Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2012 в 19:05, курсовая работа
Защита прав потребителей – понятие, недавно вошедшее в современную жизнь. Работы по ее правовому и организационному выдвинули ее в число основных направлений социально-экономической политики государства. До недавнего времени потребители в Казахстане по существу были бесправны. Производители товаров и услуг, торговля диктовала им свои условия. Ведомственные нормативные акты и инструкции ограничивали права потребителя и не давали им возможности предъявить свои обоснованные претензии.
Сертификация — это процесс подтверждения уполномоченным государственным органом соответствия качества товаров обязательным требованиям стандартов.
Перечни товаров (работ, услуг), подлежащих обязательной сертификации, утверждаются Правительством Республики Казахстан. Товары, подлежащие сертификации, не могут реализовываться без сертификата. Ответственность за наличие сертификата несет продавец.
Еще одной гарантией обеспечения безопасности для жизни, здоровья и имущества потребителя используемых им товаров ( работ, услуг ) является и предусмотренная Законом обязанность изготовителя в не обходимых случаях разработать и указать в сопроводительной документации на товар, на этикетке, маркировкой или иным способом специальные правила использования товара, его хранения, транспортировки и утилизации. Продавец же обязан довести эти правила до сведения потребителя.
Право потребителей на информацию
Одним из основных критериев потребительского выбора является информация. Лишь на основе достоверной и полной информации чело век может выбрать товар (работу, услугу), обладающие необходимыми ему свойствами.
Закон устанавливает общие требования к информации. В соответствии со ст. 10 Закона, потребителю должна быть предоставлена необходимая и достоверная информация о товарах (работах, услугах), об изготовителе (исполнителе, продавце), а также о порядке приобретения товаров (работ, услуг). Потребитель имеет право знать, что именно ему предлагается, кто предлагает и когда он, потребитель, может получить предлагаемое.
Под необходимой информацией понимается, прежде всего, ее полнота.
Поскольку потребитель, как правило, не имеет специальных знаний о приобретаемом товаре (работе, услуге), объем предоставленной информации должен позволить потребителю оценить необходимость приобретения именно этого товара, а также использовать товар по назначению без помощи профессионалов. Закон устанавливает перечень сведений, которые в обязательном порядке должны быть предоставлены потребителю. Условно их можно разделить на две группы:
1.Сведения об изготовителе (исполнителе, продавце).
Из-за нестабильности экономики, которая приводит к быстрому по явлению и исчезновению компаний, предлагающих потребителям те или иные товары (услуги), вопрос о надежности партнера становится одним из важных критериев потребительского выбора. В соответствии с требованиями закона информация об изготовителе (продавце, исполни теле) должна содержать следующие сведения: фирменное наименование организации место нахождения организации. режим работы организации сведения о лицензии.
2. Сведения о товаре (работе, услуге)
Как в прежней, так и в новой редакции закона большое внимание уделено тому, какую информацию о товарах (работах, услугах) изготовитель (продавец, исполнитель) обязаны предоставить потребителю, чтобы обеспечить ему возможность правильного и сознательного выбора. Перечень необходимой информации преследует несколько целей.
Во-первых, он включает информацию, которая подтверждает, что соблюдается базовое право потребителя — право на безопасность [обозначения стандартов, обязательным требованиям которых должны соответствовать товары (работы, услуги), информация о сертификации, сведения о содержании вредных для здоровья веществ в сравнении с обязательными требованиями стандартов, противопоказания при применении, сведения о действиях потребителя по истечении срока годности товара].
Во-вторых, это своего рода защита от заведомо неправильного использования, то есть информация должна помочь потребителю-непрофессионалу понять, для чего данный товар предназначен, что с ним делать и чего делать ни в коем случае нельзя — сведения об основных потребительских свойствах товаров, правила эффективного и безопасного их использования и т.п.
В-третьих, весь перечень обязательной для предоставления информации в целом защищает потребителя от недобросовестности продавца, который путем сокрытия данной информации мог бы вести потреби теля в заблуждение о потребительских свойствах товара и его качестве, то есть повлиять на потребительский выбор нечестным способом. Так, новая редакция закона обязывает продавца предоставить потребителю информацию о том, что продаваемый товар был в употреблении, либо в нем устранялся недостаток.
Поскольку товар (работа, услуга) — это целый комплекс потребительских качеств, которые должны сохраняться и поддерживаться в течение определенного срока, закон возлагает на продавца (изготовителя, исполнителя), кроме информации о товаре, предоставить потребителю сведения об организациях, уполномоченных на принятие претензий от потребителей и осуществляющих ремонт и техническое обслуживание товара (работы).
3. Закон не только предусматривает обязанность продавца (изготовителя, исполнителя) предоставить потребителю информацию о себе и о реализуемых товарах (услугах), но и устанавливает ответственность за нарушение этих обязанностей согласно Ст.12 Закона
Глава III. Проблемы и перспективы защиты прав потребителя в Республики Казахстан
3.1. Защита прав потребителей в развитых странах
Охрана прав потребителей ( consumer''s rightsprotection) - общественное движение и административно-правовая деятельность государства по защите интересов и прав потребителей. Возникло в развитых капиталистических странах в начале 50-годов. Проблема имеет два аспекта: правовой и организационный. В настоящее время сложилось и действует потребительское право (consumer''s law) как самостоятельное направление права, представляющее собой совокупность норм, правил и инструкций, направленных на защиту потребителей на рынке товаров и услуг. Во многих странах существуют специальные законодательства по защите прав потребителей, в некоторых эти функции выполняют статьи гражданских кодексов. Правительственные учреждения, занимающиеся защитой прав потребителей, существуют в большинстве развитых стран. Во Франции таким учреждением является Министерство по делам потребителей, в Великобритании - Ведомство генерального директора по вопросам частной торговли, в США - Федеральная комиссия по торговле. Однако ограниченный характер помощи буржуазного государства индивиду-потребителю заставляет потребителей создавать собственные организации.
В промышленно развитых странах наряду с законами о защите прав потребителя действуют специальные законы и нормативные акты о безопасности технологического оборудования, веществ и материалов, применяемых в производстве. Так, в ФРГ действует Закон о безопасности производственного оборудования (1980 г.), в Швейцарии — Закон о безопасности технических устройств (1978 г.). Законодательно решаются вопросы и об ограничении воздействия на человека таких опасных и вредных производственных факторов, как шум, вибрация, ионизирующие излучения и др. Например, в Японии в 1977 г. принят Закон об ограничении шума, вибрации, распространяющийся на промышленные предприятия; в ФРГ — Закон по защите от опасных веществ (1980 г.) и т. п.
Во всех странах и во все времена существует проблема защиты прав собственника и интересов добросовестного возмездного приобретателя, получившего имущество от неуправомоченного лица. Этот вопрос имеет исключительно важное практическое значение, особенно в настоящее время, поскольку рассматриваемая ситуация - получение имущества добросовестным приобретателем от неуправомоченного лица - является достаточно распространенной.
В ситуации, когда имущество выбывает из владения титульного владельца и переходит в чужое незаконное владение, титульный владелец (posessor justus) вправе истребовать свое имущество по виндикационному иску[6]. В то же время существуют условия, при которых виндикационный иск не может быть удовлетворен. В данном случае речь идет о добросовестности приобретателя, который получил имущество от неуправомоченного лица.
В римском праве эта возможность бесспорно признавалась. Передача вещи переносила право собственности лишь тогда, когда передающий был собственником. В любой другой ситуации "даже добросовестный приобретатель вещи права собственности не получал, и истинный собственник мог отобрать вещь назад при помощи иска о собственности (ubi rem meam invenio, ibi vindico)". Добросовестный приобретатель получал право собственности только по истечении давности.
Но с развитием торгового оборота возросла необходимость в действенной защите прав добросовестного приобретателя. Ведь такой приобретатель мог действовать с необходимой и достаточной осмотрительностью и все же не установить отсутствие правомочий продавца на отчуждение имущества. "Покупщик никогда не мог быть уверен в том, что он стал собственником, что завтра не явится некоторое другое лицо, которое докажет свое право собственности на вещь и отберет ее". Естественно, что данная сложность возникала преимущественно в сфере оборота движимого имущества, где действует презумпция принадлежности права собственности владельцу вещи.
Со временем широкое распространение получил принцип старогерманского права "Hand muss Hand wahren". В соответствии с этим принципом, у добросовестного приобретателя могут быть истребованы только те вещи, которые выбыли из владения собственника помимо воли последнего. В этой ситуации налицо безупречность субъективного поведения и собственника, и приобретателя. Но поскольку последний все же является незаконным, хотя и добросовестным владельцем, предпочтение отдается собственнику. В противном случае собственник может лишь обращаться с иском об убытках к лицу, которому он передал имущество. Подобная схема решения указанного вопроса представляется достаточно обоснованной: ведь собственник знает (по крайней мере, должен знать) своего контрагента. (Старогерманский принцип: искать можно у того, кому доверил.) Как видится, подобное решение данного вопроса способно обеспечить разумный баланс прав собственника и интересов приобретателя.
В Германском гражданском уложении содержалась норма о приобретении добросовестным покупателем права собственности на движимое имущество и, следовательно, невозможности виндикации.
Тем не менее подобное решение вопроса может вступить в логическое противоречие с другими правовыми институтами. В случае получения имущества от неуправомоченного лица приобретение лишено правового основания. Соответственно, сделка может быть признана недействительной. Естественным следствием такого решения является двусторонняя реституция. Однако в случае признания за добросовестным приобретателем права собственности на вещь возникает необходимость в дополнительном правовом регулировании: закон должен разрешить противоречие.
Указанное противоречие исключалось строгим подходом римского права. Однако очевидно, что в настоящее время такой подход явно архаичен, поскольку не соответствует экономическим условиям. Интересы оборота и требования справедливости вынуждают законодателей разных стран установить гарантии для добросовестного приобретателя.
3.2. Пути решения недостатков защиты прав потребителя в Казахстане
В Республики Казахстан история развития потребительского права начинается с переходом Республики на рыночную экономику. Первый Закон «О защите прав потребителей» от 1991г. основывался на Законе СССР «О защите прав потребителей». В настоящее время на территории Казахстана действует новый Закон «О защите прав потребителя» от 4.05.2010г.
Закон о защите прав потребителей должен защищать права потребителей и способствовать активизации гражданского общества для решения социально значимых проблем, а также построению демократии в Казахстане и формированию цивилизованных отношений на рынке товаров и услуг. Для этих целей необходимо внести в законопроект следующие принципиальные понятия и нормы:
1. Дополнить ст. 1 Проекта следующую редакцию «Целями настоящего Закона являются определение правовых, экономических и социальных основ осуществления защиты прав потребителей в Республике Казахстан и механизма защиты прав и законных интересов потребителей, а также формирования цивилизованных отношений на рынке товаров и услуг.»
2. Установить в проекте Закона о защите прав потребителей принцип признания потребителя слабой стороной договора, так как у потребителя ограниченный бюджет по сравнению с продавцом (изготовителем и производителем), он не имеет специальных знаний и навыков для определения качества товаров, услуг и работ. Поскольку признаем потребителя слабой стороной в договоре, то определение потребителя состоит только физического лица.
Дополнить ст. 2 Проекта п. 7 следующего содержания: «признания потребителя слабой стороной договора.»
Изменить п. 16. ст.3 Проекта «потребитель физическое лицо, использующее, приобретающее либо заказывающее товары (работы, услуги) для удовлетворения своих потребностей или для пользования в частном хозяйстве.»
3. Принимая во внимание тенденцию увеличения количества предприятий торгующими товарами бывшем в употреблении, так называемые «second hand» и «stock» магазины, для обеспечения безопасности жизни, здоровья и имущества потребителей необходимо распространения Закона о защите прав потребителей и на эти виды торговли. Для чего исключить исключит из второго абзаца п.1 ст 4 Проекта следующее содержание «… а также на отношения по товарам, бывшим в употреблении.»
4. Грамотный потребитель знающий свои права и обязанности знает и качество жизни, товаров и услуг. Он же формирует и спрос на рынке товаров и услуг. Для повышения потребительской грамотности населения необходимо внести норму, устанавливающий обязательное потребительское образование в школах и ВУЗах для ликвидации безграмотности потребителя.
Дополнить п. 8 ст. 2 Проекта «постоянное повышение потребительской грамотности населения».
Дополнить п. 2 ст. 7 Проекта «4) по повышению потребительской грамотности населения и внедрению обязательного потребительского образования в школах и ВУЗах».
Ст. 9 Проекта изложить в следующей редакции «Право потребителя на доступ к информации в сфере защиты прав потребителей обеспечивается посредствам включения вопросов по основам потребительских знаний в государственные образовательные и профессиональные программы и стандарты, а также по средствам организации системы информирования потребителя о его правах и необходимых действий по защите этих прав.»
5. Права потребителей: