Вступление РК в ВТО: проблемы и перспективы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2014 в 13:56, курсовая работа

Описание работы

Республика Казахстан, как одна из самых быстроразвивающихся стран СНГ, а также страна, владеющая большими запасами стратегических ресурсов, не может оставаться в стороне от расширяющейся мировой интеграции. В последние несколько лет руководство республики проводит активную политику, направленную на получение равноправных партнерских условий в торговле, достижение которых в значительной мере связано со вступлением во Всемирную торговую организацию.

Содержание работы

Введение
3
1. Взаимодействие стран с ВТО
5
1.1 Структура и принципы ВТО
5
1.2 Опыт зарубежных государств, вступивших в ВТО
9
2. Проблемы и перспективы вступления РК в ВТО
12
2.1 Анализ преимуществ и возможных негативных последствий вступления в ВТО
12
2.2 Гармонизация торговой и промышленной политики
21
Заключение
23
Список использованной литературы
25
Приложение А. SWOT-анализ по оценке экономических последствий от вступления РК в ВТО
26
Приложение Б. Структура импорта товаров

Файлы: 1 файл

Вступление Республики Казахстан в ВТО Проблемы и перспективы.docx

— 75.28 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки Республики Казахстан

Екибастузский инженерно-технический институт им. К.Сатпаева

Кафедра «Экономика и менеджмент им. профессора З.А.Галимова»

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ   РАБОТА

по дисциплине «Макроэкономика»

на тему:

«Вступление РК в ВТО: проблемы и перспективы»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил ст. гр. БЭ-21

Толубаев О. Ж.

Проверил к.э.н., доцент

Рахишева А. Б.

 

 

 

 

 

 

 

 

Екибастуз

2013

Содержание

 

 

Введение

3

1. Взаимодействие стран с ВТО

5

1.1 Структура и принципы ВТО

5

1.2 Опыт зарубежных государств, вступивших в ВТО

9

2. Проблемы и перспективы вступления  РК в ВТО

12

2.1 Анализ преимуществ и возможных  негативных последствий вступления  в ВТО

12

2.2 Гармонизация торговой и промышленной политики

21

Заключение

23

Список использованной литературы

25

Приложение А. SWOT-анализ по оценке экономических последствий от вступления РК в ВТО

26

Приложение Б. Структура импорта товаров

28


 

 

 

Введение

 

Республика Казахстан, как одна из самых быстроразвивающихся стран СНГ, а также страна, владеющая большими запасами стратегических ресурсов, не может оставаться в стороне от расширяющейся мировой интеграции. В последние несколько лет руководство республики проводит активную политику, направленную на получение равноправных партнерских условий в торговле, достижение которых в значительной мере связано со вступлением во Всемирную торговую организацию.

Вопросы, связанные с деятельностью Всемирной торговой Организации, относятся к числу наиболее актуальных в современной мировой экономике.

Казахстан является страной с рыночно ориентированной экономикой и придерживается своей стратегической цели – стать полноправным участником мировой торговли и получить возможность для участия в формировании «цивилизационных» правил торговли, Казахстан намерен вступить во Всемирную торговую организацию. Вступление в ВТО продиктовано временем, обоснованно экономическим, политическим и социальным развитием страны.

На современном этапе развития международных экономических отношений ведущее место в системе мирохозяйственных связей занимает международная торговля. Именно она охватывает практически все виды международного разделения труда и связывает все страны мира в единое целое.

Вступление во Всемирную торговую организацию – очень трудный, сложный, дорогой, длительный и требовательный процесс, о чём свидетельствует 14-летний период переговоров Казахстана с Всемирной Торговой Организацией. Данный процесс подразумевает изменение тарифов и инструментов торгового регулирования, грамотную и своевременную политику поддержки отечественного производителя, включая регулирование сельского хозяйства.

Перед Казахстаном стоит задача занять достойное место в международном разделении труда. Республика должна определить важнейшие направления в экономическом    развитии,    которые    состоят    в улучшении конкурентоспособности отечественных товаров, рационализации структуры экспорта и импорта, оптимизации платежного и торгового балансов страны, совершенствовании системы налогообложения и экспортно-импортного контроля со стороны государства, в совершенствовании нормативно-правовой базы страны. Все эти задачи могут быть реализованы  при наличии четкой и рациональной внешнеторговой политики.

Несомненно, что, вступая в ВТО, Казахстан надеется получить определенный набор преимуществ от членства в этой глобальной мировой торговой организации. Но существуют и определённые опасения, как повлияет присоединение к ВТО на внутренний рынок товаров и услуг и как в целом сложится экономическая жизнь страны.

Казахстан, являясь активным участником многих интеграционных объединений, пытается стать полноправным участником мировой экономики и развивать свои внешнеэкономические связи, вступая в различные региональные объединения. Он все более втягивается в орбиту глобализации – строит открытое демократическое общество, формирует либеральную экономическую систему, устанавливает обширные связи со многими государствами мира.

Целью данной курсовой работы является исследование проблем и перспектив, с которыми предстоит столкнуться Казахстану после вступления в  ВТО. Цель работы предполагает решение следующих задач:

- рассмотреть  ВТО как международную организацию  и взаимодействие стран ее  участниц;

- проанализировать  проблемы, с которыми сталкивается  Казахстан при вступлении в  ВТО;

- рассмотреть  открывающиеся перспективы при  вступлении в ВТО.

Для решения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

- описать цели, структуру и принципы функционирования Всемирной торговой организации;

- рассмотреть  опыт зарубежных государств вступивших в ВТО;

- проанализировать преимущества и возможные негативные последствия вступления в ВТО.

Для подготовки курсовой работы использованы материалы периодических изданий по рассматриваемой проблеме, учебная литература, данные официальных сайтов.

 

1. Взаимодействие стран с ВТО

 

1.1 Структура  и принципы ВТО

 

Всемирная торговая организация (ВТО) (World Trade Organization – WTO) – международная экономическая организация, регулирующая правила международной торговли согласно принципам либерализма.

ВТО функционирует с 1 января 1995 года, решение о ее создании было принято в конце многолетних переговоров в рамках Уругвайского раунда ГАТТ, который завершился в декабре 1993 года. Официально ВТО образована на конференции в Марракеше в апреле 1994 года, поэтому Соглашение об учреждении ВТО называют также Марракешским соглашением. [1, c. 34]

Если ГАТТ занималась регулированием только торговли товарами, то сфера деятельности ВТО более широка: помимо торговли товарами она регулирует также торговлю услугами и торговые аспекты прав интеллектуальной собственности. ВТО имеет юридический статус специализированного учреждения системы ООН.

Первоначально в ВТО вступило 77 государств, но к середине 2003 ее членами являлись уже 146 стран – развитых, развивающихся и постсоциалистических.

Количество членов ВТО на 2 марта 2013 года составило 159 стран. Одной из последних во Всемирную Торговую организацию вступила Россия – 16 декабря 2011 года. Казахстан в данный момент находится в числе стран наблюдателей.

Высшим руководящим органом ВТО является Конференция министров. Она созывается не реже одного раза в два года, как правило, на уровне министров торговли или иностранных дел стран-участниц ВТО для обсуждения и принятия решений по принципиальным вопросам, связанным с соглашениями Уругвайского раунда.

В составе ВТО действует Секретариат ВТО во главе с Генеральным директором, которому даются полномочия назначать других сотрудников Секретариата и определять круг их полномочий и функций. Ежегодно в штаб-квартире ВТО, в Женеве, проводится до 2000 заседаний.

В перерывах между Конференциями для решения текущих и процедурных вопросов созывается Генеральный Совет. Он собирается по мере необходимости несколько раз в год в Женеве. В Генеральный Совет входят послы или главы представительств членов ВТО. Совет осуществляет текущее управление деятельностью и наблюдение за действием Соглашения и министерских  решений. [2, c. 9]

Генеральный совет делегирует функции трем советам, находящимся на следующем уровне иерархии ВТО: Совету по торговле товарами, Совету по торговле услугами и Совету по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности.

Совет по торговле товарами, в свою очередь, руководит деятельностью специализированных комитетов, осуществляющих контроль за соблюдением принципов ВТО и выполнением соглашений ГАТТ-1994 в сфере торговли товарами.

Совет по торговле услугами осуществляет контроль за выполнением соглашения ГАТС. В его составе находятся Комитет по торговле финансовыми услугами и Рабочая группа по профессиональным услугам.

Совет по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности, помимо осуществления контроля за выполнением соответствующего соглашения (ТРИПС), занимается также вопросами предотвращения возникновения конфликтов, связанных с международной торговлей поддельными товарами.

Так же, в составе ВТО действуют рабочие и экспертные группы и специализированные комитеты. Их функции заключаются в рассмотрении вопросов выполнения отдельных частей многосторонних соглашений, а так же других вопросов, представляющих интерес для стран-участниц. [2, c. 9]

Главная задача ВТО – содействовать беспрепятственной международной торговле. Развитые страны, по инициативе которых создана ВТО, полагают, что именно экономическая свобода в международной торговле способствует экономическому росту и повышению экономического благосостояния людей.

В целом ВТО пропагандирует идеи фритредерства (свободной торговли), борясь за устранение протекционистских барьеров. [1, c. 40]

Официально провозглашенной целью ВТО является обеспечение мирового экономического развития путем создания условий для свободной торговли.

ГАТТ и ВТО опираются на два основополагающих принципа – отказ от дискриминации и рыночная эффективность или предсказуемый, открытый, безопасный взаимный доступ на рынки. Эти принципы в международно-правовой практике проявляются в качестве четырех основных элементов:

  1. режим наиболее благоприпятствуемой нации (РНБ);
  2. национальный режим;
  3. применение тарифов как единственного или предпочтительного инструмента защиты на границе;
  4. транспарентность, или прозрачность.

Основные функции ВТО [3, с. 80]:

  • контроль за выполнением требований базовых соглашений ВТО;
  • создание условий для переговоров между странами-участницами ВТО по поводу внешнеэкономических отношений;
  • урегулирование споров между государствами по проблемам внешнеэкономической торговой политики;
  • контроль за политикой государств-членов ВТО в области международной торговли;
  • оказание помощи развивающимся странам;
  • сотрудничество с другими международными организациями.

Вступление Казахстана в ВТО преследует цель создания благоприятных условий для устойчивого экономического роста за счет осуществления внешней торговли и коренной перестройки внутренних условий производства товаров и услуг в соответствии с правилами, нормами, механизмами, принятыми в этой организации. Конкретные мотивы вступления также видятся в доступе к рынкам стран-членов, в предоставлении режима наибольшего благоприятствования, отсутствии дискриминации, установлении справедливого и равного режима торговых отношений, недискриминационном транзите, снижение нетарифных ограничений, доступе к механизму разрешения международных торговых споров, поддержке в проведении рыночных реформ. [2, c. 13]

ВТО - международная организация, созданная для выработки многосторонних правил международной торговли между странами-участницами данной организации, действующая на основе принципов недискриминации, свободной торговли и транспаретности. Основой ВТО являются многочисленные соглашения, подписанные странами-участницами в результате многосторонних переговоров и ратифицированные парламентами данных государств.

Принцип недискриминации реализуется через применение режима наиболее благоприятствуемой нации, при котором страна обеспечивает одинаковые условия торговли для всех участников ВТО. Такой принцип позволяет каждой стране-участнице получать гарантии справедливого и последовательного отношения к ее экспорту на рынках других стран, обязуясь обеспечивать такие же условия для импорта на свой собственный рынок. В выполнении обязательств странами предусмотрены сравнительно большая гибкость, и свобода действий.

Доступ на рынок обеспечивается, помимо применения режима наибольшего благоприятствования и национального режима, также путем отмены количественных ограничений импорта в пользу таможенных тарифов, которые являются более эффективным средством регулирования товарооборота, а также гласностью и прозрачностью в вопросах торговых режимов стран-участниц. [4, c. 46]

ВТО имеет свои требования к ведению торговли между странами и предоставляет соответственно различные права для стран–участников. Все требования Организации заключены в Соглашениях ВТО. Эти документы обеспечивают юридическую базу и основные правила организации международной коммерческой деятельности. Соглашения ратифицированы большинством стран-участниц международной торговли. Они охватывают торговлю товарами, услугами и интеллектуальной собственностью.

В них четко и обстоятельно расписаны принципы свободной торговли и допустимых исключений. Соглашения содержат обязательства стран снизить таможенные тарифы, ослабить другие торговые ограничения, а также открыть и не закрывать внутренние рынки услуг для своих зарубежных партнеров. В соглашениях описаны процедуры урегулирования споров. Предусмотрены особые условия для развивающихся стран. Правительства стран в рамках этих соглашений обязаны сообщать о проводимой ими политике в области внешней торговли, уведомляя ВТО о действующих законах и принятых мерах, а также направлять регулярные отчеты в секретариат ВТО по вопросам торговой политики государств.

Информация о работе Вступление РК в ВТО: проблемы и перспективы