Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2014 в 20:09, курсовая работа
Целью курсовой работы является анализ проблем вступления России в ВТО
Исходя из вышеизложенного, были сформулированы следующие задачи исследования:
Проанализировать перспективы присоединения России к ВТО, исходя из национальных интересов, а также, принимая во внимание опыт зарубежных стран по вступлению в Организацию.
Выявить проблемы занятости и конкурентоспособности в конкретных секторах экономики России, оценить факторы ее определяющие.
Польский опыт вхождения в ВТО показал, что рынок промышленных товаров стал широко открыт для конкуренции с иностранными поставщиками (Польша является членом ВТО с 1995 года). С 2001 года возросло значение скрытых средств защиты внутреннего рынка (с помощью различных требований, например, по сертификации, защите окружающей среды).
Основные направления
постсоциалистических стран в первые годы членства в Организации ознаменовывались макроэкономической стабилизацией, увеличением открытости экономики, а также приватизацией. Страны,
продвигавшиеся более быстрыми темпами, изначально находились в более легких условиях, чем страны, проводившие либерализацию медленно. Именно производящие либерализацию быстрыми темпами добились увеличения поступлений валютных резервов, а также снижения бюджетного дефицита.
Список мер, которые являются своеобразным щитом, исключениями из правил, которые могут применять страны: специальные льготы для развивающихся и наименее развитых стран, приграничная торговля и меры обеспечения равновесия платежного баланса. Также есть возможность сокращения и отказа от ранее оговоренных и предоставленных уступок, применения специальных защитных, компенсационных и антидемпинговых мер, а также зоны свободной торговли и таможенных союзов.
Киргизия стала членом ВТО в 1998 году. Отличительным моментом вступления Киргизии в Организацию является беспрецедентно высокая- скорость присоединения: переговорный процесс занял два с половиной года против шести лет (в среднем). Переговоры проходили1 без серьезных проблем, а количество уступок странам-партнерам' было значительно. Так, за период с 1992 по 1998 год было принято более 145 законодательных актов в сфере внешнеторгового регулирования. В их число вошли новые Таможенный кодекс и Закон «О таможенном тарифе».
Такое большое количество уступок, на которые страна пошла ради ускоренного вступления, нередко является поводом для справедливой критики. По мнению автора, Киргизия, проводя поспешные переговоры, фактически отказалась от защиты особенно важных и чувствительных отраслей, как сельское хозяйство и перерабатывающая промышленность. Исключением не стал и финансовый сектор. Таким образом, были «связаны» тарифы по всем видам товаров, даже если такая необходимость отсутствовала. Средневзвешенная ставка по сельскохозяйственным товарам составила 11,7% без переходного периода, а средневзвешенная ставка по несельскохозяйственным товарам была установлена на уровне 6,7% с переходным периодом в семь лет. Таким образом, большая часть тарифов была «связана» на уровне ниже 10%, что выгодой не назовешь. Рынок банковских и других услуг (за редким исключением) стал открыт для нерезидентов. Большая ошибка состояла в том, что у страны не было четкой промышленной политики. Считаем, что тем самым Киргизия лишила себя возможности развития и дохода.
Индия является членом ГАТТ с 1947 года и, соответственно, ВТО с 1995 года. Переходный период, выделенный Индии для структурной экономической перестройки, составлял 10 лет. Вскоре страна столкнулась с проблемой необходимости снятия субсидий сельского хозяйства в течение 3 лет, которые в то время составляли около 14% от ВВП страны, открытия импорта сельскохозяйственных товаров с последующим постепенным ростом его доли, а также с необходимостью импортировать до четырех процентов товаров в случае, если платежный, баланс положителен. Этот процесс не был неожиданным и непредсказуемым, эти условия предварительно оговаривались, Индия соглашалась вступать в ВТО на них изначально. Автор отмечает следующий момент: у всех стран была своя история и программа вступления, которая различалась как по срокам, так и по условиям. Именно условия вступления в ВТО играют- и будут играть решающую роль для России, поэтому так важно, что российская сторона в ходе долгих дву- и многосторонних переговоров отстаивает свою позицию по размерам поддержки различных секторов хозяйства, в том числе, сельского, срокам сокращения данной поддержки, а также по вопросам сельскохозяйственной продукции, в частности, размеру квот на мясо и птицу.
Не менее интересен опыт нашего соседа, Китая, переговоры которого по вступлению в ВТО длились на протяжении семнадцать лет. В итоге страна вступила на менее выгодных условиях, чем те, что оговаривались в начале пути. Однако это никак не повлияло на возможность развития технологической продукции, а наоборот: нефорсированное вступление только сыграло на руку Китаю, который, получил доступ на рынки высокотехнологичной продукции, производство которой сумел развить за эти годы. По данным Национального бюро статистики Китая с 1985 по 2006 год произошло разительное изменение структуры экспорта страны: резко увеличился экспорт промышленных товаров, в то время как объем сырьевых товаров сократился в 2,5 раза.
Общий объем экспорта в 2007 году составил 1217,78 млрд. долл. Однако в 2009 году общий объем внешнеторгового оборота КНР снизился почти на 14%, что было связано с мировой финансовой нестабильностью. Торговля с Россией упала на 25%. Но уже в конце 2009 года отражение нашли мировое послекризисное восстановление и эффективная экономическая политика страны: было замечено значительное увеличение объемов экспорта и импорта (+ 17, 7 % к 2008 году).
В 2008 году Китай впервые в истории обогнал в экспорте Германию (на 184, 6 млрд. долл. США), но в 2009 году не удержал своей позиции, что послужило поводом для обсуждения необходимости изменения товарной структуры экспорта страны. По итогам 2009 года активный платежный баланс Китая снизился на 34,2%, а внешнеторговый оборот с основными партнерами - США, ЕС и Японией - на 10,6%, 14,5% и 14,2 % соответственно. 5 На графике 4 видно, что товарная структура экспорта Китая достаточно диверсифицированная, с преобладанием продукции со сравнительно высокой добавленной стоимостью, а не сырьевых товаров.
Определенным опасением для инвесторов, безусловно, является то, что собственность на землю в Китае - государственная. Соответственно, инвестор не может строить свою долгосрочную политику ввиду возможного изъятия арендованного участка или изменения арендной платы. Максимальный срок аренды промышленных помещений составляет пятьдесят лет, при этом коммерческих - сорок.
Вступив в ВТО, Китай прибег к поступательной либерализации: страна дала согласие на расширение деятельности иностранных компаний на территории страны, а также иностранного капитала в капитале совместных предприятий. Следует отметить ряд ограничений, введенных Китаем для его контроля, а также для возможного расширения занятости граждан страны: во внутренней торговле, туризме, сфере профессиональных услуг (медицинские, юридические, образовательные).
Вступая в ВТО, лидеры Китая предполагали оживить ослабевший экспорт, и, по мнению автора, они не ошиблись. Почти вдвое увеличилась доля китайских товаров на мировых рынках, что обеспечило прирост ВВП. В 2002 году промышленное производство возросло на более чем 12%, а экспорт — на 20%. Согласно статистическим данным, проводимая активная финансовая политика государства привела к увеличению финансовых доходов до 8 трлн. юаней в 2010 году. Уровень ревальвации юаня находился на отметке 2,5%. Несмотря на то, что обменный курс национальной валюты Китая по-прежнему порождает споры и обсуждения, страна придерживается принципа поддержания курса юаня на сбалансированном уровне. Рост Индекса потребительских цен (ИПЦ) к концу 2010 года превысил 3%, при этом рост среднего чистого дохода крестьян седьмой год подряд превышал 8%. Количество рабочих мест за три квартала 2010 года возросло до 9 млн. 310 тысяч новых работников. Рост объема производства продовольствия наблюдался с 2003 по 2010 год, при этом с 2006 по 2010 год он стабильно превышал 500 млн. тонн. 6
Существует такое понятие, как Правила ВТО в отношении мер по охране окружающей среды (WTO Environmental Provisions), которые были включены в компетенцию ВТО. В преамбуле соглашения об учреждении ВТО сказано, что «целью ВТО является повышение жизненного уровня населения путем развития производства и торговли товарами и услугами при оптимальном использовании мировых ресурсов и стремлении к охране и сохранению окружающей среды»7. Агентство Синьхуа сообщает, что в конце марта 2011 года в Китае опубликованы
четыре обязательных показателя сбережения энергоресурсов и сокращения отходов: так Китай претворяет в жизнь свою пятилетнюю программу охраны окружающей среды, от которой, как считает автор, Россия также не останется в стороне после вступления в ВТО. Министерство промышленности и информатизации КНР сообщает о намерении» повысить до 72% коэффициент комплексного использования твердых отходов промышленного производства, при этом сократив затраты на электроэнергию на 18% к 2015 году. Выбросы углекислого газа и расход воды на единицу добавленной стоимости в. промышленности сократятся на 18% каждый. Известно, что с 2005 года среднегодовой прирост добавленной стоимости промышленной продукции составлял почти 11,6% в год, при этом увеличение затрат энергоресурсов - 7%. В 2010 году энергозатраты в промышленности выросли до 2,4'млрд. тонн (более 70% от затрат всей страны). В развитых странах этот показатель равняется примерно 33%8. Предоставленные данные свидетельствуют о наличии ощутимых мер по охране окружающей среды со стороны КНР. Автор считает применение подобной программы в . России необходимой, особенно, в ходе промышленной реструктуризации, когда пристальное внимание обращено к проблемам ресурсоемкости и энергосбережению.
Проведенный анализ опыта многих стран по вступлению в ВТО подтверждает ранее высказанное мнение о том, что, несмотря на различный исторический опыт и временные рамки, решающую роль играют именно условия вступления. И от того, насколько хорошо оговорены все моменты уступок, требований, защитных механизмов, - квот, будет зависеть успех предстоящего членства. Поэтому так важно, что российская сторона в ходе длительных двусторонних и многосторонних встреч успешно отстаивала и продолжает отстаивать свою позицию по оставшимся немногочисленным вопросам, переговоры по которым пока не завершены.
Экономические реалии нового, тысячелетия убедили руководство страны в необходимости инновационной переориентации экономических институтов. Новое время диктует свои правила. Конкурентоспособность, вошедшая в экономическую теорию классиков с середины 18 века, особенно проявила себя в условиях ускоренного технического развития и глобализации, обусловившей усиление мировой конкуренции конца 20 века. Именно в это время в конкурентной борьбе институциональные единицы стали искать новые способы удержания первенства на рынке. В этих же условиях крайне возросло значение уровня конкурентоспособности региональной экономической системы, как важнейшей составляющей национальной экономики. Говоря о России, автор отмечает, что экономическая система, сформировавшаяся в стране, на данный момент не может сравниться с хозяйственными системами, основанными на знаниях и интеллектуальном труде, получившими широкое распространение среди развитых государств.
В ходе истории развитие концептуальных основ конкурентоспособности привело к автоматическому перенесению основных положений ш теорий с отдельных компаний на уровень государств в целом. Общепризнанным родоначальником теории конкурентных преимуществ стран является М. Портер Среди факторов конкурентоспособности он выделял как внутренние, так и внешние: качество политическо-экономической среды и самих производителей. Отдельное внимание Портер отводил сравнительным преимуществам особого характера: приобретенным благодаря удачному географическому положению, или уникальному историческому опыту, однако, отмечал, что их роль в современных условиях стремительно сокращается. Автор не разделяет подобную точку зрения, считая географическое положение региона одним из самых главных конкурентных преимуществ, как, в частности, Краснодарского края с его многочисленными портами и всей территории России, занимающей промежуточное положение между западом и востоком.
Очевидно, что экономическая культура той или иной страны оказывает влияние на успех современных национальных экономик: большинство стран-лидеров с высокими показателями ВВП на душу населения, открытой рыночной экономикой, защитой частной собственности и прозрачностью отличаются большим благосостоянием населения, мотивированным склонностью к инновациям, сбережениям, инвестициям и предпринимательской деятельности. В начале 90-ых годов Россия перешла на рыночный путь развития, и понятие «конкурентоспособность» вышло на первый план. К сожалению, только понятие.
Автор проанализировал данные, представленные в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года», которая предполагает, что к 2020 году доля российской инновационной продукции должна составить 510% мирового рынка, при этом 5-7% предстоит занять в высокотехнологичных секторах.9 Автор отмечает, что на сегодняшний день доля российских предприятий, предлагающих инновационную продукцию, несмотря на значительный научно-технический потенциал, составляет менее одного процента мирового рынка, что позволяет говорить об отсутствии занятых технологических ниш и невозможности полноценно конкурировать с прочими участниками рынка.
Важным моментом при рассмотрении проблем конкурентоспособности является уровень рынка, на котором действует субъект хозяйственной деятельности: региональный, национальный, или мировой. По мнению автора, конкурентное положение субъекта хозяйственной деятельности не статично, оно меняется, например, при появлении нового фактора внешней среды. Именно с этим качеством связана способность одних субъектов сохранять свое положение в условиях меняющейся внешней среды, а других нет; этим* обуславливается тот факт, что одни секторы хозяйства продолжают успешно функционировать, а другие сталкиваются с серьезными проблемами. Очевидно, что постиндустриальная экономика отличается высокой изменчивостью и неопределенностью, поэтому традиционные варианты определения приоритетных отраслей на национальном уровне не всегда дают ожидаемые результаты (примером может послужить Приоритетный национальный проект «Развитие АПК»). Таким образом, мы разделяем точку зрения, что для оперативной реакции на условия внешней среды необходимо выявление «точек роста» или «очагов конкурентоспособности»10.
Автор субъективно относится к концепции сравнительных преимуществ на основе факторов производства, которая пользуется популярностью среди некоторых специалистов. Исходя из данной концепции, наивысшей конкурентоспособностью обладают предприятия с дешевой рабочей силой, капиталом и природными ресурсами. Соответственно, именно «ресурсные» отрасли, а не отрасли с добавленной стоимостью, по мнению этой концепции, имеют наибольшую конкурентоспособность.