Занятость и безработица. Государственная политика занятости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 18:16, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: изучение и анализ проблемы безработицы и пути ее преодоления, анализ рынков труда России и Краснодарского края. Для наиболее полного изучения данной проблемы необходимо:
1. Раскрыть понятия рынок труда, занятость и безработица;
2.Проанализировать работу государственной службы занятости;
3.Раскрыть основные проблемы российского рынка труда.

Содержание работы

Введение
1 Теория занятости населения и безработицы 4
1.1 Понятия и формы занятости 4
1.2 Проблемы занятости населения 10
1.3 Показатели, виды и причины возникновения безработицы 14
1.4 Методы борьбы с безработицей 21
2 Государственная служба занятости и ее функции 24
3 Проблемы государственного регулирования и стратегического
планирования занятости 29
4 Состояние и прогнозирование ситуации на рынке труда 33
4.1 Исследование рынка труда 33
4.2 Ситуация на рынке труда в России 42
4.3 Ситуация на рынке труда в Краснодарском крае 48
Заключение 50
Список использованной литературы 51

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 200.50 Кб (Скачать файл)

Таким образом, по мере развития рыночных отношений и конкуренции, ускорения перестройки отраслевой структуры занятости ценность профессиональной подготовки работника неизбежно  возрастет. Это будет способствовать увеличению занятости молодежи на учебе. Мировой и отечественный опыт подтверждают тенденцию роста продолжительности  обучения молодежи и более позднего ее вступления в активную трудовую деятельность. Одновременно и изменяются требования нанимателей к рабочей  силе. От тактики получения сиюминутной  прибыли предприниматель переходит  к долговременной стратегии получения  устойчивых доходов в условиях конкуренции, поэтому в последствие у них  появится необходимость в увеличении найма молодой рабочей силы.

 

4.2 Ситуация на рынке труда в России

 

 

 

Рассмотрим ситуацию на рынке  труда с 2000 года. Численность экономически активного населения к концу 2003 г. составила 50% от общей численности населения России или около 70,9 млн. человек. По состоянию на ноябрь 2003 г., 39 млн. человек или 59,7% общей численности занятых работали в крупных и средних организациях.

  Общая численность  безработных (согласно определению,  указанному в методологии МОТ), по состоянию на конец 2003 г. составила 6,3 млн. человек или 8,9% экономически активного населения. Одновременно в органах государственной службы занятости было зарегистрировано 1,6 млн. человек в качестве безработных.

  Ниже представлена динамика численности безработных в процентах к экономически активному населению с января 1998 г. по декабрь 2003 г.

 

 

 

Источник: Госкомстат РФ, расчеты  РЭО

 

В целом можно сказать, что в 2003 г. сохранилась тенденция  роста доли официально зарегистрированного  в качестве безработных населения, начавшаяся в середине 2000 г. Одновременно тенденция сокращения общей численности  безработных в процентах к  экономически активному населению  прекратилась и в 2003 г. наблюдалась  стабилизация данного показателя на уровне 8,5%.

  Одним из наиболее  наглядных показателей для анализа  ситуации, сложившейся на рынке  труда является коэффициент напряженности  (количество человек на 1 вакантное место).

 

 

Источник: Госкомстат РФ, расчеты  РЭО

 

Как видно из рисунка, динамика значений коэффициента напряженности  носит цикличный характер и, начиная  с 2001 г., самые низкие значения приходятся на период с июля по октябрь, причем с каждым годом минимальный уровень находится выше минимума предыдущего года, а в 2003 г. в октябре произошло даже повышение значения коэффициента.

Анализируя ситуацию в  области занятости, сложившейся  в 2003 г., можно сделать вывод о  том, что тенденция по сокращению доли безработных в общей численности  экономически активного населения, намеченная в предыдущие два года, фактически прекратилась. На мой взгляд, это в большей степени обусловлено  тем, что после кризиса 1998 г. последовала  волна увольнений, после чего в  течение ряда лет происходила  коррекция, которая, судя по всему, прекратилась в 2003 г.  Одновременно нарастает напряженность  на рынке труда, вызванная описанными выше процессами. Однако если общая  численность безработных снижалась  в предыдущие годы, то коэффициент  напряженности на рынке труда уже начиная с середины 2001 г. сигнализировал о том, что происходит нарастание угрозы роста безработицы. Данный фактор проявился только в 2003 г.

Ситуация на рынках труда  в разных субъектах Российской Федерации  различна. Допустим, если рассматривать  ситуацию за период с 2003 по январь 2004 года по численности не занятых трудовой деятельностью граждан, состоящих  на учете в органах государственной  службы занятости, то можно наблюдать  совершенно разную картину. В каких-то округах происходит увеличение числа  не занятых трудовой деятельностью  граждан, а в других наоборот уменьшение.

Так значительную проблему составляет существенная дифференциация, сложившаяся в настоящее время  по уровню безработицы на отдельных территориях Российской Федерации. Так, например, если к апрелю 2003 года высокие показатели уровня безработицы (свыше 10.0%) наблюдались в Республике Ингушетия и Корякском автономном округе, то в Оренбургской, Липецкой, Тверской областях, в г. Москве и г. Санкт-Петербурге этот же показатель равен 0.7%-0.8%.

При этом, как показывает практика, возможности государства  по снижению отмеченной дифференциации довольно ограничены. В условиях низких доходов населения и недостаточно развитого рынка жилья основными инструментами снижения безработицы в регионах с напряженной ситуацией на рынке труда может являться механизм привлечения инвестиций в те регионы, где ощущается большая потребность в создании новых рабочих мест, развитии новых форм занятости населения. К таким регионам с напряженной ситуацией на рынке труда, которые определил Минтруд России, относятся: республики Бурятия, Дагестан, Ингушетия, Калмыкия, Тыва, Кабардино-Балкарская Республика, Агинский Бурятский и Коми-Пермяцкий автономные округа, Тамбовская область. А также 5 территорий, в которых сложилась неблагоприятная ситуация на рынке труда, пограничная с напряженной - республики Алтай, Адыгея, Марий Эл, Алтайский край и Астраханская область.

Рассмотрим диаграмму, характеризующую  напряженность на рынке труда  периода с 2004 по 2012 года.

В России численность экономически активного населения в 2010 г. составила 75060 тыс. чел., в 2011 – 75892 тыс. чел., в 2012 – 75524 тыс. чел. Из них занятых в экономике 2010 г. – 70814 тыс. чел. (94,3 % от экономически активного населения), в 2011 – 70603 тыс. чел. (93 %), в 2012 – 69362 тыс. чел (91,8 %).

Спад уровня экономически активного населения и рост безработицы  в 2009 г. связан с мировым экономическим  кризисом, который оказал негативное влияние на рынок труда и на рабочую силу, что выразилось в  многочисленных увольнениях, сокращении рабочей недели, задержках и снижения уровня зарплаты, обесценении доходов  и социальных выплат вследствие инфляции.

Численность безработных  по данным обследований населения по проблемам занятости в 2010 г. составила 4246 тыс. чел. (5,7 % от экономически активного  населения), в 2011 – 5289 тыс. чел.(7 %) , в 2012 – 6162 тыс. чел (8,2 %). Наибольшее число безработных по данным 2009 г. составляют молодые люди в возрасте 20 – 24 лет (21,8 % от общей

 

численности безработных) и  люди в возрасте 45 – 49 лет (11,7 %). Отрицательной  тенденцией является рост безработных  с высшим образованием. Так, если в 2010 г. этот показатель был равен 15 % от общей  численности безработных, то в 2012 г. он составил уже 17,3 %.

Актуальной проблемой  рынка труда России по-прежнему остается проблема «утечки умов», представляющая собой миграционные процессы, обусловливающие приток в Россию лиц низкой квалификации и отток из нее высококвалифицированной рабочей силы. Так, количество иностранных работников, осуществляющих трудовую деятельность в России, с каждым годом растет. В 2009 г. они составили 1014 тыс. человек, а в 2011 г. 2426 тыс. человек. Большинство работников являются выходцами из стран СНГ, Китая, Турции. Решение данной проблемы не привело к положительным результатам.

Численность занятых в  организациях государственной и  муниципальной собственности меньше численности занятых на частных  предприятиях. Увеличивается занятость в организациях с иностранной и совместной российской и иностранной формой собственности.

По данным 2012 г. большинство  населения занято в обрабатывающих производствах (15,6 % общей численности  занятых), оптовой и розничной  торговле (17,7 %), социальном страховании  и образовании (8,9 %), сельском хозяйстве, лесном хозяйстве (9,6 %), транспорте и  связи (8 %), строительстве (7,9 %), здравоохранении  и предоставлении социальных услуг (7 %).

Отношения на рынке труда  реализуются в основном через  государственные и негосударственные  учреждения занятости населения, кадровые службы предприятий, а так же напрямую между работником и работодателем. В условиях кризиса возрастает роль государственного регулирования содействия занятости. Федеральная служба по труду  и занятости предлагает различным  слоям населения многочисленные программы и услуги, производит гарантированную  выплату социальных пособий для  безработных. Это явилось немаловажной поддержкой граждан во время кризиса. В целом количество граждан, обращающихся в государственные учреждения службы занятости, увеличивается с каждым годом. Так, в 2011 г. по вопросам трудоустройства  обратились 6031 тыс. человек, в 2012 г. – 8475 тыс. человек. Из них трудоустроены 3853 тыс. чел. В 2011 г. и 4724 тыс. чел. в 2009 г.

Антикризисные меры государственной  политики в области содействия занятости  предполагают следующие направления:

1.Совершенствование законодательства в области содействия занятости населения.

2.Развитие региональных рынков труда и повышение территориальной мобильности рабочей силы.

3.Стимулирование экономической активности населения.

4.Повышение качества рабочих мест.

5.Оказание адресной поддержки гражданам.

Организация общественных работ, временного трудоустройства работников организаций в случае угрозы увольнения;

6.Опережающее профессиональное обучение работников организаций, находящихся под риском увольнения, стажировка выпускников образовательных учреждений в целях приобретения опыта работы.

7.Совершенствование системы государственного управления в области регулирования рынка труда и др.

Некоторые положительные  результаты стабилизировали положение  на рынке труда в текущем году.

Таким образом, анализ тенденций  свидетельствует, что рынок труда  функционирует в сложных экономических  условиях, что порождает такие  проблемы, как снижение занятости, повышение  уровня безработных, ухудшение условий  труда, утечка высококвалифицированной  рабочей силы за пределы страны и  приток из-за рубежа работников с низкой квалификацией.

Состояние рынка труда  в посткризисных условиях начинает стабилизироваться. Однако не все проблемы решены.

Необходима реализация грамотной  политики государства в области  занятости, повышение роли негосударственных  учреждений занятости населения, эффективных  программ содействия занятости.

Условием проведения результативных процессов является стабилизация экономического положения, модернизационные процессы в промышленности, повышение темпов экономического роста, что приведет к положительным тенденциям на российском рынке труда.

 

 

4.3 Ситуация на рынке труда в Краснодарском крае

 

 

 

Ситуация на рынке труда  Краснодарского края (на 1 мая 2012 года).

По данным мониторинга  рынка труда Кубани, проводимого  департаментом труда и занятости  населения Краснодарского края уровень  регистрируемой безработицы на начало мая нынешнего года составил 1 %, на учёте в качестве безработных в органах службы занятости состоит 24 200 человек (на период предыдущего года эта цифра составляла 26 900). С начала текущего года, работу через центры занятости населения по всему региону нашли почти 27 тысяч кубанцев. По состоянию на 1 мая 2012 года в службу занятости края заявлена 61 тысяча вакансий. В среднем, на одного незанятого гражданина, обратившегося в центры занятости, приходится 1,8 вакансии. Наибольшее число вакансий сосредоточено в городах Черноморского побережья края – Сочи (5,5 вакансии), Анапе (4,6 вакансии), Новороссийске (3,1 вакансии), Туапсинском районе (3,6 вакансии). В краевой столице на одного обратившегося в центр занятости приходится 4,2 вакансии. Нехватка предложений о работе наблюдается в Лабинском и Щербиновком районах – где на одну вакансию претендуют сразу 3 соискателя, и в Новопокровском, Белоглинском и Апшеронском районах – где на одно рабочее место приходится 2 ищущих работу гражданина. В мае на Кубани начинает действовать ведомственная целевая программа «Реализация дополнительных мероприятий, направленных на содействие трудоустройству незанятых инвалидов, родителей, воспитывающих детей-инвалидов, многодетных родителей на оборудованные (оснащенные) для них рабочие места, Краснодарского края на 2012 год». Она утверждена постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края. Планируемая численность участников данной программы составит более 550 человек, а объем финансирования –21,7 млн. рублей. В рамках запланированных мероприятий органы службы будут на основании заключенных с работодателями договоров, возмещать затраты на приобретение, монтаж и установку оборудования для оснащения специальных рабочих мест для трудоустройства незанятых инвалидов, рабочих мест (в том числе надомных) для родителей, воспитывающих детей-инвалидов, многодетных родителей.

 

 

Заключение

Из всего вышеизложенного  можно сделать следующие выводы.

Проблема занятости и  безработицы, которая тесно связана  проблемами труда, трудовых отношений, оплаты труда и его производительности, является ключевым вопросом в рыночной экономике, и, не решив его, нельзя построить  экономически сильную державу.

Для этого необходимо: проведение мер, способствующих созданию условий  для более полного использования  потенциала трудовой и деловой активности трудоспособных граждан, противодействующих обеднению населения и массовой безработице, также разработка мер по развитию системы рабочих мест и увеличению потребности предприятий и организаций в рабочей силе, совершенствование системы оплаты труда, расширение возможности получения населением дополнительных доходов, развитие системы социальных пособий и льгот, подготовка и переподготовка квалифицированных кадров, регулирование международных потоков рабочей силы, создание единой информационной системы о спросе на рабочую силу и ее предложении, внедрение современных методов профилорования безработных и многие другие меры.

Государство должно способствовать развитию малого и среднего бизнеса, создать правовую базу, которая будет  регулировать вопросы занятости  и социальной защиты безработных. Должна быть взаимосвязь с общими направлениями  социально-экономического развития общества.

Необходимо, чтобы государство настойчиво, твердо и планомерно проводило свою политику в сфере занятости населения, снижении уровня безработицы и, как следствие, укрепления экономической мощи страны.

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

1 Куликов Л. М. Экономическая теория: Учебник. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004.

2. Амосова В.В., Гукасьян Г.М., Маховикова Г.А. Экономическая теория: Учебник  Под ред. Г.М. Гукасьян. -2-е изд. – С –Пб.: ПИТЕР, 2004.

3. Борисов Е.Ф. Основы  экономики: Учебное пособие. –М.: Юристъ, 2001.

4. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебное пособие. -2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт –М, 2005.

5. Денисова И.А., Савватеев А.В. Эффективность активных программ содействия занятости населения в России. Препринт. - М.: ЦЭФИР, 2002.

6. Бреев Б.Д. Безработица в современной России: - М.:Наука, 2007.

7. Войтов А.Г. Экономика. Общий курс: Учебник. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2008.

8. Завельский М.Г. "Экономика и социология труда": курс лекций. Москва: Палиолит: Логос, 2006.

9. Иохин В.А. Экономическая теория: Учебник В.А. Иохин. - М.: Экономист, 2005.

10. Кейнс Дж. Общая теория занятости, процента и денег. В кн.: Антология экономической классики./ Пер. с англ. В 2-х томах. - М.: ИНФРА-М, 2004.

Информация о работе Занятость и безработица. Государственная политика занятости