Классификации способов словообразования современного русского языка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2014 в 18:05, реферат

Описание работы

Цель – проанализировать работы современных исследователей по данной теме.
Задачи:
- рассмотреть различные классификации способов словообразования современного русского языка;
- выявить наиболее продуктивные словообразовательные типы.

Содержание работы

Введение...................................................................................................................3
Глава 1. Классификации способов словообразования современного русского языка …………………………………….. …………………………………...……..6
1.1. Классификация способов словообразования В.В. Виноградова ……...6
1.2. Классификация способов словообразования П.А. Леканта …………..9
Глава 2. Наиболее продуктивные словообразовательные типы ………………14
Заключение………………………………………….……………………….….......21
Список использованной литературы……………………………………....….......24

Файлы: 1 файл

aktualnye_voprosy_slovoobrazovania_v_srya.docx

— 51.46 Кб (Скачать файл)

 

 

Содержание

Введение...................................................................................................................3                                                                                                    

Глава   1. Классификации способов словообразования современного русского языка …………………………………….. …………………………………...……..6                                                                                          

          1.1. Классификация способов словообразования В.В. Виноградова ……...6

          1.2. Классификация способов словообразования П.А. Леканта …………..9

Глава   2. Наиболее продуктивные словообразовательные типы ………………14

Заключение………………………………………….……………………….….......21

Список использованной литературы……………………………………....….......24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Словообразование как особый раздел языкознания стало складываться в 40-50-е годы нашего века, прежде всего благодаря трудам В.В. Виноградова, Г.О. Винокура, А.И. Смирницкого. Уже в те годы начали разрабатываться некоторые важные проблемы общей теории синхронного словообразования: место словообразования в ряду лингвистических дисциплин, проблемы членимости слова, принципы установления отношений синхронной производности, своеобразие семантики и строения производных слов разных частей речи.

Традиционно словообразование изучали в составе морфологии. В.А. Богородицкий (1857-1941) определил морфологию как учение о частях речи в отношении словообразования и словоизменения.

Морфологию и словообразование объединяет то, что средством выражения в них являются морфемы. Кроме того, по морфеме можно узнать, к какой части речи относится слово, в состав которого она входит. Сходны по сути словообразовательное и грамматическое значения слова: оно принадлежит не одной единице, а многим. Например, в словах чита-тель, води-тель, писа-тель и др. суффикс - тель имеет значение «лицо, которое совершает действие, названное мотивирующим глаголом». Однако, между названными значениями есть и существенное различие, которое было подмечено В.В. Виноградовым. Он писал: «Степень обобщенности словообразовательного значения никогда в русском языке не достигает степени абстракции соответствующей грамматической категории». (Виноградов, 1975 )

В.В. Виноградов определил границу между морфологией и словообразованием следующим образом: различие между разделами заключается в том, что в морфологии изучается формообразование, а в словообразовании - образование слов. С ним согласен Л.В. Щерба, который говорил, что с одной стороны рассматриваются формы слова, с другой - производные слова. Но здесь имеется много спорных вопросов. В частности, Ф.Ф. Фортунатов считал, что такая морфологическая категория, как категория числа должна относиться к словообразованию, а не к морфологии, потому что лексическое значение слов единственного и множественного числа значительно отличаются друг от друга.

В результате исследований в области словообразования в начале XX в. А.М. Шахматов счёл возможным выделить словообразование в отдельный раздел языкознания. Это повлекло за собой необходимость ответа на вопрос, куда следует отнести словообразование: к грамматике или к лексикологии. Вывести словообразование из состава грамматики Шахматов не решился. Границы словообразования как отдельного раздела так и не были определены.

Ряд лингвистов предложили отнести данный раздел к лексикологии. Два раздела объединяет то, что они работают на единой площадке: объектом их изучения является слово, его строение (семантическое и структурное). Кроме того, словообразование является базой для появления новых слов. На связь лексикологии и словообразования указывает также то, что деривационное значение относится к лексической части слова. Например: волк > волчонок «детёныш волка». Но словообразовательное значение более абстрактно и отмечается у целого ряда слов (ср. медвежонок, верблюжонок, зайчонок и т.д.), тогда как лексическое значение призвано дифференцировать слова, выделить слово среди других слов, выявить его «индивидуальность». Поэтому рациональнее отнести словообразование к грамматике, а не к лексикологии.

Окончательное выделение словообразования из морфологии и лексикологии произошло в 60-80-е годы. Наука о словообразовании стала самостоятельной лингвистической дисциплиной, имеющей свой объект исследования, свою методику анализа и систему понятий.

Таким образом, объектом исследования данной работы является словообразовательная система русского языка, предмет исследования – продуктивные словообразовательные типы.

Цель – проанализировать работы современных исследователей по данной теме.

Задачи:

- рассмотреть различные  классификации способов словообразования  современного русского языка;

- выявить наиболее продуктивные  словообразовательные типы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1 Классификации способов словообразования современного русского языка

 

    1. Классификация способов словообразования В.В. Виноградова

 

Первая последовательная классификация способов русского словообразования была разработана В.В.Виноградовым. В своих работах «Вопросы современного русского словообразования» (1953), «Словообразование в его отношении к грамматике и лексикологии» (1952), он выделил морфологический способ словообразования, противопоставив его неморфологическим способам.

Основу морфологического словообразования составляет преобразование исходных лексических единиц в новые слова путем прибавления различных аффиксов или усечения элементов исходной единицы (актер - актр-ис(а), стоять - у-стоять, красить - красить-ся, камень - о-камен- е(ть), синий - синь, обвесить - обвес). К этому способу примыкает так называемый фонетико-морфологический способ. С точки зрения В. В. Виноградова, это такой путь образования слов, при котором их возникновение происходит без присоединения материально выраженных словообразовательных аффиксов, но сопровождается фонетическими изменениями: чередованием или перемещением ударения: глухой - глушь, тихий - тишь, вылетать - вылет.

Неморфологические способы, к которым относятся морфологосинтаксический, лексико-синтаксический и лексико-семантический способ, вообще не используют аффиксальных словообразовательных средств.

Морфолого-синтаксическое словообразование охватывает все случаи перехода из одной части речи в другую: ученый (ср.: ученый человек и пришел ученый - прилагательное переходит в существительное), весной (ср.: любоваться весной и произошло весной - существительное переходит в наречие) и др.

Лексико-синтаксическое словообразование представлено разными случаями слияния элементов словосочетания и превращения их в устойчивую единицу - слово: с ума сшедший - сумасшедший, благо творить - благотворить, семь сот - семьсот.

Лексико-семантическое словообразование основано на семантическом расщеплении многозначных слов. Основные причины такого расщепления - утрата семантической общности и разрыв семантических связей между различными значениями многозначного слова. Новые лексемы при этом образуются в результате обособления отдельных значений и оформления их как самостоятельных лексических единиц, «формирование омонимов путем распада одного слова на два» (Виноградов, 1975). По форме эти лексемы всегда совпадают с исходной, но содержание их семантически независимо. Ср.: совет («наставление, указание, предложение, как поступить») и Совет («орган государственной власти»), долг («обязанность») и долг («взятие взаймы»).

Классификация В.В.Виноградова представляет собой первое наиболее полное и систематизированное описание существовавших к тому времени в русском языке способов образования производных слов. Долгие годы эта классификация широко использовалась в вузовской практике и в специальных исследованиях. В 70-е годы ХХ века, однако, это описание было радикально пересмотрено. Дело в том, что к этому времени исследователи выделили и описали новые способы словопроизводства, не отмеченные В.В. Виноградовым, и провели четкую границу между диахронным и синхронным словообразованием.

Оказалось, что при синхронном описании современной словообразовательной системы выделяются одни способы словообразования, а при диахронном - другие. Так, к области диахронного словообразования были отнесены те способы русского словопроизводства, для функционирования которых необходимо несколько временных периодов - лексико-семантический, частично лексико-синтаксический (образование слов типа тотчас, сумасшедший), частично морфолого-синтаксический (все способы перехода из одной части речи в другую, кроме субстантивации).

Производные слова, образованные этими способами, появляются в языке не сразу, а постепенно, в результате длительного исторического развития. Процесс образования их всегда индивидуален, лишен каких-либо типизированных свойств и нерегулярен в своем проявлении. В современном русском языке сохраняют продуктивность лишь отдельные разновидности неморфологических способов. Это, например, субстантивация прилагательных и причастий (приемная, докладная, провожающие) и сращение, или слияние, наречия и прилагательного или причастия (долгоиграющая пластинка, быстрорастворимый кофе, вечнозеленое дерево).

В научных исследованиях по словообразованию, созданных в последнее время, много раз отмечалось, что классификация В.В. Виноградова должна учитываться прежде всего при историческом словообразовательном анализе слов. Несмотря на это, его классификация способов словообразования последовательно учитывается и в практике преподавания: именно она лежит в основе школьного курса русского языка.

 

    1. Классификация способов словообразования

П.А. Леканта

 

В. В. Виноградов, предложивший в начале 50-х гг. XX в. первую научную классификацию способов словообразования в русском языке, разграничивал:

1) морфологический;

2) лексико-семантический способ словообразования;

3) лексико-синтаксический способ;

4) морфолого-синтаксический способ.

Эта классификация вошла в школьные и вузовские учебники. В 60—70-е гг. классификация способов словообразования была пересмотрена (например, авторами новых академических грамматик русского языка, изданных в 1970 и 1980 гг.): многие случаи лексико-семантического, лексико-синтаксического и морфолого-синтаксического словообразования были признаны фактами истории языка, а не его современного состояния. Поэтому были найдены новые основания классификации способов словообразования.

Способы словообразования в настоящее время различаются на основании тех словообразовательных средств, при помощи которых производные слова образуются от производящих. Принято выделять аффиксальные, безаффиксные и смешанные способы словообразования.

АФФИКСАЛЬНЫЕ СПОСОБЫ

В словообразовании очень часто используются аффиксы, т. е. приставки, суффиксы и постфиксы, причем как одиночные аффиксы, так и их комбинации — сочетания аффиксов, одновременно присоединяемые к производящей основе.

Одиночные аффиксы используются при префиксальном, суффиксальном и постфиксальном способах словообразования.

Префиксальный (приставочный) способ, или префиксация, — это образование производного слова путем прибавления к производящей основе приставки: бежать —> добежать, красивый —> некрасивый, город —пригород.

Суффиксальный способ, или суффиксация, — это образование производного слова в результате прибавления к производящей основе суффикса: смелый —> смелость, дед —> дедушка, низкий —> низковатый, веселый —> весело.

Постфиксальный способ, или постфиксация, связан с использованием словообразовательных постфиксов (возвратного глагольного постфикса -ся/-сь и местоименных постфиксов -либо, -нибудь, -то): учить —> учиться; кто —> кто-нибудь, какой —> какой-либо, куда —> куда-то.

Разновидностью словообразовательных суффиксов является так называемый нулевой словообразовательный суффикс. О данном типе суффиксов можно говорить в том случае, если анализируемое слово воспринимается как производное от какого-либо однокоренного слова, причем разница в значениях анализируемого и производящего слов такова, что чаще всего она выражается обычными (т. е. ненулевыми) словообразовательными суффиксами.

Кроме одиночных аффиксов, в словообразовании используются сочетания аффиксов: префикс + суффикс; префикс + постфикс; суффикс + постфикс; префикс + суффикс + постфикс. Поэтому, помимо префиксации, суффиксации и постфиксации, выделяются также следующие аффиксальные способы словообразования:

    • префиксально-суффиксальный (окно —> подоконник, детский —> по-детски);
    • префиксально-постфиксальный (бежать —> разбежаться);
    • суффиксально-постфиксальный (гордый —> гордиться, петух              —>петушиться);
    • префиксально – суффиксально – постфиксальный (шутить                           —>перешучиваться).

БЕЗАФФИКСНЫЕ СПОСОБЫ

При безаффиксных, или операционных, способах словообразования используются особые, не содержащие никаких аффиксов операционные средства: 1) операция сокращения производящей основы, 2) операция сложения нескольких производящих основ и 3) операция изменения морфологических свойств производного слова по сравнению с производящим при сохранении одной и той же основы.

Информация о работе Классификации способов словообразования современного русского языка