Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2014 в 20:09, курсовая работа
Целью курсовой работы является анализ проблем вступления России в ВТО
Исходя из вышеизложенного, были сформулированы следующие задачи исследования:
Проанализировать перспективы присоединения России к ВТО, исходя из национальных интересов, а также, принимая во внимание опыт зарубежных стран по вступлению в Организацию.
Выявить проблемы занятости и конкурентоспособности в конкретных секторах экономики России, оценить факторы ее определяющие.
По результатам проведенного исследования автор сделал вывод о том, что курс на защиту национальных производителей при условии неравных возможностей иностранных и отечественных компаний оказывает относительно позитивное влияние в короткие сроки, способствуя существенному росту национальной промышленности различных секторов. Однако подобная политика протекционизма приводит к отрицательной динамике конкурентоспособности отечественных субъектов хозяйственной деятельности, приводя к стойкой сырьевой экономической ориентации. Это особенно важно понимать, рассматривая процесс вступления России в ВТО и< необходимость или отсутствие необходимости применения протекционистских мер. Переход на инновационные рельсы и любое развитие какого-либо инновационного продукта, который мог бы стать конкурентоспособным, не может случиться в условиях закрытого (защищенного), рынка, в противном случае, отпадает необходимость производства данного вида товара/услуги11.
В ходе рыночной трансформации значительно ослабла роль государства, что породило криминализацию экономики и коррупцию, а переход собственности от государства к немногочисленной группе лиц, обрекло производство на сокращение, а экономику на стагнацию, что привело к колоссальному расслоению общества. Так, коэффициент Джинни, характеризующий степень отклонения линии фактического распределения общего объема доходов/заработной платы от линии их равномерного распределения составил по данным на 2008 год 0, 423, превзойдя показатель 2006 года, что свидетельствует об увеличении расслоения. Децильный коэффициент, показывающий, во сколько раз минимальные доходы 10% наиболее обеспеченного населения превышают максимальные доходы 10% наименее обеспеченного населения, составил 7, 5 раз. Коэффициент фондов, характеризующий степень социального расслоения и определяющийся как соотношение между средними уровнями денежных доходов 10% населения с самыми высокими доходами и 10% населения с самыми низкими доходами, составил исключительно высокую цифру - 16, 9 раз12. Можно сделать вывод о том, что низкие доходы людей с высокими качественными характеристиками являются результатом неприспособленности или низкого качества, а, следовательно, и конкурентоспособности среды их обитания.
Реализованная модель приватизации предоставила возможность новым хозяевам производственных активов присваивать рентный доход, при этом не осуществлялся общественный контроль. Отсутствовала юридическая ответственность за использование, при этом государство приняло« решение устраниться от управления имуществом. Это стало началом господствования смешанной и частной форм собственности. С 1990 по 1998 год наблюдалось стабильное снижение производства, переставшее быть расширенным, при этом в пять раз- уменьшились инвестиции в основной капитал.
Принимая во внимание сложившуюся ситуацию, необходимо применять меры для. восстановления научно- технического потенциала, который с момента рыночных преобразований уменьшился в несколько раз, ввиду отсутствия адекватных вложений в НИОКР. На сегодняшний день развитые страны финансируют научные разработки на уровне трех процентов ВВП в год, при этом для России данная цифра составляет около одного процента. Если рассмотреть инновационную продукцию, то ее доля в развитых странах составляет около 35%, а в России - в семь раз меньше. Отметим, что с момента рыночных преобразований невозможно выделить ни одной более или менее крупной программы инновационной направленности, которая бы удостоилась заметных результате ВВП является одним из главных показателей развития экономики страны, представляя собой совокупную рыночную стоимость товаров и услуг, произведенных во всех отраслях экономики за год. ВВП на душу населения, как говорилось ранее, является очень важным показателем, входящим в состав ИРЧП и характеризующим уровень жизни и «качество» общества.
Россия входит в десятку крупнейших стран по величине ВВП с учетом Паритета покупательной способности (ППС) и по величине ВВП в долларах США в текущих ценах . Паритет покупательной способности представляет собой соотношение между двумя или более валютами по их покупательной способности. 1111С рассчитывается по определенному набору товаров и услуг
Мы отметили, что особая роль в формировании ВВП России принадлежит отрасли «Добыча полезных ископаемых». Безусловно, в начале 2000-х годов наблюдался рост обрабатывающей промышленности, но в структуре большая часть роста была обеспечена отраслями, занимающимися переработкой нефти и газа, а также выплавкой, металла, то есть товарами, большая часть которых уходит на экспорт. Если рассмотреть структуру использования ВВП, то, по данным- на 2008 год, 48,6% приходится на расходы на конечное потребление домашних хозяйств и некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства; 16,7% - на расходы на конечное потребление органов государственного управления; 24,6 % - на валовое накопление капитала.и изменение запасов материальных оборотных средств, а оставшиеся 10,1%. идут на прочие- расходы, включая чистый экспорт товаров и услуг. Пог словам Академика РАН Львова Д.С., выступавшего за необходимость сбора ренты с нефтедобывающих компаний, 75% ВВП России создают природные ресурсы, дающие лишь 13% налоговых поступлений; при этом труд, создающий около пяти процентов народного богатства, приносит большую часть налогов .
Проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что потребность в переходе к инновационному пути развития, обусловленная сложившимся социально-экономическим положением настолько высока, что для получения ощутимого результата необходима планово- централизованная концентрация ресурсов на направлениях, имеющих приоритет. Так, политика государства в части промышленного воспроизводства капитала очень слаба, поэтому малые и средние предприятия не в состоянии будут конкурировать с ТНК до тех пор, пока не появится возможность создания вертикально интегрированных структур с высокой концентрацией промышленного капитала.
Инновационная активность любой корпорации не способна повысить конкурентоспособность экономики до тех пор, пока не будет сформулирована четкая- промышленная политика. Более того, мы. отмечаем, что в России нет четкой политики в отношении, интеллектуальной собственности: в свете предстоящего вступления в ВТО России берет на себя, обязательства по исполнению Соглашения по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности ТРИПС (TRIPS), однако эффективность мер противодействия пиратству и прочим нарушениям остается спорной.
Проведенное исследование показало, что произошло очень резкое сокращение инвестиций в науку, была, почти полностью ликвидирована отраслевая наука, более того, не стало связи науки, и производства. По мнению автора, разрешение наболевших вопросов с интеллектуальной собственностью является первой необходимой ступенью к инновационному развитию. Мы считаем, что необходимо поддержать- оставшийся и делать задел для нового научно-технического потенциала, наладить систему патентования, которая испытывает катастрофическую, деградацию: так, снизилось не только количество специалистов, но и желающих подать заявку, ввиду сворачивания целых научных направлений, многие патенты были перепроданы или утрачены.
Автор считает одной из самых острых проблем - обновление основных фондов« предприятий, износ которых составляет более. 75%. Сопутствующей проблемой является отсутствие единого государственного учета научно-технической деятельности, что делает невозможной оценку объемов научной продукции. Результаты интеллектуальной деятельности, вовлеченные в хозяйственный оборот, в обязательном порядке должны иметь правовой статус — быть запатентованными. К сожалению, нормативная база РФ не всегда соответствовала требованиям рынка, поэтому необходимо, чтобы ее формирование шло в ногу с экономическим реформированием.
Считаем, что развитие представляет собой не только рост ВВП, но и создание и увеличение совокупного национального потенциала, который обеспечивает конкурентоспособность, поэтому в единой стратегии нужно совместить и рост, и развитие. Показатель ВВП на душу населения в России находился на 42 месте в мире по расчетам Всемирного банка на 2008 год, составив 14,743 долл. США, что в несколько раз ниже, чем в развитых странах, в то время как уровень образования и квалификации рабочей силы почти такие и даже выше. Следовательно, можно сделать вывод о том, что среднедушевой ВВП развитых стран как критерий уровня и качества жизни реально можно получить лишь за счет производства новых продуктов и с помощью новых технологий. На долю новых знаний, воплощаемых в технологиях, оборудовании и организации производства, в промышленно развитых странах приходится до 75-80% прироста ВВП. По оценкам Всемирного банка, в конце XX в. 64% мирового богатства составлял "человеческий капитал", 21 -физический, 15% - природные ресурсы, тогда как за столетие до этого соотношение составляющих было прямо противоположным13.
Во всех секторах экономики достаточно плохо обстоят дела с производительностью труда, энергоемкость и ресурсоемкость. Россия отстает от США по уровню производительности в 5-6 раз, а от стран ЕС - в 3-4 раза, поэтому основным посылом «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» является значительное увеличение производительности труда, в первую очередь, в высокотехнологичных отраслях. Россия потребляет в 3-7 раз больше ресурсов на единицу промышленной продукции, чем США и другие индустриально развитые страны. Российская энергоемкость в 3 раза выше, чем в мире, поэтому внедрение энергосберегающих технологий решает две основные задачи: повышает конкурентоспособность и снимает остроту экологической проблемы.
По мнению автора, сегодня не наблюдается заметных сдвигов в качестве экономического развития страны, что говорит о несостоятельности ранее выбранного курса, который должен учитывать не только национальные приоритеты, но и тенденции мировой экономики, членом которой мы в полной мере станем, вступив в ВТО. В рейтинге конкурентоспособности стран мира, составленном в 2009 году аналитической группой Всемирного экономического форума, Россия находится на 63 месте из 133 стран14.
Считаем необходимым, чтобы в долгосрочном периоде конкурентоспособность регионов определялась способностью государственных и рыночных институтов создать программу трансформации их сравнительных преимуществ в постоянные конкурентные преимущества. Важно, что именно конкурентоспособность региональных экономических систем определит возможность достойного реакции государства на открывающиеся возможности и угрозы. В современных условиях конкурентоспособность стала определяющим показателем эффективности хозяйственной системы страны. Она создает возможности для участия национальных товаропроизводителей в системе Международного разделения труда (МРТ) и устойчивого экономического роста, вследствие чего реализуются цели социально-экономической политики любого государства, что имеет очень большое значения для России в условиях вступления в ВТО.
Приоритетные направления социальной политики при вступлении в ВТО должны мало чем отличаться от той политики, которую необходимо проводить России без вступления в Организацию. Когда мы говорим о приоритетной политике в рамках вступления, то косвенно намекаем на то, что произойдут неминуемые масштабные негативные изменения, которые потребуют коррекции, однако, данная теория не нашла подтверждения в научных кругах. Здесь необходимо сказать лишь о возможных незначительных сокращениях уровня занятости в самых чувствительных отраслях, к которым автор, ввиду наличия максимально оговоренного уровня поддержки, равной 9 млрд. долл., не может отнести сельское хозяйство.
Под социальной политикой понимается совокупность конкретных мер и мероприятий, принимаемых и проводимых ее субъектами и направленных на повышение уровня жизни населения . Это понятие тесно связано с термином «социальная рыночная экономика», ядром которой является не только рост эффективности производства и прибыли, но и социальная справедливость и социальная защита, обеспеченные посредством государственного вмешательства в процесс. В этой связи следует упомянуть термин «социальное государство», основанное на принципах экономической свободы человека, справедливости и участии в управлении производством и распределением.
Объектом и предметом социальной политики на, каждом уровне является социально-трудовая сфера (СТС), включающая в себя многочисленные направления социальной политики - уровни и системы . В их число входят социальное страхование, социальное партнерство, социальная защита, отрасли социальной сферы и многое другое. Особую роль играет системное взаимодействие и взаимовлияние элементов СТС.
Министр социальной защиты населения Свердловской области Владимир Власов отмечает, что «социальная защита населения- идёт навстречу модернизационным процессам, добавив, что «обсуждаются вопросы кадрового потенциала, имиджа органов социальной защиты населения, информационной открытости и внедрения инновационных форм работы на основе оценки адекватности и доступности социальных услуг для всех групп» .
Основными направлениями, по мнению автора, должны стать повышение образовательного уровня населения, трансформация системы подготовки кадров, а также рост престижа социальных профессий.
Сейчас реализуется плановая социальная помощь и социально- восстановительная работа с неблагополучными семьями, что позволяет снимать социальное напряжение. На 2014 год Министерству социальной защиты населения поставлена задача разработки Концепции системы предоставления адресной социальной помощи, критерии оценки эффективности, нормы и нормативы предоставления государственных социальных услуг. Данный аспект не кажется новым, потому как такие системы уже применялись ранее, однако, в этой связи, возникает дополнительная проблема, требующая освещения. Любая адресная социальная помощь предполагает наличие адресата, база данных которых в настоящее время не создана. Особенно это касается инвалидов (людей с ограниченными возможностями), включающих как детей, так и взрослых. Поэтому автор считает необходимым создать в России подобную систему в кратчайшие сроки. В Свердловской области планируется ввод электронного документооборота, а также разработка "Универсальной электронной карты" совместно со Сбербанком России, что является хорошим знаком, особенно, при оценке качества социальных услуг населению.