Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2012 в 19:05, курсовая работа
Защита прав потребителей – понятие, недавно вошедшее в современную жизнь. Работы по ее правовому и организационному выдвинули ее в число основных направлений социально-экономической политики государства. До недавнего времени потребители в Казахстане по существу были бесправны. Производители товаров и услуг, торговля диктовала им свои условия. Ведомственные нормативные акты и инструкции ограничивали права потребителя и не давали им возможности предъявить свои обоснованные претензии.
Изложить пп. 12 п.1 ст. 8 проекта следующей редакции «обращение во внесудебном порядке к продавцу (исполнителю, изготовителю), непосредственно либо через посредников (медиаторов) в порядке медиации;
пп. 12 п.1 ст. 8 проекта изменить как пп. 13 п.1 ст. 8 проекта
Для обеспечения права потребителя на свободный выбор товара
дополнит абзац ст. 12 Проекта следующего содержания: «Продавец (изготовитель, исполнитель) обязан строго соблюдать заявленный режим работы и другие условия публичной оферты. В случае причинения потребителю убытков вследствие нарушения продавцом (изготовителем, исполнителем) заявленный режим работы и другие условия публичной оферты предусматривается ответственность в соответствии с гражданским законодательством и настоящем Законом».
Для обеспечения право на получение информации п. 11, ст. 22 изложить в следующей редакции «11) размещать в месте нахождения контрольно-кассовых машин с фискальной памятью информацию на государственном и русском языках о необходимости получения потребителем контрольного чека и о его праве обратиться в Налоговый орган с указанием телефона в случае нарушения порядка применения контрольно-кассовых машин с фискальной памятью.» Изложить пп. 13 п. 1 ст. 23 Проекта изложить в следующей редакции «Наименование (фирменное наименование), место нахождения (юр. адрес) продавца (изготовителя, исполнителя) и место нахождения юридического лица (его филиала, представительства, иного подразделения) или индивидуального предпринимателя, уполномоченного продавцом (изготовителем) на принятие претензий от потребителя и производящего ремонт и техническое обслуживание товара (результата работы) на территории Республики Казахстан.»
6. Для обеспечения прав потребителей на объединение изменить редакцию п. 11 ст. 8 и ст. 17 проекта. п. 11 ст. 8 проекта « 11) создание некоммерческих организаций ст. 17 проекта «Физические лица (потребители) и юридические лица вправе объединяться на добровольной основе в некоммерческие организации потребителей, которые осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством Республики Казахстан о некоммерческих организациях.».
7. Для обеспечения эффективного разрешения споров между потребителями и продавцами (изготовителями, исполнителями) внести следующие нормы : во второй абзац п.2 ст. 28 Проекта дополнить следующее предложение «… Если в течение 30 дней с момента обращения потребителя товар не поступит продавцу обязан возвратить стоимость товара».
Установить срок рассмотрения досудебного обращения потребителя к качеству товаров и услуг. Это даст возможность потребителям и их организациям право разрешения спора в досудебном порядке в течение 10 дней и изложить п. 1 ст. 29 Проекта в следующем содержании « Продавец( изготовитель, исполнитель) обязан возместить вред причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие конструктивных, производственных, рецептурных или иных недостатков товара (работы, услуги), также в течение 10 дней со дня подачи требования должен дать ответ потребителю о возмещения вреда либо принять соответствующие меры для удовлетворения требований потребителя.
8. Установить штрафные санкции продавцам (изготовителям и производителям) за отказ от добровольного разрешения спора в досудебном порядке.
«При удовлетворении требований гражданина суд кроме того решает вопрос о взыскании с продавца, изготовителя (их представителей), исполнителя штрафа в доход соответствующего бюджета в размере цены иска за отказ от добровольного удовлетворения его требований. В случае причинения вреда жизни, здоровью или имуществу гражданина сумма штрафа может быть увеличена до пятикратного размера цены иска при реализации недоброкачественных продовольственных товаров и до трехкратного размера при реализации промышленных товаров и услуг с последующим привлечением продавца, изготовителя (исполнителей) к ответственности.» Данная норма будет способствовать заинтересованности продавцов (изготовителей, производителей) в разрешений претензии потребителей в досудебном порядке, а в случае не разрешении спора взыскать с продавца (изготовителя, производителя) при установлении его вины судом штрафов в доход бюджета, который будет направлен на поддержку и стимулированию деятельности организаций защищающих право потребителей;
9. Установить право потребителя и обществ потребителей на выбор подсудности, подачи иска по своему месту нахождения либо по месту причинения вреда. «Судебные иски по выбору потребителя и обществ потребителей рассматриваются по месту нахождения либо истца, либо ответчика или по месту причинения вреда либо заключения договора.»
10. Установить освобождения от оплаты госпошлины общества защиты прав потребителей при обращении в суд по аналогии с действующим законодательством в сфере защиты прав потребителей. Так как п. 1 ст. 541 Налогового кодекса имеет отсылочный характер к соответствующему закону.
11. Установить штраф в размере цены иска за отказ от добровольного урегулирования требований потребителя в размере цены иска с перечислением 30%[7] штрафа на счет организации потребителей и 70%8 в соответствующий бюджет.
12. Внести в перечень прав и обязанностей обществ потребителей следующее: - право инициировать проверки с привлечением соответствующих государственных органов в случае установления нарушений прав потребителей; - право обращения в суд в интересах неопределенного круга потребителей; - право предъявляет иски в судебные органы в интересах потребителей и в случае их удовлетворения сумма взысканного с ответчика штрафа в размере 70%9 поступает в соответствующий бюджет и 30%10 перечисляется на расчетный счет некоммерческих организаций защищающих права потребителей. Местные представительные органы вправе увеличить процент от суммы штрафа обществу потребителей.
13. В целях формирования цивилизованных отношений на рынке товаров и услуг, развитии правовой культуры и обеспечения эффективного разрешения конфликтов между потребителем и продавцом (изготовителем, исполнителем) внести в законопроект метод альтернативного разрешения спора – медиацию. Медиация это процесс разрешения конфликта, в котором нейтральная третья сторона, называемая медиатором или посредником, способствует выработке добровольного взаимовыгодного соглашения между конфликтующими сторонами.
Основные принципы медиации:
Добровольность – все решения принимается только по взаимному согласию сторон, каждая сторона в любой момент может отказаться от медиации и прекратить переговоры.
Нейтральность – медиатор сохраняет независимое отношение с каждой из сторон и обеспечивает им равное право участия в переговорах.
Равноправие сторон – им предоставляется одинаковое право высказывать свое мнение, определять повестку переговоров, оценивать приемлемость предложений и условий соглашения и т.д.
Конфиденциальность – все, о чем говорится или что обсуждается в процессе медиации, остается внутри этого процесса. Посредник не имеет права сообщать одной стороне информацию, которую он получил от другой стороны в процессе индивидуальной беседы без специального на это разрешения или просьбы от сообщившего информацию.
Заключение
Вышеизложенное позволяет сделать вывод, что в законодательной базе Республики Казахстан по гражданско-правовой защите прав потребителей нашла отражение тенденция усиления законодательного регулирования отношений, направленных на охрану прав граждан.
Важной гарантией охраны прав потребителей явилось положение закона, в соответствии с которым законодательные акты, затрагивающие права потребителей, не могут ограничивать права или снижать гарантии их защиты по сравнению с установленными этим Законом.
Закон о защите прав потребителей закрепил важнейшие международно-признанные права потребителей. К основным правам потребителей были отнесены: право на надлежащее качество; право на безопасность; право на информацию; право на государственную и общественную защиту прав потребителей, право на объединение в организации потребителей. Кроме того, Закон о защите прав потребителей установил и ряд дополнительных гарантий охраны их прав. К ним, прежде всего, следует отнести: право на получение льгот в сфере, торгового и других видов обслуживания ; право на. Обмен товара надлежащего качества; признание недействительными условий договора, ущемляющих права. потребителей . В Законе о защите прав потребителей основной упор сделан на определение имущественной: ответственности за нарушение прав потребителей и в ocoбенности на возмещение убытков как наиболее полно отвечающее рыночным отношениям. При этом положения Закона опираются на основополагающие принципы гражданского права. На ряду с мерами договорной ответственности Закон содержит ряд норм, регулирующих ответственность за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу потребителей.
В Законе о защите прав потребителей наряду с индивидуальной предусмотрена и коллективная защита прав и интересов потребителей. При этом основной упор сделан на государственную защиту их прав. Наряду с общим судебным порядком разрешения споров между изготовителями (продавцами, исполнителями) и потребителями в Законе определены специальные государственные органы по защите прав потребителей, их компетенция, а также санкции, которые они вправе налагать за нарушение прав потребителей .
Нормы законодательства о защите прав потребителей стали для всех областей сферы обслуживания граждан опорными.
Соотношение Закона о защите прав потребителей с Гражданским Кодексом может быть охарактеризовано следующим образом. Закон о защите прав потребителей, содержит их фундаментальные права, опирается на общие положения гражданского законодательства, а его действие немыслимо без использования таких важнейших гражданско-правовых категорий, как имущественная ответственность, вина, убытки, вред, договор и ряд других
Другими словами, если гражданское законодательство призвано урегулировать товарно-денежные отношения независимо от субъектного состава, то Закон о защите прав потребителей регламентирует специфику этих отношений для потребителей на рынке товаров и услуг. С другой стороны, Закон о защите прав потребителей тесно взаимодействует с актами хозяйственного законодательства установившими требования к деятельности организаций, производящих товары и услуги для населения, качеству потребительских товаров и услуг и т.д.
Таким образом, с принятием Закона о защите прав потребителя в Казахстане начало формироваться законодательство о защите прав потребителей, которое представляют собой специфическое законодательное наслоение над отраслевым законодательством (причем не только над гражданским, но и уголовным, административным и т.д.), основной целью которого является предоставление специфических дополнительных прав потребителям и возложение на их контрагентов дополнительных требований, балансирующих их неравное экономическое положение на рынке. Вместе с тем, очевидно, что с принятием Закона о защите прав потребителей, не могли быть разрешены все вопросы, касавшиеся проблем их защиты в конкретных областях.
C принятием Закона «О защите прав потребителей» в РК начало формироваться потребительское законодательство как специфическая надстройка над отраслевым законодательством (не только гражданским, но и уголовным, административным и т.д.), основной целью которого является предоставление дополнительных гарантий защиты прав потребителей при их взаимодействии с организациями на рынке товаров и услуг и возложение на последних дополнительной ответственности за нарушение этих прав.
Список использованной литературы.
1. Всеобщая декларация прав человека, принятая на 3-ей сессии Генеральной Ассамблеи ООН 10 декабря 1948 г.
2. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН «Руководящие принципы для защиты интересов потребителей» от 9 апреля 1985 г. № 39/248
3. Гражданский кодекс РСФСР от 11 июня 1964 г.
4. Основы законодательства СССР и республик от 31 мая 1991 г. – Ведомости Верховного Совета СССР 1991 г., № 26
5. Закон Казахской Советской Социалистической Республики от 5 июня 1991 года №640-XII «О защите прав потребителей» (с изменениями от 26.06.92 г.)
6. Гражданский кодекс Республики Казахстан от 27 декабря 1994г.
7. Конституция Республики Казахстан от 30 августа 1995 г.
8. Закон Республики Казахстан «О защите прав потребителей» от 4 мая 2010 года № 274-IV ЗРК
9. Аннотация к документу: Закон Республики Казахстан от 4 мая 2010 года № 274-IV «О защите прав потребителей»
10. Журнал «Личные деньги» выпуск №3 март 2010
11. Информационный портал www.zakon.kz
12. Информационный портал www.nomad.su