Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2014 в 20:09, курсовая работа
Целью курсовой работы является анализ проблем вступления России в ВТО
Исходя из вышеизложенного, были сформулированы следующие задачи исследования:
Проанализировать перспективы присоединения России к ВТО, исходя из национальных интересов, а также, принимая во внимание опыт зарубежных стран по вступлению в Организацию.
Выявить проблемы занятости и конкурентоспособности в конкретных секторах экономики России, оценить факторы ее определяющие.
Четвертую группу составляют решения, принятые в результате урегулирования спорных вопросов, которые позволяют внести поправки в существующие нормы ВТО. Нужно признать, что это достаточно частая ситуация. Система ВТО и ее правовой механизм носит не только прецедентный, но и пакетный характер, поэтому, зачастую, это приводит к трудностям в трактовке положений ВТО.
Основой функционирования глобальной торговой системы являются принципы ВТО. Согласно Соглашению - об учреждении Организации «ВТО должна обеспечивать общие институциональные
т* 3 6
рамки для осуществления торговых отношений между членами ВТО». Таким образом, принципы и правовые нормы ВТО распространяются на всю систему, входящую в сферу действия ВТО, и носят глобальный и универсал ьныйхарактер.
Основополагающими принципами соглашений в рамках ВТО являются:
Наиболее важными из перечисленных являются Режим наибольшего благоприятствования (РНБ) и Национальный режим, которые пришли из ГАТТ. Оба принципа заложены в основных правилах ВТО в отношении товаров, услуг и интеллектуальной собственности, но в каждой из этих сфер они имеют свои специфические черты.
• Режим наибольшего благоприятствования (РНБ)
Сформулирован* в ст. 1 ГАТТ и заключается в требовании предоставления любой страной-членом наиболее благоприятных условий в отношении импорта и экспорта или транзита любой другой стране-
с
члену. Иными словами, если страна предоставляет торговую льготу своему партнеру, она должна предоставить такие же льготы всем другим членам ВТО. Когда страна снижает торговые барьеры или открывает внутренний рынок для каких-либо товаров или услуг одной страны, она должна ввести те же меры в отношении товаров или услуг, поступающих из всех стран-членов ВТО. Таким образом, они окажутся в одинаково благоприятных условиях.
Такое же правило распространяется на транзит (согласно ст.5 ГАТТ «Свобода транзита»). Кроме того, положение об РНБ охватывает внутренние правила и законы, внутренние налоги и сборы, регулирующие торговые операции внутри стран-участниц. Режим распространяется также на любые сборы и таможенные пошлины, которые взимаются при внешнеторговых операциях. Применение режима наибольшего благоприятствования несет в себе ряд ощутимых плюсов. Во-первых, РНБ защищает более слабые государства от дискриминации. Во-вторых, режим позволяет сократить транзакционные издержки, ввиду отсутствия необходимости устанавливать происхождение товаров. А в- третьих, РНБ переводит на многостороннюю основу взаимные сокращения тарифов.
В международной торговле достаточно часто имеют место отступления от РНБ. Договоренности, достигнутые между одними странами, могут быть использованы другими в целях получения выгоды. Наименее развитые страны стремятся получить дополнительные преференции на рынках развитых стран. Вместе с тем, существуют исключения из РНБ, которые прописаны в ст. 24 ГАТТ. В частности, эта статья предусматривает исключения для таможенных союзов, зон свободной торговли и временных соглашений, предваряющих их создание.
В настоящее время происходит регионализация
торговых потоков, создаются замкнутые
торговые группировки; что приводит к
фактической невозможности использования
принципа РНБ небольшими государствами.
транснациональных корпораций и региональных группировок привела к трудностям согласования интересов в рамках ВТО, что сказалось на применении режима РНБ. Сейчас он распространен лишь на 50% мировой торговли.2 Более того, нельзя не отметить вновь возросшую напряженность между развитыми и развивающимися странами, ввиду исчезновения или ослабления льгот последних. Все это говорит о необходимости дальнейшего совершенствования правовой структуры ВТО.
Следует сказать, что существует ряд оговоренных случаев; когда стране-участнице предоставляется; возможность количественного ограничения импорта и экспорта, например; для; сдерживания импорта, когда нарушено равновесие платежного баланса: страны, или для национальной безопасности.
СССР отклонил предложение участвовать в ГАТТ, хотя в 1948 году в Гаване представители от Министерства' внешней торговли; СССР присутствовали в качестве наблюдателей на- Конференции ООН: Несколько позднее СССР стал учредителем Совета экономической взаимопомощи1 (СЭВ), который был призван стать некой альтернативой^ ГАТТ. Однако эта функция СЭВ не обеспечила интересы ряда соцстран в мировой торговле, которые присоединились к ГАТТ в течение 1961-1970 гг. при политической; поддержке США и других стран. Позднее, в 1955 году, СССР .заявил о намерении стать участником Организации торгового сотрудничества; которую предполагалось создать на базе ГАТТ, но она так и не была создана.
В 1964 году Правительство СССР выступило с инициативой создания полноценной международной" организации в рамках системы ООН. В том же году в Женеве: состоялась Конференция по вопросам торговли и развития для обсуждения этого вопроса, получившего сильную поддержку со стороны развивающихся стран. Несмотря на то, что запад заблокировал создание международной торговой организации, результатом Женевской конференции стало создание Главного органа Генеральной ассамблеи ООН по вопросам международной торговли и; развития, который получил название Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД). Она не стала международной торговой; организацией; но< оказала позитивное влияние на; развитие: международной торговли.
Переговорный процесс по присоединению, начался в 1995 году. На первом этапе особое внимание было уделено соответствию торгово- политического режима России нормам Организации. После того, как Россией в 1998 году были представлены первоначальные предложения по доступу на рынок товаров и по уровню поддержки сельского хозяйства, начались двусторонние переговоры. Год спустя членам ВТО была передана первая редакция перечня специфических обязательств по доступу на рынок услуг и проект списка изъятий из режима наибольшего благоприятствования. Переговоры начали носить полномасштабный характер, охватывая все аспекты процесса присоединения России к ВТО, с начала 2000 года.
Председателем Рабочей группы с декабря 2003 года является постоянный представитель Исландии- при ВТО Стефан Йоханнессон. В состав Рабочей группы входят 60 стран-членов, при этом все страны ЕС — как один член. Свыше пятидесяти членов ВТО вовлечены в переговоры по тарифным вопросам, тридцать - по доступу на рынок. По итогам данных переговоров подписываются двусторонние протоколы об их завершении3.
По итогам завершившихся переговоров Россия согласилась принять обязательства по 110 секторам услуг из 155 секторов, предусмотренных классификацией ВТО. Следует отметить позицию Российской Федерации в отношении иностранных поставщиков услуг на российский рынок, которая предусматривает более жесткие условия работы по сравнению с условиями, предусмотренными действующим законодательством. Именно такая позиция позволит при необходимости использовать дополнительные меры защиты национальных поставщиков услуг от иностранной конкуренции.
Основой для переговоров по системным вопросам, посвященным определению мер, которые Россия должна будет предпринять в области законодательства и его применения в качестве члена ВТО, стал Доклад Рабочей группы. Он является ключевым документом, в котором прописаны права и обязательства, принимаемые Россией по итогам серии переговоров. Основные требования, содержащиеся в запросах ВТО можно разделить на три группы:
В свете газового конфликта с Украиной, произошедшего зимой 2009 года, вызвавшего широкий общественный резонанс и нанесшего урон отношениям России со странами Европейского Союза, необходимо отметить, что позиция Российской Федерации по энергетическому пакету, касающемуся тарифов на газ для национальных потребителей (европейские коллеги отмечали их сильное занижение) была зафиксирована в формулировке для доклада Рабочей группы и в двусторонних договоренностях с ЕС. Она состоит в том, что Правительство Российской Федерации намерено проводить политику, направленную на то, чтобы поставки газа российским промышленным потребителям производились по ценам, обеспечивающим в полной мере возмещение издержек производителей и дистрибьюторов и получение ими прибыли при нормальном осуществлении коммерческой деятельности. Этот принцип не касался условий продажи газа населению.
С 1 июля 2010 года между Россией и Казахстаном стал применяться новый Таможенный кодекс, а с 6. июля 2010 — в отношениях между Россией, Белоруссией и Казахстаном. По данным экспертов введение единого таможенного тарифа, отмена таможенных пошлин и снятие экономических ограничений позволят России, Беларуси и Казахстану к 2015 году увеличить ВВП почти на 15%. В деньгах прибыль России от создания Таможенного союза оценивается в 400 млрд. долларов, а Казахстана и Беларуси - по 16 млрд. долларов.
В середине 2009 года было не совсем ясно, каким образом Таможенный союз будет соотноситься с ВТО.4 Некоторая дезориентация привела к тому, что 9 июня 2009 г. было заявлено, что РФ, Казахстан и Белоруссия вступят в ВТО как единый Таможенный союз (процедуру формирования планировалось завершить к середине 2011 г.). Комиссия Таможенного союза должна была стать главным органом по взаимодействию с ВТО. Планировались многочисленные серии переговоров.
Спустя год членства России в ВТО в экспертных кругах по-прежнему нет согласия. Одни считают, что за этот период российская экономика не увидела не только пользы, но даже вред. Другие полагают, что членство в организации позволило России сделать первые шаги в преодолении сырьевой зависимости.
Таким образом, Россия начала свое движение по ВТО на кризисной точке. В пользе членства РФ ВТО сомневается и первый заместитель председателя комитета ГД по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Михаил Емельянов.
По его словам, за год реального улучшения условий для отечественного экспорта не произошло. Были сняты лишь 4 из более чем 2 тысяч запретительных условий, пояснил он.
Наибольший ущерб, несет сельское хозяйство, в особенности свиноводство. Рентабельность новейших комплексов рухнула в три раза (с 29 до 10%). Наряду с этим личные подсобные хозяйства по всей стране становятся убыточными.
Между тем, директор Международного делового центра "Россия в ВТО" Роман Губенко считает, что от вступления в ВТО государство все же выиграло. По его словам, таким образом российская экономика получила шанс постепенно слезть с пресловутой нефтяной иглы.
Власти начали задумываться о том, как изменить внешнеэкономическую политику регионов, озаботились вопросами снижения административных барьеров, бизнес также стал более открытым.
Кроме того, членство в ВТО, по его мнению, стимулирует компании к наращиванию своих конкурентных преимуществ.
Существуют две основные модели и стратегии присоединения в зависимости от базового уровня институционального развития и политики присоединения государства к ВТО: стратегия максимальной либерализации (либеральная) и консервативная (стратегия минимальной либерализации). Последняя стратегия предполагает высокую долю участия в ней государства, меньшую степень открытости экономики до вступления, а также приоритет внутреннего развития экономики страны.
Минимальная либерализация предусматривает несоблюдение страной каких бы то ни было границ торговой защиты протекционистского характера. При этом подготовительный процесс ведется таким образом, чтобы по окончании периода переговоров количество либерализационных моментов было сведено к минимуму. При этом состояние потребительского рынка может быть ухудшено протекционистскими мерами.
Результаты проведенного исследования показывают, что страны, вступающие в ВТО во второй половине 1990-х годов, придерживались максимально либеральной стратегии: некоторые страны СНГ, Восточной Европы, КНР. Создание благоприятного экономического климата для привлечения дополнительных инвестиций, образование СЭЗ (специальных экономических зон), реформа управления внешнеэкономическими связями, а также формирование новой международно-правовой базы экономического сотрудничества стали необходимыми элементами успешного вступления любой страны в ВТО.
Был рассмотрен опыт нескольких стран мира, для каждой из которых выявлены свои характерные изменения и черты, что позволяет сделать вывод о том, что единых алгоритмов вступления в ВТО нет. Для каждой страны характерен свой уникальный путь, однако, опыт других стран необходимо анализировать и учитывать, применяя на практике использованные ранее эффективные преобразования и предпринятые шаги.
На примере Польши выявились основные преимущества и недостатки для экономики, которые могут быть экстраполированы с определенными оговорками на страны постсоциалистического пространства, а также быть использованы в процессе подготовки алгоритма вхождения стран в ВТО. Либерализация торгового и валютного режимов Польши создала условия для свободной конкуренции не только польских товаров, услуг, но и капиталов. Значительно усилилась конкуренция за счет того, что польским производителям пришлось конкурировать как за внешнего (экспорт), так и за внутреннего потребителя.