Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2012 в 23:51, курсовая работа
Неотъемлемой чертой рыночной экономики является безработица –временная не занятость экономически активного населения. Достижение низкого уровня безработицы – одна из основных целей макроэкономической политики государства. Экономическая система, создающая дополнительное количество рабочих мест, ставит задачу увеличить количество общественного продукта и тем самым в большей степени удовлетворить материальные потребности населения.
Обеспечено участие и оплачиваемых общественных работах 98 тыс. человек, в том числе 52 тыс. безработных
Организована временная трудовая занятость в свободное от учебы время для 39 тыс. человек из числа студенческой и учащиеся молодежи
За 2008 год в органах по труду, занятости и социальной защите зарегистрировано в качестве безработных 4,5 тыс. инвалидов, оказано содействие в трудоустройстве 2,6 тыс. инвалидам, в том числе 1,2 тыс. человек трудоустроено в счет брони приема на работу, на профессиональное обучение направлено 463 инвалида. Организована трудовая реабилитация 509 безработных из числа инвалидов, из них 120 инвалидов, или 23,6 % проходили ее в г. Минске.
Финансовая поддержка в виде субсидий и (или) денежных средств оказана 2695 безработным для организации собственного дела (107,4 %). Каждый второй безработный, получивший финансовую поддержку для организации предпринимательской детальности, – женщина.
Для информирования населения о наличии свободных рабочих мест в агропромышленном комплексе республики, в том числе с предоставлением жилья, на Интернет-сайте Министерства создана и постоянно актуализируется автоматизированная информационная система «Общереспубликанский банк вакансий (свободных рабочих мест)».
На новое место жительства и работы (в основном в сельскую местность) при финансовой поддержке органов по труду, занятости и социальной защите переселены, с их согласия, 346 семей безработных. Среди регионов республики наиболее активно ведется работа в Витебской и Минской областях.
Для дополнительного стимулирования граждан, переезжающих на постоянное место жительства и работы в сельскую местность из городов, и частичной компенсации их затрат на переезд увеличен размер денежных выплат с пяти до семи бюджетов прожиточного минимума на безработного. Кроме того, выплачивается один бюджет прожиточного минимума на каждого члена семьи безработного.
Количество семей, переселившихся из города в село, увеличилось с 73 семей в 2007 году до 102 семей в 2008 году.
Реализация вышеперечисленных активных мер содействия занятости населения позволила снизить количество безработных из числа жителей сельской местности с 9143 человек на начало 2008 года до 8029 человек на конец года (на 12 %).
Государственной программой содействия занятости населения на 2009 – 2010 годы определены основные направления и приоритеты деятельности республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций по реализации государственной политики в области обеспечения занятости населения и предусмотрен комплекс мер на 2009 год.
Значимой проблемой является присущая ряду населенных пунктов и районов неразвитость производственной и социальной инфраструктур. Наличие там лишь единичных предприятий крайне ограничивает для местного населения возможности в сфере приложения труда. Так, на протяжении многих лет сохраняются напряженная ситуация с обеспечением занятости населения и повышенный уровень безработицы в населенных пунктах: Ганцевичи, Иваново, Микашевичи Брестской области; Поставы Витебской области; Василевичи, г.п. Октябрьский Гомельской области; г.п. Уручье Минской области и другие.
В 2008 году в развитие малых и средних городских поселений инвестировано 4660 млрд.руб., там создано 31 тыс. рабочих мест, из них 7,7 тыс. – в малых городах с наиболее сложным положением в сфере занятости. В результате за прошлый год улучшилась и стабилизировалась ситуация с трудоустройством в 166 малых городах республики, численность безработных в них снизилась на 2,9 тыс.чел. или на 27%.
В прошлом году за счет всех источников финансирования на селе создано более 19 тыс. рабочих мест, трудоустроено 27 тыс. безработных, оказана финансовая поддержка в организации собственного дела 371 безработному.
В условиях мирового финансово-экономического кризиса резкое снижение потребительского спроса и спад производства в России и других государствах – наших торговых партнерах, взаимная задолженность по платежам, разбалансированность мировых цен и валютных курсов сказались на ухудшении условий работы белорусских экспортно-ориентированных предприятий. Отдельные производства вынуждены были перейти на сокращение графика работы.
Вместе с тем в республике не ожидается массовых увольнений работников. Ситуация с занятостью населения находится на постоянном контроле Главы государства и Правительства.
Результаты еженедельного мониторинга обращений граждан в органы по труду, занятости и социальной защите, а также их регистрации в качестве безработных показывают, что текущая ситуация с безработицей в стране не выходят за рамки штатной и не требует принятия дополнительных мер.
Руководством республики принят план антикризисных мер и осуществляются шаги по модернизации и либерализации экономики. Каждое предприятие, допускающее неполную занятость, должно использовать весь арсенал имеющихся возможностей по стабилизации финансово-экономической ситуации и возвращению к нормальному режиму работы, в том числе с использованием государственной поддержки.
Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 гг. предусмотрела реализация системы мер по созданию благоприятных условий для обеспечения занятости населения путем:
o Повышения инвестиционной активности, обновления и улучшения структуры рабочих мест
o Достижения сбалансированности спроса и предложения рабочей силы
o Стимулирование развития самозанятости населения, расширения его деловой и предпринимательской инициативы
o Содействия профессиональной ориентации молодежи в выборе профессии и получении ею профессионального образования
o Усиления социальной защиты граждан от безработицы, смягчения и минимизации ее негативных социально-экономических последствий
Программой установлено, что регистрируемая безработица в текущем пятилетнем периоде в республике не должна превышать 1,5-2% при повышении уровня занятости населения на 10%
Показатель регистрируемой безработицы, достигший максимального значения- ;%- в 1996 году, снизился до 2,1% в 2000-м, 1% - в 207 –м и 0,8% -в 2008 году.
В республике Беларусь один из самых низких среди всех страна уровень регистрируемой безработицы.
Уровень безработицы в странах мира,
в % к экономически активному населению
Государства СНГ (данные на конец ноября 2008 г.) | Другие государства (данные на конец 2007 г.) | ||
Азербайджанская республика | 1,0 | Австралия | 4,4 |
Республика Армения | 6,2 | Республика Болгария | 6,9 |
Республика Беларусь | 0,8 | Германия | 8,3 |
Республика Казахстан | 0,7 | Государство Израиль | 7,3 |
Кыргызская Республика | 3,0 | Латвийская Республика | 6,0 |
Республика Молдова | 1,3 | Литовская Республика | 4,3 |
Российская Федерация | 1,7 | Республика Польша | 11,2 |
Украина | 3,1 | Словакия | 11,5 |
|
| Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии | 5,5 |
|
| США | 4,6 |
|
| Франция | 8,4 |
|
| Чешская Республика | 6,5 |
|
| Эстонская Республика | 4,7 |
|
| Япония | 3,8 |
Средний размер пособия на одного безработного в декабре 2008 года составил 45,4 тыс.руб.
К основным проблемам обеспечения занятости населения
относятся:
Снижение безработицы среди групп населения, наиболее уязвимых на рынке труда, и усиление мер по их государственной поддержке
Создание условий для эффективной занятости жителей проблемных населенных пунктов и регионов
Достижение соответствия профессионально-
Повышение территориальной мобильности рабочей силы.
Одной из ключевых задача является содействие в трудоустройстве граждан, не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда и особо нуждающихся в социальной защите: молодежи, инвалидов, лиц из числа детей-сирот, родителей в многодетных и неполных семьях, граждан, освободившихся из учреждений уголовно-исполнительной системы МВД.
Данным категориям населения государство гарантирует занятость путем создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций (включая организации для труда инвалидов), установления брони для приема на работу, организации обучения по специальным программам.
За последние годы при сокращении общей численности безработных в их составе вырос удельный вес лиц, нуждающихся в дополнительных гарантиях занятости, который достиг 24%.
В республике уделяется повышенное внимание социально-психологической и трудовой реабилитации длительно неработающих граждан. Государственная служба занятости организует для них психологическую поддержку и обучение приемам активного поиска работы. Они получают направление на профессиональную подготовку и переобучение преимущественно по конкретным заявкам нанимателей с гарантией последующего трудоустройства. Для этой категории безработных организуются также временные оплачиваемые общественные работы. Ежегодно проводятся информационные мероприятия – «Ярмарка вакансий», «День предприятия» и др.
В 2008 году в оплачиваемых общественных работах приняли участие 52,4 тыс.безработных.
Одной из существенных проблем в сфере занятости населения является структурный и территориальный дисбаланс спроса и предложения рабочей силы.
За последние годы на национальном рынке труда сложилась ситуация, когда спрос на работников и количество имеющихся вакансий превысили численность безработных. Но при этом почти 77% имевшихся вакансий связаны с рабочими профессиями. Такое положение дел кардинально не меняется на протяжении ряда лет.
Для обеспечения количественного и качественного соответствия между предложением кадров и спросом на них служба занятости совместно с органами образования, отраслевыми министерствами и местной властью должны осуществлять постоянный мониторинг ситуации на рынке труда, прогнозировать возможные изменения потребностей в специалистах в обозримом будущем.
По прогнозам Международного исследовательского центра The Economist Intelligence Unit (Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии), в ближайшие 15 лет:
В развитых странах будут наблюдаться дальнейшее старение населения и повышение значимости роли женского труда в экономике;
Более востребованными на рынке труда станут работники с развитыми творческими способностями.
Ожидается, что к 2020 году наступит настоящая борьба за талантливые кадры, легко адаптирующиеся к быстро меняющимся условиям, умеющие адекватно реагировать на поставленные задачи и принимать оптимальные решения. Среди наиболее востребованных профессий будущего называют специалистов IT-технологий, работников в сфере финансов и медицины.
В Беларуси сохраняются определенные различия в состоянии и возможностях региональных рынков труда. Так, на конец 2008 г. в целом по республике на 1 безработного условно приходилось 1,36 вакантных рабочих места, в г.Минске – 4,6, а в Витебской области – только 0,8. Особо значимую проблему составляет присущая ряду населенных пунктов и районов неразвитость производственной и социальной инфраструктур. Наличие там лишь там лишь единичных предприятий ограничивает для местного населения возможности и сферу приложения труда.
Так, на конец 2008 г. из 118 районов и 12 городов областного подчинения в 85-ти уровень безработицы был ниже 1%, в 37-ми – 1,1%-1,5%, в 6-ти – 1,6%-2%, в 2-х – более 2%.
Возможности обеспечения и эффективность занятости в каждой стране в той или иной степени зависят от экономической ситуации в других государствах, особенно в государствах-партнерах. Поэтому глобальный финансово-экономический кризис отразился и на положении дел на отдельных предприятиях и общем экономическом климате в республик.
Более 60% объема производимой белорусскими предприятиями продукции ориентировано на экспорт. Многие из них работают с импортным сырьем и материалами. Республика импортирует значительную часть товаров производственного и потребительского назначения. Тем самым на условиях деятельности отечественных товаропроизводителей сказываются изменения объемов торговых оборотов с внешними партнерами, а также изменения цен на экспортируемую и импортируемую продукцию, курсов валют.
Современный мировой кризис начался как финансовый – с краха системы ипотечного кредитования в США. Проблемы на финансовых рынках повлекли за собой сбои в реальном секторе мировой экономики.
Информация о работе Женская и молодежная безработица в Республики Беларусь