт зарубежных государств, вступивших в ВТО
9
2. Проблемы и перспективы вступления РК в ВТО
12
2.1 Анализ преимуществ и возможных негативных последствий вступления в ВТО
12
2.2 Гармонизация торговой и промышленной политики
21
Заключение
23
Список использованной литературы
25
Приложение А. SWOT-анализ по оценке экономических последствий от вступления РК в ВТО
26
Приложение Б. Структура импорта товаров
Министерство образования и науки Республики Казахстан
Екибастузский инженерно-технический институт им. К.Сатпаева
Кафедра «Экономика и менеджмент им. профессора З.А.Галимова»
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Макроэкономика»
на тему:
«Вступление РК в ВТО: проблемы и перспективы»
Выполнил ст. гр. БЭ-21
Толубаев О. Ж.
Проверил к.э.н., доцент
Рахишева А. Б.
Екибастуз
2013
Содержание
Введение |
3 |
1. Взаимодействие стран с ВТО |
5 |
1.1 Структура и принципы ВТО |
5 |
1.2 Опыт зарубежных государств, вступивших в ВТО |
9 |
2. Проблемы и перспективы |
12 |
2.1 Анализ преимуществ и |
12 |
2.2 Гармонизация торговой и промышленной политики |
21 |
Заключение |
23 |
Список использованной литературы |
25 |
Приложение А. SWOT-анализ по оценке экономических последствий от вступления РК в ВТО |
26 |
Приложение Б. Структура импорта товаров |
28 |
Введение
Республика Казахстан, как одна из самых быстроразвивающихся стран СНГ, а также страна, владеющая большими запасами стратегических ресурсов, не может оставаться в стороне от расширяющейся мировой интеграции. В последние несколько лет руководство республики проводит активную политику, направленную на получение равноправных партнерских условий в торговле, достижение которых в значительной мере связано со вступлением во Всемирную торговую организацию.
Вопросы, связанные с деятельностью Всемирной торговой Организации, относятся к числу наиболее актуальных в современной мировой экономике.
Казахстан является страной с рыночно ориентированной экономикой и придерживается своей стратегической цели – стать полноправным участником мировой торговли и получить возможность для участия в формировании «цивилизационных» правил торговли, Казахстан намерен вступить во Всемирную торговую организацию. Вступление в ВТО продиктовано временем, обоснованно экономическим, политическим и социальным развитием страны.
На современном этапе развития международных экономических отношений ведущее место в системе мирохозяйственных связей занимает международная торговля. Именно она охватывает практически все виды международного разделения труда и связывает все страны мира в единое целое.
Вступление во Всемирную торговую организацию – очень трудный, сложный, дорогой, длительный и требовательный процесс, о чём свидетельствует 14-летний период переговоров Казахстана с Всемирной Торговой Организацией. Данный процесс подразумевает изменение тарифов и инструментов торгового регулирования, грамотную и своевременную политику поддержки отечественного производителя, включая регулирование сельского хозяйства.
Перед Казахстаном стоит задача занять достойное место в международном разделении труда. Республика должна определить важнейшие направления в экономическом развитии, которые состоят в улучшении конкурентоспособности отечественных товаров, рационализации структуры экспорта и импорта, оптимизации платежного и торгового балансов страны, совершенствовании системы налогообложения и экспортно-импортного контроля со стороны государства, в совершенствовании нормативно-правовой базы страны. Все эти задачи могут быть реализованы при наличии четкой и рациональной внешнеторговой политики.
Несомненно, что, вступая в ВТО, Казахстан надеется получить определенный набор преимуществ от членства в этой глобальной мировой торговой организации. Но существуют и определённые опасения, как повлияет присоединение к ВТО на внутренний рынок товаров и услуг и как в целом сложится экономическая жизнь страны.
Казахстан, являясь активным участником многих интеграционных объединений, пытается стать полноправным участником мировой экономики и развивать свои внешнеэкономические связи, вступая в различные региональные объединения. Он все более втягивается в орбиту глобализации – строит открытое демократическое общество, формирует либеральную экономическую систему, устанавливает обширные связи со многими государствами мира.
Целью данной курсовой работы является исследование проблем и перспектив, с которыми предстоит столкнуться Казахстану после вступления в ВТО. Цель работы предполагает решение следующих задач:
- рассмотреть
ВТО как международную
- проанализировать проблемы, с которыми сталкивается Казахстан при вступлении в ВТО;
- рассмотреть открывающиеся перспективы при вступлении в ВТО.
Для решения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- описать цели, структуру и принципы функционирования Всемирной торговой организации;
- рассмотреть опыт зарубежных государств вступивших в ВТО;
- проанализировать преимущества и возможные негативные последствия вступления в ВТО.
Для подготовки курсовой работы использованы материалы периодических изданий по рассматриваемой проблеме, учебная литература, данные официальных сайтов.
1. Взаимодействие стран с ВТО
1.1 Структура и принципы ВТО
Всемирная торговая организация (ВТО) (World Trade Organization – WTO) – международная экономическая организация, регулирующая правила международной торговли согласно принципам либерализма.
ВТО функционирует с 1 января 1995 года, решение о ее создании было принято в конце многолетних переговоров в рамках Уругвайского раунда ГАТТ, который завершился в декабре 1993 года. Официально ВТО образована на конференции в Марракеше в апреле 1994 года, поэтому Соглашение об учреждении ВТО называют также Марракешским соглашением. [1, c. 34]
Если ГАТТ занималась регулированием только торговли товарами, то сфера деятельности ВТО более широка: помимо торговли товарами она регулирует также торговлю услугами и торговые аспекты прав интеллектуальной собственности. ВТО имеет юридический статус специализированного учреждения системы ООН.
Первоначально в ВТО вступило 77 государств, но к середине 2003 ее членами являлись уже 146 стран – развитых, развивающихся и постсоциалистических.
Количество членов ВТО на 2 марта 2013 года составило 159 стран. Одной из последних во Всемирную Торговую организацию вступила Россия – 16 декабря 2011 года. Казахстан в данный момент находится в числе стран наблюдателей.
Высшим руководящим органом ВТО является Конференция министров. Она созывается не реже одного раза в два года, как правило, на уровне министров торговли или иностранных дел стран-участниц ВТО для обсуждения и принятия решений по принципиальным вопросам, связанным с соглашениями Уругвайского раунда.
В составе ВТО действует Секретариат ВТО во главе с Генеральным директором, которому даются полномочия назначать других сотрудников Секретариата и определять круг их полномочий и функций. Ежегодно в штаб-квартире ВТО, в Женеве, проводится до 2000 заседаний.
В перерывах между Конференциями для решения текущих и процедурных вопросов созывается Генеральный Совет. Он собирается по мере необходимости несколько раз в год в Женеве. В Генеральный Совет входят послы или главы представительств членов ВТО. Совет осуществляет текущее управление деятельностью и наблюдение за действием Соглашения и министерских решений. [2, c. 9]
Генеральный совет делегирует функции трем советам, находящимся на следующем уровне иерархии ВТО: Совету по торговле товарами, Совету по торговле услугами и Совету по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности.
Совет по торговле товарами, в свою очередь, руководит деятельностью специализированных комитетов, осуществляющих контроль за соблюдением принципов ВТО и выполнением соглашений ГАТТ-1994 в сфере торговли товарами.
Совет по торговле услугами осуществляет контроль за выполнением соглашения ГАТС. В его составе находятся Комитет по торговле финансовыми услугами и Рабочая группа по профессиональным услугам.
Совет по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности, помимо осуществления контроля за выполнением соответствующего соглашения (ТРИПС), занимается также вопросами предотвращения возникновения конфликтов, связанных с международной торговлей поддельными товарами.
Так же, в составе ВТО действуют рабочие и экспертные группы и специализированные комитеты. Их функции заключаются в рассмотрении вопросов выполнения отдельных частей многосторонних соглашений, а так же других вопросов, представляющих интерес для стран-участниц. [2, c. 9]
Главная задача ВТО – содействовать беспрепятственной международной торговле. Развитые страны, по инициативе которых создана ВТО, полагают, что именно экономическая свобода в международной торговле способствует экономическому росту и повышению экономического благосостояния людей.
В целом ВТО пропагандирует идеи фритредерства (свободной торговли), борясь за устранение протекционистских барьеров. [1, c. 40]
Официально провозглашенной целью ВТО является обеспечение мирового экономического развития путем создания условий для свободной торговли.
ГАТТ и ВТО опираются на два основополагающих принципа – отказ от дискриминации и рыночная эффективность или предсказуемый, открытый, безопасный взаимный доступ на рынки. Эти принципы в международно-правовой практике проявляются в качестве четырех основных элементов:
Основные функции ВТО [3, с. 80]:
Вступление Казахстана в ВТО преследует цель создания благоприятных условий для устойчивого экономического роста за счет осуществления внешней торговли и коренной перестройки внутренних условий производства товаров и услуг в соответствии с правилами, нормами, механизмами, принятыми в этой организации. Конкретные мотивы вступления также видятся в доступе к рынкам стран-членов, в предоставлении режима наибольшего благоприятствования, отсутствии дискриминации, установлении справедливого и равного режима торговых отношений, недискриминационном транзите, снижение нетарифных ограничений, доступе к механизму разрешения международных торговых споров, поддержке в проведении рыночных реформ. [2, c. 13]
ВТО - международная организация, созданная для выработки многосторонних правил международной торговли между странами-участницами данной организации, действующая на основе принципов недискриминации, свободной торговли и транспаретности. Основой ВТО являются многочисленные соглашения, подписанные странами-участницами в результате многосторонних переговоров и ратифицированные парламентами данных государств.
Принцип недискриминации реализуется через применение режима наиболее благоприятствуемой нации, при котором страна обеспечивает одинаковые условия торговли для всех участников ВТО. Такой принцип позволяет каждой стране-участнице получать гарантии справедливого и последовательного отношения к ее экспорту на рынках других стран, обязуясь обеспечивать такие же условия для импорта на свой собственный рынок. В выполнении обязательств странами предусмотрены сравнительно большая гибкость, и свобода действий.
Доступ на рынок обеспечивается, помимо применения режима наибольшего благоприятствования и национального режима, также путем отмены количественных ограничений импорта в пользу таможенных тарифов, которые являются более эффективным средством регулирования товарооборота, а также гласностью и прозрачностью в вопросах торговых режимов стран-участниц. [4, c. 46]
ВТО имеет свои требования к ведению торговли между странами и предоставляет соответственно различные права для стран–участников. Все требования Организации заключены в Соглашениях ВТО. Эти документы обеспечивают юридическую базу и основные правила организации международной коммерческой деятельности. Соглашения ратифицированы большинством стран-участниц международной торговли. Они охватывают торговлю товарами, услугами и интеллектуальной собственностью.
В них четко и обстоятельно расписаны принципы свободной торговли и допустимых исключений. Соглашения содержат обязательства стран снизить таможенные тарифы, ослабить другие торговые ограничения, а также открыть и не закрывать внутренние рынки услуг для своих зарубежных партнеров. В соглашениях описаны процедуры урегулирования споров. Предусмотрены особые условия для развивающихся стран. Правительства стран в рамках этих соглашений обязаны сообщать о проводимой ими политике в области внешней торговли, уведомляя ВТО о действующих законах и принятых мерах, а также направлять регулярные отчеты в секретариат ВТО по вопросам торговой политики государств.
Информация о работе Вступление РК в ВТО: проблемы и перспективы