Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 01:58, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является провести исследования форм и методов оплаты труда, проанализировать действующие системы и формы оплаты труда, выяснить их недостатки, осуществить анализ использования фонда оплаты труда.
Введение ………………………………………………………………............. 3
1. Понятие, сущность и функции заработной платы …………………………. 5
2. Принципы организации и регулирования оплаты труда в зарубежных странах…………………………………………………………………………. 10
2.1 Японский опыт организации оплаты труда……….…………………….
10
2.2 Особенности организации оплаты труда в США ……………………..
17
3. Современные формы и системы оплаты труда в Республике Беларусь…… 25
Заключение …………………………………………........................................... 30
Список использованных источников…
Достигнутое соглашение по этому вопросу на самом деле является простым руководством для компаний в определении действительных прибавок. Однако они потеряли свое влияние в последние годы, поскольку стало ясно, что компании по-разному следуют их указаниям. В 1980 году они предлагали повышение зарплаты на 7,68%, но в 1987 году уже всего 3,56%. И рабочие, и профсоюзы начинают сомневаться в полезности этого весеннего совещания. По данным министерства труда, базовая часть зарплаты составила около 75% общих ежемесячных выплат. Это то значение, по которым рассчитываются премии и пенсионные пособия. К основной части прибавляется оплата за сверхурочную работу в течение недели, по вечерам и в праздничные дни. Кроме того, выплачивается прибавка к зарплате тем работникам, кто занимает в фирме официальные должности контролеров. Существуют ежемесячные доплаты за выполнение специальных заказов и рабочее мастерство. Специальные заказы включают загранкомандировки и другие единовременные задания. Все вместе перечисленные выплаты составляют в среднем 10% от основной части зарплаты.
Наконец, ежемесячные выплаты включают дополнительные, не связанные непосредственно с работой пособия. Наиболее распространены пособия на семью, на оплату жилья и проезд к месту работы, и пособия за работу без пропусков. Кроме этих, есть еще много других пособий. В некоторых компаниях существуют даже пособия «на свидания с девушками» для холостых работников с небольшими доходами.
Пособие на семью практикуется довольно широко, но в ведущих компаниях оно становится меньше. Те фирмы, которые продолжают эти выплаты, ограничивают их дотациями на супругу и первых двоих детей. Значительный рост заработной платы, так же как и растущее число молодых одиноких служащих, привели к тому, что дотации на семью в общем пакете выплат потеряли свое прежнее значение.
Жилищная поддержка, предоставляемая компанией, бывает трех типов: общежитие для холостых и незамужних работников, недорогая аренда квартир для молодых семей пар, и оплата определенной части стоимости жилья для постоянных рабочих и менеджеров.
Поскольку нехватка жилья является в Японии самой серьезной социальной проблемой, корпорация обязана оказывать помощь своим сотрудникам. Рабочие места появляются во всех городских центрах страны быстрее, чем строиться жилье. В результате, доступное жилье для большинства городских рабочих отодвигается далеко от города - и по расстоянию, и по цене. Среднее время, которое тратят рабочие на дорогу каждый день составляет, по крайней мере один а очень многие тратят более двух часов. Нередки случаи, когда рабочие тратят на дорогу три-четыре часа. Мечта о собственном доме не умирает, большинство японцев продолжают страстно желать иметь свой дом.
К сожалению, самые высокие в мире цены на землю в Японии идут рядом с национальной идеей сосредоточить всю промышленную и государственную деятельность в Токио, Осаке и нескольких других переполненных городских центрах. Эти два факта вместе ведут к тому, что доступного жилья постоянно не хватает, а людям приходится проводить значительную часть дня в переполненных автобусах, поездах и метро. Поэтому рабочие считают помощь компании в оплате жилья и транспортных расходов естественной и рассчитывают на нее.[1,c.110]
В своем изучении штата рабочих на японских и американских фабриках, автор и профессор Такезава обнаружили, что опрошенные японские рабочие гораздо сильнее, чем американские, уверены в том, что компания должна выплачивать пособие на семью и жилье. В таблице 1 приводятся показатели, относящиеся к выплатам на семью.
Общая зарплата рабочего должна включать:
|
Специальное
пособие с дополнительной компенсацией на всех членов семьи |
Специальное
пособие с дополнительной |
компенсацией на некоторых членов семьи |
Никакого
специального пособия, но в зарплате должно косвенно учитываться
количество членов семьи |
Никакой
компенсации, прямой или косвенной,
11% 65%
за количество членов семьи |
Таблица 1: Пособия на семью
Источник:[1, с.203]
Как показывают результаты, почти две трети японских рабочих одобряют выплаты семейного пособия на всех или нескольких членов семьи (пункты 1 и 2 в таблице). В Соединенных Штатах почти две трети опрошенных считают, что размер семьи не относится к делам компании, и в дополнительных выплатах нет необходимости.
Если обратиться к жилищной политике, то здесь мы видим еще более резкие расхождения. В таблице 2 представлены результаты опроса. Очевидно, что в Японии больше рабочих считают нормой предоставление компанией жилья, чем в Соединенных Штатах. Мы снова видим, что почти две трети опрошенных в Японии уверены в том, что компания должна предоставлять жилье, либо бесплатное, либо с низкой оплатой (пункты 1 и 2). В Соединенных Штатах 92% опрошенных рабочих отказались от ведомственного жилья, предпочитая либо брать заем, либо не привлекать компанию к этой проблеме.[1,c.203]
В отношении жилья для работы, компания должна:
|
1)
предоставлять жилье из фонда компании за счет компании |
2)
предоставлять жилье из фонда компании со специальной низкой оплатой |
3)
предлагать ссуду на или покупку жилья вместо предоставления жилья из фонда компании |
4)
избегать прямой финансовой поддержки в вопросе жилья |
Таблица 2: Жилищная политика
Источник:[1,
с.204]
В Соединенных Штатах, как и в Англии, дом человека - это его крепость, каким бы скромным он не выглядел. Человек не желает, чтобы компания пересекала границу его личной собственности. Японские рабочие, наоборот, одобряют любое участие компании в их жизни.
В заключении отметим, в Японии пакет ежемесячной зарплаты складывается из гораздо более многочисленных компонентов, нежели в Соединенных Штатах, где зарплата состоит только из должностного оклада и сверхурочных. Теперь рассмотрим премиальные, т.е. дополнительные выплаты, осуществляемые два раза в год, которые так высоко ценят работники всех уровней в японских компаниях.
Полугодовая премия. В качестве прибавки к своему ежемесячному заработку японские рабочие получают премию дважды в год, в июле и декабре. Годовая сумма премии в последние годы в среднем составляет 4-5 месячных зарплат. Другими словами, около одной трети годовой зарплаты выплачивается в качестве премии и является важной частью всех выплат работнику. Премии принято платить почти во всех японских компаниях, больших и маленьких, хотя более крупные компании могут выплачивать премии более значительные.[1, с.205]
Более того, премия выплачивается всем работникам, на всех уровнях. Премия - это такая характерная составляющая системы оплаты, в которой заинтересованы и руководители предприятий, и простые работники. С точки зрения менеджмента, премия действительно показывает уважительное отношение компании к работнику и предоставляет значительное количество «бесплатного» рабочего капитала. Кроме того, пенсионное пособие рассчитывается из основной зарплаты, поэтому выгодно, чтобы премия оставалась отдельной составляющей. И, конечно, премия является гибкой составляющей, которую можно уменьшить в трудный для компании период, чтобы не увольнять рабочих.
Автор задавал японским рабочим вопрос, почему они не требуют от компании включить премию в основную зарплату. Если бы это было сделано, то рабочие, а не компания, получали бы проценты от дополнительных денег. Вопрос не вызывал никакого отклика. Дополнительные суммы денег под новый год, когда люди покупают много подарков, и летом, в период отпусков, стали стилем жизни. Несомненно, премия должна остаться частью всей зарплаты. Размер премии работника определяется, по крайней мере, теоретически, из общего дохода компании. А если так, то премия должна быть средством для повышения организационной эффективности. Но на практике нет связи между размером премии и доходами компании. Более того, компании чрезвычайно неохотно снижают размер премии и только в самых трудных ситуациях.
Кроме
того, размер премии связан с тем, как
трудится конкретный работник. Она является
средством, с помощью которого начальник
может награждать старания и достижения
работника в денежном выражении. Премия
- это особая форма поощрения работников
без ущерба для системы оплаты, основанной
на зависимости размера зарплаты от срока
службы к компании. В то время как молодой
талантливый работник может получить
повышение оклада быстрее, чем его сверстники,
компания может отметить его способности,
увеличивая размер премии. Таким образом,
премия служит личным мотивом в рабочей
среде, ориентированной на коллективный
труд.[1,c.206-207]
2.2
Особенности организации
оплаты труда в США
В последнюю четверть XX в. в развитых странах уровень, структура и организация заработной платы приобрели новые черты и особенности, связанные в первую очередь с повышением роли повременной заработной платы, широким распространением поощрительных форм оплаты труда и внедрением все более разнообразных форм вознаграждения.
В большинстве зарубежных фирм общее вознаграждение работников за их труд можно разделить на три составляющие: базовое вознаграждение (текущая заработная плата и различные пособия), переменное вознаграждение (денежные премии, дивиденды на акции и доли в прибылях в фирмах с собственностью работников), отсроченное вознаграждение (опционы, пенсии, дотации на медицинское обслуживание пенсионеров).[6,c.403-404]
Основные и наиболее типичные процессы в области оплаты труда в США к концу XX и началу XXI столетия:
1.
Одной из доминирующих
2. Усиливается дифференциация в оплате, отражающая индивидуальные различия между работниками (в квалификации, опыте, результатах труда). Многие менеджеры американских корпораций считают, что жесткая увязка индивидуальных различий с оплатой труда создает большой мотивационный эффект. В США разрыв в оплате специалистов и неквалифицированных рабочих к концу 80-х годов достиг 100% при одновременном усилении разрыва в оплате внутри профессиональных групп (у рабочих одного и того же региона — до 20%). В западноевропейских странах дифференциация в оплате труда ниже.[6,c.410]
В промышленных компаниях США различия в уровне оплаты труда зависят от сложности выполняемого труда, квалификации работников, наличия образования, уровня ответственности и др. Квалифицированный рабочий зарабатывает на 40—60% больше, чем неквалифицированный. Дифференциация в оплате наблюдается и внутри отдельных категорий работников. Чем выше сложность труда, тем значительней разрыв между нижней и высшей ставками его оплаты. Например, у специалистов по компьютерным системам разрыв между первым (самым низким) и пятым классами составляет 2—2,5 раза. Широко используется система тарифных ставок, поощряющая освоение смежных и других профессий, овладение новыми специальностями.