Защита прав потребителя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2012 в 19:05, курсовая работа

Описание работы

Защита прав потребителей – понятие, недавно вошедшее в современную жизнь. Работы по ее правовому и организационному выдвинули ее в число основных направлений социально-экономической политики государства. До недавнего времени потребители в Казахстане по существу были бесправны. Производители товаров и услуг, торговля диктовала им свои условия. Ведомственные нормативные акты и инструкции ограничивали права потребителя и не давали им возможности предъявить свои обоснованные претензии.

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ!!!!!!.doc

— 179.50 Кб (Скачать файл)


10

 

Введение

 

Защита прав потребителей – понятие, недавно вошедшее в современную жизнь. Работы по ее правовому и организационному выдвинули ее в число основных направлений социально-экономической политики государства. До недавнего времени потребители в Казахстане по существу были бесправны. Производители товаров и услуг, торговля диктовала им свои условия. Ведомственные нормативные акты и инструкции ограничивали права потребителя и не давали им возможности предъявить свои обоснованные претензии. Судебная защита практически отсутствовала. Потребители не могли реализовать свои фундаментальные права, закрепленные в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН (N 39/248 от 9 апреля 1985 г) .Только с принятием Верховного Совета Казахской ССР от 5 июня 1991 года  Закон «О защите прав потребителей» . Закон вобрал в себя опыт соответствующей международной и зарубежной национальной законодательной практики. Закон издан для регулирования отношений, возникающие между потребителями и предпринимателями, установления прав потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества, на безопасность их жизни и здоровья, получения информации о товарах (работах, услугах) и их изготовителях (исполнителях, продавцах) , просвещения потребителей, государственной и общественной защитой их интересов, объединения в общественные организации потребителей, а также определении механизма реализации этих прав.

Актуальность темы курсовой работы прослеживается как в теоретическом, так и в практическом плане, особенно учитывая большое количество нормативно-правовых актов, регулирующих общественные отношения в рассматриваемой сфере, часть из которых дублируют, а иногда и противоречат друг другу; разнообразие органов исполнительной власти, осуществляющих контрольно-надзорные полномочия за соблюдением законодательства о защите прав потребителей и возможностью привлечение нарушителей к ответственности за указанные нарушения в судебном порядке согласно действующему законодательству. В связи с этим очевидна необходимость научного обоснования систематизации законодательства в рассматриваемой области, в соответствии с основным законом - «о защите прав потребителей»

Цель курсовой работы – изучить и понять смысл Закона Республики Казахстан «О защите прав потребителя». 

Задачи курсовой работы раскрыть сущность и понятие потребительского права в Республики Казахстан, проанализировать защиту прав потребителей в Казахстане, изучить проблемы и перспективы Закона.

Закон «О защите прав потребителей» - один из первых рыночных законов, имеющих прямое отношение к преобразованию экономики. Необходимость принятия специального закона была вызвана тем, что все действовавшее ранее законодательство основывалось на приоритете интересов изготовителя, а немногочисленные законодательные нормы, которые имелись в области охраны интересов потребителя, были заблокированы ведомственными нормативными актами и практически не действовали. Начало же перестройки российского общества, ориентация экономики на нужды человека требовали максимального расширения прав потребителей и закрепления мер, обеспечивающих реальное их осуществление на законодательном уровне.

Значение Закона не только в усилении социальных гарантий гражданина. Закон объективно повышает гражданскую ответственность производителей, продавцов, исполнителей за качество своей работы, что в условиях отсутствия развитой конкуренции способствует повышению качества продукции и услуг и других организаций. Одновременно с этим Закон вносит существенные изменения в представления о некоторых вопросах в области нормирования качества продукции, о гарантийных и других сроках, связанных с качеством,  информацией о продукции, ответственностью за нарушение прав потребителей и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Сущность и понятие потребительского права в

Республике Казахстан

 

1.1.           Понятие потребительского права. История возникновения

 

Потребительское право – комплексная отрасль права, состоящая из норм различных отраслей права (гражданского, административного, уголовного…), регулирующих отношения по удовлетворению материальных, культурных и иных потребностей граждан.

В начале 30-х годов для защиты потребительского права в Америке, Англии, а позднее и в других странах, стали создаваться лиги покупателей (прообраз нынешнего общества потребителей). Основной целью этих организаций было формирование потребительской культуры, оказание воздействия как на изготовителей, так и на продавцов товаров. Для этого правление лиги составляло т.н. «белые списки» предпринимателей, которые соблюдали определенные принципы во взаимоотношениях с потребителями. Это было определенным стимулом для других торговцев. Однако только общественного давления было явно недостаточно.

Официальным признанием необходимости создания системы государственного регулирования взаимоотношений с участием потребителя считается выступление Президента США Дж. Кеннеди в Конгрессе США 15 марта 1961 г. Президент в своем выступлении впервые сформулировал четыре основных права потребителя:

      право на безопасность.  Это означает, что товар, работа, услуга, при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки, должен быть безопасен для жизни, здоровья потребителя, безопасен для окружающей среды и не причинять вреда имуществу потребителя.

      право на информацию. Одним из основных критериев потребительского выбора  является информация. Только на основе достоверной и полной информации человек может товар, обладающий необходимыми ему свойствами. С правом на информацию связано право на потребительское образование и право на выбор, поскольку информация – критерий правильного выбора.

      право быть услышанным означает, что каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное выражение их. Это право включает: свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от  государственных границ (ст. 19 Всеобщей декларации прав человека)[1].    Это же право гарантировано и Конституцией РК (ст. 20 п. 1.1., 1.2.- каждому гарантируется свобода слова)[2]. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

           право на здоровую окружающую среду. Это право закреплено в Конституции РК (ст. 31 - каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением).

С тех пор 15-го марта  отмечается Всемирный день защиты потребителей.

Начиная с 70-ых годов, во многих западных странах появились законы об охране прав потребителей (например, закон США 1975 г. «О гарантиях при продаже товаров широкого потребления», закон Франции 1983 г. «О безопасности потребителей…»). Монополизация производства, торговли заставила правительства прибегнуть к мерам государственного регулирования охраны прав потребителя, принятию законодательства, целью которого является прямое вторжение в договорные отношения сторон для защиты одной из них – потребителя.

В Республике Казахстан как самостоятельная отрасль права потребительское право возникло в начале 90-х годов.

Первой серьезной попыткой решения вопросов правового регулирования в области охраны прав потребителей явилась разработка проекта Закона СССР «О качестве продукции и защите прав потребителей». Начало реализации прав потребителя было положено с принятием Закона СССР «О защите прав потребителей», который в связи с распадом СССР так и не вступил в силу, однако он оставался моделью для законодательных актов стран-участников СНГ в этой области.

 

1.2. Закон Республики Казахстан  «О защите прав потребителей». Основные понятия

 

Первым нормативным актом, регулирующим отношения по защите прав потребителей в Республике Казахстан, является Закон Казахской Советской Социалистической Республики «О защите прав потребителей» от 5 июня 1991 г.,(с изменениями от 26 июня 1992 г.). В настоящее время в Республике Казахстан действует Закон «О защите прав потребителя» от 4 мая 2010г. ( далее – Закон).

Закон состоит из 7 глав и 44 статей. Регулирует отношения, возникающие между потребителями и предпринимателями (продавцами) по поводу продажи товаров, осуществления работ, оказания услуг, т.е. в области удовлетворения многочисленных бытовых потребностей граждан. Закон не распространяется на потребителей – юридических лиц и на потребителей – граждан, если они используют, приобретают, заказывают товар, работу, услугу не для личных бытовых нужд, а для иных целей, например, для осуществления предпринимательской деятельности. Выводя из сферы действия Закона юридических лиц, законодатель подчеркнул необходимость установления повышенных гарантий защиты для потребителя – непрофессионала.

Основные понятия, содержащиеся в Законе от 4 мая 2010г.:

1)   изготовитель – физическое или юридическое лицо, про­изводящее товар для реализации;

2) срок годности – период времени, по истечении которого то­вар считается непригодным для использования по назначению;

3)работа – деятельность, направленная на удовлетворение потребностей потребителей, результаты которой имеют мате­риальное выражение;

4) недостаток – несоответствие товара (работы, услуги) обязательным требованиям технических регламентов, норма­тивных документов по стандартизации, условиям договора, а также информации о товаре (работе, услуге), предоставленной продавцом (изготовителем, исполнителем);

5) гарантийный срок – период времени, в течение которого продавец (изготовитель, исполнитель) гарантирует качество товара (работы, услуги) при условии его надлежащего исполь­зования и хранения;

6) услуга – деятельность, направленная на удовлетворение потребностей потребителей, результаты которой не имеют материального выражения;

7) срок службы – период времени, в течение которого товар возможно использовать по назначению;

8) исполнитель – физическое или юридическое лицо, выпол­няющее работу или оказывающее услугу по договору;

9) срок хранения – период времени, в течение которого товар при соблюдении установленных условий хранения сохраняет качество;

10) продавец – физическое или юридическое лицо, реализу­ющее товар в соответствии с гражданским законодательством Республики Казахстан;

11) товар – продукт деятельности изготовителя (исполните­ля), предназначенный для реализации;

12) безопасность товара (работы, услуги) – отсутствие недопустимого риска, связанного с возможностью причинения вреда жизни, здоровью и (или) имуществу потребителя, а так­же окружающей среде, при обычных условиях использования, хранения, транспортировки, утилизации товара или в процессе выполнения работы (оказания услуги);

13) качество товара (работы, услуги) – совокупность характе­ристик товара (работы, услуги), относящихся к его способности удовлетворить потребности потребителя;

14) документ, подтверждающий факт приобретения товара (выполнения работы, оказания услуги), – контрольный (товарный) чек либо квитанция к приходному кассовому ордеру, квитанция к отрывному талону, надлежащим образом оформленный технический паспорт, иной документ, содержащий сведения о наименовании, стоимости товара (работы, услуги), дате приоб­ретения, продавце (изготовителе, исполнителе);

15) потребитель – физическое лицо, имеющее намерение заказать или приобрести либо заказывающее, приобретающее и (или) использующее товар (работу, услугу) для удовлетворения своих потребностей;

16) уполномоченный орган – государственный орган, осущест­вляющий руководство в сфере защиты прав потребителей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Анализ по защите прав потребителя в Казахстане

 

2.1. Развитие потребительского права в Казахстане

 

Первое правовое регулирование отношений по удовлетворению материальных и культурных потребностей на территории СССР осуществлялось актами гражданского законодательства, которые являлись базой для регламентации права граждан-покупателей, заказчиков, услугополучателей. Эти акты устанавливали права, обязанности и ответственность субъектов договорных отношений с участием граждан. Так, согласно п. п. 1, 3 и 4 ст,77 Основ гражданского законодательства (1991 г.) и ст. 246 ГК РСФСР (1964 г.) покупатель, которому продана вещь ненадлежащего качества, был вправе по своему выбору требовать, если продавец не оговорил ее недостатки при продаже, замены вещи вещью надлежащего качества, безвозмездного устранения недостатков или возмещения расходов покупателя на их исправление, либо соразмерного уменьшения покупной цены[3].  Покупатель мог также расторгнуть договор и, возвратив вещь ненадлежащего качества продавцу, потребовать от него возврата уплаченной за нее суммы, а если удовлетворение этих требований не покрывало его убытков, он был вправе требовать их возмещения. Важной гарантией защиты прав потребителей являлось предусмотренное ст. 294 и 367 ГК РСФСР правило о недействительности условий договоров бытового проката и бытового заказа, ограничивающих права граждан по сравнению с условиями, предусмотренными типовыми договорами и т.д.

Информация о работе Защита прав потребителя