Вступление России в ВТО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2014 в 20:09, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является анализ проблем вступления России в ВТО
Исходя из вышеизложенного, были сформулированы следующие задачи исследования:
Проанализировать перспективы присоединения России к ВТО, исходя из национальных интересов, а также, принимая во внимание опыт зарубежных стран по вступлению в Организацию.
Выявить проблемы занятости и конкурентоспособности в конкретных секторах экономики России, оценить факторы ее определяющие.

Файлы: 1 файл

Вступление России В ВТО.doc

— 258.00 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА и ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

СИБИРСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ – ФИЛИАЛ  РАНХиГС

 

ЦЕНТР  ПЕРЕПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ

 

 

 

Кафедра ________________________________

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

по дисциплине: Бюджетные системы и реформирование финансовой системы

 

 

Тема: Вступление России в ВТО

 

 

 

 

Выполнил

ФИО

Специальность: Государственное и муниципальное управление

группа

 

Проверил

Доцент кафедры,                                                                                                                                                                                                                                                          канд. экон. наук

                                                                             

 

 

 

 

Новосибирск 2014г.

 

 

 

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность исследования. Учреждение Всемирной торговой организации (ВТО) в апреле 1994 года завершило создание международного органа по вопросам торговли и развития, чему способствовала не только интенсификация международной торговли, но и рост объема и номенклатуры обмена товарами и услугами, зависимости стран друг от друга.

ВТО заняла свое особое место в мировой экономической системе. Ее участники получили дополнительные возможности для внешней торговли. В настоящее время- ВТО охватывает почти весь мировой товарооборот и задействует в производстве и реализации товаров значительные трудовые ресурсы стран-участниц.

22 августа 2012 года вступил  в силу Протокол о присоединении  России к Марракешскому соглашению  об учреждении Всемирной торговой организации (ВТО). Отметим, что путь вступления в ВТО нашей страны длился долгих 18 лет. Заявку на членство в этой международной организации РФ подала еще в июне 1993 года. Однако одобрена она была лишь в декабре 2011 года в рамках Восьмой министерской конференции ВТО.

Камнем преткновения долгое время оставалась Грузия, которая после войны в Южной Осетии в 2008 году объявила тему вступления России в ВТО закрытой. Двусторонние переговоры возобновились при посредничестве Швейцарии.

Степень разработанности проблемы. Достаточно обширные исследования и разработки в области ВТО представлены в работах западноевропейских, американских и ряда отечественных исследователей. Являясь влиятельной международной межгосударственной организацией, ВТО вызывает особый интерес не только у экономистов, дипломатов, социологов, но и правоведов и других специалистов, исследующих проблемы занятости населения, а также пути полноправной интеграции в мировую экономику.

Значительный вклад в развитие теории рынка труда и занятости внесли многие отечественные ученые, среди которых: Буланов B.C., Волгин H.A., Дудников С.В., Докторович А.Б., Жукевич Г.В., Заславская Т.И., Збышко Б.Г., Кашепов A.B., Кокин Ю.П., Костин Л.А., Котляр А.Э., Курбанов Н.Х., Маслова И.С., Одегов Ю. Г., Плакся В. И., Ракитский Б.В., Рофе А.И., Руденко Г.Г., Ткаченко A.A., Щербаков А.И и др.

Целью курсовой работы является анализ проблем вступления России в ВТО

Исходя из вышеизложенного, были сформулированы следующие задачи исследования:

  • Проанализировать перспективы присоединения России к ВТО, исходя из национальных интересов, а также, принимая во внимание опыт зарубежных стран по вступлению в Организацию.
  • Выявить проблемы занятости и конкурентоспособности в конкретных секторах экономики России, оценить факторы ее определяющие.
  • Проанализировать роль государственных органов России в вопросах выявления приоритетных направлений социальной политики к условиям ВТО.

Объектом исследования является занятость на предприятиях в условиях вступления в ВТО.

Предметом исследования являются социально-экономические отношения, складывающиеся в условиях членства России в ВТО, и их развитие.

Теоретико-методологическая основа исследования. Автор придерживается теории развития рынка труда, а также регулирования международных отношений в условиях рыночного хозяйства, изложенных в, трудах российских и зарубежных исследователей. Методология исследования базируется на принципах сравнительного, системного, а также структурно-функционального анализов.

Глава 1 .Теоретические основы участия государства в ВТО

1.1. Закономерности и принципы  организации современной многосторонней  торговой системы.

Учреждение Всемирной торговой организации (ВТО) 15 апреля 1994 года ознаменовало завершение почти полувековой истории попыток создания многостороннего института по вопросам торговли и развития, начавшихся сразу после окончания Второй мировой войны.

Изначально предполагалось, что политической опорой мира станет Организация Объединенных наций (ООН), в то время как экономической - три специализированных учреждения ООН: Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития (Всемирный банк) и Международная организация по торговле и занятости (МТО). Первые два учреждения были созданы в результате Бреттонвудских соглашений, и действуют в настоящее время.

Принципиальным отличием ВТО от ГАТТ явился тот факт, что сфера юрисдикции ВТО распространилась не только на область товаров, но и на сферу «невидимой» торговли, а именно: торговлю услугами, некоторые операции с инвестициями и интеллектуальной собственность, если они связаны с коммерческими сделками.

Как известно, проблемы международной торговли интернациональны по своему характеру. Их сложность и многочисленность предопределили метод их решения: была необходима международная организация, которая позволила бы создать интернациональные правила ведения торговли. Именно к концу столетия более двухсот стран стали активными участниками международной торговли, росли объем и номенклатура международного обмена товарами и услугами, зависимость стран друг от друга.

Сложность ситуации делала торговлю на двусторонней основе практические невозможной - для этого необходимо было бы заключить более пяти тысяч двусторонних соглашений. Создание ВТО дало возможность странам использовать один общий многосторонний пакет документов, который был обязателен для всех стран - членов ВТО.

Особо следует отметить, что согласно Соглашению об учреждении ВТО «каждая страна должна обеспечить соответствие законов и нормативных актов своим обязательствам по соглашениям ВТО» на всех уровнях власти. Это положение означало преимущество норм международного права над национальным правом, что существенно укрепило роль ВТО в международной торговле. Однако необходимо добавить, что ВТО не исполняет роль инструмента свободной торговли, а является, скорее, системой норм и правил, на что указывает возможность применения различных форм защиты, например, тарифов.

ВТО является многосторонней межгосударственной организацией по вопросам торговли товарами и услугами, в которой участниками являются государства, а правительства участвующих стран представляют их интересы в межгосударственных органах ВТО. На март 2011 года членами ВТО являются 153 государства, около 30 государств, включая Россию, имеют статус наблюдателя. Штаб квартира организации находится в Женеве; в процессе работы используются три основных языка: английский, французский и испанский.

Функции и задачи Организации

Перед Всемирной торговой организацией стоят две основные задачи. В первую очередь, она должна «обеспечивать общие институциональные рамки для осуществления торговых отношений между ее членами» (согласно ст. 2 Соглашения об учреждении ВТО). Во- вторых, организация должна выполнять функции многостороннего межгосударственного учреждения.

Все многосторонние соглашения, входящие и образующие систему ВТО, рассматриваются как единый пакет документов. Из этого следует, что все страны-члены обязаны отразить в национальном законодательстве все принятые нормы, которые содержатся в ГАТТ, поясняющих соглашениях, а также тех, которые касаются услуг и прав интеллектуальной собственности;

Все вышеперечисленное определило четыре основные группы функций ВТО:

    1. Содействие выполнению всех соглашений принятых во время проведения Уругвайского раунда;
    2. Предоставление форума для проведения переговоров между членами ВТО для решения различных вопросов в рамках мандата организации;
    3. Разрешение конфликтов и споров между странами-членами в рамках имеющихся административных функций;
    4. Обзор торговой политики и поддержание механизма ее обзора:

К первой группе функций относятся многосторонние торговые переговоры, которые ведутся в нескольких направлениях:

  • Первым направлением является либерализация торговли. Решение о проведении такого рода переговоров принимает конференция министров стран-членов ВТО.
  • Второе направление представляют переговоры по уточнению и развитию правовых норм в торговле. Они охватывают как действующие соглашения, так и новые области и сферы деятельности ВТО.
  • Третьим, завершающим, направлением являются переговоры по* вопросам, которые не удалось решить в ходе Уругвайского раунда (1986 -1993 гг.), но они были включены в отдельные соглашения ВТО .

Второй группой функций является предоставление форума для проведения переговоров между членами ВТО. Если обратиться к третьей группе функций ВТО, которая заключается в- разрешении споров, то можно увидеть интенсивную работу данного механизма. За десять лет существования Органа по разрешению споров ВТО было рассмотрено столько же конфликтных ситуаций, сколько за пятьдесят лет в подобном органе, существовавшем в рамках ГАТТ -1947.

Четвертая группа функций, к которой относится контроль над выполнением обязательств, носит многоплановый регулярный характер. ВТО' имеет широкую информационную картину происходящего, благодаря постоянному информированию Секретариата ВТО о реформировании и развитии торговых политик стран-членов.

Правовая структура ВТО. Основополагающие принципы соглашений.

Структура ВТО чрезвычайно сложна, так как, заключительный пакет договоренностей содержит документы, имеющие различную направленность: от технических, регулирующих частные вопросы, до сложных и многоплановых, выполняющих роль, основы для мировой торговли. В пакет договоренностей Уругвайского раунда' вошли правовые документы, разработанные в различные промежутки времени.

К Соглашению об учреждении ВТО, являющемуся основой, было приложено 19 соглашений, 27 решений, 3 декларации и 7 взаимопониманий, составляющих «единый пакет»1. Ниже представлены наиболее значимые соглашения34:

  • Многостороннее соглашение по торговле товарами, включающее ГАТТ-1994 (GATT-1994, Генеральное соглашение по тарифам и торговле - 1994 года) и связанные с ним соглашения;
  • Генеральное соглашение по торговле услугами (GATS);
  • Соглашения по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (TRIPS);
  • Соглашения по текстилю и одежде;
  • Соглашение по сельскому хозяйству;
  • Соглашение о гражданской авиатехнике;
  • Соглашение о правительственных закупках;
  • Соглашение по торговым аспектам инвестиционных мер (TRIMS) и другие.

ГАТТ - как соглашение и де-факто как международная организация действовало до 1994 года. Затем функции ГАТТ полностью перешли к ВТО. ГАТТ как де-факто организация прекратила существование, но все функции полностью перешли к ВТО. ГАТТ как соглашение действует в рамках ВТО до сих пор и носит название ГАТТ-1994. Соглашения GATT, GATS и TRIPS составляют первую группу соглашений и являются рамочными. Соглашение по торговым аспектам инвестиционных мер (TRIMS) может в будущем стать четвертым основополагающим соглашением по ВТО.

Ко второй группе можно отнести многосторонние соглашения, регулирующие частные вопросы, входящие в ГАТС или ГАТТ (Соглашение о субсидиях и компенсационных мерах, Антидемпинговый кодекс, Соглашение об импортном лицензировании и другие).

Третья группа соглашений была призвана решите вопросы, первоначально не вошедшие в ГАТТ и ГАТС, но сформировавшие новые области в ВТО. К ним можно отнести: соглашения по телекоммуникациям и финансовым услугам, соглашения по сельскому хозяйству, фито и санитарно-ветеринарные нормы и многие другие.

Информация о работе Вступление России в ВТО