Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2012 в 23:51, курсовая работа
Неотъемлемой чертой рыночной экономики является безработица –временная не занятость экономически активного населения. Достижение низкого уровня безработицы – одна из основных целей макроэкономической политики государства. Экономическая система, создающая дополнительное количество рабочих мест, ставит задачу увеличить количество общественного продукта и тем самым в большей степени удовлетворить материальные потребности населения.
В период 2002-2007 годов государственная политика занятости предусматривала комплекс мер, направленных на повышение роли женщин в общественной жизни, стимулирование их профессиональной деятельности, создание условий для совмещения трудовой деятельности с выполнением семейных обязанностей. Важными направлениями деятельности являются профессиональная подготовка и переподготовка к4адров, создание новых рабочих мест и развитие системы общественных работ, в которых будет учитываться гендерный аспект. Сферами в значительной степени женской занятости становятся возрождающиеся отрасли легкой и пищевой промышленности, развитие сети некоммерческих организаций по оказанию социальных услуг, новые рабочие места в сфере социального обслуживания.
Для трудоустройства слабо защищенных категорий граждан, в первую очередь одиноких и многодетных женщин, воспитывающих несовершенных детей, детей-инвалидов, в Беларуси широко применяется квотирование рабочих мест.
В целях ориентации женщин на активный поиск работы, ознакомления их с ситуацией на рынке труда и тенденциями ее развития центрами занятости повсеместно проводятся «Ярмарки вакансий», «Ярмарки специалистов», «Дни открытых дверей предприятий».
Ежегодно увеличиваются объемы средств, направляемых на создание рабочих мест, на которых большей частью трудоустраиваются женщины.
Наиболее действенной мерой, направленной на смягчение социальных последствий безработицы, является обучение безработных женщин новым профессиям, пользующимся спросом на рынке труда, в том числе дающим возможность организации своего бизнеса. После прохождения профессионального обучения показатель трудоустройства женщин значительно повышается. Активнее стала проводиться работа по организации профессиональной подготовки женщин с гарантированным трудоустройством.
В стратегиях, направленных на смягчение проблемы женской безработицы, борьбу с бедностью, расширение экономических возможностей женщин, одними из важнейших направлений являются самозанятость и предпринимательство.
Гражданам, в том числе и женщинам, обратившимся в органы государственной службы занятости населения за содействием в организации индивидуальной предпринимательской деятельности, оказывается консультационная, методическая, правовая и финансовая помощь. Безработным может быть выделена (на договорной основе) субсидия в размере 7 бюджетов прожиточного минимума, а также ссуда (выдается на возвратной и бес%ной основе). Ссуда в размере 45 бюджетов прожиточного минимума может быть выделена на срок до 18 месяцев, при организации производства и переработке сельскохозяйственной продукции – на срок до 30 месяцев в размере 90-кратной величины бюджета прожиточного минимума.
Кроме того, предусмотрена компенсация фактических расходов, связанных с оформлением документов (в пределах четырехкратной величины бюджета прожиточного минимуму).
В соответствии с государственной программой занятости в течение 2007 года оказано финансовое содействие в организации предпринимательской деятельности 1,3тыс. женщинам (45,7% от общего количества получивших ссуды и субсидии).
Сложной остается ситуация с занятостью женщин в неблагоприятных условиях труда. В условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, работают 445 тыс. человек, в том числе 133,4 тыс. женщин (или 30% от общей численности занятых на рабочих местах, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам). Наибольшее количество женщин заняты в химической и нефтехимической промышленности (46.,7%), лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной (38,4%), в мукомольно-крупяной и комбикормовой (034,2%). К наиболее распространенным неблагоприятным производственным факторам относятся повышенный уровень шума, запыленность и загазованность воздуха рабочей силы.
В с целью охраны труда женщин постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26 мая 200 года № 765 утвержден Список тяжелых работ и работ с вредными условиями труда, на которых запрещается применения труда женщин.
Важную роль в обеспечении равных прав и создании равных возможностей для мужчин и женщин играет паритет в заработной плате. Усредненный по стране разрыв в заработной плате мужчин и женщин сократился. В 2007 году соотношение заработной платы женщин и мужчин составило 78,4%.
Одним из направлений социальной защиты Республики Беларусь является пенсионное обеспечение. В стране пенсии получают 1,7 млн.женщин (67,5% от общей численности пенсионеров).
Для женщин в сравнении с мужчинами предусмотрен более ранний выход на пенсию по возрасту при требовании стажа работы меньшей продолжительности: женщины имеют право на указанную пенсию по достижении 55 лет и при стаже работы не менее 20 лет ( в том числе не менее 5 лет с уплатой страховых взносов).выход на пенсию в более раннем возрасте также обуславливается тяжестью, вредностью или спецификой выполняемой работы. При этом в законодательстве содержится ряд пенсионных льгот, предусмотренных только для женщин.
Средний размер пенсии по возрасту у женщин несколько ниже, чем у мужчин ( в мае 2008 года составляет 356,4тыс. и 393,6 тыс. руб. соответственно), что обуславливается, в основном, величиной получаемой заработной платы.
Пенсии в связи с особыми условиями труда получают 127022 женщины; средний размер указанных пенсий на 4,3 % выше средней пенсии по возрасту по стране и составляет 382,5 тыс.руб.
В Беларуси уровень безработицы, рассчитанный по методологии Междунродной организации труда достигает 4,8% от экономически активного населения, сообщается в «Экономическом бюллетене», который выпускает научно-исследовательский экономический институт Минэкономики.
По оценке специалистов, в Беларуси уровень общей безработицы, рассчитанный по методологии МОТ превышает официально регистрируемый показатель в 5-6- раз и достигает 4,8% от экономически активного населения, - сказано в публикации.
Для получения более достоверных данных о незарегистрированных безработных необходимо по опыту России и других стран проводить ежеквартальное выборочные обследования домашних хозяйств по проблемам занятости в соответствии с методологией МОТ.
По их мнению, мотивация незанятых граждан к официальной регистрации снижается из-за предложения в большинстве случаев низкооплачиваемых рабочих мест и низкого размера пособия по безработице (в декабре 2008 года- 45 тыс.руб)
Между тем, они отмечают, что большинство незарегистрированных безработных, как правило, занимаются нелегальной трудовой деятельностью, в том числе за рубежом. По оценке численность внешних трудовых мигрантов, большинство которых работает в России, достигает более 200 тыс.чел.
Ее авторы также считают, что проблемой является сохранение в значительных масштабах неформальной занятости. Так, по оценке, в неформальном секторе экономики занято около 400 тыс.чел. И в нынешней ситуации основной мотивацией к неформальной деятельности является не только поиск гражданами более высоких доходов, но главным образом невозможность легального трудоустройства.
По их прогнозу, более трети занятых в неформальном секторе экономики в условиях нарастания мирового кризиса могут выйти на официальный рынок труда, усилив ее напряженность.
Напряженность на рынке труда в Беларуси может вырасти и в связи с прогнозируемым возвращением трудовых мигрантов из-за предпринимаемых европейскими странами и Россией антикризисных мер, в частности, сокращения миграционной квоты.
По данным Белстата, официально зарегистрированная безработица на конец января 2009 года состаивла 40,6 тыс.чел. или 0,9% от экономически активного населения Беларуси.
В 2008 году в экономике было занято 4520,7 тыс.чел.,что на 0,6 % больше, чем в 2007 году.
Между тем, в Беларуси растет неполная занятость. Так, в декабре 2008 года во сранвению с ноябрем численность работников, переведенных на работу с непонлной рабочей неделей (днем), увеличилась в 2,4 раза до 40 тыс.чел., а численность работников, которым были предоставлены отпуска по инициативе нанимателя, увеличилась в 3,6 раза и составила в декбаре 51,1 тыс.чел.
Всего в 2008 году в режиме неполной занятости работали 140,9 тыс.чел. *4% среднемесячной численности).
По официальным данным, в экономике нашей страны работают 4,5 млн. человек. Безработными зарегистрированы всего 40,6 тысячи человек — 0,9 % от всего занятого населения. Цифра достаточно оптимистичная. Однако для вдумчивого эксперта не очень убедительная. Особенно на фоне данных о безработице в соседних странах. В Российской Федерации количество безработных достигло 6,1 млн. человек. Или 8,1 % экономически активного населения. В Украине — 900,6 тысячи человек — 3,2 %. Экономическая ситуация в соседних странах непосредственно влияет на Беларусь. Но почему тогда у соседей безработица исчисляется в миллионах человек, а у нас — в тысячах?
Объяснение простое. За рубежом уровень безработицы определяется по методологии Международной организации труда. Согласно ее стандартам, к безработным относятся лица старше 16 лет, одновременно соответствующие трем критериям: не имеют работы (или другого доходного занятия), занимаются поиском работы (самостоятельно или с помощью служб занятости), а также готовы приступить к работе в течение ближайшего времени. В Беларуси же уровень безработицы официально оценивается исходя из числа обратившихся в службы занятости и зарегистрировавшихся. То есть если уволенный работник не пошел в службу занятости, то он безработным официально не считается.
В службы занятости обращаются далеко не все граждане, потерявшие работу. Некоторые из них предпочитают искать себе занятие самостоятельно. Многих не устраивает размер пособия по безработице. В самом деле, средний его размер в январе составил 47,6 тысячи рублей. Это значит, что безработный может тратить в день примерно полторы тысячи. Чуть больше полудоллара. В эту сумму должны входить расходы на питание, одежду, проезд, оплату жилищно-коммунальных услуг и т. д. Разве этого достаточно при современных ценах?
Из-за относительно небольшого размера пособия уволенные работники не спешат регистрироваться в качестве безработных. От этого шага удерживает и то, что их могут обязать трудиться на общественных работах на менее 22 рабочих дней. В итоге наличие незарегистрированных в службах занятости граждан дает уровень безработицы менее одного %.
Размышляя о причинах установления такой величины пособия по безработице, неизбежно приходишь к выводу, что это было сделано для предотвращения увольнения работников с предприятий. Ведь в условиях стабильного экономического роста в стране было достаточно рабочих мест. Могла не устраивать заработная плата, но она все равно была выше пособия. На заседании Национального совета по трудовым и социальным вопросам министр труда и социальной защиты В.Потупчик сказал, что "повышение пособия по безработице (ранее речь шла о том, чтобы поднять его до размера бюджета прожиточного минимума. — Прим. авт.) приведет к тому, что большое количество работников может оказаться за воротами предприятий. Что лучше: чтобы работники получали невысокую, но стабильную и гарантированную зарплату или чтобы они пришли на биржу труда за повышенным пособием?"
Слов нет, хорошо, если предприятия могут сохранить свои кадры в нынешние непростые времена. И работникам предпочтительнее сохранять свое место на предприятии даже при неполной занятости. Во-первых, у них есть работа и сам этот факт повышает самооценку людей. Во-вторых, они понимают, что в перспективе ситуация может поменяться к лучшему и заработки увеличатся. Да и сейчас средняя зарплата не так уж и мала: в декабре прошлого года — 1.000.002 рубля. В I квартале текущего года она может несколько снизиться. Однако понятно, что пособие по безработице в размере бюджета прожиточного минимума (сегодня 234,4 тыс. рублей) покажется суммой, из-за которой кто-то по собственной инициативе решит уволиться. А если какой-то работник получает меньше, то он наверняка предприятию не нужен. Поскольку в белорусских условиях всегда найдется источник для выплаты заработной платы.
Министерство финансов наверняка возразит: увеличение пособия по безработице до минимального прожиточного уровня увеличит нагрузку на бюджет, а это недопустимо. Однако возможны варианты. Например, часть пособия по безработице может выдаваться хотя бы талонами на покупку белорусских товаров (тем самым будет стимулироваться еще и сбыт) или перечисляться целевым назначением на оплату жилищно-коммунальных услуг (что позволит снизить бюджетную поддержку этой сферы).
Нужно признать, что не все предприятия смогут полностью сохранить свои кадры. В этом случае увольняемые работники должны видеть свои перспективы. Во-первых, получаемые ими пособия должны обеспечить их хотя бы минимально достаточными ресурсами. Во-вторых, таких работников нужно заранее готовить к смене профессии. Переподготовку желательно начинать еще до увольнения. При этом необходимо готовить такие программы переподготовки кадров, которые бы ориентировали работников на получение специальностей, востребованных в перспективе. Добиться этого чрезвычайно сложно, но можно.
Мировой экономический кризис серьезно изменит систему мирохозяйственных связей. И уже сейчас нужно определять место Беларуси в новой системе международного разделения труда, выделять сферы деятельности, на которых будет специализироваться наша страна. Уже достаточно очевидно, что в стране необходимо опережающее развитие инновационной деятельности, строительства, сферы услуг (в том числе туризма) и т. д. И под эти специализации пора активнее переучивать кадры из менее перспективных отраслей.
Беларуси наблюдается тенденция снижения безработицы среди женщин и молодежи
Третий комитет 63-й сессии Генеральной Ассамблеи приступил к обсуждению вопросов социального развития. Выступая перед членами комитета, заместитель Постоянного представителя Республики Беларусь при ООН Сергей Рачков привлек внимание к усилиям правительства его страны, направленным на ликвидацию бедности, сокращение уровня безработицы, обеспечение прав женщин, детей, пенсионеров и инвалидов.
Информация о работе Женская и молодежная безработица в Республики Беларусь