Классификации способов словообразования современного русского языка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2014 в 18:05, реферат

Описание работы

Цель – проанализировать работы современных исследователей по данной теме.
Задачи:
- рассмотреть различные классификации способов словообразования современного русского языка;
- выявить наиболее продуктивные словообразовательные типы.

Содержание работы

Введение...................................................................................................................3
Глава 1. Классификации способов словообразования современного русского языка …………………………………….. …………………………………...……..6
1.1. Классификация способов словообразования В.В. Виноградова ……...6
1.2. Классификация способов словообразования П.А. Леканта …………..9
Глава 2. Наиболее продуктивные словообразовательные типы ………………14
Заключение………………………………………….……………………….….......21
Список использованной литературы……………………………………....….......24

Файлы: 1 файл

aktualnye_voprosy_slovoobrazovania_v_srya.docx

— 51.46 Кб (Скачать файл)

Операция сокращения производящей основы наблюдается, например, в производном слове зам, образованном от производящего заместитель. Такой способ словообразования называется сокращением; ср. также фото <— фотография; зав <— заведующий; авиа <— авиационный.

Операция сложения нескольких производящих основ (при их возможном усечении) всегда сопровождается фиксацией их последовательности в пределах производной основы и единым словесным ударением;' ср. в области экономической терминологии: оснащенность фондами — > фондооснащенность.

Различают чистое сложение (или просто: сложение), аббревиацию, сращение и сложносоставной способ словообразования.

Сложение – такой безаффиксный способ словообразования, при котором производная основа объединяет в своем составе несколько производящих основ в полном (неусеченном) виде, обычно с помощью интерфиксов: зверолов, коневод; реже без интерфиксов: Калининград, пятьдесят.

Аббревиация – способ образования существительного на базе сочетания слов, основы которых (по крайней мере одна из них) входят в состав производной основы в усеченном виде: МГУ <— Московский государственный университет (все три исходные основы сокращены до названий первой буквы в слове); педсовет <— педагогический совет (основа прилагательного сокращена, а существительное вошло в состав производного слова в неизменном виде). Производные слова, полученные указанным способом, называются аббревиатурами, или сложносокращенными словами. Примерами аббревиатур различных типов являются слова: БАМ <— Байкало-Амурская магистраль, спецназ <— (части) специального назначения, завуч <— заведующий учебной частью, завкафедрой <— заведующий кафедрой и др. По значению аббревиатура обычно тождественна исходному сочетанию слов.

Сращение — безаффиксный способ образования прилагательных и глаголов на базе сочетания слов, связанных подчинительными отношениями (с синтаксической связью управления или примыкания): содержащий фосфор —> фосфорсодержащий; лишенный ума —> умалишенный; за благо рас¬судится —» заблагорассудится (безличный глагол). Флексии производящих слов, попадая в состав производных такого типа (например, -а в прилагательном умалишенный), перестают выражать синтаксические отношения и становятся интерфиксами.

Сложносоставной способ словообразования — это безаффиксный способ, заключающийся в образовании производных слов путем объединения производящих слов целиком, вместе с их флексиями: музей-квартира, диван-кровать. (П.А. Лекант, 2007) При изменении сложносоставных слов обычно склоняются все их части (музея-квартиры, в музее-квартире и т. п.), поэтому такие производные занимают промежуточное положение между целостным словом и сочетанием нескольких слов. Сложносоставным способом образуются существительные и числительные: платье-костюм, сто двадцать пять.

Изменение морфологических свойств производного слова по сравнению с производящим наблюдается, например, в существительном столовая. Производящее прилагательное столовый, столовая, столовое изменяется по родам, числам, падежам, тогда как существительное столовая изменяется только по числам и падежам. Такой способ словообразования называется субстантивацией.

Смешанные способы словообразования используют особые словообразовательные средства, а именно единство аффиксальных и безаффиксных средств, их одновременное присоединение в пределах одного и того же производного слова.

Смешанным является такой способ словообразования, при котором отмечается сложение нескольких основ и одновременное присоединение аффикса (старшеклассник <— старший + класс + -ник). (П.А. Лекант, 2007).

Выделяются следующие виды смешанного способа словообразования:

    • это суффиксально-сложный способ;
    • префиксально-сложный способ;
    • сложение с префиксацией и суффиксацией;
    • сокращение с суффиксацией.

 

 

Глава 2  Наиболее продуктивные словообразовательные типы

 

Мотивированные слова группируются в словообразовательные типы. Словообразовательный тип - это общий отвлеченный образец, по которому построен ряд мотивированных слов. (Н.С. Валгина, 2003) Слова одного типа характеризуются общностью части речи непосредственно мотивирующих слов и формантом, тождественным в материальном и семантическом отношении. То обобщенное значение, которое отличает все слова определенного типа от их мотивирующих, называется словообразовательным значением слов данного типа; носителем словообразовательного значения является словообразовательный формант. Например, глаголы седеть, смелеть, прочнеть относятся к одному и тому же словообразовательному типу, поскольку они мотивируются прилагательными (седой, смелый, прочный) и имеют один и тот же формант - суффикс -е(ть), означающий приобретение или усиление признака. Глаголы данного типа имеют словообразовательное значение «приобретать или усиливать признак, названный мотивирующим прилагательным»: седеть «становиться седым или седее».

По характеру отношений между лексическими значениями мотивированного и мотивирующего слов словообразовательные типы делятся на две группы: типы, у которых эти отношения одинаковы во всех словах или в подавляющем большинстве слов; например, седеть так относится по значению к седой, как смелеть к смелый, прочнеть к прочный и т. д.; типы, у которых эти отношения нетождественны и число этих отношений принципиально не ограничено; так, в тип глаголов с суффиксом -и-, мотивированных существительными, входят такие глаголы, как партизанить, кашеварить, имеющие значение «совершать действия, свойственные лицу, названному мотивирующем словом (партизану, кашевару)», маслить, пудрить - «покрывать поверхность чего-л. тем, что названо мотивирующим словом (маслом, пудрой)», и другие глаголы, в том числе такие, которые находятся с мотивирующим существительным, в отношениях, свойственных только этим глаголам: бюллетенить «будучи больным, иметь бюллетень». Разные значения слов, относящихся к словообразовательным типам второй группы, сводятся к более общему значению; в глаголах с суффиксом -и- это значение - «совершать действия, имеющие отношение к тому, что названо мотивирующим существительным».

Значения типов второй группы, выводимые путем обобщения значений конкретных слов, входящих в эти типы, называются общими словообразовательными значениями. Значения, характерные для отдельных рядов слов в пределах таких типов, называются частными словообразовательными значениями. Они составляют семантические словообразовательные подтипы в рамках словообразовательного типа.

Одно и то же словообразовательное значение в одних типах может быть общим, а в других - частным. Так, значение «лицо, обладающее признаком, названным мотивирующим прилагательным», является общим для типов слов с суффиксами -аг(а), -уг(а) (бедняга, хитрюга) и частным для типов слов с суффиксами -ак, -ик: бедняк, умник. Общее значение типов существительных с суффиксами -ак, -ик, мотивированных прилагательными, - «предмет (одушевленный или неодушевленный), характеризующийся признаком, названным мотивирующим словом».

Словообразовательные типы и подтипы могут иметь различную продуктивность, т.е. способность служить образцом для производства новых слов. Типы и подтипы, по которым в современном языке активно образуются новые слова, являются продуктивными, а ряды слов, к ним относящихся, открытыми. Типы и подтипы, по которым в современном языке не образуются новые слова, являются непродуктивными, а ряды слов, к ним относящихся, закрытыми. Кроме того, существуют слабопродуктивные типы и подтипы, по которым новые слова образуются редко, лишь в единичных случаях.

Словообразовательный тип — это формула, модель, по которой происходит построение новых слов. К одному словообразовательному типу относятся слова, обладающие общностью трех элементов: 1) средств словообразования, 2) частей речи производящей основы, 3) словообразовательного значения.

Примеры продуктивных типов: существительные с суффиксом -ость, имеющие значение отвлеченного признака: яркость, стойкость, радость; отглагольные существительные с суффиксом -ка: разноска, прибавка; образуемые от прилагательных наречия с суффиксом -о: быстро, легко, мило. Слова, создаваемые по этим типам, нельзя пересчитать, так как их число постоянно пополняется.

Пример непродуктивных словообразовательных типов: отглагольные существительные со значением отвлеченного действия, образуемые суффиксом -ёж: делёж, грабёж — или -ба: косьба, молотьба.

Словообразовательные типы живут в языке сложной жизнью. Они могут обнаруживать продуктивность не во всех сферах языка, а лишь в некоторых. Таковы, например, существительные со значением отвлеченного признака типа синь, глушь, новь; они продуктивны в поэтической речи:

Неумь, разумь и безумь —

Три сестры плясали вместе...

(В. Хлебников);

...Я аукалось с дальним  эхом,

Неуместным смущая смехом

Непробудную сонь вещей...

(А. Ахматова);

Запретный плод, не сорванный никем,

На землю пал, зарылся в прель глубоко...

(А. Межиров)

Могут быть два внешне похожих друг на друга словообразовательных типа, но один из них продуктивен, а другой — нет. Например, суффикс -ец продуктивен в образовании имен лиц от основ существительных: кировец, стахановец, суворовец, мхатовец, горьковец... Слова этого типа легко образуются по мере надобности. Непродуктивен суффикс -ец в производстве имен лиц от глаголов: борец, творец, косец, поилец, кормилец, жилец. Новые слова по этому словообразовательному типу не образуются. Это лишний раз доказывает, что характеристика «продуктивен» или «непродуктивен» относится не к атомарным единицам языка, например не к суффиксам самим по себе, а к словообразовательным типам.

Продуктивность разных образований в языке меняется на протяжении истории. То, что было продуктивно в одну эпоху, становится непродуктивно в другую.

Также показателем продуктивности подтипа является наличие неологизмов и окказионализмов. Неологизмы - это новые слова, вошедшие в общее употребление: космодром, расстыковка, цементовоз, дискотека, нефтехимия, личностный. Окказионализмы - это индивидуальные новообразования, не вошедшие в общее употребление: громадьё, паспортина (Маяковский).

В разделе «Словообразование» описываются только основные, наиболее распространенные и прежде всего продуктивные, словообразовательные типы и подтипы. При этом исходной единицей описания является значение типа (для слов, относящихся к типам первой группы, см. выше) и значение подтипа - частное словообразовательное значение (для слов, относящихся к типам второй группы).

Продуктивность является одной из главных характеристик самых различных языковых единиц. Особое значение продуктивность приобретает в словообразовании, и в частности при характеристике словообразовательной модели, являющейся центральным механизмом в создании новых слов.

В словообразовании понятие  продуктивности распространяется, кроме моделей и на аффиксы, основы, т. е. словообразовательные элементы, а также и на способы словообразования.

Продуктивность в теории словообразования имеет синонимичный термин – «словообразовательная активность», под которым подразумевается способность того или иного образования, например, словообразовательного элемента, образовать новые слова.

Следует отметить, что практически все лингвисты, разрабатывающие проблему определения словообразовательный тип, уделяли большое внимание продуктивности/непродуктивности словообразовательных типов.

Н .В. Крушевский, говоря о продуктивности словообразовательных типов, отмечал, что многие из них обладают настолько высокой регулярностью («так           прочно устанавливаются в              языке»,              как писал Н.В. Крушевский), что приближаются в этом отношении к морфологическим типам склонения или спряжения. Таковы, например, прилагательные словообразовательного типа подножный, ручной, душный, образованные с помощью форманта -н(ый) (-н(ой)) от существительных с основой, оканчивающейся на заднеязычный согласный.

Г.О. Винокур достаточно специфично подходит к проблеме регулярности и продуктивности/непродуктивности словообразовательных рядов. С его точки зрения продуктивность - это та же регулярность, при условии, что создаваемые ею ряды неисчислимы, т.е. всегда могут быть пополнены новыми образованиями. Если же, напротив, тот или иной словообразовательный ряд ограничен, не пополняется новыми словами, то мы имеем дело в этих случаях с непродуктивными моделями словообразования. Следует особо обратить внимание на тот факт, что Г.О. Винокур связывает понятие регулярности со свойством словообразовательного ряда, а понятие продуктивности - со свойством словообразовательной модели или типа.

Останавливаясь на вопросе продуктивности/непродуктивности словообразовательных моделей (типов), В.В. Виноградов отмечал, что продуктивность форм словообразования органически связана с живыми процессами развития словарного состава языка, отражающими изменения в жизни общества, прогресс науки, техники, культуры. Наряду с продуктивными словообразовательными типами в языке существуют непродуктивные словообразовательные типы, «как бы замершие типы словообразования».

Непродуктивными могут быть и такие словообразовательные типы, которые насчитывают в своем составе значительное количество слов, но более уже не пополняются. Степень непродуктивности разных словообразовательных типов, по В.В. Виноградову, неодинакова. Ученый считает, что при описании системы современного русского словообразования основной упор должен быть сделан «не на пережиточные, единичные, нерегулярные, непродуктивные или отмершие словообразовательные типы, а на типы устойчивые, живущие в течение очень долгого времени, продуктивные и вновь развивающиеся».

Н.Д. Арутюнова еще в 1961 г. писала о том, что «синхронное словообразование изучает типы, по которым моделируются новые слова, и элементы словообразования не могут не быть активными». В свою очередь реальную структуру всех входящих в язык слов должна, как полагает Н.Д. Арутюнова, изучать другая дисциплина - «морфология основ». Это мнение фактически разделяет другой исследователь, В.И. Кодухов, который считает, что «словообразовательная система современного языка определяется продуктивными моделями».

Информация о работе Классификации способов словообразования современного русского языка