Вступление РК в ВТО: проблемы и перспективы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2014 в 13:56, курсовая работа

Описание работы

Республика Казахстан, как одна из самых быстроразвивающихся стран СНГ, а также страна, владеющая большими запасами стратегических ресурсов, не может оставаться в стороне от расширяющейся мировой интеграции. В последние несколько лет руководство республики проводит активную политику, направленную на получение равноправных партнерских условий в торговле, достижение которых в значительной мере связано со вступлением во Всемирную торговую организацию.

Содержание работы

Введение
3
1. Взаимодействие стран с ВТО
5
1.1 Структура и принципы ВТО
5
1.2 Опыт зарубежных государств, вступивших в ВТО
9
2. Проблемы и перспективы вступления РК в ВТО
12
2.1 Анализ преимуществ и возможных негативных последствий вступления в ВТО
12
2.2 Гармонизация торговой и промышленной политики
21
Заключение
23
Список использованной литературы
25
Приложение А. SWOT-анализ по оценке экономических последствий от вступления РК в ВТО
26
Приложение Б. Структура импорта товаров

Файлы: 1 файл

Вступление Республики Казахстан в ВТО Проблемы и перспективы.docx

— 75.28 Кб (Скачать файл)

Ускоренное развитие получат отрасли, выпускающие конечную продукцию с высоким уровнем наукоемкости и добавленной стоимости, высокой и средней технологичностью. Рост производства такой продукции может поддерживаться только выходом Казахстана на внешний рынок, который компенсирует «узость» внутреннего рынка и ограниченность внутреннего спроса. В результате расширения присутствия передовых технологий, товаров, услуг и инвестиций на внутреннем рынке, внедрения международных стандартов качества будут созданы благоприятные условия для повышения качества и конкурентоспособности национальной продукции. [5]

Членство в ВТО обеспечит Казахстану выход в унифицированное международное правовое пространство, которое создаст всем экспортерам и импортерам стабильные и предсказуемые условия деятельности. Казахстан может реально рассчитывать на получение права участия в разработке норм, регулирующих мировую торговлю, руководствуясь национальными интересами. Кроме того, появится возможность доступа к оперативной информации во внешнеэкономической политике и намерениям правительств стран-участниц ВТО, что позволит вырабатывать более эффективную торговую и экономическую политику.

Членство в ВТО выгодно развитым странам, рынком сбыта их продукции становится весь мир. Страны с более низким уровнем развития сталкиваются с серьезными проблемами, главная из которых — необходимость защитить национальный рынок и национальное товарное производство от натиска импортных товаров и услуг.

Интеграция стала необратимым процессом, и желание многих стран вступить в ВТО объективно соответствует мировой тенденции глобализации. Основная цель ВТО - либерализация мировой торговли путем ее регулирования тарифными методами с последовательным снижением уровня импортных пошлин, устранением различных нетарифных и иных препятствий в международном обмене товарами и услугами. Однако не всегда и не всем вхождение в ВТО приносит процветание, поэтому желающим необходимо определиться с тем насколько ожидаемый эффект перевесит негативные последствия членства в организации.

Вступление Казахстана в ВТО также имеет свои плюсы и минусы. Сторонники вхождения утверждают, что в этом случае у казахстанских предприятий появятся стимулы для повышения эффективности производства, будет способствовать развитию внутреннего рынка новых технологий, что, в свою очередь, позволит отечественному производству стать конкурентоспособным на мировом рынке.

Вместе с тем, анализ мировой экспортной структуры показывает, что в ней преобладают готовые товары (87%), доля сырья составляет лишь 13%, резко растет экспорт услуг [3, c. 76]. В Казахстане экспортно-импортная структура совершенно иная: в экспорте львиную долю составляют сырьевые товары, в импорте - готовая продукция и услуги.

Дальнейшая либерализация торговли постепенно усилит влияние мировой конъюнктуры на экономику Казахстана, обусловит повышение экономических рисков в периоды глобальной экономической нестабильности. [6]

Эти риски могут компенсироваться положительным влиянием мировой конъюнктуры в периоды ее благоприятного развития - учитывая то, что либерализация и включение в глобальные процессы автоматически не приводят к исправлению структурных недостатков менее развитых стран. Отрицательное влияние мировой конъюнктуры способно иногда существенно уменьшить преимущества от либерализации доступа к рынкам.

Вполне возможны временные осложнения в сфере государственного регулирования экономического развития, вызванные необходимостью:

а)  перехода на новые международные согласованные условия государственного регулирования экономики;

б)   отказа от использования традиционных рычагов экономической политики, а именно - возможности применять льготы к налогообложению, пошлине и другим платежам, списывать задолженность предприятий перед государством, использовать государственные закупки в качестве инструмента стимулирования отечественного производства, контролировать и регулировать финансовые потоки, выдвигать к иностранным инвесторам требования по поводу источников приобретения ими комплектующих местного производства и направлений сбыта товаров.

В более долгосрочном плане все эти сдвиги можно рассматривать как положительный фактор, в краткосрочном это может вызвать проблемы для секторов, пользующихся значительными государственными субсидиями. Некоторые осложнения могут возникнуть и для производителей, которые подпадают под действие системы государственных закупок, осуществляемых в настоящее время в отсутствие открытой конкуренции.

Одним из наиболее существенных отрицательных факторов, действие которых активизируется при вступлении в ВТО, является то, что отдельные отечественные производители могут оказаться не готовыми к жесткой международной конкуренции [6].

Казахстан имеет сегодня невысокий, по международным критериям, потенциал конкурентоспособности. Вместе с тем нет твердых оснований считать подобное отрицательное влияние всеохватывающим. Влияние присоединения к ВТО будет для различных отраслей экономики разным. Но, по оценкам отечественных экспертов, это отрицательное влияние с течением времени будет уменьшаться.

По многим секторам сферы услуг, которые еще только формируются и нуждаются в поддержке и защите для своего становления, Казахстан не сможет принять никаких обязательств. В случае их либерализации, без определения их дальнейшего развития, существует угроза потери этих рынков услуг. Более того, если торговый баланс в Казахстане положительный, то баланс услуг платежного баланса РК на протяжении ряда лет отрицательный, по причине оттока доходов иностранных поставщиков услуг.

В приложении А представлен SWOT-анализ оценки последствий вступления Казахстана в ВТО.

Таким образом, Казахстан имеет определенный запас прочности относительно действия внешнеторговых факторов экономической безопасности. В частности, торговый баланс характеризуется положительным сальдо.

По мнению ряда экспертов, глобализация (ВТО, несомненно, является одним из эффективных ее инструментов) превращает конкуренцию из средства оздоровления слабых в средство их уничтожения, поскольку лишает неразвитые страны не просто доходов, а самой возможности развития. Опыт показывает, что вступление в ВТО открывает внутренний рынок этих стран, прежде всего товарам, закрывая его, таким образом, для инвестиций (именно этим и объясняется факт замедления развития стран после вступления их в эту организацию). [7, c. 45]

На безопасном пока уровне находится доля импорта продовольственных и непродовольственных товаров народного потребления. Структура импорта РК в 2012 году представлена в приложении Б. Как показывают данные таблицы, значительную долю импорта занимают машины, оборудование, транспорт, приборы – 37,8%, доля продовольственных товаров – 9,1%. Наименьший удельный вес имеют такие группы, как кожа, обувь, текстиль, стройматериалы.

 

Таблица 1. Валовый внешний долг РК (млн. долл. США)

 

 

31.12.2006

31.12.2007

31.12.2008

31.12.2009

31.12.2010

31.12.2011

31.12.2012

30.06.2013

Внешний долг

74 014

96 893

107 933

112 866

118 222

125 350

136 924

145 393

Краткосрочный

12 445

11 529

9 486

6 985

8 864,5

7 862

9 085

9 597

Долгосрочный

61 568

85 363

98 446

105 881

109 358

117 487

127 839

135 795


 

Значение таких показателей, как объем внешнего долга и расходы на его погашение и обслуживание также соответствуют безопасному уровню. Динамику абсолютных и относительных параметров внешнего долга РК можно проследить по данным таблицы 1. Как показывают данные таблицы, отмечается ежегодный рост размера валового внешнего долга, однако резких изменений не наблюдается. Стабильно увеличиваются и объемы платежей по погашению и обслуживанию внешнего долга.

Кроме того, для присоединения к ВТО Казахстану придется отменять жизненно необходимые трансферты регионам и низкие тарифы на услуги естественных монополий, поскольку согласно требованиям ВТО они будут рассматриваться как субсидирование экспорта.  Еще одной проблемой становится региональная интеграция. В условиях глобализации все большее число стран ориентируется именно на нее. В качестве примеров можно назвать в Европе - ЕС, в Америке - НАФТА (объединяющая Канаду, США и Мексику), у нас - ЕврАзЭС.

Одним из отрицательных факторов для производителей и положительным для потребителей будет требование ВТО к качеству товаров, производимых в Казахстане, так как они должны отвечать международным стандартам. Это автоматически повлечет за собой уход с прилавков магазинов низкокачественных отечественных товаров и появление товаров, отвечающих международным требованиям. Как следствие этого, отсутствие мест реализации отечественных товаров низкого качества повлечет за собой разорение местных товаропроизводителей, и повлияет на рост безработицы в республике. [7, c. 53]

Таким образом, основываясь на представленных выше данных, можно сказать, что Казахстан непременно столкнется с описанными проблемами,   существенного отрицательного влияния ВТО на состояние экономической безопасности Казахстана ожидать не приходится.

Оценка социальных последствий вступления в ВТО содержит основные компоненты:

− специализация экономики региона: от структуры хозяйства в значительной степени зависит соотношение негативных и позитивных последствий вступления в ВТО для экономики региона;

− структура занятости населения: в связи с разной трудоемкостью отраслей структура занятости значительно отличается от отраслевой структуры экономики, поэтому социальные последствия (воздействие на рынок труда) будут отличаться от экономических.

Отраслевая структура и специализация экономики. Основываясь на данных об отраслевой структуре экономики каждого региона (области), можно разделить их на несколько групп:

1. Регионы  с концентрацией отраслей, для  которых вступление в ВТО является, скорее, преимуществом:

− регионы ТЭК, металлургии, химии, лесной и бумажной промышленности;

− транзитные регионы, по территории которых проходят основные экспортные и импортные потоки.

2. Регионы, в которых сочетаются производства  с неоднозначным воздействием  вступления в ВТО (сочетание угроз  и преимуществ).

3. Регионы  с неопределенными последствиями (одной из отраслей специализации  является энергетика или четкая  специализация не выражена).

4. Регионы  с концентрацией отраслей, для  которых вступление в ВТО является  угрозой:

 - автомобильной промышленности (сборка) - Восточно-Казахстанская область;

 - легкой и пищевой промышленности - Южно-Казахстанская область;

- сельскохозяйственные - Северо-Казахстанская, Костанайская, Жамбылская области;

 - банковского и страхового бизнеса - г. Астана.

5. Слаборазвитые  регионы, на которых изменения  институциональных условий, как  правило, отражаются негативно.

Структура занятости - этот показатель играет важную роль для оценок социальных последствий вступления в ВТО. Отраслевая структура промышленного производства не дает адекватного представления о структуре занятости, так как занятость в добывающих отраслях существенно ниже их доли в выпуске продукции, и, наоборот, обрабатывающие отрасли гораздо более трудоемки. К сожалению, публикуемая статистика позволяет оценить занятость только по укрупненным группам – в промышленности в целом, в сельском хозяйстве и т.д. Вследствие этого приходится косвенно оценивать структуру занятых, сопоставляя долю занятых в промышленности с показателями специализации экономики регионов.

Результаты вполне очевидны: наибольшая занятость в промышленности характерна для регионов со специализацией на легкой промышленности, машиностроении (наиболее проблемные отрасли) и черной металлургии; наименьшая – для слаборазвитых и аграрных регионов, а также столицы страны с развитым сектором услуг.

Потенциальной угрозой при вступлении в ВТО является усиление конкуренции со стороны импортной сельхозпродукции, что создает проблемы в первую очередь для регионов с аграрной специализацией и способно дестабилизировать рынок труда в сельской местности.

Рост объемов сельскохозяйственного импорта после вступления в ВТО может создать угрозу незанятости сельского населения. Рост занятости в малом бизнесе способен стать альтернативой возможному сокращению рабочих мест в базовых отраслях. Пока эта сфера приложения труда развита недостаточно, что явно говорит о наличии барьеров. Но это не только общие для всей страны институциональные барьеры, но и достаточно дифференцированные по регионам характеристики предпринимательского климата, деловой активности населения, отношения властей и общества к малому бизнесу и др.

Информация о работе Вступление РК в ВТО: проблемы и перспективы