Занятость и безработица. Государственная политика занятости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 18:16, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: изучение и анализ проблемы безработицы и пути ее преодоления, анализ рынков труда России и Краснодарского края. Для наиболее полного изучения данной проблемы необходимо:
1. Раскрыть понятия рынок труда, занятость и безработица;
2.Проанализировать работу государственной службы занятости;
3.Раскрыть основные проблемы российского рынка труда.

Содержание работы

Введение
1 Теория занятости населения и безработицы 4
1.1 Понятия и формы занятости 4
1.2 Проблемы занятости населения 10
1.3 Показатели, виды и причины возникновения безработицы 14
1.4 Методы борьбы с безработицей 21
2 Государственная служба занятости и ее функции 24
3 Проблемы государственного регулирования и стратегического
планирования занятости 29
4 Состояние и прогнозирование ситуации на рынке труда 33
4.1 Исследование рынка труда 33
4.2 Ситуация на рынке труда в России 42
4.3 Ситуация на рынке труда в Краснодарском крае 48
Заключение 50
Список использованной литературы 51

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 200.50 Кб (Скачать файл)

u струк. = U струк. / L * 100 %

u струк. – уровень структурной безработицы;

U струк. – количество структурных безработных;

L – общая численность рабочей силы.

3. Циклическая (конъюнктурная) безработица. Представляет собой безработицу в условиях спада производства, когда число претендентов на рабочие места существенно превышает их наличие. При циклической безработице идет общее сжатие экономической активности в стране, поэтому повышение квалификации или переобучение не спасает людей от безработицы. Поскольку циклическое развитие экономики предполагает чередование спадов и подъемов, то при подъеме она существенно сокращается и может сходить на нет. Циклическая безработица наряду со структурной является формой вынужденной (принудительной) безработицы.

4. Сезонная безработица обусловлена сезонными колебаниями в объеме производства определенных отраслей: сельского хозяйства, строительства, промыслов, в которых в течение года происходят резкие изменения спроса на труд. Сезонные колебания спроса на труд, как правило, определяются особенностями ритма производственного процесса. Поэтому размеры сезонной безработицы в общем виде могут быть спрогнозированы и учтены при подписании договоров между работодателями и работниками.

Причины возникновения безработицы.

Существует несколько  основных теоретических направлений, объясняющих причины безработицы:

1.Классическое объяснение (доминировало среди экономистов в 30-е годы до появления кейнсианства): безработицу вызывает слишком высокая заработная плата. Если заработная плата поднимается выше того уровня, когда все, кто ищет работу, ее находят, то возникает избыток предложения на рынке труда, т.е. безработица. Рынок труда рассматривается как неоднородная и динамическая система связей, подчиняющаяся рыночным законам. Посредством повышения или понижения заработной платы регулируется спрос и предложение труда. Если в результате превышения предложения труда над спросом возникает безработица, то она воздействует на цены в сторону их понижения, а следовательно, и снижение заработной платы до тех пор, пока не устанавливается равновесие на рынке труда. Классическая модель основывается на саморегулировании рынка труда и безработицы.

Многие экономисты, как  зарубежные, так и отечественные считают высокий уровень заработной платы или ее рост главными причинами сокращения спроса на труд, а низкий уровень заработной платы или ее уменьшение – средством увеличения занятости.

2. Марксистское объяснение: безработица зависит от динамики строения капитала в процессе его накопления и от темпа самого накопления, которое постоянно производит и при том пропорционально своей энергии и своим размерам относительно избыточное (т.е. избыточное по сравнению со средней потребностью капитала), а потому излишнее или добавочное население.

Развитие крупной промышленности при капиталистическом способе  производства является необходимой  предпосылкой колебания спроса на рабочую  силу, без которых как указывал В.И. Ленин, не может существовать капитализм, если при этом нет избыточной рабочей  силы. Таким образом, при капиталистическом  способе производства обеспечить всех желающих в рабочих местах невозможно по определению. В условиях частной  собственности на средства производства промышленнику выгодно иметь  резервную армию труда. Ею можно  манипулировать, как угодно, преследуя  интересы капитала. При этом была выявлена только одна причина безработицы - избыточное рабочее население как необходимый  продукт накопления капитала. Безработица  представляется в виде неискоренимого порока капиталистического общества.

Безработица представляет собой  с социологической точки зрения нарушение нормального взаимодействия людей по поводу купли-продажи рабочей  силы, когда зачастую искусственно создается дефицит рабочих мест и возникает резервная армия  труда. Безработица – вечная спутница капитализма. Избыточное рабочее население  является не только следствием накопления, но оно составляет условие развития капитала, поскольку капиталистическая  экономика развивается циклически, а в моменты ее оживления требуется  резервная рабочая сила. В периоды  кризиса она вновь выталкивается, чтобы образовать резерв для будущего подъема.

3. Кейнсианское объяснение. Кейнс создал собственную теорию занятости, согласно которой единственным параметром, с которым соотносится объем занятости, является объем эффективного спроса. Он сомневался, что понижение заработной платы может привести к повышению занятости.

Заслуга Кейнса в разработке теории безработицы в том, что он представил логическую модель механизма, раскручивающего экономическую нестабильность и ее составляющую - безработицу. Кейнс заметил, что по мере роста национального хозяйства в развитом рыночном хозяйстве у большинства населения не весь доход потребляется, а определенная его часть превращается в сбережения. Чтобы они превратились в инвестиции необходимо иметь определенный уровень так называемого эффективного спроса, потребительского и инвестиционного. Падение потребительского спроса сокращает интерес вкладывать капитал, и, как следствие, падает спрос на инвестиции. При падении стимулов к инвестированию производство не растет и даже может свертываться, что приводит к безработице.

В рамках кейнсианской концепции  на занятость влияет не только совокупный спрос, но и то, как распространяется увеличение общего спроса между разными  отраслями, т.е. структура совокупного  спроса. Эффективное средство обеспечения  достаточного уровня занятости - это  расширение инвестиционной деятельности государства, обеспечение им оптимальных  размеров инвестиций с учетом конкретных условий экономического развития. Кейнсианская модель основывается на государственном  вмешательстве в управление макроэкономическими  процессами. А механизм ее реализации базируется на закономерностях и  явлениях психологического характера (склонность к потреблению, к сбережению, побуждение к инвестициям).

4. Современное объяснение: безработица – следствие деформации  рынка труды. Безработные люди и свободные места постоянно существуют и возникают, но требуется время, чтобы между ними установилось требуемое соответствие. Следствием этого будет наличие безработицы, виды и реальные масштабы которой определяются многими обстоятельствами.

Автоматизация производства, внедрение современных информационных технологий, охватывающих практически  все отрасли, как производства, так и сфер обслуживания, лишает часть людей места работы. Факторами, усиливающими рост безработицы, выступают также удлинение рабочего дня и повышение интенсивности труда. Чем больше часов работают занятые на предприятиях, чтобы не оказаться в числе уволенных, чем выше их интенсивность труда, тем меньше в каждый данный момент спрос на рабочую силу. Следовательно, чрезмерный труд занятой части рабочих обуславливает вынужденную праздность другой ее части. И наоборот, рост безработицы обрекает занятых рабочих на чрезмерно интенсивный труд.

Наличие на рынке труда  устойчивой безработицы свидетельствует  о действии на рынке труда неконкурентных факторов, способствующих устойчивому  характеру отклонения заработной платы  вверх от ее равновесного уровня. К  таким факторам можно отнести  деятельность правительства, которое  в законодательном порядке может  воздействовать на интересы предпринимателей и работников и регулировать условия  и уровень оплаты труда. Другим фактором является деятельность профсоюзов. Усилия профсоюзов направляются на защиту интересов  работников, на повышение уровня оплаты их труда. Они добиваются превышения фактического размера заработной платы над ее равновесным уровнем, что часто приводит к негативным изменениям на рынке труда, увеличению численности безработных.

 

 

1.4 Методы борьбы с безработицей

 

 

 

Общей для всех типов безработицы  мерой является создание служебной  занятости.

Специфическими мерами для  борьбы с фрикционной безработицей выступают:

1. Усовершенствование системы  сборы и предоставление информации  о наличии свободных рабочих  мест;

2. Создание специальных  служб для этих целей.

Меры для борьбы со структурной  безработицей:

1. Создание государственных  служб и учреждений по переподготовке  и переквалификации;

2.Помощь частным службам  такого типа.

Меры для борьбы с циклической  безработицей:

1.Проведение антициклической (стабилизационной) политики;

2. Недопущение глубоких  спадов производства;

3. Создание дополнительных  рабочих мест в государственном секторе экономике.

Основные направления  по борьбе с безработицей в России.

При разработке федеральной  и региональной программой обеспечения  занятости населения необходимо учитывать определенную специфику  России исходя при этом из неоднократно проверенного факта: предотвратить  безработицу невозможно, но можно  и нужно минимизировать ее, одновременно смягчая социальные, политические и  нравственные последствия неполного  обеспечения трудоспособного населения  работой. И речь идет не только о  соблюдении интересов отдельного гражданина, но и об интересах государства, поскольку  при безработице в 8-10% только на выплату  пособий безработным уйдет 2.5% валового национального продукта.

Общие меры по сокращению безработицы следующие:

1. Трудоустройство непосредственно  на предприятии путем создания  новых рабочих мест (расширение  или создание подразделений, переквалификация  на другие специальности и т.д.).

2. Организация общественных  работ (благоустройство территорий, лесных массивов и городских  улиц, работа на овощных базах,  по уборке сельскохозяйственной продукции).

3. Поощрение частного  предпринимательства и стимулирование  самостоятельной занятости населения, развитие малого бизнеса (товарищества, кооперативы, фермерские хозяйства).

4. Переподготовка и профессиональная  подготовка по дефицитным специальностям и профессиям.

5. Использование гибких  форм занятости (надомный труд, неполный рабочий день, неделя).

6. Широкая информация  населения о возможности трудоустройства,  проведение ярмарок вакансий, дней  открытых дверей и т.д.

Правительство РФ разработало  комплекс мер по борьбе с безработицей в период кризиса. Они представлены в Антикризисном плане правительства. В режиме немедленного реагирования правительство приняло специальные  меры по снижению социальной напряженности, в первую очередь в отношении  ухудшающейся ситуации на рынке труда. На высшем правительственном уровне организован и проводится еженедельный мониторинг увольнений работников в  связи с ликвидацией организаций  или сокращением персонала, а  также перевода ряда предприятий  в режим сокращенного рабочего времени.

Документ напоминает, что  федеральный бюджет выделил дополнительно 43,7 млрд. руб. на стабилизацию ситуации на рынке труда. Субъектами РФ приняты 82 региональные программы, предусматривающие  опережающее профессиональное обучение работников в случае угрозы массового  увольнения, создание временных рабочих  мест, организацию переезда увольняемых  на работу в другую местность. За счет этих средств проводятся специальные мероприятия по развитию малого предпринимательства и самостоятельной занятости безработных граждан.

Программой запланировано  направить на опережающее обучение, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации 173 тыс. человек, организовать 982 тыс. временных  рабочих мест и рабочих мест на общественных работах, оказать материальную поддержку на предпринимательскую  инициативу 55,8 тыс. человек, оказать  адресную помощь при переезде в другую местность 15 тыс. человек. Дополнительные бюджетные средства выделяются в виде субсидий из федерального бюджета на основании специальных соглашений с субъектами РФ.

Повышена информированность  работников и работодателей по вопросам предоставления гарантий государства  в области занятости населения, о ситуации на рынке труда в  субъекте Российской Федерации. Во всех субъектах РФ организована работа консультационных пунктов и телефонных "горячих  линий". Для содействия занятости  безработных и незанятых граждан, а также граждан, находящихся  под риском увольнения, организована работа информационного портала "Работа в России". Обновление вакансий осуществляется еженедельно.

 

 

2 Государственная служба занятости и ее функции

 

 

 

Для реализации государственной  политики в области занятости  населения и обеспечения гражданам  соответствующих гарантий в Российской Федерации на базе действующих центров  по трудоустройству, переобучению и  профориентации населения создается  государственная служба занятости. С одной стороны, признается законной добровольная незанятость граждан. Она не может, как раньше, осуждаться обществом или служить основанием для привлечения человека к административной или уголовной ответственности. С другой стороны - незанятость человека, который ищет работу. Именно эта категория населения должна находиться в поле зрения государства, призванного обеспечить каждому гражданину его конституционное право на труд. Соответственно нужно решать проблему организации учета незанятого населения, необходимо из миллионов незанятых выделить тех, кто оказался в такой ситуации вынуждено. Законодательство предусматривает обязанность вынуждено незанятого гражданина заявить об этом. Это один из новых принципов, определяющих правила поведения гражданина и государства на рынке труда: не государство выявляет неработающих, а незанятый гражданин сам обращается за помощью к государству, а именно в Государственную службу занятости. Человека регистрируют как лицо, ищущее работу. И с этого момента у государства наступает обязанность в течение 10 календарных дней предоставить ему подходящую работу. Если по истечении этого периода предложений о подходящей работе нет, то он приобретает статус безработного и начинает получать государственное пособие.

Информация о работе Занятость и безработица. Государственная политика занятости