Выявление путей снижения себестоимости продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2015 в 15:04, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования в данной работе является выявление путей снижения себестоимости продукции с целью повышения ее конкурентоспособности.
В процессе достижения вышеуказанной цели в работе решены следующие задачи:
- рассмотрено понятие себестоимости продукции;
- дана классификация затрат на производство как необходимый элемент определения себестоимости продукции.
- описан процесс подготовки сметы;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 2
1. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ 4
2. СУЩНОСТЬ, ФУНКЦИИ И ВИДЫ СЕБЕСТОИМОСТИ 10
3. ЗАТРАТЫ, ВКЛЮЧАЕМЫЕ В СЕБЕСТОИМОСТЬ ПРОДУКЦИИ, ИХ СОСТАВ И СТРУКТУРА 14
3.1. Классификация затрат 14
3.2. Группировка затрат по экономическим элементам 16
3.3. Группировка затрат по статьям калькуляции 20
4.ДИНАМИКА СЕБЕСТОИМОСТИ, ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТАВА И СТРУКТУРЫ ЗАТРАТ ПРЕДПРИЯТИЯ 27
5.ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ СНИЖЕНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 43

Файлы: 1 файл

Выявление путей снижения себестоимости продукции.doc

— 375.50 Кб (Скачать файл)

 

Как следует из представленных в таблице 1.3 данных, использованные в процессе анализа относительные показатели свидетельствуют о недостаточно устойчивом финансовом положении предприятия. Беспокойство не вызывают лишь значения показателей промежуточной и текущей ликвидности. Коэффициент оборачиваемости оборотных активов за анализируемый период существенно вырос, что указывает на улучшение работы финансовых менеджеров ООО «Югорский завод строительных материалов».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. СУЩНОСТЬ, ФУНКЦИИ И ВИДЫ СЕБЕСТОИМОСТИ

 

Себестоимость продукции (работ, услуг) представляет собой стоимостную оценку использованных в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, средств и предметов труда, услуг других организаций и оплату труда работников. Иными словами, она показывает, во что обходится каждой организации производство и сбыт (реализация) продукции (работ, услуг).

В себестоимости продукции как синтетическом показателе отражаются все стороны производственной и финансово-хозяйственной деятельности организации. От уровня себестоимости продукции при прочих неизменных условиях зависит уровень (объем) прибыли. Чем экономнее организация использует материальные, трудовые и финансовые ресурсы при изготовлении изделий, выполнении работ и оказании услуг, тем значительнее эффективность производственного процесса, тем больше будет прибыль [12, c.56].

Очень велико значение информации об издержках производства в системе управления хозяйствующих субъектов. Направления использования информации в системе управления себестоимостью могут быть следующие [3]:

- прогнозирование, то есть расчет величины достигаемого уровня затрат с целью выявления путей развития производства и повышения эффективности его деятельности;

- планирование, то есть расчет величины затрат на более короткий промежуток времени с учетом организационного и технического уровня производства. Сюда следует отнести экономическое обоснование решений о производстве новых изделий и снятии с производства устаревших;

- расчет экономической эффективности новой техники, организационно-технических мероприятий и мероприятий по рационализации и изобретательству и др.;

- нормирование, то есть определение оптимального размера затрат материальных, трудовых и финансовых ресурсов, необходимых для производства запланированных к выпуску готовых изделий;

- выполнения работ и оказания услуг;

- учет фактически произведенных затрат и калькулирование себестоимости продукции, включая сравнение фактических и планируемых (нормируемых) показателей с целью разработки мер в случае их расхождения;

- анализ, т. е. исследование поведения затрат, особенно тех, которые вызваны отклонениями от нормального производственного процесса, определение факторов, повлиявших на величину и уровень себестоимости, выявление резервов снижения издержек производства;

- контроль и регулирование, то есть оценка результатов деятельности (показателей) с целью выработки решений по совершенствованию производственного процесса таким образом, чтобы цели, поставленные перед трудовым коллективом и организацией в целом, были достигнуты и планы осуществлены [10,c.59].

Таким образом, управление себестоимостью представляет собой планомерный процесс формирования издержек производства и себестоимости как всего объема, так и единицы продукции, определения продажных цен и, следовательно, рентабельности производства и отдельных видов продукции, выявления резервов экономии, снижения себестоимости и обеспечения систематического контроля за выполнением установленных плановых (нормативных) заданий по себестоимости.

К функциям себестоимости относятся:

- база для формирования цены на услуги предприятия общественного питания и определения прибыли и рентабельности;

- экономическое обоснование целесообразности вложения реальных инвестиций на реконструкцию, техническое перевооружение и расширение действующего предприятия общественного питания;

- определение оптимальных размеров предприятия общественного питания;

- экономическое обоснование и принятие любых управленческих решений.

В финансовом учете при этом определяется себестоимость всей продукции и ее основных видов в целом по предприятию. В системе управленческого учета исчисляют и анализируют разные показатели себестоимости - по видам, по технологическим особенностям, по отдельным производствам, по зонам реализации и т.д.

По объему учитываемых затрат различаются три вида себестоимости:

- цеховая себестоимость, включающая в себя затраты на приготовление продукции в пределах цеха, амортизация цехового оборудования, заработная плата основных производственных рабочих цеха, социальные отчисления, расходы по содержанию и эксплуатация цехового оборудования, общецеховые расходы;

- производственная себестоимость, включает в себя административно-управленческие и общехозяйственные затраты и затраты вспомогательного производства;

- полная себестоимость, показатель, объединяющий производственную себестоимость продукции (работ, услуг) и расходы по ее реализации (коммерческие затраты, внепроизводственные затраты).

Кроме того, различают плановую и фактическую себестоимость. Плановая себестоимость определяется в начале планируемого года исходя из плановых норм расходов и иных плановых показателей на этот период. Фактическая себестоимость определяется в конце отчетного периода на основании данных бухгалтерского учета о фактических затратах на производство. Плановая себестоимость и фактическая себестоимость определяются по одной методике и по одним и тем же калькуляционным статьям, что необходимо для сравнения и анализа показателей себестоимости [7, c.32].

Таким образом, изучение себестоимости продукции позволяет дать более правильную оценку уровню показателей прибыли и рентабельности, достигнутому на предприятиях. Но для правильной оценки и анализа себестоимости продукции недостаточно знать лишь определение этого показателя. Очень важной стороной в этом вопросе является рассмотрение и изучение статей затрат предприятия, включаемых в себестоимость.

Как вытекает из сказанного выше, основными элементами системы управления себестоимостью продукции являются прогнозирование и планирование, нормирование затрат, учет и калькулирование себестоимости продукции, анализ, контроль и регулирование. Учет производственных затрат и калькулирование себестоимости продукции организуются в тесной взаимосвязи с другими элементами системы управления себестоимостью

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. ЗАТРАТЫ, ВКЛЮЧАЕМЫЕ В СЕБЕСТОИМОСТЬ ПРОДУКЦИИ, ИХ СОСТАВ И СТРУКТУРА

 

3.1. Классификация затрат

 

Затраты, образующие себестоимость, по экономическому содержанию группируются по следующим экономическим элементам: материальные затраты, затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды, амортизация основных фондов, прочие затраты. Их структура формируется под влиянием различных факторов: характера производимой продукции и потребляемых материально-сырьевых ресурсов, технического уровня производства, форм его организации и размещения, условий снабжения и сбыта продукции и т.д.

В процессе принятия управленческих решений руководитель должен обладать достаточной информацией, которая сулила бы выгоду предприятию от производства того или иного вида товара. В этих условиях особую значимость приобретает разделение затрат на следующие виды:

  1. альтернативные (вмененные);
  2. дифференциальные;
  3. безвозвратные;
  4. инкрементные;
  5. маржинальные;
  6. релевантные.

По степени регулируемости затраты подразделяются на полностью, частично и слабо регулируемые.

Степень регулируемости затрат зависит от специфики конкретного предприятия:

- применяемой технологии;

- организационной структуры;

- корпоративной культуры и других факторов.

Поэтому универсальной методики классификации затрат по степени регулируемости не существует, ее можно разработать только применительно к конкретному предприятию. Степень регулируемости затрат будет различаться в зависимости от следующих условий:

- длительности периода времени (при длительном периоде появляется возможность воздействовать на те затраты, которые в коротком периоде считаются заданными);

- полномочий лица, принимающего решение (затраты, которые являются заданными на уровне.

В зависимости от преобладающей доли отдельных элементов затрат различают следующие виды отраслей и производств: материалоемкие, трудоемкие, фондоемкие, топливо- и энергоемкие и смешанные. Структура затрат не остается постоянной, она динамична [5,c.35].

Группировка затрат применяется при составлении сметы затрат на производство всей выпускаемой продукции. Смета необходима не только для снижения затрат по их элементам, но и для составления материальных балансов, нормирования оборотных средств, разработки финансовых планов.

Смета затрат на производство и реализацию продукции - это документ, в котором текущие затраты, относимые на себестоимость продукции, группируются по одноименным экономическим элементам без разделения затрат по видам продукции и услуг. Одноименные затраты предполагают, что в данном элементе учитываются все затраты по расходу данного вида ресурса.

По смете затрат исчисляется себестоимость валовой, товарной и реализованной продукции, изменение остатка незавершенного производства, списываются затраты на непроизводственные счета, устанавливается прибыль (или убыток) реализованной продукции и затраты на один рубль товарной продукции. Сметный разрез затрат позволяет определить общий объем потребляемых видов ресурсов, определяет потребность в оборотных средствах.

Смета затрат на производство представляет собой сводный расчет, суммирующий расходы на производство и сбыт продукции. Смета составляется по экономическим элементам, перечень и состав которых является единым. Это обеспечивает сводимость затрат по элементам в целом и позволяет следить за изменениями в структуре себестоимости.

Составление сметы начинается с определения сметы затрат вспомогательных цехов, т.е. продукция вспомогательных цехов потребляется основными цехами, затраты входят в себестоимость основных цехов.

Смета затрат по вспомогательным цехам включает: собственные затраты вспомогательного цеха, стоимость работ и услуг, выполненных или предоставленных им другими цехами, стоимость работ и услуг для других цехов.

Затем составляют сметы расходов по обслуживанию и управлению производством (общепроизводственные, общехозяйственные, внепроизводственные расходы), а также сметы по отдельным видам специальных затрат (сметы пуско-наладочных работ по освоению продукции, транспортно-заготовительные расходы). Наличие этих смет позволяет перейти к составлению сметы затрат на производство по основным цехам, что позволяет определить смету затрат по субъекту хозяйствования в целом.

 

3.2. Группировка затрат по экономическим элементам

 

По функциям деятельности предприятия в системе управления производством затраты подразделяются на:

- снабженческо-заготовительные;

- производственные;

- коммерческо-сбытовые;

- организационно-управленческие.

Деление затрат по функциям деятельности позволяет в планировании и учете определять величину затрат в разрезе подразделений каждой сферы, что является одним из важных условий организации внутрихозяйственного расчета.

По экономической роли в процессе производства продукции затраты подразделяются на основные и накладные.

Основными называются затраты, непосредственно связанные с технологическим процессом производства: сырье и материалы, топливо и энергия на технологические цели, расходы на оплату труда производственных рабочих и др. [5,c.56].

Накладные расходы образуются в связи с организацией, обслуживанием производства и управлением им. Они состоят из комплексных общепроизводственных и общехозяйственных расходов. Величина этих расходов зависит от структуры управления подразделениями, цехами и предприятиями.

По способу включения в себестоимость продукции затраты подразделяются на прямые и косвенные.

Прямые затраты связаны с производством определенного вида продукции и могут быть, на основании данных первичных документов, прямо и непосредственно отнесены на ее себестоимость.

Косвенные затраты связаны с выпуском нескольких видов продукции, например, затраты по управлению и обслуживанию производства.

Выбор базы распределения обуславливается особенностями организации и технологии производства и устанавливается отраслевыми инструкциями по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции.

На практике затраты предприятия традиционно группируются и учитываются по составу и видам, местам возникновения и носителям.

Информация о работе Выявление путей снижения себестоимости продукции