Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2014 в 13:56, курсовая работа
Республика Казахстан, как одна из самых быстроразвивающихся стран СНГ, а также страна, владеющая большими запасами стратегических ресурсов, не может оставаться в стороне от расширяющейся мировой интеграции. В последние несколько лет руководство республики проводит активную политику, направленную на получение равноправных партнерских условий в торговле, достижение которых в значительной мере связано со вступлением во Всемирную торговую организацию.
Введение
3
1. Взаимодействие стран с ВТО
5
1.1 Структура и принципы ВТО
5
1.2 Опыт зарубежных государств, вступивших в ВТО
9
2. Проблемы и перспективы вступления РК в ВТО
12
2.1 Анализ преимуществ и возможных негативных последствий вступления в ВТО
12
2.2 Гармонизация торговой и промышленной политики
21
Заключение
23
Список использованной литературы
25
Приложение А. SWOT-анализ по оценке экономических последствий от вступления РК в ВТО
26
Приложение Б. Структура импорта товаров
Ускоренное развитие получат отрасли, выпускающие конечную продукцию с высоким уровнем наукоемкости и добавленной стоимости, высокой и средней технологичностью. Рост производства такой продукции может поддерживаться только выходом Казахстана на внешний рынок, который компенсирует «узость» внутреннего рынка и ограниченность внутреннего спроса. В результате расширения присутствия передовых технологий, товаров, услуг и инвестиций на внутреннем рынке, внедрения международных стандартов качества будут созданы благоприятные условия для повышения качества и конкурентоспособности национальной продукции. [5]
Членство в ВТО обеспечит Казахстану выход в унифицированное международное правовое пространство, которое создаст всем экспортерам и импортерам стабильные и предсказуемые условия деятельности. Казахстан может реально рассчитывать на получение права участия в разработке норм, регулирующих мировую торговлю, руководствуясь национальными интересами. Кроме того, появится возможность доступа к оперативной информации во внешнеэкономической политике и намерениям правительств стран-участниц ВТО, что позволит вырабатывать более эффективную торговую и экономическую политику.
Членство в ВТО выгодно развитым странам, рынком сбыта их продукции становится весь мир. Страны с более низким уровнем развития сталкиваются с серьезными проблемами, главная из которых — необходимость защитить национальный рынок и национальное товарное производство от натиска импортных товаров и услуг.
Интеграция стала необратимым процессом, и желание многих стран вступить в ВТО объективно соответствует мировой тенденции глобализации. Основная цель ВТО - либерализация мировой торговли путем ее регулирования тарифными методами с последовательным снижением уровня импортных пошлин, устранением различных нетарифных и иных препятствий в международном обмене товарами и услугами. Однако не всегда и не всем вхождение в ВТО приносит процветание, поэтому желающим необходимо определиться с тем насколько ожидаемый эффект перевесит негативные последствия членства в организации.
Вступление Казахстана в ВТО также имеет свои плюсы и минусы. Сторонники вхождения утверждают, что в этом случае у казахстанских предприятий появятся стимулы для повышения эффективности производства, будет способствовать развитию внутреннего рынка новых технологий, что, в свою очередь, позволит отечественному производству стать конкурентоспособным на мировом рынке.
Вместе с тем, анализ мировой экспортной структуры показывает, что в ней преобладают готовые товары (87%), доля сырья составляет лишь 13%, резко растет экспорт услуг [3, c. 76]. В Казахстане экспортно-импортная структура совершенно иная: в экспорте львиную долю составляют сырьевые товары, в импорте - готовая продукция и услуги.
Дальнейшая либерализация торговли постепенно усилит влияние мировой конъюнктуры на экономику Казахстана, обусловит повышение экономических рисков в периоды глобальной экономической нестабильности. [6]
Эти риски могут компенсироваться положительным влиянием мировой конъюнктуры в периоды ее благоприятного развития - учитывая то, что либерализация и включение в глобальные процессы автоматически не приводят к исправлению структурных недостатков менее развитых стран. Отрицательное влияние мировой конъюнктуры способно иногда существенно уменьшить преимущества от либерализации доступа к рынкам.
Вполне возможны временные осложнения в сфере государственного регулирования экономического развития, вызванные необходимостью:
а) перехода на новые международные согласованные условия государственного регулирования экономики;
б) отказа от использования традиционных рычагов экономической политики, а именно - возможности применять льготы к налогообложению, пошлине и другим платежам, списывать задолженность предприятий перед государством, использовать государственные закупки в качестве инструмента стимулирования отечественного производства, контролировать и регулировать финансовые потоки, выдвигать к иностранным инвесторам требования по поводу источников приобретения ими комплектующих местного производства и направлений сбыта товаров.
В более долгосрочном плане все эти сдвиги можно рассматривать как положительный фактор, в краткосрочном это может вызвать проблемы для секторов, пользующихся значительными государственными субсидиями. Некоторые осложнения могут возникнуть и для производителей, которые подпадают под действие системы государственных закупок, осуществляемых в настоящее время в отсутствие открытой конкуренции.
Одним из наиболее существенных отрицательных факторов, действие которых активизируется при вступлении в ВТО, является то, что отдельные отечественные производители могут оказаться не готовыми к жесткой международной конкуренции [6].
Казахстан имеет сегодня невысокий, по международным критериям, потенциал конкурентоспособности. Вместе с тем нет твердых оснований считать подобное отрицательное влияние всеохватывающим. Влияние присоединения к ВТО будет для различных отраслей экономики разным. Но, по оценкам отечественных экспертов, это отрицательное влияние с течением времени будет уменьшаться.
По многим секторам сферы услуг, которые еще только формируются и нуждаются в поддержке и защите для своего становления, Казахстан не сможет принять никаких обязательств. В случае их либерализации, без определения их дальнейшего развития, существует угроза потери этих рынков услуг. Более того, если торговый баланс в Казахстане положительный, то баланс услуг платежного баланса РК на протяжении ряда лет отрицательный, по причине оттока доходов иностранных поставщиков услуг.
В приложении А представлен SWOT-анализ оценки последствий вступления Казахстана в ВТО.
Таким образом, Казахстан имеет определенный запас прочности относительно действия внешнеторговых факторов экономической безопасности. В частности, торговый баланс характеризуется положительным сальдо.
По мнению ряда экспертов, глобализация (ВТО, несомненно, является одним из эффективных ее инструментов) превращает конкуренцию из средства оздоровления слабых в средство их уничтожения, поскольку лишает неразвитые страны не просто доходов, а самой возможности развития. Опыт показывает, что вступление в ВТО открывает внутренний рынок этих стран, прежде всего товарам, закрывая его, таким образом, для инвестиций (именно этим и объясняется факт замедления развития стран после вступления их в эту организацию). [7, c. 45]
На безопасном пока уровне находится доля импорта продовольственных и непродовольственных товаров народного потребления. Структура импорта РК в 2012 году представлена в приложении Б. Как показывают данные таблицы, значительную долю импорта занимают машины, оборудование, транспорт, приборы – 37,8%, доля продовольственных товаров – 9,1%. Наименьший удельный вес имеют такие группы, как кожа, обувь, текстиль, стройматериалы.
Таблица 1. Валовый внешний долг РК (млн. долл. США)
31.12.2006 |
31.12.2007 |
31.12.2008 |
31.12.2009 |
31.12.2010 |
31.12.2011 |
31.12.2012 |
30.06.2013 | |
Внешний долг |
74 014 |
96 893 |
107 933 |
112 866 |
118 222 |
125 350 |
136 924 |
145 393 |
Краткосрочный |
12 445 |
11 529 |
9 486 |
6 985 |
8 864,5 |
7 862 |
9 085 |
9 597 |
Долгосрочный |
61 568 |
85 363 |
98 446 |
105 881 |
109 358 |
117 487 |
127 839 |
135 795 |
Значение таких показателей, как объем внешнего долга и расходы на его погашение и обслуживание также соответствуют безопасному уровню. Динамику абсолютных и относительных параметров внешнего долга РК можно проследить по данным таблицы 1. Как показывают данные таблицы, отмечается ежегодный рост размера валового внешнего долга, однако резких изменений не наблюдается. Стабильно увеличиваются и объемы платежей по погашению и обслуживанию внешнего долга.
Кроме того, для присоединения к ВТО Казахстану придется отменять жизненно необходимые трансферты регионам и низкие тарифы на услуги естественных монополий, поскольку согласно требованиям ВТО они будут рассматриваться как субсидирование экспорта. Еще одной проблемой становится региональная интеграция. В условиях глобализации все большее число стран ориентируется именно на нее. В качестве примеров можно назвать в Европе - ЕС, в Америке - НАФТА (объединяющая Канаду, США и Мексику), у нас - ЕврАзЭС.
Одним из отрицательных факторов для производителей и положительным для потребителей будет требование ВТО к качеству товаров, производимых в Казахстане, так как они должны отвечать международным стандартам. Это автоматически повлечет за собой уход с прилавков магазинов низкокачественных отечественных товаров и появление товаров, отвечающих международным требованиям. Как следствие этого, отсутствие мест реализации отечественных товаров низкого качества повлечет за собой разорение местных товаропроизводителей, и повлияет на рост безработицы в республике. [7, c. 53]
Таким образом, основываясь на представленных выше данных, можно сказать, что Казахстан непременно столкнется с описанными проблемами, существенного отрицательного влияния ВТО на состояние экономической безопасности Казахстана ожидать не приходится.
Оценка социальных последствий вступления в ВТО содержит основные компоненты:
− специализация экономики региона: от структуры хозяйства в значительной степени зависит соотношение негативных и позитивных последствий вступления в ВТО для экономики региона;
− структура занятости населения: в связи с разной трудоемкостью отраслей структура занятости значительно отличается от отраслевой структуры экономики, поэтому социальные последствия (воздействие на рынок труда) будут отличаться от экономических.
Отраслевая структура и специализация экономики. Основываясь на данных об отраслевой структуре экономики каждого региона (области), можно разделить их на несколько групп:
1. Регионы
с концентрацией отраслей, для
которых вступление в ВТО
− регионы ТЭК, металлургии, химии, лесной и бумажной промышленности;
− транзитные регионы, по территории которых проходят основные экспортные и импортные потоки.
2. Регионы,
в которых сочетаются
3. Регионы
с неопределенными
4. Регионы
с концентрацией отраслей, для
которых вступление в ВТО
- автомобильной промышленности (сборка) - Восточно-Казахстанская область;
- легкой и пищевой промышленности - Южно-Казахстанская область;
- сельскохозяйственные - Северо-Казахстанская, Костанайская, Жамбылская области;
- банковского и страхового бизнеса - г. Астана.
5. Слаборазвитые регионы, на которых изменения институциональных условий, как правило, отражаются негативно.
Структура занятости - этот показатель играет важную роль для оценок социальных последствий вступления в ВТО. Отраслевая структура промышленного производства не дает адекватного представления о структуре занятости, так как занятость в добывающих отраслях существенно ниже их доли в выпуске продукции, и, наоборот, обрабатывающие отрасли гораздо более трудоемки. К сожалению, публикуемая статистика позволяет оценить занятость только по укрупненным группам – в промышленности в целом, в сельском хозяйстве и т.д. Вследствие этого приходится косвенно оценивать структуру занятых, сопоставляя долю занятых в промышленности с показателями специализации экономики регионов.
Результаты вполне очевидны: наибольшая занятость в промышленности характерна для регионов со специализацией на легкой промышленности, машиностроении (наиболее проблемные отрасли) и черной металлургии; наименьшая – для слаборазвитых и аграрных регионов, а также столицы страны с развитым сектором услуг.
Потенциальной угрозой при вступлении в ВТО является усиление конкуренции со стороны импортной сельхозпродукции, что создает проблемы в первую очередь для регионов с аграрной специализацией и способно дестабилизировать рынок труда в сельской местности.
Рост объемов сельскохозяйственного импорта после вступления в ВТО может создать угрозу незанятости сельского населения. Рост занятости в малом бизнесе способен стать альтернативой возможному сокращению рабочих мест в базовых отраслях. Пока эта сфера приложения труда развита недостаточно, что явно говорит о наличии барьеров. Но это не только общие для всей страны институциональные барьеры, но и достаточно дифференцированные по регионам характеристики предпринимательского климата, деловой активности населения, отношения властей и общества к малому бизнесу и др.
Информация о работе Вступление РК в ВТО: проблемы и перспективы