Шпаргалка по "Риторике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 16:53, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Риторике".

Файлы: 1 файл

с 25 по 50 вопрос риторика.docx

— 156.49 Кб (Скачать файл)

Вопрос – это выраженная в вопросительном предложении мысль, направленная на уточнение или дополнение знаний. Вопрос опирается, как правило, на определенную систему знаний. Всякий вопрос включает в себя, прежде всего исходную информацию, которая называется базисом или предпосылкой вопроса. Кроме того, в вопросе есть указание на ее недостаточность и необходимость дальнейшего дополнения и расширения знаний. Вопрос не является суждением, поэтому он не бывает истинным или ложным. Чтобы задать вопрос, необходимо иметь уже какое-то представление о предмете обсуждения. Чтобы ответить на вопрос, то нужны знания, способность правильно оценить содержание и характер вопроса.

Ответ – это новое суждение, уточняющее или дополняющее в соответствии с поставленным вопросом прежнее знание. Полученное в ответе знание, расширяющее или уточняющее исходную информацию, нередко служит базисом для постановки новых вопросов.

 В современной научной,  учебной и методической литературе  существуют разные классификации  вопросов и ответов.

Классификация вопросов

Наиболее распростран. явл. классификации вопросов по след. основаниям: семантике, функциям, структуре, отношению к обсуждаемой теме, отношению к адресату.

Правильно поставленные, или корректные, и неправильно поставленные, или некорректные, вопросы (по семантике).

 Если их базисом,  предпосылками вопроса являются  истинные суждения, то вопросы  считаются правильно поставленными  или логически корректными.

 Неправильно поставленными или логически некорректными называются вопросы, в основе которых лежат ложные или неопределенные суждения.

 Например, одного менеджера  спросили: «По каким вопросам  у вас возникают конфликты  с коллегами?». Некорректность  этого вопроса заключается в  том, что сначала нужно было  выяснить, бывают ли у него  конфликты с сотрудниками, а затем  уже при положительном ответе  уточнить, по каким именно вопросам.

Уточняющие, или  ли-вопросы, и восполняющие, или что-вопросы (по функции).

Уточняющие (закрытые) вопросы  направлены на выяснение истинности или ложности выраженного в них  суждения. Например, «Действительно ли состоялось заседание комиссии по делам  несовершеннолетних?». В предложениях, содержащих закрытые вопросы, употребляется  частица ли, которая является их грамматическим признаком. Ответ на такие вопросы, как правило, ограничен  словами: да или нет.

Восполняющие (открытые) вопросы  связаны с выяснением новых знаний относительно событий, явлений, предметов, интересующих слушателя. Грамматическими  признаками таких вопросов являются вопросительные слова: кто, что, где, когда, как, почему и др. Приведенный выше закрытый вопрос можно преобразовать в открытый. Например, «Когда состоялось заседание комиссии по делам несовершеннолетних?».

Простые и сложные  вопросы (по структуре.)

 По составу и уточняющие, и восполняющие вопросы бывают  простыми и сложными. Простые вопросы не могут быть расчленены, они не включают в себя другие вопросы. Сложные вопросы можно разбить на два или несколько простых.

 Приведем пример. Уточняющий  вопрос «Верно ли, что подсудимому  предъявлено обвинение по статьям  105 и 162 ч. 2 УК РФ?» является сложным.  Он состоит из двух простых  вопросов («Верно ли, что подсудимому  предъявлено обвинение по статье 105 УК РФ?» и «Верно ли, что  подсудимому предъявлено обвинение  по статье 162 ч. 2 УК РФ?»). Ответы  на них могут быть разными.  В восполняющем сложном вопросе  «Когда и в каком районе  города будет открыта новая  нотариальная контора» тоже можно  выделить два простых вопроса  «Когда в нашем городе будет открыта новая нотариальная контора?» и «В каком районе нашего города будет открыта новая нотариальная контора?». Сложный восполняющий вопрос содержит несколько вопросительных слов.

 В зависимости от типа связки сложные вопросы могут быть соединительными (два и более простых вопроса соединены союзом «и»), разделительными (два и более простых вопроса соединены союзом «или»), смешанными (объединение соединительных и разделительных вопросов).

Вопросы по существу темы и вопросы не по существу тем (по отношению к обсуждаемой теме).

Вопрос по существу темы прямо или косвенно связан с обсуждаемой проблемой; ответ на такой вопрос уточняет или дополняет исходную информацию. Вопрос не по существу не имеет никакого отношения к теме. Он нередко ставится, чтобы сознательно затянуть обсуждение, уйти от решения главных вопросов.

 Следует иметь в  виду, что вопросы по существу  темы порой приобретают острый  характер, так как затрагивают  актуальные, жизненно важные, принципиальные  проблемы. Ответ на такие вопросы  требует от полемиста определенного  мужества и соответствующей психологической  подготовки. Не следует смазывать  поставленные вопросы, уклоняться  от них, необходимо давать правдивый  и честный ответ. 

Благожелательные  и неблагожелательные вопросы (по отношению  к адресату).

 По отношению к адресату  вопросы бывают нейтральными, благожелательными  и неблагожелательными, враждебными,  провокационными. Поэтому необходимо  по формулировке вопроса, по  тону голоса определить характер  вопроса, чтобы правильно выработать  тактику поведения. На нейтральные  и благожелательные вопросы следует  отвечать спокойно, стремясь как  можно яснее объяснить то или  иное высказанное положение. Важно  проявить максимум внимания и  уважения к спрашивающему, даже если вопрос сформулирован неточно, не совсем грамотно. Недопустимы раздражение и пренебрежительный тон.

 Нередко вопросы ставятся  не для того, чтобы выяснить  суть дела, а чтобы поставить  собеседника в неловкое положение,  показать свое несогласие с  его позицией. Отвечая на неблагожелательные  вопросы, следует выявить их  провокационную суть, обнажить позицию  оппонента и дать открытый  бой.

Виды ответов

«Каков вопрос, таков ответ» - гласит народная мудрость. Ответы тоже классифицируются по-разному. Выделяются следующие виды ответов:

1. По существу  вопроса и не по существу  вопроса (по отношению к вопросу.)

 Ответ по существу  поставленного вопроса выполняет  свое основное назначение –  уточняет имеющуюся информацию  или сообщает новую. Если ответ  не связан с вопросом, он расценивается  как «ответ не по существу»  и не рассматривается. Такие  ответы появляются, когда отвечающий  не понял заданного вопроса,  или сознательно пытается уйти  от ответа, перевести разговор  на другую тему.

2. Истинные и ложные (по отношению к действительности).

 Если ответ содержит  суждения, правильно отражающие  действительность, он считается  истинным. Ответ, не соответствующий  действительности, является ложным.

3. Прямые и косвенные (в зависимости от области поиска ответа).

Прямые ответы не требуют дополнительных построений и рассуждений. Например, на вопрос «В каком году была проведена судебная реформа?» можно дать прямой ответ «Судебная реформа была проведена в 1864 году». Косвенный ответ требует использования более широкой области поиска ответа. Нужная информация в косвенном ответе получается выводным путем. Так, на вопрос «В каком году была проведена судебная реформа в России?» можно дать такой косвенный ответ: «Судебная реформа в России была проведена через 3 года после крестьянской реформы 1961 года».

4. Краткие и развернутые (по грамматической структуре).

Краткие ответы содержат только один элемент, выражающий отрицание или утверждение (нет, да) либо устраняющий неизвестность переменой вопроса. Например, «Подсудимый. Признаете ли вы себя виновным» - «Нет!».

Развернутые ответы повторяют все элементы вопроса. Например, «Подсудимый. Признаете ли вы себя виновным?» - «Нет, я не признаю себя виновным».

5.Полные и неполные (по объему информации).

Полный ответ содержит информацию по всем элементам вопроса. Например, на сложный вопрос «Где, когда и кем было совершено преступление» полным будет ответ: «Преступление было совершено Авдеевым на территории завода 25 февраля 2002 года».

Неполный ответ содержит информацию лишь на некоторые элементы вопроса.

6. Точные (определенные) и неточные (неопределенные) (по степени  точности).

Неточность ответов часто  связана с двусмысленностью употребляемых  понятий, а также с неопределенностью  вопросительных слов (кто? что? где? когда? как? и др.). Например, в вопросе «Кто совершил преступление?» под словом кто может подразумеваться фамилия, имя, отчество преступника; возрастная характеристика (подросток, юноша, пожилой человек и т.д.); национальная принадлежность; профессия.

 Независимо от вида  и характера вопроса следует  строго придерживаться основного  принципа – отвечать на вопрос  лишь в том случае, когда до  конца ясна его суть, когда  знаешь правильный ответ. 

Применение вопросно-ответной формы речевой коммуникации в  судебно-следственной практике

Владение вопросно-ответной формой речевой коммуникации, знание механизма постановки вопросов и  ответов на них приобретают большое  значение в судебно-следственной практике, в ходе судебного следствия, а  также во время судебных прений.

 В юридической психологии  формулируются основные требования, предъявляемые к вопросам следователя.  К ним относятся: смысловая однозначность, простота конструкции, лаконичность, отнесенность к предмету допроса, системность (вопросы должны быть выстроены в соответствии с логическим этапами разрешения следственных задач), отсутствие воздействия.

 М.Н.Еникеев приводит классификацию вопросов следователя по степени возрастания их воздействия:

1. Нейтральные вопросы  (формулировка ответов на них  полностью зависит от инициативы  допрашиваемого лица);

2. Разделительные вопросы  («или - или»);

3. Альтернативные вопросы  (требуют положительного или отрицательного  ответа);

4. Вопросы косвенного  внушения (вопросы, предоставляющие  право выбора между двумя ответами, но положительный ответ на  один из них соответствует  ожиданию спрашивающего – «Не  в кепке ли был человек, нанесший  потерпевшему удар ножом?»);

5. Вопрос прямого внушения («Находился ли Сидоров на месте  происшествия» вместо вопроса  «Кто находился на месте происшествия?»);

6. Вопросы ложного содержания, рассчитанные на эффект так  называемой «ловушки» и являющиеся  приемом психологического насилия  («Был ли Сидоров трезв во  время совершения преступления?»,  хотя еще не известна причастность  Сидорова к преступлению).

Критерии достоверности  свидетельских показаний

 Свидетель говорит  правду, когда передает то, чего  не мог выдумать.

 Незначительные подробности  в рассказе свидетеля могут  подкреплять его показания о  важных обстоятельствах.

 Если свидетель удостоверяет  факт, сам по себе безразличный, не подозревая о его значении  для дела, показания заслуживают  доверия.

 Неопределенность фактов, передаваемых свидетелем, не есть  доказательство недостоверности  его показаний.

 Косвенное указание  на факт может быть более  убедительным, чем прямое его  удостоверение.

 Ненамеренное не может быть лживым.

 Совпадения в показаниях  нескольких свидетелей, особенно  если между ними есть враги  и друзья обвиняемого, создают  полную нравственную достоверность  факта.

Разбор свидетельских  показаний

 Основное правило в  отношении оратора к свидетельским  показаниям заключается в том,  чтобы как можно реже спорить  против них. Если же оратор  признает необходимость оспаривать  свидетельские показания, его  возражения должны быть неотразимы.

 При разборе свидетельских  показаний необходимо помнить  афоризм генерала М.И.Драгомилова: «род занятий определяет склад понятий и характер отношений».

 В словах свидетелей  следует различать удостоверение  фактов и их оценку.

 Судебному оратору  желательно сделать каждого свидетеля  противника, своим свидетелем. Почти  в каждом показании можно найти  что-нибудь пригодное для обеих  сторон.

В.33. искусство  доказывания в состязательном судеб. процессе: предъявление доказательств в судебной речи.

 

В.34.психолого-риторические аспекты убеждения в состязательном судебн. процессе.

 

В.35.искусство спора  в Др.Индии, Др.Китае, Др.Греции.

Большое значение умению спорить, отстаивать свои позиции придавалось  в Др. Греции. Античные мыслители первыми обратили внимание на то, что спор играет важную роль для выяснения истины. Из глубины веков дошел до нас замечательный афоризм: «Истина рождается в споре». Древнегреч. ученые выделяли разные виды спора, в частности они четко разграничивали диалектические беседы и софистические споры.

 Диалектика в Др. Греции была областью знания, предметом которой являлось искусство ведения беседы, спора. Позднее этот термин получил иное значение: «наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления».

 С целью публичного  обсуждения острых проблем, злободневных  тем античные мыслители широко  использовали диалог, т. е. излагали  свои мысли в форме вопросов  и ответов. Они исходили из  того, что о всякой вещи существуют  противоположные мнения, поэтому  в споре каждый из собеседников  может отстаивать свою позицию.  Это позволяло приобретать знания  не в готовом виде, а путем  размышления, совместного обсуждения  проблемы, поиска правильного решения.

 Первым стал применять  такой метод философ Протагор, прославившийся в Греции как  большой мастер спора. Публичные  диспуты, которые он устраивал,  вызывали огромный интерес.

 Способ ведения диалога,  заключавшийся в постановке вопросов  собеседнику и показе ошибочности  его ответов, позже стал использовать  великий древнегреческий философ  Сократ, имя которого пережило  века. Сократовские беседы до сих пор волнуют нас, увлекают, учат, заставляют задумываться.

Информация о работе Шпаргалка по "Риторике"