Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 18:16, курсовая работа
Цель курсовой работы: изучение и анализ проблемы безработицы и пути ее преодоления, анализ рынков труда России и Краснодарского края. Для наиболее полного изучения данной проблемы необходимо:
1. Раскрыть понятия рынок труда, занятость и безработица;
2.Проанализировать работу государственной службы занятости;
3.Раскрыть основные проблемы российского рынка труда.
Введение
1 Теория занятости населения и безработицы 4
1.1 Понятия и формы занятости 4
1.2 Проблемы занятости населения 10
1.3 Показатели, виды и причины возникновения безработицы 14
1.4 Методы борьбы с безработицей 21
2 Государственная служба занятости и ее функции 24
3 Проблемы государственного регулирования и стратегического
планирования занятости 29
4 Состояние и прогнозирование ситуации на рынке труда 33
4.1 Исследование рынка труда 33
4.2 Ситуация на рынке труда в России 42
4.3 Ситуация на рынке труда в Краснодарском крае 48
Заключение 50
Список использованной литературы 51
Таким образом, по мере развития
рыночных отношений и конкуренции,
ускорения перестройки
4.2 Ситуация на рынке труда в России
Рассмотрим ситуацию на рынке труда с 2000 года. Численность экономически активного населения к концу 2003 г. составила 50% от общей численности населения России или около 70,9 млн. человек. По состоянию на ноябрь 2003 г., 39 млн. человек или 59,7% общей численности занятых работали в крупных и средних организациях.
Общая численность
безработных (согласно
Ниже представлена динамика численности безработных в процентах к экономически активному населению с января 1998 г. по декабрь 2003 г.
Источник: Госкомстат РФ, расчеты РЭО
В целом можно сказать, что в 2003 г. сохранилась тенденция роста доли официально зарегистрированного в качестве безработных населения, начавшаяся в середине 2000 г. Одновременно тенденция сокращения общей численности безработных в процентах к экономически активному населению прекратилась и в 2003 г. наблюдалась стабилизация данного показателя на уровне 8,5%.
Одним из наиболее
наглядных показателей для
Источник: Госкомстат РФ, расчеты РЭО
Как видно из рисунка, динамика значений коэффициента напряженности носит цикличный характер и, начиная с 2001 г., самые низкие значения приходятся на период с июля по октябрь, причем с каждым годом минимальный уровень находится выше минимума предыдущего года, а в 2003 г. в октябре произошло даже повышение значения коэффициента.
Анализируя ситуацию в
области занятости, сложившейся
в 2003 г., можно сделать вывод о
том, что тенденция по сокращению
доли безработных в общей
Ситуация на рынках труда
в разных субъектах Российской Федерации
различна. Допустим, если рассматривать
ситуацию за период с 2003 по январь 2004 года
по численности не занятых трудовой
деятельностью граждан, состоящих
на учете в органах
Так значительную проблему составляет существенная дифференциация, сложившаяся в настоящее время по уровню безработицы на отдельных территориях Российской Федерации. Так, например, если к апрелю 2003 года высокие показатели уровня безработицы (свыше 10.0%) наблюдались в Республике Ингушетия и Корякском автономном округе, то в Оренбургской, Липецкой, Тверской областях, в г. Москве и г. Санкт-Петербурге этот же показатель равен 0.7%-0.8%.
При этом, как показывает практика, возможности государства по снижению отмеченной дифференциации довольно ограничены. В условиях низких доходов населения и недостаточно развитого рынка жилья основными инструментами снижения безработицы в регионах с напряженной ситуацией на рынке труда может являться механизм привлечения инвестиций в те регионы, где ощущается большая потребность в создании новых рабочих мест, развитии новых форм занятости населения. К таким регионам с напряженной ситуацией на рынке труда, которые определил Минтруд России, относятся: республики Бурятия, Дагестан, Ингушетия, Калмыкия, Тыва, Кабардино-Балкарская Республика, Агинский Бурятский и Коми-Пермяцкий автономные округа, Тамбовская область. А также 5 территорий, в которых сложилась неблагоприятная ситуация на рынке труда, пограничная с напряженной - республики Алтай, Адыгея, Марий Эл, Алтайский край и Астраханская область.
Рассмотрим диаграмму, характеризующую напряженность на рынке труда периода с 2004 по 2012 года.
В России численность экономически активного населения в 2010 г. составила 75060 тыс. чел., в 2011 – 75892 тыс. чел., в 2012 – 75524 тыс. чел. Из них занятых в экономике 2010 г. – 70814 тыс. чел. (94,3 % от экономически активного населения), в 2011 – 70603 тыс. чел. (93 %), в 2012 – 69362 тыс. чел (91,8 %).
Спад уровня экономически активного населения и рост безработицы в 2009 г. связан с мировым экономическим кризисом, который оказал негативное влияние на рынок труда и на рабочую силу, что выразилось в многочисленных увольнениях, сокращении рабочей недели, задержках и снижения уровня зарплаты, обесценении доходов и социальных выплат вследствие инфляции.
Численность безработных по данным обследований населения по проблемам занятости в 2010 г. составила 4246 тыс. чел. (5,7 % от экономически активного населения), в 2011 – 5289 тыс. чел.(7 %) , в 2012 – 6162 тыс. чел (8,2 %). Наибольшее число безработных по данным 2009 г. составляют молодые люди в возрасте 20 – 24 лет (21,8 % от общей
численности безработных) и люди в возрасте 45 – 49 лет (11,7 %). Отрицательной тенденцией является рост безработных с высшим образованием. Так, если в 2010 г. этот показатель был равен 15 % от общей численности безработных, то в 2012 г. он составил уже 17,3 %.
Актуальной проблемой рынка труда России по-прежнему остается проблема «утечки умов», представляющая собой миграционные процессы, обусловливающие приток в Россию лиц низкой квалификации и отток из нее высококвалифицированной рабочей силы. Так, количество иностранных работников, осуществляющих трудовую деятельность в России, с каждым годом растет. В 2009 г. они составили 1014 тыс. человек, а в 2011 г. 2426 тыс. человек. Большинство работников являются выходцами из стран СНГ, Китая, Турции. Решение данной проблемы не привело к положительным результатам.
Численность занятых в
организациях государственной и
муниципальной собственности
По данным 2012 г. большинство населения занято в обрабатывающих производствах (15,6 % общей численности занятых), оптовой и розничной торговле (17,7 %), социальном страховании и образовании (8,9 %), сельском хозяйстве, лесном хозяйстве (9,6 %), транспорте и связи (8 %), строительстве (7,9 %), здравоохранении и предоставлении социальных услуг (7 %).
Отношения на рынке труда
реализуются в основном через
государственные и
Антикризисные меры государственной политики в области содействия занятости предполагают следующие направления:
1.Совершенствование законодательства в области содействия занятости населения.
2.Развитие региональных рынков труда и повышение территориальной мобильности рабочей силы.
3.Стимулирование экономической активности населения.
4.Повышение качества рабочих мест.
5.Оказание адресной поддержки гражданам.
Организация общественных работ, временного трудоустройства работников организаций в случае угрозы увольнения;
6.Опережающее профессиональное обучение работников организаций, находящихся под риском увольнения, стажировка выпускников образовательных учреждений в целях приобретения опыта работы.
7.Совершенствование системы государственного управления в области регулирования рынка труда и др.
Некоторые положительные результаты стабилизировали положение на рынке труда в текущем году.
Таким образом, анализ тенденций
свидетельствует, что рынок труда
функционирует в сложных
Состояние рынка труда в посткризисных условиях начинает стабилизироваться. Однако не все проблемы решены.
Необходима реализация грамотной политики государства в области занятости, повышение роли негосударственных учреждений занятости населения, эффективных программ содействия занятости.
Условием проведения результативных процессов является стабилизация экономического положения, модернизационные процессы в промышленности, повышение темпов экономического роста, что приведет к положительным тенденциям на российском рынке труда.
4.3 Ситуация на рынке труда в Краснодарском крае
Ситуация на рынке труда Краснодарского края (на 1 мая 2012 года).
По данным мониторинга
рынка труда Кубани, проводимого
департаментом труда и
Заключение
Из всего вышеизложенного
можно сделать следующие
Проблема занятости и
безработицы, которая тесно связана
проблемами труда, трудовых отношений,
оплаты труда и его
Для этого необходимо: проведение
мер, способствующих созданию условий
для более полного
Государство должно способствовать развитию малого и среднего бизнеса, создать правовую базу, которая будет регулировать вопросы занятости и социальной защиты безработных. Должна быть взаимосвязь с общими направлениями социально-экономического развития общества.
Необходимо, чтобы государство настойчиво, твердо и планомерно проводило свою политику в сфере занятости населения, снижении уровня безработицы и, как следствие, укрепления экономической мощи страны.
Список использованной литературы
1 Куликов Л. М. Экономическая теория: Учебник. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004.
2. Амосова В.В., Гукасьян Г.М., Маховикова Г.А. Экономическая теория: Учебник Под ред. Г.М. Гукасьян. -2-е изд. – С –Пб.: ПИТЕР, 2004.
3. Борисов Е.Ф. Основы экономики: Учебное пособие. –М.: Юристъ, 2001.
4. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебное пособие. -2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт –М, 2005.
5. Денисова И.А., Савватеев А.В. Эффективность активных программ содействия занятости населения в России. Препринт. - М.: ЦЭФИР, 2002.
6. Бреев Б.Д. Безработица в современной России: - М.:Наука, 2007.
7. Войтов А.Г. Экономика. Общий курс: Учебник. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2008.
8. Завельский М.Г. "Экономика и социология труда": курс лекций. Москва: Палиолит: Логос, 2006.
9. Иохин В.А. Экономическая теория: Учебник В.А. Иохин. - М.: Экономист, 2005.
10. Кейнс Дж. Общая теория занятости, процента и денег. В кн.: Антология экономической классики./ Пер. с англ. В 2-х томах. - М.: ИНФРА-М, 2004.
Информация о работе Занятость и безработица. Государственная политика занятости