Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2012 в 19:05, курсовая работа
Защита прав потребителей – понятие, недавно вошедшее в современную жизнь. Работы по ее правовому и организационному выдвинули ее в число основных направлений социально-экономической политики государства. До недавнего времени потребители в Казахстане по существу были бесправны. Производители товаров и услуг, торговля диктовала им свои условия. Ведомственные нормативные акты и инструкции ограничивали права потребителя и не давали им возможности предъявить свои обоснованные претензии.
Наряду с положительными моментами, гражданское законодательство специально не было рассчитано на регулирование вопросов, связанных исключительно с охраной прав граждан. Являясь общей правовой базой для специальных норм, направленных на охрану прав граждан, акты кодифицированного гражданского законодательства призваны придать общий характер основным формулировкам договоров, данных в разделе «Обязательственное право» с тем, чтобы они были рассчитаны не только на отношения с потребителями. Вот почему в этих актах отсутствовала специфика взаимоотношений потребителей с предприятиями, вступающими с ними в договорные отношения. Такое положение прямо или косвенно способствовало созданию условий для навязывания потребителям не пользующихся спросом товаров, принудительного ассортимента услуг и т.д.
Классическое гражданское законодательство никогда не было специально рассчитано на регулирование защиты прав потребителей. В этих условиях появилась настоятельная необходимость в создании и развитии специального законодательства о защите прав потребителей, обеспечивающего приоритет интересов потребителей в их взаимоотношениях с изготовителями, продавцами и услугодателями на рынке товаров и услуг.
Одной из особых черт законодательства, регулировавшего отношения с участием граждан-потребителей, являлась множественность нормативных актов, вытекающая, прежде всего, из неполноты охвата складывающихся в сфере обслуживания отношений законодательными актами. Это неизбежно влекло заполнение имевшихся пробелов подзаконными (в основном ведомственными) нормативными актами. При обильном ведомственном нормотворчестве складывалась возможность издания актов, не опиравшихся на соответствующие нормы закона. Например, наряду с типовыми договорами по отдельным видам бытового проката, принятие которых относилось к ведению Совета
На основе Гражданского законодательства 1991 г. был создан первый закон «О защите прав потребителя» Казахской Советской Социалистической Республики от 5 июня 1991 г..
Данный Закон закрепляет правовые и социальные основы, а также гарантии защиты прав потребителей.
Состоит из 3 разделов и 23 статей.
Органы государственной власти и управления обязаны осуществлять эффективные меры, связанные с защитой личных прав потребителей по обеспечению их качественными товарами, работами и услугами.
Цели и основные задачи Закона Казахской ССР "О защите прав потребителей" имеет цель регулирование отношений между потребителем и продавцом или производителем работ и услуг, установление их прав и обязанностей, разрешение вопросов защиты прав потребителей и направлен на реализацию следующих задач.
1. Признание приоритета законных интересов граждан перед интересами изготовителей и продавцов.
2. Осуществление потребителями прав на информацию, качество продукции, обмен товара надлежащего качества, а также прав потребителей в случае продажи им ненадлежащего качества.
3. Защиту потребителя от опасностей для его жизни и здоровья.
4.Расширение международного и межреспубликанского сотрудничества в области .
5. Содействие созданию и деятельности независимых групп (обществ потребителей).
Основные понятия используемые в Законе от 5 июня 1991 года.:
1. Потребитель - это гражданин, который покупает товар и пользуется работами и услугами в целях личного потребления или использования в частном хозяйстве.
2. Продавец Предприятие, организация, учреждение или гражданин, реализующие товары посредством купли-продажи.
3. Изготовитель - предприятие, организация, учреждение или гражданин, производящие товар для реализации
4. Исполнитель - предприятие, организация, учреждение или гражданин выполняющие работы или услуги.
5. Договор - устное или письменное соглашение между потребителем и продавцом (исполнителем) о качестве, сроке, цене и других условиях, на которых осуществляется купля, продажа, работы и услуги
6. Продукция - товары, работы и услуги.
7. Нормативно-технический документ - государственные стандарты, договоры, строительные нормы и правила, государственная фармакопея и временные фармакопейные статьи на лекарственные средства, технические условия, технические описания, рецептура и другая документация, закрепляющая требования к продукции, которая подлежит реализации, работе, услугам.
Новый вариант Закона «О защите прав потребителя», принятый 4 мая 2010 г. уточнил и конкретизировал основные понятия, используемые законодательством в рамках возникающих на потребительском рынке правоотношений. По тексту всего Закона, помимо нововведений и изменений, отмечается исключение из него достаточного количества норм и положений, которые декларативны, утратили или не имели практического применения.
Действовавшее до принятия нового Закона о защите прав потребителей законодательство не в полной мере соответствовало и международному уровню защиты их прав:
во-первых, основные вопросы, касавшиеся охраны прав потребителей, либо не были решены на законодательном уровне, либо, если и решались на этом уровне, то традиционно отраслевым законодательством без учета приоритета охраны их прав;
во-вторых, не все международно-признанные права потребителей были надлежащим образом защищены (право на информацию, право на обеспечение безопасности жизни и здоровья, право на возмещение вреда, причиненного товарами и услугами ненадлежащего качества). Но и те права, которые получили достаточно полное регулирование, не имели надежного механизма реализации;
в-третьих, не в полной мере соответствовало международному уровню регулирование ответственности производителей, предприятий торговли и обслуживания перед потребителями в случае причинения вреда их жизни, здоровью или имуществу;
в-четвертых, недостаточно были урегулированы вопросы, касающиеся организации и деятельности организованного потребительского движения, в том числе общественных формирований потребителей, создаваемых в целях коллективной охраны интересов граждан. Отсутствовали и специальные государственные органы по защите прав потребителей.
2.2. Потребительская политика
Потребительская политика должна быть одним из направлений экономической политики государства. Такая интеграция необходима для эффективной защиты потребителей и признания их прав и интересов, а также в целях противостояния давлению со стороны групп лоббирования, потребительский интерес должен учитываться при формировании сельскохозяйственной политики, политики в сфере телекоммуникаций и т.д. Это означает, что потребители должны быть проконсультированы до принятия решений, влияющих на их интересы, и все экономические решения должны приниматься с учетом интересов потребителя.
Особое значение должно быть уделено конкурентной политике, что очень важно для экономического развития страны, рынков и потребителей. Эффективная конкуренция невозможна без учета интересов потребителя.
Правила потребительской политики должны быть определены на основе субсидиарных принципов, при которых государство обязано признавать и поощрять граждан, действующих в общих интересах в области защиты потребителей, потому что потребители являются активными участниками рынка.
Эффективная потребительская политика невозможна без постоянного просвещения потребителей, направленного на повышение их потребительского сознания. Только хорошо образованный потребитель знает свои права и способен пользоваться своими правами, в частности, способен использовать представленную информацию для повышения качества продукции и конкурентоспособности казахстанских производителей.
Независимые источники информации для потребителей должны поощряться Государством как наиболее эффективный инструмент обеспечения права граждан на получение полной и достоверной информации о товарах и услугах, что создает необходимость оказания финансовой поддержки независимым потребительским организациям в их сравнительной тестирующее деятельности.
Развитие потребительского законодательства, относящегося к основным правам потребителей, включая право доступа к правосудию и возмещению убытков, а также правовой и экономической ситуации в стране, должно быть основным элементом потребительской политики, более того, все это должно сопровождаться соответствующими мерами по наблюдению за их выполнением.
Развитие альтернативных форм разрешения споров (медиации) как более эффективного, простого и экономичного в смысле финансовых, моральных и временных затрат способа в сравнении с судебными процедурами, должно быть поощрено и развито Государством, учитывая мировую практику неэффективности судебных процедур в разрешении потребительских споров. В развитых странах до 70%[4] потребительских споров разрешаются с помощью медиации[5].
2.3. Основные права потребителя и их гражданско-правовая защита
9 апреля 1985 г. была принята резолюция Генеральной Ассамблеи ООН
Руководящие принципы для защиты интересов потребителей, которая закрепила 7 основополагающих прав потребителей : право на выбор; право на безопасность; право быть выслушанным; право на информацию; право на потребительское образование; право на удовлетворение базовых потребностей; право на качество; право на возмещение ущерба;
Практически все эти права нашли отражение в законодательстве Республики Казахстан «О защите прав потребителей».
Право потребителей на образование
Одним из общепризнанных прав потребителей является право на потребительское образование. Недостаточно предоставить потребителю права и законодательно закрепить ответственность за их нарушения. Нужно, чтобы человек знал как воспользоваться своими правами. А для этого необходимо научить людей делать разумный и осмысленный потребительский выбор.
Развитие системы потребительского образования — процесс долгий и сложный; он предполагает постепенное движение от предоставления потребителю информации до создания комплексной системы потребительского образования, охватывающей все ступени от дошкольного обучения до высшей школы.
Право потребителей на качество товаров(работ, услуг)
Гражданский кодекс Республики Казахстан закрепляет принцип свободы договора. Это означает, что стороны свободны в определении условий заключаемого договора, которые формулируются по их усмотрению и могут содержать отступления от правил, установленных законодательством.
Этот принцип и реализуется в Законе РК «О защите прав потребителей»,который устанавливает, что продавец (исполнитель) обязаны передать потребителю товар (работу, услугу), качество которого соответствует договору. Таким образом, если стороны договорились о качестве товара, то нарушение этих договоренностей будет рассматриваться как нарушение договора.
Право потребителя на качество товара (работы) предполагает не только передачу потребителю качественного товара, но и устанавливает гарантии поддержания этого товара в работоспособном состоянии, а также возлагает на производителя (исполнителя) определенные обязательства перед потребителем в этой сфере.
Если же изготовитель по каким-то причинам, не считает необходимым устанавливать срок службы на производимый товар, то, в соответствии с требованиями закона, он будет нести ответственность за вред, причиненный товаром в течение 10 лет со дня передачи товара потребителю.
Исходя из интересов безопасности граждан закон устанавливает правило, в соответствии с которым, если товар (работа) по истечении определенного времени может представлять опасность для жизни, здоровья или имущества потребителей, то установление срока службы на эти товары (результаты работ)становится обязательным требованием для изготовителя. Поскольку не ко всякому товару можно применить нормы закона о сроке службы, закон вводит понятие «срок годности», т. е. период времени, по истечении которого товар (работа) считается непригодным для использования по назначению. Этот срок в обязательном порядке должен устанавливаться на продукты питания, парфюмерно-косметические товары, медикаменты, товары бытовой химии и иные подобные товары(работы), перечень которых должен быть установлен Правительством РФ. Продажа товара с истекшим сроком годности или товаров, на которые в нарушение требований законодательства срок годности не установлен, не допускается.
Закон предусматривает право изготовителя (исполнителя), кроме сроков службы или сроков годности, устанавливать на товар гарантийный срок. Этот срок можно определить как период времени, в течение которого изготовитель принимает на себя повышенные обязательства перед потребителями, например, обязуется за свой счет устранить возникшие недостатки, а в некоторых случаях и заменить товар на новый).
Право потребителей на безопасность товаров (работ, услуг)
Право потребителей на безопасность означает, что товар (работа, услуга), при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки утилизации, должен быть безопасен для жизни, здоровья потреби теля, окружающей среды и не причинять вреда имуществу потребителя.
Закон предусматривает ряд мероприятий, направленных на предотвращение причинения вреда жизни и здоровью потребителей. Условно эти мероприятия можно подразделить на две группы: мероприятия, направленные на недопущение поступления в оборот товаров (работ, услуг), которые могут причинить потребителям вред; мероприятия по предотвращению причинения вреда товарами (работами, услугами), которые уже реализуются потребителям.
Первая группа мероприятий состоит в том, что государство устанавливает обязательные требования, которым должны соответствовать товары (работы, услуги), реализуемые потребителям. Эти требования содержатся в стандартах и подлежат обязательному соблюдению. Контроль за соблюдением этих требований возлагается на государственные органы, прежде всего на федеральные органы по стандартизации и метрологии, органы санитарно-эпидемиологического надзора и др. Дополнительным препятствием поступления в продажу небезопасных товаров, является государственная система сертификации.