Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 14:06, реферат
Современная ситуация в обществе и образовании побуждает обратить особое внимание на речевые науки, занимающиеся проблемами эффективного коммуникативного общения. Предмет риторики и культуры речи рассмотрен с точки зрения истории, актуального содержания и сопоставления с другими дисциплинами, имеющими отношение к речи.
Подводя итоги, необходимо провести различие между тремя типами рассуждения, или речи. Первый — это внешняя, риторическая речь в общем значении этого выражения, которое указывает только на образы, поскольку они влияют на страсти (чувства). Поскольку эти образы не ведут происхождение от понимания, они остаются объектами мнения. Это случай чисто эмоциональной, ложной речи — «риторики» в обычном негативном смысле слова. Второй тип — это рассуждение, возникающее исключительно из рационального источника. Оно истинно, поскольку обладает демонстративным характером, но оно не может произвести риторического эффекта, потому что чисто рациональные аргументы не влияют на чувства, иными словами, это «теоретическая» речь в обычном смысле. И, наконец, третий тип — истинная риторическая речь. Она ведет свое происхождение от archai. Данная речь есть речь мудрого, sophos, который не только epistetai, но который и ведет, и руководит, и влияет.
Заключение
Можно логично рассуждать, правильно строить свои; умозаключения, опровергать доводы противника и, не; зная правил логики, подобно тому, как нередко люди выражают свои мысли на языке, не зная его грамматики. Знание логики повышает культуру мышления, способствует четкости, последовательности и доказательности рассуждения, усиливает эффективность и убедительность речи. Особенно важно знание основ логики в процессе овладения новыми знаниями, в обучении, в ходе, подготовки к занятию, при написании сочинения, выступления, доклада; знание логики помогает заметить логические ошибки в устной речи и в письменных произведениях других людей, найти более короткие и правильные пути опровержения этих ошибок, не допускать их самому.
Риторика - классическая наука о целесообразном и уместном слове - востребована в наши дни как инструмент управления и благоустройства жизни общества, формирования личности через слово.
Риторика учит думать, воспитывает чувство слова, формирует вкус, устанавливает цельность мироощущения. Через советы и рекомендации, глубокомысленные и выразительные тексты, риторическое образование диктует стиль мысли и жизни современному обществу, давая человеку уверенность в сегодняшнем и завтрашнем бытии.
Риторика - наука об ораторском искусстве и красноречии. Языковые особенности устного публичного выступления, сближая риторику с поэтикой, предполагают использование в риторическом произведении приемов, рассчитанных на убеждение слушателя, его экспрессивную обработку. Обучение публичной (ораторской) речи предусматривает формирование различных умений (лингвистических, логических, психологических и др.), направленных на развитие риторической компетенции учащихся, т.е. способности и готовности осуществлять эффективное общение.
Риторика при правильном ее использовании является эффективным инструментом в борьбе с языковой агрессией, демагогией, манипулированием. Здесь важная роль принадлежит дидактической риторике. Знание основ дисциплин риторического цикла позволит распознать демагогические и манипулятивные пропагандистские приемы в средствах массовой информации и в приватной коммуникации, а, следовательно, эффективно защищаться от них.
Список использованных источников
1. Александров, Д.Н. Логика. Риторика. Этика: Учебное пособие – 4-е изд. / Д.Н. Александров. – Флинта. – 2007.
2. Бузук, Г.Л. Наука убеждать: Логика и риторика в вопросах и ответах. / Г.Л. Бузук, А.А. Ивин, М.И. Панов. – М. – 2000.
3. Волков, А.А. Курс русской риторики. / А.А. Волков. – М. – 2006.
4. Гаспаров, М.Л. Античная риторика: Риторическая теория и литературная практика. / М.Л. Гаспаров. – М. – 2003.
5. Гетманова, А.Д. Учебник по логике. / А.Д. Гетманова. – М. – 2002.
6. Гетманова, Е.К. Основы логики. / Е.К. Гетманова, В.И. Маркин. – М. – 2001.
7. Зарецкая, Е.Н. Риторика. Теория и практика языковой коммуникации. / Е.Н. Зарецкая. – М. – 2002.
8. Рождественский, Ю.В. Принципы современной риторики. / Ю.В. Рождественский. – М. – 2003.
9. Рождественский, Ю.В. Теория риторики. / Ю.В. Рождественский. – М. – 2003.
10. Челпаев, Г.И. Учебник по логике. / Г.И. Челпаев. – М. – 2004.
11. Яскевич, Я. Логика и риторика: Хрестоматия. / Я. Яскевич, В. Берков. – ТетраСистемс. – 2007.
[1] Топоров В.Н. Риторика. Тропы. Фигуры речи. М., 1990. - С. 38.
[2] Волков А.А. Курс русской риторики. - М., 2006. - С. 38.
[3] Зарецкая Е.Н. Риторика. Теория и практика языковой коммуникации. М., 2002. - С. 230.
[4] Рождественский Ю.В. Теория риторики. - М., 2005. - С. 53.
Информация о работе Основные положения о логике и риторике, связь между ними