Занятость и безработица. Государственная политика занятости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 18:16, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: изучение и анализ проблемы безработицы и пути ее преодоления, анализ рынков труда России и Краснодарского края. Для наиболее полного изучения данной проблемы необходимо:
1. Раскрыть понятия рынок труда, занятость и безработица;
2.Проанализировать работу государственной службы занятости;
3.Раскрыть основные проблемы российского рынка труда.

Содержание работы

Введение
1 Теория занятости населения и безработицы 4
1.1 Понятия и формы занятости 4
1.2 Проблемы занятости населения 10
1.3 Показатели, виды и причины возникновения безработицы 14
1.4 Методы борьбы с безработицей 21
2 Государственная служба занятости и ее функции 24
3 Проблемы государственного регулирования и стратегического
планирования занятости 29
4 Состояние и прогнозирование ситуации на рынке труда 33
4.1 Исследование рынка труда 33
4.2 Ситуация на рынке труда в России 42
4.3 Ситуация на рынке труда в Краснодарском крае 48
Заключение 50
Список использованной литературы 51

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 200.50 Кб (Скачать файл)

Государственная служба занятости  является структурой специальных государственных  органов, призванных обеспечить координацию, решение вопросов занятости населения, регулировать спрос и предложение  на рабочую силу, содействовать неработающим гражданам  в трудоустройстве, организации  их профессиональной подготовки, оказании социальной поддержки безработным. Услуги предоставляются службой  занятости бесплатно.

Функции службы занятости  многообразны:

1. Анализ и прогнозирование спроса и предложения на рабочую силу, информирование населения и работодателей о состоянии рынка труда.

2. Учет свободных рабочих мест и граждан, обращающихся по вопросам трудоустройства.

Для эффективного осуществления  этих задач необходимо комплексное  внедрение автоматизации в процессы управления занятостью. Она позволяет  освободить персонал от рутинной работы по переработке информации, оставляет  время для разбора различных  вариантов принимаемых решений. Основным средством автоматизации  является вычислительная техника. Наиболее перспективным также представляется создание распределительных информационных систем, сети локальных баз данных с обменом информацией между  ними по всем уровням службы занятости. На городском и областном уровнях системы целесообразно создание персонифицированных банков данных по гражданам, обратившимся в службу занятости за помощью в трудоустройстве.

3. Консультация обращающихся в службу занятости трудящихся и работодателей о возможностях получения работы и обеспечения рабочей силой, о требованиях, предъявляемых к профессиям и работникам.

4. Оказание помощи гражданам в выборе подходящей работы, а работодателям - в подборе необходимых работников.

Для граждан, потерявших работу и заработок, подходящей считается  работа, соответствующая их профессиональной подготовке, учитывающая возраст, трудовой стаж и опыт по прежней специальности, транспортную доступность нового рабочего места. В соответствии с законом  граждане имеют право на свободный  выбор работы путем прямого обращения  на предприятия, а не обязательно  через службу занятости.

5. Организация профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации граждан в учебных центрах службы занятости или других учебных заведениях, оказание помощи в развитии и определении содержания курсов обучения и переобучения.

В настоящее время уровень  профессиональной подготовки занятого населения достаточно низок, несмотря на довольно высокий общеобразовательный  уровень: в промышленности, например, 78% работников имеют среднюю квалификацию, 5% - высокую и 17% - низкую. При значительном высвобождении с предприятий  работников потребуется организация  курсов ускоренной их подготовки и  переобучения по краткосрочной программе. Основным принципом обучения, в том  числе и через систему служб  занятости, должно стать «непрерывное образование». На базе действующих учебных заведений необходимо создать межреспубликанское учебное заведение для переподготовки и повышения квалификации высвобождаемых работников и незанятого населения. Служба занятости и соответствующие органы по подготовке кадров, исходя из потребностей административно - территориальных делений, анализа и прогноза занятости, будут определять тематическую направленность обучения, перечень учебных заведений, а также набор учебных программ, а региональные службы занятости - рассчитывать потребность в учебных местах, заключать договоры и обеспечивать соответствующее финансирование. Центры занятости городов, ориентируясь на свободные учебные места, могут заключать с высвобожденными работниками соглашения и направлять на профессиональную подготовку по избранной ими профессии.

6.Оказание услуг в профессиональной ориентации и трудоустройстве работникам. В связи с этим необходима разработка новой концепции развития системы профориентации, охватывающей все категории населения, определения статуса различных звеньев этой системы, перспективы развития сети центров профориентации и психологической поддержки. Профориентационные услуги должны предоставляться не только учащейся молодежи, но и рабочим гражданам, желающим сменить профессию.

Это требует развитие сети профконсультационных подразделений, входящих в службу занятости. В связи с новыми функциями системы профориентации изменяются и требования к работникам службы занятости.

Сейчас необходимы специалисты  для оценки ситуации в сфере занятости, прогноза занятости, разработки программ и организации общественных работ; по профессиональной ориентации взрослого  населения и организации профессионального обучения безработных, финансовому обучению занятости;   инспекционной работе.

7. Регистрация безработных и оказание им в пределах своей компетенции помощи.

В законе определен статус безработного, которым является вынуждено незанятый человек, по отношению к которому государство не смогло выполнить своих обязательств, то есть не предоставило работы. Однако не всякий незанятый человек, желающий работать, получает статус безработного и может рассчитывать на социальную помощь или поддержку государства. Для этого требуется соблюдать два условия.

Во-первых, гражданин должен быть трудоспособного возраста и  обладать способностью к систематической  работе по какой-либо профессии. Если профессии  нет, то он обязан принять предложение службы занятости о предварительной профессиональной подготовке.

Во-вторых, необходима его  готовность трудиться, то есть желание и обязанность принять предложение о подходящей работе.

8. Оплата стоимости профессиональной подготовки, переподготовки граждан, трудоустройство которых требует получение новой профессии, установление им на весь период обучения стипендии.

9. Выдача в установленном законе порядке гражданам пособия по безработице и приостановление выплаты этих пособий.

10. Подготовка предложений и заключений об использовании труда иностранных рабочих, привлекаемых в РФ на основе межправительственных соглашений и лицензий.

11. Разработка республиканских и региональных программ занятости, включая финансовое обеспечение и мероприятия по социальной защищенности различных групп населения.

Таким образом, функции Государственной  службы занятости значительно расширились  по сравнению с функциями ранее действовавшей системы трудоустройства населения.

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Проблемы государственного регулирования и стратегического

планирования занятости

 

 

 

Основные направления  и методы государственного регулирования  рынка труда.

Факты конкретной экономической  действительности показывают, что в  странах с развитой рыночной экономикой практически уже несколько десятилетий  как стали создавать и совершенствовать механизм для целенаправленного  регулирования профессиональной подготовки и занятости населения. Это было обусловлено ускорением НТП, глубокими  структурными изменениями в экономике, быстро меняющимися требованиями к  качеству трудовых ресурсов. Стихийный  рынок труда уже не обеспечивал  своевременного приспособления структуры  предложения рабочей силы к изменению  структуры спроса на нее. В результате наблюдается рост безработицы при  одновременной острой нехватке кадров нужной квалификации. Эти процессы показали необходимость тесного взаимодействия политики занятости с социально-экономическими преобразованиями в экономике и общей направленности развития человеческих ресурсов.

С начала 60-х гг. регулирование  рынка труда становится одним  из важнейших направлений деятельности многих государств, на которые затрачивается, например, в Канаде, 2-3% ВВП. 1962 год в США стал как бы рубежом в развитии государственного регулирования подготовки и использования трудовых ресурсов в этой стране. Затем было разработано несколько специализированных программ по подготовке и трудоустройству рабочей силы. Это программа «Новые возможности», которая осуществляет профессиональную подготовку молодежи с 1964г., первая со времен Великой депрессии по созданию рабочих мест в государственном секторе.

К концу 60-х - началу 70-х гг. были выявлены основные направления государственного вмешательства в сферу занятости, призванные смягчить остроту проблем, возникших на рынке труда. Это программы, во-первых, стимулирования роста занятости и увеличения числа рабочих мест, во-вторых, подготовки и переподготовки рабочей силы, в-третьих, содействия найму рабочей силы и, в-четвертых, социального страхования безработицы, т. е. выделения средств на пособия по безработице. Приоритетность выбора того или иного направления и их сочетание зависят от конкретной ситуации на рынке труда.

Кроме того, существует комплекс мер косвенного регулирования рынка  труда: это налоговая, денежно-кредитная, амортизационная политика государства. Меры косвенного регулирования рынка  рабочей силы одновременно являются и мерами общеэкономического регулирования. Они воздействуют на занятость через  общеэкономическую конъюнктуру.

В настоящее время идет активный поиск моделей регулирования  рынка труда. Определение основных направлений, форм и методов регулирования  рынка труда сдерживается неопределенностью  конечных целей реформирования экономики, отсутствием окончательной стратегии  экономического развития. Тем не менее, уже сейчас становление и развитие рынка труда предопределили пересмотр  трудового законодательства в вопросах найма и увольнения, ликвидации нерентабельных предприятий, а также разработку мер содействия эффективному использованию  рабочей силы и защите от безработицы, усилению социальных гарантий.

Практика показывает, что  не может быть единой политики, проводимой на рынке труда. Общероссийский рынок  труда выступает как совокупность региональных и локальных рынков с их специфическими проблемами, поэтому  большое значение имеет региональное регулирование процессов распределения  и использования рабочей силы. Изучение этих процессов и отечественной  практики показывает, что рынок труда  не может развиваться без самостоятельности  региональных и местных органов  управления в решении вопросов эффективного использования имеющихся кадров с учетом особенностей региона или отрасли, оказания помощи при трудоустройстве и переподготовке, расширения определенных льгот и компенсации сверх установленного минимума и др.

Как показывает опыт развитых стран, жесткая централизация сковывает  развитие разнообразных и комплексных  форм регулирования занятости, мешает своевременному учету специфических  проблем отдельных отраслей и  регионов. Учитывая многообразие региональных рынков, модель регулирования российского  рынка труда должна исходить из многовариантности их форм и методов.

Очевидно, что решение  проблем безработицы требует  комплексного подхода, сочетания макроэкономической политики с мерами на уровне микроэкономики, общегосударственных действий - с местными инициативами. Центральные органы государственной власти должны были бы выступить гарантом обеспечения единого для всех регионов страны минимума социальных гарантий, права на профподготовку и переподготовку, на получение социальных компенсаций при высвобождении и вынужденной безработице. Передавая функции местным органам, занимающимся непосредственно трудоустройством и социальной защитой безработных, государство должно гарантировать соблюдение законов и нормативных актов, регулирующих рынок труда. Особую значимость приобретают такие проблемы, как создание новых организационных структур занятости и рынка труда, выбор средств и методов регулирования занятости, соотношения государственных и частных инициатив, централизации и децентрализации в этой области.

Службы занятости.

 Как показывает зарубежный  опыт, одну из ключевых ролей  в регулировании рынка труда  играют государственные службы  содействия найму. Основные функции  службы занятости состоят в  следующем: изучение конъюнктуры  рынка труда и предоставление информации о ней, содействие в трудоустройстве, профессиональная ориентация и переподготовка безработных, выплата пособий по безработице, а также регистрация безработных и вакантных рабочих мест, тестирование лиц, желающих получить работу. В большинстве стран службы занятости являются государственными организациями. Вместе с тем наряду с государственными службами занятости функционирует большое число частных посреднических фирм. Так, в США действует около 15 тыс. таких фирм.

Необходимость внедрения  новых форм и методов регулирования  занятости потребовала существенных изменений в структуре и функциях службы содействия найму. Так, например, в Канаде для улучшения обслуживания различных групп населения и  различных районов (крупных или  небольших городов, сельской местности, отдаленных населенных пунктов) были созданы  новые типы центров содействия найму.

Службы занятости - основные организационные структуры, осуществляющие на местах общегосударственную политику занятости. Опыт развитых стран свидетельствует о достаточно высокой результативности работы этих служб по снятию острых ситуаций на рынке труда.

Конкретный анализ опыта  работы государственных служб занятости  при изменении конъюнктуры рынка  труда в результате социально-экономических  преобразований показал, что деятельность вновь созданных служб занятости  оказалась недостаточно эффективной, особенно по отношению к определенным группам населения, остро нуждающимся  в трудоустройстве. Наименее результативным оно оказывается в отношении  высококвалифицированных работников - специалистов и служащих. Как показал анализ, столь широкий спектр деятельности служб занятости и многообразие региональных рынков труда делают необходимым выбор наиболее эффективных мер регулирования рынка труда для того или иного региона, а также для определенных групп безработных с учетом их специфики.

 

4 Состояние и прогнозирование  ситуации на рынке труда

 

 

 

4.1 Исследование рынка  труда

 

 

Рынок труда - это сфера  формирования спроса и предложения  на рабочую силу. В широком смысле рынок труда это система социально - экономических и юридических  отношений в обществе, норм и институтов, призванных обеспечить нормальный, непрерывный  процесс воспроизводства рабочей  силы и эффективное использование  труда. Спрос на рабочую силу формируется  под влиянием двух основных факторов: уровень заработной платы и свободная  конкуренция.

Информация о работе Занятость и безработица. Государственная политика занятости