Вступление РК в ВТО: проблемы и перспективы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2014 в 13:56, курсовая работа

Описание работы

Республика Казахстан, как одна из самых быстроразвивающихся стран СНГ, а также страна, владеющая большими запасами стратегических ресурсов, не может оставаться в стороне от расширяющейся мировой интеграции. В последние несколько лет руководство республики проводит активную политику, направленную на получение равноправных партнерских условий в торговле, достижение которых в значительной мере связано со вступлением во Всемирную торговую организацию.

Содержание работы

Введение
3
1. Взаимодействие стран с ВТО
5
1.1 Структура и принципы ВТО
5
1.2 Опыт зарубежных государств, вступивших в ВТО
9
2. Проблемы и перспективы вступления РК в ВТО
12
2.1 Анализ преимуществ и возможных негативных последствий вступления в ВТО
12
2.2 Гармонизация торговой и промышленной политики
21
Заключение
23
Список использованной литературы
25
Приложение А. SWOT-анализ по оценке экономических последствий от вступления РК в ВТО
26
Приложение Б. Структура импорта товаров

Файлы: 1 файл

Вступление Республики Казахстан в ВТО Проблемы и перспективы.docx

— 75.28 Кб (Скачать файл)

Процесс вступления Казахстана в ВТО - необратим. Однако для того, чтобы плюсов от вступления в эту международную организацию было больше, чем минусов, необходимо, прежде всего, принять эффективные меры по ускоренной модернизации и диверсификации экономики республики, повышению ее конкурентоспособности, развитию обрабатывающей промышленности, что станет важным фактором успешной интеграции нашей страны в мировое сообщество.

Первостепенной задачей для продвижения казахстанской продукции на внешние рынки необходимо определить перечень приоритетных секторов экономики и степень их либерализации без нанесения ущерба различным отраслям экономики. В настоящее время приоритетные отрасли экономики можно разделить по следующим основным направлениям [8, c. 42]:

1. Ориентированные  в основном на внешние рынки  и обеспечивающие развитие имеющегося  ресурсного потенциала страны (производство  нефти, черной и цветной металлургии);

2. Ориентированные  по большей части на внутренний  рынок перерабатывающие отрасли, которые развиваются на базе  ресурсного потенциала страны (легкая, химическая, нефтехимическая, фармацевтическая  и медицинская, пищевая, текстильная) и производящие продукцию вторичного  и далее переделов;

3.  Продукция  сельскохозяйственного производства.

В первую группу отнесены в качестве приоритетных отраслей экономики с учетом  перспектив их развития:  энергетический сектор, включая нефтедобычу и нефтепереработку; газовая промышленность; атомная энергетика и горно-металлургический комплекс.

Электроэнергетический сектор Казахстана (выработка, передача и распределение электроэнергии) в настоящее время является практически открытым рынком для компаний всего мира и приход иностранных компаний на наш рынок в основном имел позитивный характер.

Для второй группы приоритетных отраслей при вступлении в ВТО применение комплексного механизма защитных мер во многом поддержит конкурентоспособность продукции легкой, химической, нефтехимической, фармацевтической и медицинской, пищевой и текстильной промышленности, одним из основных видов которых будет являться необходимый для защиты уровень импортных таможенных пошлин. Развитие данных отраслей экономики необходимо для решения социальных проблем с точки зрения увеличения уровня занятости и улучшения благосостояния населения Казахстана.

В области сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности существует перечень приоритетных или «чувствительных» товаров, требующих определенной степени защиты: мясная и молочная продукция, сливочное масло, пшеница, горох, рис, масло подсолнечное, сахар, томаты и джемы.

Несмотря на рост показателей сельского хозяйства за последние годы, который обеспечивается за счет производства и реализации зерна, данный сектор экономики требует проведения значительных реформ.

В этой связи Казахстан намерен усовершенствовать национальное законодательство, в частности по вопросам собственности на землю, лизинга сельхозоборудования, защиты прав и интересов сельхозпредприятий, а также внедрять прогрессивные формы  кредитования и финансирования проектов крестьянских хозяйств. 

Эти и ряд других мер будут также направлены на решение таких проблем в сельском хозяйстве как [8, c. 43]:

  • низкий уровень конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции;
  • незначительный объем инвестиций в сельское хозяйство;
  • низкая материально-техническая оснащенность сельскохозяйственного производства и слабая развитость лизинга техники;
  • неразвитость системы закупок сельскохозяйственной продукции, оптовой торговли;
  • отсутствие мониторинга плодородия почвы, низкая агротехника возделывания сельскохозяйственных культур, сокращение применения удобрений, слабая кормовая база и, как следствие, низкая производительность в отрасли;
  • проблемы водообеспечения южных областей, отсутствие целенаправленной государственной поддержки вопросов гидромелиорации.

Если по производству сельхозпродуктов в республике создана система государственной поддержки, то в отношении продуктов переработки она до сих пор не сформирована.  В результате увеличивается импорт продовольствия, создается опасность для продовольственной самостоятельности республики, теряется возможность выхода на внешние продуктовые рынки.

Только 15% произведенного мяса и 7,8% молока идет на переработку в предприятиях пищевой промышленности, тогда как в 1990 г. этот показатель был равен 71% и 61,1%. При этом имеющиеся мощности по производству пищевой продукции, за исключением мельничных производств, недозагружены: мощности сахарных заводов используются на 54%, маслоэкстракционных заводов – на 26%, плодоовощных заводов - на 26%, по производству мясных консервов – на 50%, колбасных изделий – на 40%, сыра – на 30%, масла сливочного – на 47%. Низко-технологичное и морально-устаревшее оборудование не позволяет производить конкурентоспособную, соответствующую международным стандартам продукцию [8, c. 44].

Обеспечение устойчивого экономического роста, благоприятный инвестиционный климат, наличие собственных финансовых ресурсов и необходимость осуществления структурного маневра в сторону повышения доли обрабатывающих отраслей промышленности предопределили необходимость разработки новой индустриальной политики на среднесрочный период.

При этом определенный акцент будет сделан на решение проблемы, связанной с ресурсозатратной структурой промышленности. Главной причиной ресурсозатратности экономики является физический и моральный износ оборудования. Свыше 40% изношенных основных фондов эксплуатируется в угледобывающей, текстильной, деревообрабатывающей промышленностях, производстве ядерных материалов, цветных металлов, пластмассовых изделий, в машиностроении, коммунальном хозяйстве.

 В  сфере услуг определен перечень  чувствительных секторов услуг, требующих наибольшего уровня  защиты для их эффективного  развития – финансовые, правовые, коммерческие, транспортные, телекоммуникационные, туристские, услуги в областях  строительства, исследований и разработок.

Необходима разработка стратегии развития рынков услуг Казахстана в условиях интеграции в ВТО по следующим основным направлениям [8, c. 45]:

  • создание внутренней нормативно-законодательной базы по регулированию торговли услугами;
  • расширение потенциала и повышение конкурентоспособности отечественных секторов услуг;
  • развитие людских ресурсов и наращивание технического потенциала;
  • совершенствование форм предоставления услуг (телекоммуникационная инфраструктура, трансграничная торговля);
  • разработка национальной стратегии экспорта услуг.

 

В целом экспортный потенциал Казахстана, исчисленный на душу населения, заметно превосходит аналогичный параметр стран-членов ЕврАзЭС.

Однако по показателю экспорта на душу населения наша страна существенно отстает от аналогичного среднего показателя стран Еврозоны.

Если не будет облагорожена структура экспорта в сторону наращивания доли продукции обрабатывающей промышленности, готовой сельскохозяйственной и продовольственной продукции с высокой долей добавочной стоимости, то перспективы конкурентоспособности экспортного сектора страны представляются сомнительными. Это негативно отразится на конкурентоспособности национальной экономики в целом. Для определения основных направлений повышения конкурентоспособности экспортного потенциала Казахстана, необходимо разработать национальную экспортную программу.

2.2 Гармонизация торговой и промышленной политики

 

В структуре экономики Казахстана ежегодно возрастает доля добывающей промышленности, что ведет к ее однобокому развитию и снижению общей конкурентоспособности казахстанской экономики. Вместе с тем, добывающая промышленность должна служить основой для развития других секторов экономики и способствовать обеспечению макроэкономической стабильности, модернизации экономики и социального благополучия народа Казахстана.

Как показывает международный опыт, эффективное государственное регулирование хозяйственных отношений может принести положительные экономические результаты, при этом государственная политика не должна быть ограничена исключительно мерами воздействия на потребителей, но и параллельно должна обеспечить развитие потенциала отечественной промышленности.

К сожалению, текущие показатели, характеризующие уровень казахстанского содержания, являются низкими, поскольку объем производства и, соответственно, закупа отечественных товаров, работ и услуг казахстанского происхождения незначителен по сравнению с импортируемыми. В то же время, нужно признать наличие у отечественной обрабатывающей промышленности потенциала для насыщения внутреннего рынка отечественной конкурентоспособной продукцией.

Основными способами воздействия государства на сложившуюся ситуацию предлагаются [9]:

- усиление  регулятивных мер в закупочных  процессах государственных учреждений, предприятий, хозяйствующих субъектов, входящих в национальные холдинги, компании недропользователей;

- предоставление различных льгот и преференций отечественным производителям товаров, работ и услуг;

- информационная  поддержка отечественных товаропроизводителей;

- дальнейшее  развитие и совершенствование  механизмов повышения качества  отечественной продукции, отвечающей  международным требованиям;

- формирование  и продвижение принципов управления  качеством;

- устанавливающие  приоритеты для казахстанских  товаропроизводителей по укреплению  конкурентоспособности продукции, услуг.

Реализация задач по развитию казахстанского содержания напрямую зависит от повышения конкурентоспособности отечественных предприятий, полного раскрытия экспортного потенциала и максимально эффективного использования имеющихся ресурсов и возможностей. Это также будет способствовать вхождению Казахстана в число 50 наиболее конкурентоспособных стран мира.

10 июня 2009 года одобрили проект закона "О внесении изменений и дополнений в Таможенный кодекс Республики Казахстан в связи со вступлением Республики Казахстан во Всемирную торговую организацию". Законопроект разработан в целях полного приведения национального таможенного законодательства в соответствие с основными соглашениями Всемирной торговой организации.

Торговая политика должна быть составной частью стратегии развития. Проблема сегодняшней торговой системы заключается в противоречии экономической мысли с этими пограничными проблемами.

Мировая система торговли весьма затрудняет задачу для национальных экономик взаимно сочетать стратегическую торговлю и промышленные политики для роста и развития экономики в целом.

Содержащиеся фактически во всех торговых соглашениях положения национального режима, которые требуют, чтобы страна ВТО предоставила иностранным производителям такие же условия, как и своим отечественным производителям, прямо противоречит идее по поддержке отечественной промышленности. Это может иметь смысл, когда развитые страны  конкурируют друг с другом, но в мире, где 57,6% населения живет меньше чем на 2,5 долл. США в день, одни и те же торговые правила не могут соответствовать всем странам мира. Это ограничение подчеркнуто в условиях по иностранным инвестициям, интеллектуальным правам собственности и субсидиям. [9]

Переговоры между странами ВТО по развитию положений Соглашения по субсидиям и компенсационным мерам продолжаются и пока не в пользу развивающихся стран. Развитые страны, в частности, США стремятся увеличить перечень запрещенных субсидий для поддержки и развития индустриального сектора экономики.

Необходимо подчеркнуть факт достижения высокого уровня промышленного развития  экономик развитых стран, посредством прямой государственной поддержки в виде долгосрочного применения широкого ряда субсидий в прошедших десятилетиях. В этой связи развивающиеся страны указывают на ассиметрию, возникшую на текущем этапе промышленного развития развивающихся стран, рискующих в дальнейшем под влиянием ужесточающихся положений Соглашения по субсидиям и компенсационным мерам, получить значительные проблемы и торможение процесса дальнейшей промышленной диверсификации своих экономик.

Казахстану следует обратить большее внимание на положения Соглашения по субсидиям и компенсационным мерам, особенно на последние переговоры в ВТО, направленные на увеличение количества запрещенных промышленных субсидий, в целях сохранения гибкости в их дальнейшем применении.

 

 

 

Информация о работе Вступление РК в ВТО: проблемы и перспективы