Женская и молодежная безработица в Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2012 в 23:51, курсовая работа

Описание работы

Неотъемлемой чертой рыночной экономики является безработица –временная не занятость экономически активного населения. Достижение низкого уровня безработицы – одна из основных целей макроэкономической политики государства. Экономическая система, создающая дополнительное количество рабочих мест, ставит задачу увеличить количество общественного продукта и тем самым в большей степени удовлетворить материальные потребности населения.

Файлы: 1 файл

курсовая-макро1.doc

— 247.00 Кб (Скачать файл)

            Обеспечено участие и оплачиваемых общественных работах 98 тыс. человек, в том числе 52 тыс. безработных

            Организована временная трудовая занятость в свободное от учебы время для 39 тыс. человек из числа студенческой и учащиеся молодежи

За 2008 год в органах по труду, занятости и социальной защите зарегистрировано в качестве безработных 4,5 тыс. инвалидов, оказано содействие в трудоустройстве 2,6 тыс. инвалидам, в том числе 1,2 тыс. человек трудоустроено в счет брони приема на работу, на профессиональное обучение направлено 463 инвалида. Организована трудовая реабилитация 509 безработных из числа инвалидов, из них 120 инвалидов, или 23,6 % проходили ее в г. Минске.

Финансовая поддержка в виде субсидий и (или) денежных средств оказана 2695 безработным для организации собственного дела (107,4 %). Каждый второй безработный, получивший финансовую поддержку для организации предпринимательской детальности, – женщина.

Для информирования населения о наличии свободных рабочих мест в агропромышленном комплексе республики, в том числе с предоставлением жилья, на Интернет-сайте Министерства создана и постоянно актуализируется автоматизированная информационная система «Общереспубликанский банк вакансий (свободных рабочих мест)».

На новое место жительства и работы (в основном в сельскую местность) при финансовой поддержке органов по труду, занятости и социальной защите переселены, с их согласия, 346 семей безработных. Среди регионов республики наиболее активно ведется работа в Витебской и Минской областях.

Для дополнительного стимулирования граждан, переезжающих на постоянное место жительства и работы в сельскую местность из городов, и частичной компенсации их затрат на переезд увеличен размер денежных выплат с пяти до семи бюджетов прожиточного минимума на безработного. Кроме того, выплачивается один бюджет прожиточного минимума на каждого члена семьи безработного.

Количество семей, переселившихся из города в село, увеличилось с 73 семей в 2007 году до 102 семей в 2008 году.

Реализация вышеперечисленных активных мер содействия занятости населения позволила снизить количество безработных из числа жителей сельской местности с 9143 человек на начало 2008 года до 8029 человек на конец года (на 12 %).

Государственной программой содействия занятости населения на 2009 – 2010 годы определены основные направления и приоритеты деятельности республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций по реализации государственной политики в области обеспечения занятости населения и предусмотрен комплекс мер на 2009 год.

Значимой проблемой является присущая ряду населенных пунктов и районов неразвитость производственной и социальной инфраструктур. Наличие там лишь единичных предприятий крайне ограничивает для местного населения возможности в сфере приложения труда. Так, на протяжении многих лет сохраняются напряженная ситуация с обеспечением занятости населения и повышенный уровень безработицы в населенных пунктах: Ганцевичи, Иваново, Микашевичи Брестской области; Поставы Витебской области; Василевичи, г.п. Октябрьский Гомельской области; г.п. Уручье Минской области и другие.

В 2008 году в развитие малых и средних городских поселений инвестировано 4660 млрд.руб., там создано 31 тыс. рабочих мест, из них 7,7 тыс. – в малых городах с наиболее сложным положением в сфере занятости. В результате за прошлый год улучшилась и стабилизировалась ситуация с трудоустройством в 166 малых городах республики, численность безработных в них снизилась на 2,9 тыс.чел. или на 27%.

В прошлом году за счет всех источников финансирования на селе создано более 19 тыс. рабочих мест, трудоустроено 27 тыс. безработных, оказана финансовая поддержка в организации собственного дела 371 безработному.

В условиях мирового финансово-экономического кризиса резкое снижение потребительского спроса и спад производства в России и других государствах – наших торговых партнерах, взаимная задолженность по платежам, разбалансированность мировых цен и валютных курсов сказались на ухудшении условий работы белорусских экспортно-ориентированных предприятий. Отдельные производства вынуждены были перейти на сокращение графика работы.

Вместе с тем в республике не ожидается массовых увольнений работников. Ситуация с занятостью населения находится на постоянном контроле Главы государства и Правительства.

Результаты еженедельного мониторинга обращений граждан в органы по труду, занятости и социальной защите, а также их регистрации в качестве безработных показывают, что текущая ситуация с безработицей в стране не выходят за рамки штатной и не требует принятия дополнительных мер.

Руководством республики принят план антикризисных мер и осуществляются шаги по модернизации и либерализации экономики. Каждое предприятие, допускающее неполную занятость, должно использовать весь арсенал имеющихся возможностей по стабилизации финансово-экономической ситуации и возвращению к нормальному режиму работы, в том числе с использованием государственной поддержки.

Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 гг. предусмотрела реализация системы мер по созданию благоприятных условий для обеспечения занятости населения путем:

o        Повышения инвестиционной активности, обновления и улучшения структуры рабочих мест

o        Достижения сбалансированности спроса и предложения рабочей силы

o        Стимулирование развития самозанятости населения, расширения его деловой и предпринимательской инициативы

o        Содействия профессиональной ориентации молодежи в выборе профессии и получении ею профессионального образования

o        Усиления социальной защиты граждан от безработицы, смягчения и минимизации ее негативных социально-экономических последствий

Программой установлено, что регистрируемая безработица в текущем пятилетнем периоде в республике не должна превышать 1,5-2% при повышении уровня занятости населения на 10%

Показатель регистрируемой безработицы, достигший максимального значения- ;%- в 1996 году, снизился до 2,1% в 2000-м, 1% - в 207 –м и 0,8% -в 2008 году.

В республике Беларусь один из самых низких среди всех страна уровень регистрируемой безработицы.

 

Уровень безработицы в странах мира,
в % к экономически активному населению

Государства СНГ (данные на конец ноября 2008 г.)

Другие государства (данные на конец 2007 г.)

Азербайджанская республика

1,0

Австралия

4,4

Республика Армения

6,2

Республика Болгария

6,9

Республика Беларусь

0,8

Германия

8,3

Республика Казахстан

0,7

Государство Израиль

7,3

Кыргызская Республика

3,0

Латвийская Республика

6,0

Республика Молдова

1,3

Литовская Республика

4,3

Российская Федерация

1,7

Республика Польша

11,2

Украина

3,1

Словакия

11,5

 

 

Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии

5,5

 

 

США

4,6

 

 

Франция

8,4

 

 

Чешская Республика

6,5

 

 

Эстонская Республика

4,7

 

 

Япония

3,8


 

Средний размер пособия на одного безработного в декабре 2008 года составил 45,4 тыс.руб.

К основным проблемам обеспечения занятости населения

относятся:

      Снижение безработицы среди групп населения, наиболее уязвимых на рынке труда, и усиление мер по их государственной поддержке

      Создание условий для эффективной занятости жителей проблемных населенных пунктов и регионов

      Достижение соответствия профессионально-квалифицированного состава работников потребности развития национальной экономики

      Повышение территориальной мобильности рабочей силы.

Одной из ключевых задача является содействие в трудоустройстве граждан, не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда и особо нуждающихся в социальной защите: молодежи, инвалидов, лиц из числа детей-сирот, родителей в многодетных и неполных семьях, граждан, освободившихся из учреждений уголовно-исполнительной системы МВД.

Данным категориям населения государство гарантирует занятость путем создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций (включая организации для труда инвалидов), установления брони для приема на работу, организации обучения по специальным программам.

За последние годы при сокращении общей численности безработных в их составе вырос удельный вес лиц, нуждающихся в дополнительных гарантиях занятости, который достиг 24%.

В республике уделяется повышенное внимание социально-психологической и трудовой реабилитации длительно неработающих граждан. Государственная служба занятости организует для них психологическую поддержку и обучение приемам активного поиска работы. Они получают направление на профессиональную подготовку и переобучение преимущественно по конкретным заявкам нанимателей с гарантией последующего трудоустройства. Для этой категории безработных организуются также временные оплачиваемые общественные работы. Ежегодно проводятся информационные мероприятия – «Ярмарка вакансий», «День предприятия» и др.

В 2008 году в оплачиваемых общественных работах приняли участие 52,4 тыс.безработных.

Одной из существенных проблем в сфере занятости населения является структурный и территориальный дисбаланс спроса и предложения рабочей силы.

За последние годы на национальном рынке труда сложилась ситуация, когда спрос на работников и количество имеющихся вакансий превысили численность безработных. Но при этом почти 77% имевшихся вакансий связаны с рабочими профессиями. Такое положение дел кардинально не меняется на протяжении ряда лет.

Для обеспечения количественного и качественного соответствия между предложением кадров и спросом на них служба занятости совместно с органами образования, отраслевыми министерствами и местной властью должны осуществлять постоянный мониторинг ситуации на рынке труда, прогнозировать возможные изменения потребностей в специалистах в обозримом будущем.

По прогнозам Международного исследовательского центра The Economist Intelligence Unit (Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии), в ближайшие 15 лет:

В развитых странах будут наблюдаться дальнейшее старение населения и повышение значимости роли женского труда в экономике;

Более востребованными на рынке труда станут работники с развитыми творческими способностями.

Ожидается, что к 2020 году наступит настоящая борьба за талантливые кадры, легко адаптирующиеся к быстро меняющимся условиям, умеющие адекватно реагировать на поставленные задачи и принимать оптимальные решения. Среди наиболее востребованных профессий будущего называют специалистов IT-технологий, работников в сфере финансов и медицины.

В Беларуси сохраняются определенные различия в состоянии и возможностях региональных рынков труда. Так, на конец 2008 г. в целом по республике на 1 безработного условно приходилось 1,36 вакантных рабочих места, в г.Минске – 4,6, а в Витебской области – только 0,8. Особо значимую проблему составляет присущая ряду населенных пунктов и районов неразвитость производственной и социальной инфраструктур. Наличие там лишь там лишь единичных предприятий ограничивает для местного населения возможности и сферу приложения труда.

Так, на конец 2008 г. из 118 районов и 12 городов областного подчинения в 85-ти уровень безработицы был ниже 1%, в 37-ми – 1,1%-1,5%, в 6-ти – 1,6%-2%, в 2-х – более 2%.

Возможности обеспечения и эффективность занятости в каждой стране в той или иной степени зависят от экономической ситуации в других государствах, особенно в государствах-партнерах. Поэтому глобальный финансово-экономический кризис отразился и на положении дел на отдельных предприятиях и общем экономическом климате в республик.

Более 60% объема производимой белорусскими предприятиями продукции ориентировано на экспорт. Многие из них работают с импортным сырьем и материалами. Республика импортирует значительную часть товаров производственного и потребительского назначения. Тем самым на условиях деятельности отечественных товаропроизводителей сказываются изменения объемов торговых оборотов с внешними партнерами, а также изменения цен на экспортируемую и импортируемую продукцию, курсов валют.

Современный мировой кризис начался как финансовый – с краха системы ипотечного кредитования в США. Проблемы на финансовых рынках повлекли за собой сбои в реальном секторе мировой экономики.

Информация о работе Женская и молодежная безработица в Республики Беларусь