Вступление РК в ВТО: проблемы и перспективы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2014 в 13:56, курсовая работа

Описание работы

Республика Казахстан, как одна из самых быстроразвивающихся стран СНГ, а также страна, владеющая большими запасами стратегических ресурсов, не может оставаться в стороне от расширяющейся мировой интеграции. В последние несколько лет руководство республики проводит активную политику, направленную на получение равноправных партнерских условий в торговле, достижение которых в значительной мере связано со вступлением во Всемирную торговую организацию.

Содержание работы

Введение
3
1. Взаимодействие стран с ВТО
5
1.1 Структура и принципы ВТО
5
1.2 Опыт зарубежных государств, вступивших в ВТО
9
2. Проблемы и перспективы вступления РК в ВТО
12
2.1 Анализ преимуществ и возможных негативных последствий вступления в ВТО
12
2.2 Гармонизация торговой и промышленной политики
21
Заключение
23
Список использованной литературы
25
Приложение А. SWOT-анализ по оценке экономических последствий от вступления РК в ВТО
26
Приложение Б. Структура импорта товаров

Файлы: 1 файл

Вступление Республики Казахстан в ВТО Проблемы и перспективы.docx

— 75.28 Кб (Скачать файл)

Многие из соглашений ВТО направлены на поддержку справедливой конкуренции. Соглашение по государственным закупкам, которое имеет ограниченный круг участников, позволяет расширить применение правил, касающихся конкуренции, на те закупки, которые реализуют тысячи правительственных структур во многих государствах. Можно привести еще очень много примеров различных положений документов ВТО, которые направлены на то, чтобы содействовать развитию справедливой конкуренции без каких-либо искажений.

Ключевые соглашения включают:

  • соглашение по сельскому хозяйству;
  • генеральное соглашение по торговле услугами;
  • соглашение по правам интеллектуальной собственности;
  • соглашение по субсидиям и мерам противодействия;
  • соглашение по техническим торговым барьерам;
  • соглашение по мерам санитарного и фитосанитарного контроля;
  • соглашение о взаимопонимании по урегулированию споров.

 

В соответствии с Соглашением по ВТО, государства не могут дискриминировать кого-либо из своих партнеров, за исключением строго определенных ситуаций. Если страна предоставляет кому-то льготные условия (например, пониженные тарифные пошлины на какой-то товар), то такие же условия она должны предоставить всем остальным членам ВТО. Этот принцип известен как режим наибольшего благоприятствования. Правила торговли должны:

  1. исключать любой вид дискриминации;
  2. обеспечивать большую свободу;
  3. быть последовательными и предсказуемыми;
  4. обеспечивать конкуренцию;
  5. быть более выгодной для развивающихся стран.

 

Участие в ВТО дает стране множество преимуществ. Общие преимущества от членства в ВТО можно суммировать следующим образом:

  1. получение более благоприятных условий доступа на мировые рынки товаров и услуг на основе предсказуемости и стабильности развития торговых отношений со странами-участницами ВТО, включая транспарентность их внешнеэкономической политики;
  2. устранение дискриминации в торговле путем доступа к механизму ВТО по разрешению споров, обеспечивающему защиту национальных интересов в случае, если они ущемляются партнерами;
  3. возможность реализации своих текущих и стратегических торгово-экономических интересов путем эффективного участия в международной торговой политике при выработке новых правил международной торговли.

 

Их получение и является в прагматическом смысле целью присоединения стран к ВТО.

Задача взаимодействия заключается в усилении прозрачности, в разъяснении торговой политики тех или иных стран, и в оценке последствий ее проведения. Политика всех стран-членов ВТО подвергается регулярному «рассмотрению», в каждом обзоре содержатся отчеты соответствующей страны и Секретариата ВТО.

ВТО в первую очередь максимально узаконивает международное торговое сотрудничество, ставит страны в максимально равные условия, разрешает возникающие конфликты. Влияние ВТО носит скорее положительный характер для стран-членов ВТО, потому что обеспечивает их всем необходимым. С другой стороны, в условиях тесной взаимосвязи на международной арене нынешних экономических отношений, очень вероятно возникновения экономических кризисов или определенного рода нарушений баланса в той или иной сфере торговли.

 

 

1.2 Опыт зарубежных государств, вступивших в ВТО

 

Казахстану нужно учитывать мировой опыт по вступлению в ВТО и вырабатывать долгосрочную торговую и промышленную политику, что позволит взвесить все преимущества и потери от такого шага. В мировой практике нет примера, когда страна, став членом ВТО, быстро переходила на более высокий уровень развития своей экономики. Большинство развивающихся и слабо развитых стран испытывало замедление экономического роста из-за ужесточения внешней конкуренции. Опыт стран СНГ, уже вступивших во Всемирную торговую организацию, показывает, что членство в ВТО не является универсальным рецептом экономического роста. На начальных стадиях даже возможен спад.

Первым из государств СНГ в ВТО вступил Кыргызстан. Республика получила членство всего за 1,5 года неожиданно для своих партнеров по Таможенному союзу СНГ. Кыргызстан установил очень низкие ставки импортных таможенных пошлин: более чем по половине товарных позиций они на 10-20% ниже, чем ставки ввозных пошлин по предлагаемым условиям вступления в ВТО партнеров по Таможенному союзу. Кыргызстан открыл рынки услуг, включая такие особо чувствительные для стран СНГ, как банковские. События в республике развивались в соответствии с классическим постулатом: инвестиции приходят в страну в том случае, если в нее не могут прийти товары, а поскольку для товаров после вступления в ВТО Кыргызстан открыл «дверь фактически настежь», инвесторы торопиться не стали.

В сравнении с 1998 г. объем торговли Кыргызстана с третьими странами начал снижаться: на 10,6% в 1999г., на 5,9% в 2000 г. последствия оказались печальными и для населения страны: уменьшилась средняя номинальная заработная плата. [2, c. 59]

Вслед за Кыргызстаном в июне 2000 г. в ВТО вступила Грузия. Объем торговли с третьими странами у Грузии в 2000 г. по сравнению с 1999г. упал на 32%. И хотя в первом полугодии 2001 г. резко увеличилась доля промышленного производства спад продолжался и составил 3,1%. [1, c. 60]

В развивающихся странах вступление в ВТО и приход транснациональных корпораций, как правило, сопровождались полным вытеснением мелкого бизнеса. На страны Латинской Америки распространялось международное законодательство, и тут же происходило резкое сокращение занятости именно в тех секторах, где была высокая заработная плата, при открытии определенного количества посредственных рабочих мест.

Очень типичный пример – Мексика. Там произошло перераспределение рабочих мест, в ходе которого хорошие рабочие места вопреки прогнозу как бы переехали из Мексики в США. А в Мексике, наоборот, открылось большое количество плохих рабочих мест. В итоге возникла очень любопытная картина: совокупная занятость осталась, примерно, на прежнем уровне, но совокупный заработок существенно уменьшился.

Но есть и другие негативные факторы, бьющие не только по бедным странам. США сегодня захлебываются от притока новых иммигрантов из Мексики, которым достается самая незавидная работа. Она зачастую оплачивается теперь гораздо ниже, чем раньше, когда ее выполняли "коренные" американцы, но для Мексики это – прекрасные заработки. В США сейчас все громче слышны голоса тех, кто опасается, что сочетание бедности и культурной обособленности тех же мексиканцев приведет к созданию внутри США все более многочисленной субнации, подрывающей устои самой американской цивилизации. И, наконец, пожалуй, наиболее существенным отрицательным фактором стал отток рабочих мест из США в ту же Мексику и страны Юго-Восточной Азии, бьющий в первую очередь по беднейшим американцам.

Проблемы усиления социального неравенства обсуждаются теперь и в Китае, где экономический рост последних лет подстегнул рост имущественного расслоения. Уровень жизни в прибрежных провинциях в разы превышает уровень жизни западных районов страны. Опыт вхождения Китая в ВТО заслуживает особого внимания. Процесс обретения членства длился 15 лет, протекал плавно, постепенно и закончился в 2001 г., когда экономика страны стала достаточно мощной, управляемой, конкурентоспособной, когда возросшая роль Китая в мировой экономике стала обеспечивать ему сохранение необходимой самостоятельности в принятии стратегических экономических решений, когда внешняя торговля и иностранный капитал стали работать на дальнейшее продвижение реформ, когда, благодаря высокой конкурентоспособности, китайская продукция смогла принести стране новые рынки сбыта. При вступлении в ВТО Китай оговорил для себя некоторые вопросы защиты отечественного сельхозпроизводства: неадресное субсидирование отрасли, правила сертификации импортного продовольствия, правила по использованию в стране сельхозкультур с измененной генной структурой и т.п. В стране сохраняется государственная монополия на ведение внешней торговли зерновыми, хлопком, табаком, сахаром, некоторыми видами растительного масла. [2, c. 63]

Опыт других стран говорит: присоединение к международной организации, подчиняющей все страны, вне зависимости от национальных особенностей, стандартным наднациональным правилам не проходит даром. Любая стана стремится регулировать внешнеэкономическую деятельность таким образом, чтобы максимизировать положительное и минимизировать отрицательное влияние внешнеэкономических связей на состояние собственной экономики, перспективы ее развития.

Вступление Казахстана в ВТО преследует цель создания благоприятных условий для устойчивого развития экономического роста за счет осуществления внешней торговли и коренной перестройки внутренних условий производства товаров и услуг в соответствии с правилами, нормами, механизмами, принятыми в этой организации. Вступление в ВТО даст возможность осуществлять торговлю со странами-членами по унифицированным правилам и механизмам. Соглашения ВТО создают возможности для расширения внешней торговли для стран-членов и обеспечивают строгие многосторонние правила, ведущие к созданию более безопасной и предсказуемой торговой среды.

 

 

 

 

 

2. Проблемы и перспективы вступления РК в ВТО

 

2.1 Анализ  преимуществ и возможных негативных последствий вступления в ВТО

 

Присоединение Казахстана к ВТО является неотъемлемым шагом на пути интеграции в мировое сообщество в качестве полноправного участника многосторонней торговой системы и вывода законодательства республики на современный международный уровень. Став участником ВТО, Казахстан будет иметь полное право поставлять свою продукцию на внешний рынок, без переплаты определенных налогов, которые существуют сегодня. Также начнут развиваться дружеские, взаимовыгодные отношения между Казахстаном и странами-участницами.

Казахстан как страна с рыночной экономикой, взявшая курс на достижение сильных позиций в международном сообществе стремится повысить свой внешнеторговый потенциал. Членство в ВТО рассматривается как основной фактор для повышения доступа казахстанской продукции к мировым рынкам, ее конкурентоспособности, развития отечественного бизнеса, увеличения объемов инвестиций и стабилизации экономического роста.

В настоящее время Казахстан имеет много положительных моментов и  причин для вступления в ВТО.

После вступления в ВТО Казахстан будет не только признан страной с открытой рыночной экономикой, интегрированной в мировое хозяйство и мировые структуры, содействующие ее развитию, он автоматически получает в отношениях со всеми странами-членами организации режим наибольшего благоприятствования.

В связи с большой вовлеченностью республики в мировой экспорт нефти, нефтепродуктов, природного газа, электроэнергии и угля для Казахстана большое значение в ВТО будет иметь условие ведения торговли между участниками ВТО на недискриминационной основе. Вступление в ВТО даст Казахстану ряд преимуществ в области лицензирования экспорта, стандартов, применения антидемпинговых и компенсационных пошлин и в целом будет способствовать росту внешнеэкономической активности государства. [2, с. 52]

От расширения вследствие более эффективной конкуренции на рынке ассортимента и качества товаров и услуг, снижения их цены должны выиграть казахстанские потребители. Снижение цен будет касаться не только готовых импортных товаров и услуг, но и отечественных, в производстве которых используются импортные компоненты. Вместе с тем произойдут соответствующие изменения в объемах и структуре потребления, которое будет приближаться к стандартам развитых стран. Повышение платежеспособного спроса положительно будет сказываться на росте производства, свидетельствовать об улучшении социально-экономического положения населения. [3, с. 61]

Для производителей потенциальные выгоды будут связаны с получением облегченного доступа к мировым рынкам товаров, услуг, капиталов, международно-признанных прав для защиты национальных экономических интересов на этих рынках. Произойдет снижение коммерческих рисков - за счет установления более стабильного режима торговли, а также уменьшения транспортных затрат - вследствие гарантирования свободы транзита товаров по территории стран-членов ВТО. Все это, в общем, будет содействовать снижению себестоимости казахстанской продукции.

Создание цивилизованных условий конкуренции и прозрачного правового поля будет стимулировать общее ускорение структурных реформ и даст толчок для создания конкурентоспособной экономики. Этому будет способствовать приведение национального законодательства (в частности, в сфере налогообложения, таможенного регулирования, стандартизации и сертификации, регулирования сферы услуг, конкурентной политики, охраны интеллектуальной собственности) в соответствие с нормами и правилами ВТО.

Перспективы инвестиционного климата в связи с вступлением Казахстана в ВТО будут положительными. Приток иностранных инвестиций в экономику страны увеличится в силу таких факторов, как общее улучшение имиджа страны, открытости экономики Казахстана, улучшения законодательной базы, повышение прозрачности инвестиционных процедур, облегчение доступа на внутренний рынок зарубежных финансовых институтов, развитие фондового рынка. Инвестиционные потоки, несомненно, приведут к развитию отечественного производства, послужат мощным источником обновления производства и экономического роста страны, способствуют модернизации промышленного производства, росту экспорта, привлечению новых технологий и росту рабочих мест, повышению уровня квалификации местных специалистов.

Информация о работе Вступление РК в ВТО: проблемы и перспективы