Занятость и безработица. Государственная политика занятости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 18:16, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: изучение и анализ проблемы безработицы и пути ее преодоления, анализ рынков труда России и Краснодарского края. Для наиболее полного изучения данной проблемы необходимо:
1. Раскрыть понятия рынок труда, занятость и безработица;
2.Проанализировать работу государственной службы занятости;
3.Раскрыть основные проблемы российского рынка труда.

Содержание работы

Введение
1 Теория занятости населения и безработицы 4
1.1 Понятия и формы занятости 4
1.2 Проблемы занятости населения 10
1.3 Показатели, виды и причины возникновения безработицы 14
1.4 Методы борьбы с безработицей 21
2 Государственная служба занятости и ее функции 24
3 Проблемы государственного регулирования и стратегического
планирования занятости 29
4 Состояние и прогнозирование ситуации на рынке труда 33
4.1 Исследование рынка труда 33
4.2 Ситуация на рынке труда в России 42
4.3 Ситуация на рынке труда в Краснодарском крае 48
Заключение 50
Список использованной литературы 51

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 200.50 Кб (Скачать файл)

Первоначальным шагом  на пути к трудоустройству является мониторинг рынка труда. Необходимо собрать информацию, актуальную на сегодняшний день. Изучить экономическую  и общеполитическую ситуацию в целом. Сориентироваться в перспективе  рынка в краткосрочном и долгосрочном периоде. Проанализировать спрос и  предложение. Необходимо провести анализ своих потенциальных возможностей, навыков и умения на предмет соответствия возможно выбранной специализации. Подобрать оптимальную должность, соответствующую своим потребностям и возможностям. Определить реальную «стоимость» соискателя на рынке труда. Выявить возможные несоответствия.

Поиск работы и процесс  трудоустройства - это всегда стресс, поэтому психологическое состояние  и психологический настрой - важная составляющая процесса трудоустройства  в целом. Основная задача соискателя осуществить сделку в короткий промежуток времени, которая будет транслировать  его профессиональную компетенцию  на долгий период. Поэтому важно  приложить усилия, знания и организацию, способную обеспечить Вам осуществление  этой сделки. Для работодателя - это  возможность осуществить сделку в короткий промежуток времени, которая будет обеспечивать развитие и привнесет новации в процесс производства. Таким образом, цели соискателя и работодателя, в первой их части совпадают. Это обеспечивает рынку труда единую направленность. В динамично изменяющейся бизнес среде возможность оперативного получения актуальной информации позволяет быстро и полно анализировать текущие тенденции и, как следствие, принимать верные решения. Информация о текущем состоянии и тенденциях в различных отраслях и сферах бизнеса является одним из важнейших инструментов рынка труда. Обладая необходимой информацией, возможно ориентироваться в конкурентной среде и предпринимать шаги, направленные на достижения основной цели соискателя - трудоустройство.

Профессии, востребованные на рынке труда.

80% выпускников российских  вузов сегодня не работают  по специальности согласно данным  Федеральной службы государственной статистики.

При выборе специальности  очень важно ориентироваться  на востребованность профессий на рынке труда.

Первая десятка в рейтинге востребованных специальностей на российском рынке труда:

1. Финансы, бухгалтерский учет

2. Банки и инвестиции

3. Юриспруденция

4. Tелекоммуникации

5. Лингвистика, переводческая деятельность

6. Экология и природопользование

7. Экономика и управление на предприятии

8. Маркетинг, реклама

9. Кадровое дело

10. Транспорт, логистика

Экономисты. Самыми востребованными  на российском рынке труда на протяжении последнего десятилетия остаются специалисты в области финансов, бухгалтерии и аудита (около 18% всех открытых вакансий). По данным на октябрь 2010 года, 78% выпускников, получивших диплом по специальностям «Экономика и управление на предприятии» и «Бухгалтерский учет и аудит», в настоящее время работают по специальности».

Юристы. Спросом на рынке  пользуются «юристы широкого профиля» (29,7% вакансий) – специалисты, знающие  и гражданское, и международное, и уголовное право. Далее следуют  «юрисконсульты» (18,5%); на третьем месте  – руководители юридического отдела (15,4%). Выбирая вуз для получения  юридической специальности, следует  опираться главным образом на престиж и историю учебного заведения.

Переводчики. Наряду с европейскими языками все более востребованными  становятся восточные языки, в частности  китайский. Это связано, прежде всего, с ростом политической и экономической активности стран Азии и с высоким уровнем торгового взаимодействия между странами этого региона и Россией.

Экологи. Обострившееся в  последнее время внимание Правительства  РФ к экологическим проблемам  в очередной раз подтверждает, что престиж и популярность профессии эколога будут только расти.

Абитуриентам, готовящимся  к поступлению в вуз, специалисты  приемных комиссий вузов рекомендуют  помимо классической и самой популярной дневной формы обучения обратить внимание на дистанционную и заочную  формы.

Регулирование рынка труда.

Серьезные социально-экономические  последствия безработицы обусловили необходимость государственного вмешательства  в сферу труда, которое способствует видоизменению трудовых отношений, регулирует их, ограничивает свободу рыночных сил. Государство проводит целенаправленную политику регулирования рынка труда.

Создана мощная система законодательства, регулирующая трудовые отношения (порядок  найма и увольнения, продолжительность  рабочего дня, безопасность труда, минимальную  заработную плату, предоставление выходных дней и отпусков, разрешение трудовых конфликтов, проведение забастовок и  пр.) на национальном и интернациональном уровне.

Главными целями государственного регулирования рынка труда является:

• обеспечение полной занятости, под которой понимается отсутствие циклической безработицы при  сохранении естественного уровня безработицы, определяемого размерами ее фрикционной  и структурной форм;

• создание гибкого рынка  труда, способного быстро приспосабливаться  к изменениям внутренних и внешних  условий развития экономики, сохранять  управляемость и стабильность. Эта  гибкость по сравнению с традиционным рынком труда, проявляется в гибком использовании работников на условиях неполного рабочего дня, временной  занятости, сменяемости рабочих  мест, изменения количества смен, расширения или добавления в зависимости  от необходимости рабочих функций. Каждый желающий трудиться должен найти  на таком рынке рабочее место, отвечающее его потребностям.

Государственная политика на рынке труда осуществляется в двух основных формах:

1. Активной – создание новых рабочих мест, повышение уровня занятости и преодоление безработицы путем обучения и переобучения работников.

2. Пассивной – поддержка безработных путем выплаты пособий.

Проведение активной политики, нацеленной на достижение полной занятости, является в развитых странах с  социально ориентированной рыночной экономикой приоритетным направлением государственной политики на рынке труда. К основным мерам этой политики относятся:

1. Стимулирование государством инвестиций в экономику, что выступает главным условием создания новых рабочих мест.

2. Организация переобучения и переквалификации структурно безработных.

3. Развитие служб занятости, бирж труда, осуществляющих посреднические функции на рынке труда, предоставление информации о вакантных рабочих местах.

4. Содействие мелкому и семейному предпринимательству, что рассматривается во многих странах важным методом обеспечения занятости населения.

5. Государственное стимулирование (налоговыми и законодательными мерами) предоставления работодателями рабочих мест определенным группам населения – молодежи, инвалидам.

6. Содействие, в случае необходимости, перемене места жительства для получения работы.

7. Международное сотрудничество в решении проблем занятости, решение вопросов, связанных с международной трудовой миграцией.

8. Создание рабочих мест в государственном секторе – в сфере образования, медицинских услуг, коммунальном хозяйстве, строительстве общественных зданий и сооружений.

9. Организация общественных работ.

Государственная поддержка  лиц, оставшихся без работы, их социальная защита относят к пассивной форме  политики государства на рынке труда. Безработным гражданам государство  гарантирует:

1. Обеспечение социальной поддержки в виде пособий по безработице, материальной помощи и прочих социальных выплат.

2. Бесплатное медицинское обслуживание.

В развитых странах финансовая помощь безработным осуществляется на основе систем страхования по безработице. Минимальная задача этих выплат –  обеспечение текущих жизненных  расходов безработных. Продолжительность  – от нескольких месяцев, до бессрочного  периода времени (например, в Бельгии, Австралии). Средства формируются главным образом за счет государства и предпринимателей.

Проблемы рынка труда.

В настоящее время уровень  безработицы (по официальным данным) достаточно низкий, хотя он и постепенно повышается. Оценить действительные масштабы безработицы довольно трудно. Наряду с зарегистрированной существует скрытая безработица (вынужденные отпуска и неполная рабочая неделя). В то же время велика скрытая, официально не фиксируемая «теневая» занятость по найму и индивидуальная трудовая деятельность. Невозможность ее учета создает искаженное представление об уменьшении занятости. Значительная часть работников, не имеющих официального трудового дохода, либо имеет «теневой доход», либо за ним сохраняется временно не функционирующее рабочее место. Безработица реально не стала острой социальной проблемой в общественном масштабе (хотя в различных регионах страны ситуация существенно различается).

До сих пор преобладает  увольнение работников по собственному желанию, а не вследствие сокращения потребности предприятий в рабочей  силе. В то же время процесс перемещения  рабочей силы из «легального» сектора экономики в «теневой» (даже при тенденции к его замедлению) в целом имеет отрицательный характер, хотя и неоднозначен по последствиям. С одной стороны, он позволяет сохранить или даже увеличить доход работника, смягчить социальные последствия кризисных явлений в официальной экономике и обеспечить удовлетворение тех потребностей общества, которые она по тем или иным причинам не может удовлетворить. С другой стороны, истощаются трудовые ресурсы страны в целом, усиливаются диспропорции в экономике, снижается собираемость налогов.

На сегодняшний день главной  проблемой занятости остается не безработица, а неэффективное использование  трудоустроенной рабочей силы, в  первую очередь находящейся в  вынужденном простое. В связи  с этим значительную часть населения  беспокоит угроза потери работы.

В настоящее время ситуация на рынке труда приобретает новые  черты. Во-первых, многолетняя скрытая  безработица, которой сопутствует  ею же обусловленный дефицит рабочей  силы, продолжается. Падение производства, с одной стороны, и низкая эффективность  организации производства и труда  с другой, увеличивают масштабы недоиспользования работников.

Во-вторых, возникли существенные сбои в воспроизводстве профессионально-квалификационной структуры занятых. Не восполняется естественное выбытие рабочих старших возрастов по многим профессионально-квалификационным группам. Тем самым ставится под угрозу развитие ведущих отраслей народного хозяйства, прежде всего машиностроения. В целом масштабы и уровень профессиональной подготовки рабочих массовых профессий не соответствует перспективным требованиям. Перераспределение занятых по отраслям (прежде всего возрастание удельного веса непроизводственной сферы), в целом необходимое и прогрессивное, не только превышает нынешние возможности народного хозяйства, но и нередко осуществляется нерационально (непомерно высокая доля охранных структур, нехватка учителей и медицинских работников).

Особый интерес представляет анализ положения молодежи на российском рынке труда. Его необходимость  обуславливается двумя важнейшими обстоятельствами: во-первых, молодые  люди составляют около 35% трудоспособного  населения России, во-вторых, они - будущее  страны. Молодежь уже сегодня во многом определяет политические, экономические и социальные процессы в обществе. Вместе с тем она во всем мире является одной из наиболее уязвимых групп на рынке труда.

На молодежный возраст  приходятся главные социальные и  демографические события в жизненном  цикле человека: завершение общего образования, выбор и получение  профессии, вступление в брак, рождение детей. Эта категория населения  подразделяется на ряд групп, определяющих положение на рынке труда.

Подростковая группа (молодежь до 18 лет) представляет в основном учащихся средних школ и профессиональных училищ. В основном они не вовлечены  в трудовую деятельность. Однако значительное снижение жизненного уровня большей  части населения изменило жизненную  позицию этой категории молодежи. Многие из них стремятся заработать деньги любым путем. Чаще всего это  самозанятость, вроде мойки машин и торговли газетами или работа в «теневом» секторе экономики. Легальный рынок неквалифицированного детского труда крайне узок. Поэтому если не решать проблему государственного контроля за детской занятостью, возникнет опасность увеличения криминального потенциала общества.

Молодежь в возрасте 18-24 года - это студенты и молодые  люди, завершающие или завершившие  профессиональную подготовку. Они являются самой уязвимой группой, вступающей на рынок труда, так как не имеют  достаточного профессионального и  социального опыта, и в силу этого менее конкурентоспособны.

В 25-29 лет молодые люди уже в основном имеют определенную квалификацию, некоторый жизненный  и профессиональный опыт. Они знают, чего хотят, чаще всего уже имеют  собственную семью и предъявляют  достаточно высокие требования к предлагаемой работе.

Снижение общего уровня жизни  населения привело к сверхзанятости среди учащейся молодежи, вынужденной  работать в свободное от учебы  время. Возрастает также количество предложений за счет выпускников  учебных заведений. Отсутствие механизма, регулирующего трудоустройство выпускников учебных заведений приводит к возникновению серьезных проблем. Особенную тревогу вызывает утрата молодежью ценности профессионализма.

Несмотря на кризис, в  экономике все больше ощущается  рост потребности в повышении  общеобразовательного уровня работников, увеличивается спрос на профессиональное образование. Если существующие в настоящее  время тенденции в воспроизводстве  квалифицированных кадров не изменятся, то в ближайшей перспективе можно  ожидать роста безработицы среди  неквалифицированного населения, и, прежде всего молодых людей, которые  не продолжают дальнейшего образования, не имеющих профессии или должной  квалификации. Поэтому необходима рациональная организация профессионального  образования молодежи, согласованного как с развитием отечественной  экономики, так и с тенденциями  на мировом рынке труда. В последнее  время все большее число молодых  людей считает получение полноценного образования необходимым условием достижения желаемого социального  статуса и более высокого материального  положения. Профессиональное обучение становится важнейшим элементом  рыночной инфраструктуры. Вот почему при сокращении набора в ПТУ и  средние специальные учебные  заведения прием студентов в  вузы из года в год увеличивается.

Информация о работе Занятость и безработица. Государственная политика занятости