Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 16:53, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Риторике".
Вопрос – это выраженная в вопросительном предложении мысль, направленная на уточнение или дополнение знаний. Вопрос опирается, как правило, на определенную систему знаний. Всякий вопрос включает в себя, прежде всего исходную информацию, которая называется базисом или предпосылкой вопроса. Кроме того, в вопросе есть указание на ее недостаточность и необходимость дальнейшего дополнения и расширения знаний. Вопрос не является суждением, поэтому он не бывает истинным или ложным. Чтобы задать вопрос, необходимо иметь уже какое-то представление о предмете обсуждения. Чтобы ответить на вопрос, то нужны знания, способность правильно оценить содержание и характер вопроса.
Ответ – это новое суждение, уточняющее или дополняющее в соответствии с поставленным вопросом прежнее знание. Полученное в ответе знание, расширяющее или уточняющее исходную информацию, нередко служит базисом для постановки новых вопросов.
В современной научной,
учебной и методической
Классификация вопросов
Наиболее распростран. явл. классификации вопросов по след. основаниям: семантике, функциям, структуре, отношению к обсуждаемой теме, отношению к адресату.
Правильно поставленные, или корректные, и неправильно поставленные, или некорректные, вопросы (по семантике).
Если их базисом,
предпосылками вопроса
Неправильно поставленными или логически некорректными называются вопросы, в основе которых лежат ложные или неопределенные суждения.
Например, одного менеджера спросили: «По каким вопросам у вас возникают конфликты с коллегами?». Некорректность этого вопроса заключается в том, что сначала нужно было выяснить, бывают ли у него конфликты с сотрудниками, а затем уже при положительном ответе уточнить, по каким именно вопросам.
Уточняющие, или ли-вопросы, и восполняющие, или что-вопросы (по функции).
Уточняющие (закрытые) вопросы направлены на выяснение истинности или ложности выраженного в них суждения. Например, «Действительно ли состоялось заседание комиссии по делам несовершеннолетних?». В предложениях, содержащих закрытые вопросы, употребляется частица ли, которая является их грамматическим признаком. Ответ на такие вопросы, как правило, ограничен словами: да или нет.
Восполняющие (открытые) вопросы связаны с выяснением новых знаний относительно событий, явлений, предметов, интересующих слушателя. Грамматическими признаками таких вопросов являются вопросительные слова: кто, что, где, когда, как, почему и др. Приведенный выше закрытый вопрос можно преобразовать в открытый. Например, «Когда состоялось заседание комиссии по делам несовершеннолетних?».
Простые и сложные вопросы (по структуре.)
По составу и уточняющие, и восполняющие вопросы бывают простыми и сложными. Простые вопросы не могут быть расчленены, они не включают в себя другие вопросы. Сложные вопросы можно разбить на два или несколько простых.
Приведем пример. Уточняющий
вопрос «Верно ли, что подсудимому
предъявлено обвинение по
В зависимости от типа связки сложные вопросы могут быть соединительными (два и более простых вопроса соединены союзом «и»), разделительными (два и более простых вопроса соединены союзом «или»), смешанными (объединение соединительных и разделительных вопросов).
Вопросы по существу темы и вопросы не по существу тем (по отношению к обсуждаемой теме).
Вопрос по существу темы прямо или косвенно связан с обсуждаемой проблемой; ответ на такой вопрос уточняет или дополняет исходную информацию. Вопрос не по существу не имеет никакого отношения к теме. Он нередко ставится, чтобы сознательно затянуть обсуждение, уйти от решения главных вопросов.
Следует иметь в
виду, что вопросы по существу
темы порой приобретают острый
характер, так как затрагивают
актуальные, жизненно важные, принципиальные
проблемы. Ответ на такие вопросы
требует от полемиста
Благожелательные и неблагожелательные вопросы (по отношению к адресату).
По отношению к адресату
вопросы бывают нейтральными, благожелательными
и неблагожелательными,
Нередко вопросы ставятся
не для того, чтобы выяснить
суть дела, а чтобы поставить
собеседника в неловкое
Виды ответов
«Каков вопрос, таков ответ» - гласит народная мудрость. Ответы тоже классифицируются по-разному. Выделяются следующие виды ответов:
1. По существу
вопроса и не по существу
вопроса (по отношению к
Ответ по существу
поставленного вопроса
2. Истинные и ложные (по отношению к действительности).
Если ответ содержит суждения, правильно отражающие действительность, он считается истинным. Ответ, не соответствующий действительности, является ложным.
3. Прямые и косвенные (в зависимости от области поиска ответа).
Прямые ответы не требуют дополнительных построений и рассуждений. Например, на вопрос «В каком году была проведена судебная реформа?» можно дать прямой ответ «Судебная реформа была проведена в 1864 году». Косвенный ответ требует использования более широкой области поиска ответа. Нужная информация в косвенном ответе получается выводным путем. Так, на вопрос «В каком году была проведена судебная реформа в России?» можно дать такой косвенный ответ: «Судебная реформа в России была проведена через 3 года после крестьянской реформы 1961 года».
4. Краткие и развернутые (по грамматической структуре).
Краткие ответы содержат только один элемент, выражающий отрицание или утверждение (нет, да) либо устраняющий неизвестность переменой вопроса. Например, «Подсудимый. Признаете ли вы себя виновным» - «Нет!».
Развернутые ответы повторяют все элементы вопроса. Например, «Подсудимый. Признаете ли вы себя виновным?» - «Нет, я не признаю себя виновным».
5.Полные и неполные (по объему информации).
Полный ответ содержит информацию по всем элементам вопроса. Например, на сложный вопрос «Где, когда и кем было совершено преступление» полным будет ответ: «Преступление было совершено Авдеевым на территории завода 25 февраля 2002 года».
Неполный ответ содержит информацию лишь на некоторые элементы вопроса.
6. Точные (определенные) и неточные (неопределенные) (по степени точности).
Неточность ответов часто связана с двусмысленностью употребляемых понятий, а также с неопределенностью вопросительных слов (кто? что? где? когда? как? и др.). Например, в вопросе «Кто совершил преступление?» под словом кто может подразумеваться фамилия, имя, отчество преступника; возрастная характеристика (подросток, юноша, пожилой человек и т.д.); национальная принадлежность; профессия.
Независимо от вида
и характера вопроса следует
строго придерживаться
Применение вопросно-ответной формы речевой коммуникации в судебно-следственной практике
Владение вопросно-ответной формой речевой коммуникации, знание механизма постановки вопросов и ответов на них приобретают большое значение в судебно-следственной практике, в ходе судебного следствия, а также во время судебных прений.
В юридической психологии
формулируются основные
М.Н.Еникеев приводит классификацию вопросов следователя по степени возрастания их воздействия:
1. Нейтральные вопросы
(формулировка ответов на них
полностью зависит от
2. Разделительные вопросы («или - или»);
3. Альтернативные вопросы
(требуют положительного или
4. Вопросы косвенного
внушения (вопросы, предоставляющие
право выбора между двумя
5. Вопрос прямого внушения
(«Находился ли Сидоров на
6. Вопросы ложного содержания,
рассчитанные на эффект так
называемой «ловушки» и
Критерии достоверности свидетельских показаний
Свидетель говорит правду, когда передает то, чего не мог выдумать.
Незначительные подробности в рассказе свидетеля могут подкреплять его показания о важных обстоятельствах.
Если свидетель удостоверяет факт, сам по себе безразличный, не подозревая о его значении для дела, показания заслуживают доверия.
Неопределенность фактов,
передаваемых свидетелем, не есть
доказательство
Косвенное указание на факт может быть более убедительным, чем прямое его удостоверение.
Ненамеренное не может быть лживым.
Совпадения в показаниях
нескольких свидетелей, особенно
если между ними есть враги
и друзья обвиняемого, создают
полную нравственную
Разбор свидетельских показаний
Основное правило в
отношении оратора к
При разборе свидетельских
показаний необходимо помнить
афоризм генерала М.И.
В словах свидетелей
следует различать
Судебному оратору
желательно сделать каждого
В.33. искусство доказывания в состязательном судеб. процессе: предъявление доказательств в судебной речи.
В.34.психолого-риторические
аспекты убеждения в
В.35.искусство спора в Др.Индии, Др.Китае, Др.Греции.
Большое значение умению спорить, отстаивать свои позиции придавалось в Др. Греции. Античные мыслители первыми обратили внимание на то, что спор играет важную роль для выяснения истины. Из глубины веков дошел до нас замечательный афоризм: «Истина рождается в споре». Древнегреч. ученые выделяли разные виды спора, в частности они четко разграничивали диалектические беседы и софистические споры.
Диалектика в Др. Греции была областью знания, предметом которой являлось искусство ведения беседы, спора. Позднее этот термин получил иное значение: «наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления».
С целью публичного
обсуждения острых проблем,
Первым стал применять
такой метод философ Протагор,
прославившийся в Греции как
большой мастер спора.
Способ ведения диалога,
заключавшийся в постановке