Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2014 в 20:09, курсовая работа
Целью курсовой работы является анализ проблем вступления России в ВТО
Исходя из вышеизложенного, были сформулированы следующие задачи исследования:
Проанализировать перспективы присоединения России к ВТО, исходя из национальных интересов, а также, принимая во внимание опыт зарубежных стран по вступлению в Организацию.
Выявить проблемы занятости и конкурентоспособности в конкретных секторах экономики России, оценить факторы ее определяющие.
Очень низка мобильность рабочей силы, повышение которой важно в рамках инновационной экономики. Возможно, это связано не только с ее качественными характеристиками (РС), но и с неразвитостью транспортной системы, а также отсутствием жилья.
Безусловно, сегодня существует общедоступность социальной поддержки, но уровень предоставления социальных услуг резко упал, роль государства в их предоставлении снизилась (даже если мы говорим об обеспечении занятости). С 2006 года в России произошло разграничение полномочий в сфере социальной политики между тремя уровнями власти: федеральным, региональным и муниципальным. Создание единого рынка труда, регулирование миграции (внутренней и межрегиональной), а также обеспечение занятости остались в совместном ведении. С 1993 Россия официально отошла от принципов социального обеспечения, перейдя к европейской системе социальной защиты, однако трудно заметить ее работу на практике.
Сейчас много говорят о национальных проектах и их эффективности. Но если посмотреть на них с точки зрения социальной политики, то по большому счету, все национальные проекты, будучи достаточно амбициозными, не решают вопрос повышения уровня жизни всего населения, не борются с нищетой и не улучшают экологию. Мы считаем, что слаборазвитое экстенсивное производство, базирующееся на давно устаревшей технической базе, влечет за собой лишь эксплуатацию рабочей силы, что идет в разрез современным технологиям, где на первом месте самый эффективный метод — вложение в человека.
Есть еще ряд вопросов, которым автор уделил внимание. Первый - развитие социального страхования, самым эффективным видом которого является его реализация с трех сторон (работником, работодателем и государством). Безусловно, есть ряд сторонников и противников различных видов социального страхования. Большое влияние на систему оказывает также демографическая ситуация: основные плательщики взносов — молодые люди трудоспособного возраста, которые сами практически не пользуются социальными благами. Таким образом, солидарность поколений становится неприемлемой' в условия значительного роста населения старше трудоспособного возраста, и сокращения работающих, на которых приходится основная нагрузка.
Еще одной проблемой или, скорее, сферой для социальных преобразований являются, диспропорции в профессиональном и квалификационном составе: качественная, структура рабочей силы неразвита. Получается, что при наличии значительного числа высококвалифицированных специалистов в тяжелом машиностроении, например, может наблюдаться катастрофическая нехватка рабочих в других отраслях. Одновременно- с этим- может расти безработица. Очевидны региональные и отраслевые диспропорции. В этой связи следует различать социальные гарантии (форма социальной защиты) и социальные льготы, которые не оценивают реальную нуждаемость, и должны применяться временно.
Существующая система социальной защиты требует пересмотра. Социальные выплаты зафиксированы к Минимальному размеру оплаты труда (МРОТ), а не к прожиточному минимуму. Существует ряд льгот, требующих упразднения, потому как социальные выплаты, имеющие сплошной характер, не в состоянии оценить реальную нуждаемость, при этом создавая бюджетную нагрузку.
Говоря об адаптации регионов России к условиям ВТО, нужно сказать, что она не может носить характер исключительных мер, связанных непосредственно с присоединением, а должна представлять декларированную политику государства, четкую выстроенную экономическую линию, ясную промышленную политику, которые будут определять основные направления развития и, как следствие, комплекс мероприятий и мер, которые должны применяться, и которые, по сути, и будут представлять данную адаптацию.
Говоря о регионах, считаем необходимым, чтобы в долгосрочном периоде их конкурентоспособность определялась способностью государственных и рыночных институтов создать программу трансформации сравнительных преимуществ регионов в их постоянные конкурентные преимущества. Ведь важно понимать, что именно конкурентоспособность региональных экономических систем определит возможность достойного реакции государства на открывающиеся возможности и угрозы. В современных условиях конкурентоспособность определяет эффективность хозяйственной системы страны и создает возможности для участия национальных товаропроизводителей в системе МРТ. Это позволяет достичь устойчивого экономического роста и реализации целей социально-экономической политики.
Автор считает необходимым разработать концепцию промышленной политики России, законодательно закрепить важнейшие положения, касающиеся модернизации, перевооружения основных фондов, повышения производительности труда в промышленности, в особенности, в высокотехнологичных отраслях, претворять в жизнь необходимость снижения ресурсоемкости и энергоемкости, снимая, тем самым, экологическую проблему.
Мы видим вступление в ВТО как необходимый инструмент интеграции страны в мировую экономику, возможность приобщения страны к цивилизованным международным экономическим отношениям. ВТО создает конкурентную среду, которая становится новым стимулом для производителей товаров и услуг. Снижение дискриминационных барьеров для экспорта приводит к росту производства и числа занятых. Для населения это означает свободу выбора, снижение потребительских цен, возможность приблизиться к новому качеству жизни. Считаем, что улучшаются национальные законодательные акты страны, система права, что ведет к транспарентности и снижению коррупционной составляющей. Более того, вынужденным работать в условиях конкуренции, производителям необходимо повышать уровень профессионализма сотрудников производства, увеличивать производительность.
В процессе адаптации необходимо ориентироваться на несколько очень важных принципов: принцип целевой ориентации, системности и комплексности, приоритета конкурентоспособности. Не менее важными является также принцип приоритета долгосрочной перспективы, который образует систему вместе с тремя вышеперечисленными.
На примере Китая можно рассмотреть возможность адаптации регионов, посредством создания и эффективного использования СЭЗ. Помимо СЭЗ, В КНР созданы отдельные зоны, носящие название районов технологического и технического развития. Вхождение в ВТО придало Китаю дополнительный импульс развитию законодательства в этих сферах. Предприятия получили возможность обновлять свои фонды, закупать новое оборудование. За счет привлечения иностранных инвестиций и внедрения новейших методов управления персоналом, начала складываться современная предпринимательская система. Такой путь подошел бы и России.
Основные адаптационные направления должны стать векторами развития и использования имеющихся факторных условий. Автор считает, что необходимо выделить приоритетные технологии и методы организации производства, повышать квалификацию управленческих кадров, наряду с увеличением эффективности использования трудовых ресурсов, усовершенствовать бюджетное финансирование инвестиционных проектов. Считаем, что большое преимущество, имеют страны, повышающие уровень своей инженерной инфраструктуры, а также улучшающие состояние транспортной системы, что должно стать приоритетом России.
В России должны быть созданы государственные центры экспертизы инвестиционных проектов. Более того, необходим ряд усовершенствований: в инвестиционном законодательстве, в системе управления инвестиционной политикой и долгосрочном кредитовании.
России необходимо разработать механизм совершенствования отраслевой структуры, а также создать условия для формирования конкурентоспособности и рыночной структуры предприятий. При вступлении в ВТО Россия получит достаточно благоприятные условия для развития отраслей, что позволит оптимально использовать относительные преимущества. Таким образом, конкурентоспособные отрасли укрепят свои позиции, а прочие могут развить свои конкурентные преимущества.
В настоящее время эффективность производства в России находится на очень низком уровне, несмотря на наличие огромного числа высококвалифицированных специалистов. В стране имеются качественные факторы производства, но их отраслевое применение и региональное размещение крайне неэффективно. Согласно исследованию Вамвакидиса и Apopa15, при увеличении доли внешней торговли в ВВП на 10 п.п. при масштабной либерализации, ежегодный рост ВВП может составлять 0,3-0,6 п.п.
Считаем, что основными источниками экономического роста России должны стать инвестиции и потребление. Зачастую, именно- инвестиции становятся основным двигателем экономического роста при либерализации внешней торговли. Фактор качества, этих инвестиций очень важен.
Приблизительно 75% населения России заняты в отраслях, которые могут выиграть от внешнеторговой либерализации (такими отраслями являются: черная и цветная металлургия, химическая промышленность, сектор услуг) или не испытывать каких-либо существенных изменений (добывающая промышленность, ТЭК). Таким образом, можно считать соотношение между потенциально уязвимыми отраслями и,теми, которые могут получить преимущества, как 1:3. Получается, что достаточная интенсивность развития сферы услуг и отраслей промышленности, ориентированных на экспорт, дает рост занятости Ht может компенсировать в среднесрочной перспективе потенциальное выбытие трудовых ресурсов- в чувствительных отраслях (легкая промышленность, автомобилестроение).
Соответственно, считаем, что реальный уровень безработицы будет зависеть, скорее, не только от снижения занятости по отдельным секторам, но от того, насколько оперативно рынок труда сможет обеспечить трудоустройство. Можно выделить три основных фактора, касающихся безработицы: рост безработицы в связи с закрытием предприятий в некоторых отраслях, рост занятости, обусловленный возросшим количеством возможностей производителей на внутреннем и внешнем рынках, а также рост мобильности трудовых ресурсов, который крайне низок в России, и на который нужно обращать особое внимание. Именно рост мобильности будет являться тем фактором, который поспособствует снижению числа безработных не только в среднесрочной, но и в краткосрочной перспективе. Должен, быть принят ряд мер по увеличению гибкости труда, по созданию системы социального обеспечения, что будет способствовать генерированию новых рабочих мест.
Нужно отметить, что для каждого региона в условиях изменения объемов импорта, эффект будет зависеть от его размеров по отдельным товарным группам, а также от возможностей местной промышленности обеспечить импортозамещение. Вероятно, есть смысл рассмотрения «мозаичного производства», концентрации усилий на создании отдельных узлов и агрегатов.
В современных условиях в формировании цены капитала хозяйствующих субъектов стратегическую' роль играет человеческий фактор, знания, навыки, опыт работников. Именно совокупные способности кадрового состава помогают обеспечить преимущества хозяйствующего субъекта на рынке и увеличивают стоимость совокупного капитала. Получается, что именно их и нужно развивать, инвестируя в работника.
Отметим, что существует ряд международных классификаторов- специальностей, отраслей, занятости и образования, таких как: Международная стандартная классификация профессий 18СО-88, Международная стандартная отраслевая классификация всех видов экономической деятельности 181С, Международная классификация статуса занятости (1С8Е-93) и Международная стандартная классификация образования. Данные классификаторы широко используются во многих странах мира, в том числе, для разработки и проведения экономической и социальной политики; политики занятости, доходов, охраны труда, образования и профессиональной подготовки. Автор отмечает необходимость применения данных систем или приведение существующих в России классификаторов в соответствие международным, в частности, по номенклатуре профессий и» необходимых для данных профессий квалификационных характеристик, что позволит повысить конкурентоспособность участников рынка труда России.
В программе адаптации любого региона РФ важнейшая роль принадлежит принятию и использованию на практике целевых программ, которые могут иметь различную направленность: от промышленности и сельского хозяйства^ до повышения плодородия почв и производительности труда, а также перевооружения ОФ.
Содействие занятости - один из самых важных моментов. Автор предлагает ряд мер. Во-первых, необходимо ввести классификатор специальностей РФ, степеней, разрядов и прочее, которые бы могли соотноситься с международными. Развитие новых отраслей- промышленности потребует большого числа специалистов, а, скорее всего, даже новых специальностей. Важно понимать, что с приходом иностранного капитала российские специалисты должны быть в состоянии конкурировать с зарубежными. Поэтому в программу содействия занятости включены меры по повышению квалификации и получению новых специальностей, обучению компьютерной грамотности и иностранным языкам.
В стратегическом плане вступление России в ВТО на равноправной основе отражает базовые экономические интересы страны: рост уровня жизни населения и стабильный экономический рост. Мы видим вступление в ВТО как необходимый инструмент интеграции страны в мировую экономику, возможность приобщения страны к цивилизованным международным экономическим отношениям. ВТО создает конкурентную среду, которая становится новым стимулом для производителей товаров и услуг. Снижение дискриминационных барьеров для экспорта приводит к росту производства и числа занятых.
Для населения это означает свободу выбора, снижение потребительских цен, возможность приблизиться к новому качеству жизни. Считаем, что улучшаются национальные законодательные акты страны, система права, что ведет к транспарентности и снижению коррупционной составляющей. Более того, вынужденные работать в условиях конкуренции, производители повышают уровень профессионализма сотрудников производств, стремятся увеличить производительность.