Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2015 в 23:07, реферат
Техника речи определяется, во-первых, как совокупность умений и навыков, применяемых для оптимального звучания речи, и, во-вторых, как владение приемами эффективного владения речевого аппарата.
Работа над техникой речи включает в себя следующие разделы: «Дыхание», «Дикция», «Голос», «Орфоэпия». Основная часть занятия посвящается расширению диапазона и силы голоса, исключающего напряжение, накапливаемое в результате интеллектуальных, эмоциональных и душевных зажимов.
Техника речи как важнейший элемент речевой культуры студента.
Техника речи определяется, во-первых, как совокупность умений и навыков, применяемых для оптимального звучания речи, и, во-вторых, как владение приемами эффективного владения речевого аппарата.
Работа над техникой речи включает в себя следующие разделы: «Дыхание», «Дикция», «Голос», «Орфоэпия». Основная часть занятия посвящается расширению диапазона и силы голоса, исключающего напряжение, накапливаемое в результате интеллектуальных, эмоциональных и душевных зажимов.
Дыхание источник звука. «Быть в голосе» — значит освоить навык фонационного (речевого) дыхания, снять мышечное напряжение, приобрести гибкость, выносливость, звонкость, собранность и устойчивость звука. Опора дыхания — позвоночник, поэтому первая ступень к освобождению голоса — выработка привычки держать осанку, осознавать работу мышц, обеспечивающих речевой процесс. Важно научиться наблюдать себя как бы со стороны, акцентируя при этом внимание не на том, что вы делаете, а на том, как вы это делаете. Освобождение (релаксация) порождает энергию, обеспечивает продуктивность деятельности речевого аппарата. Правильное дыхание помогает нам ставить звук на опору и говорить с посылом. Задача упражнений по дыханию — не выработка умения вдыхать, максимальное количество воздуха, а тренировка умении рационально расходовать нормальный запас его. Поскольку звуки создаются при выдохе, то его организация является основой постановки дыхания, которое должно быть полным, «спокойным и незаметным».
Дикция - это отчетливость и правильность произнесения отдельных звуков, которые обеспечиваются правильной работой органов речи. Подвижные части артикуляционного аппарата должны работать активно, но без лишнего напряжения: нижняя челюсть хорошо размыкать рот (плавно, не дергаясь); язык и губы принимать и менять с нужной быстротой то или иное требуемое положение; маленький язычок, когда надо, подниматься, закрывая проход в носовую полость, а когда надо, открывать выдыхаемой струе воздуха путь в нос. Все звуки и их сочетания должны произноситься четко, легко и свободно, в любом темпе.
Коррекцией нарушений речи занимаются логопеды. Однако существуют так называемые дикционные нарушения, не патологического генеза, связанные с вялостью артикуляционного аппарата (губ, языка, челюсти), малым раствором рта при произнесении гласных, нечетким произнесением согласных (так называемая «киша во рту»). Подобные проблемы устраняются с помощью специальных упражнений. Задача упражнений по дикции отработка отчетливости, правильности произношения звуков и активизации артикуляционного аппарата.
Голос - основное выразительное средство устной речи. «Ничто так не влияет на отношение к нам людей, как впечатление от нашего голоса. Но ничем так не пренебрегают и ничто не нуждается в постоянном внимании, как голос». (П.Сопер). Голос обладает различными свойствами, которые могут быть развиты и улучшены путем тренировки: силой, высотой (диапазоном), тембром, гибкостью (подвижностью), благозвучностью и полетностью.
Под силой голоса следует понимать большую или меньшую интенсивность работы речевого аппарата. Сила голоса не равноценна его громкости. Если силу голосу придает активизация работы речевого аппарата, то громкость достигается активизацией выдоха. Голос можно усиливать даже на шепоте. Именно сила голоса и отчетливость произношения обеспечивают хорошую слышимость речи.
Высота голоса — это его способность к тональным изменениям, т. е. его диапазон, который неодинаков у разных людей. Обычно в него входят полторы октавы. Диапазон голоса условно делят на нижний, средний и верхний регистры. В нижнем регистре звучание голоса усиливается грудным резонатором, в верхнем - головным, на средних нотах должны работать оба.
У хорошо поставленного голоса нет резких переходов от одного регистра к другому.
Тембр — это окраска голоса, которую ему придают обертоны. Он обусловлен индивидуально-психологическим строением речевого аппарата. Окончательно тембр устанавливается после «ломки» детского голоса и не изменяется на протяжении всей жизни. Изменить тембр нельзя, но можно «очистить» его от сипоты, хрипоты, гнусавости и других погрешностей.
Гибкость, или подвижность, голоса — это его способность свободно изменять силу и высоту в различном темпе речи. Активно произнося скороговорки или тексты, изменяя темп их произнесения, повышая или понижая голос, мы тренируем его подвижность, способность меняться без усилий и напряжения.
Приятное или неприятное впечатление, которое производит наш голос, зависит от такого его качества, как благозвучность. Благозвучный голос — это голос, чистый по звучанию, без хрипоты, сипения, гнусавости. В понятие благозвучности включаются также звонкость и «металличность».
Полетность голоса — это его способность «заполнять» то пространство, в котором он звучит, обеспечивать хорошую слышимость даже при небольшой силе. Тренируя полетность, надо прежде всего искать верное направление звука (вперед). Полетность требует также активного волевого посыла. Необходимо научиться ощущать расстояние: чем дальше объект, тем активнее должен быть посыл. Существует глубинная связь между голосом и телом.
В технику речи включаются также упражнения по психотехнике: на развитие умений словесного действия, наблюдательности — «калитки» к творчеству, по выражению Станиславского; на формирование способности передавать подтекст и т.д. Педагог является субъектом речевого воздействия. Он идет на «живой» контакт со студентами. Одна из основных задач его заранее запланированного воздействия — изменение установок, отношения, поведения объекта общения — слушателя.
Интонация является основным средством речевого воздействия на слушателей. Некоторые авторы пособий по технике речи и выразительному чтению считают, что «необходимо учить детей нужной интонации», и предлагают им задания, например, прочитать текст, передавая радость, печаль, гордость, ласку, страх и т. д. в зависимости от произведения.
Однако психолог Н.И. Жинкин всегда выступал против обучения интонации: «Спрашивается, как ищется интонация и можно ли обучиться хорошей правильной интонации. Ответ на этот вопрос отрицательный. Обучиться интонации нельзя. Это то же самое, что обучаться плакать, смеяться, горевать, радоваться и т.д. Интонация речи в определенной жизненной ситуации приходит сама собой, о ней не нужно ни думать, ни заботиться. Больше того, как только вы постараетесь ее сделать, это будет замечено как фальшь». В обыденной жизни интонация рождается непроизвольно, сама собой, так как человек выражает свои мысли и чувства. В педагогическом процессе она возникает как результат глубокого проникновения в смысл высказывания. Интонация не только выражает эмоционально-волевые отношения людей, но и определяется ими, поэтому правильно, например, просить учащихся попытаться прочитать текст с какой-либо целью (обрадовать, удивить, огорчить, предостеречь и т. д.) При этом надо думать о воздействии, которое хочешь оказать на слушателей, а не об интонации .Студент не должен копировать с голоса педагога- следовательно задача преподавателя- объяснить не только содержание произведения, но и в некоторых случаях, даже значения слов.
Кроме интонаций, необходимо ещё и контролировать жесты студентов. Хотя жест — явление произвольное, пользоваться им нужно очень осторожно и сдержанно. Он должен соответствовать смыслу высказывания, поскольку не каждая фраза нуждается в подчеркивании жестами. Суетливость и неумеренная жестикуляция могут испортить впечатление, утомить, вызвать раздражение у зрителя, а в актёрской профессии- это недопустимо.(если только это не требуется в образе исполняемой роли или произведения.)
От жестов значимых необходимо отличать жесты бессмысленные. Подобно тому, как некоторые люди насыщают свою речь словами-паразитами, типа «так сказать», «значит», «ну» и др., встречаются и такие, которые имеют привычку к какому-либо жесту-паразиту. Одни то и дело встряхивают головой, другие поправляют волосы, третьи — теребят пуговицу и т.д. Подобные жесты только отвлекают от восприятия содержания речи.
Интересна связь жеста с логическим ударением. Она заключается в том, что «жестикуляция всегда сопровождает ударение». Например, кто-нибудь гневно произносит фразу: «Это вы мне сделали столько зла!». При произнесении слова «вы» чтец сделает выразительное движение рукой в сторону воображаемого обидчика.
Мимика (выражение лица) еще важнее для педагога, чем движения рук. Она является главным показателем и замечательным стимулятором эмоций, способна передавать целую гамму чувств и переживаний. При «неподвижном» лице теряется 10-15% информации. Мимика всегда должна соответствовать характеру речи и выражать доброжелательное отношение к слушателям. Чтобы научиться контролировать выражение своего лица, полезно понаблюдать за собой перед зеркалом.
«Мы должны следить за тем, чтобы всегда, постоянно, говорить правильно и красиво. Лишь при этом условии набьётся привычка, которая превратится во вторую натуру... Техника должна быть подходом и возбудителем природы к творчеству». (К.С. Станиславский)
Приведенный комплекс упражнений с методическими рекомендациями под руководством педагога поможет совершенствовать технику речи.
Разделы работы по технике речи
1. Подготовительная работа
Гигиенический самомассаж снимает мышечные зажимы, предупреждает их, разогревает мышцы речевого аппарата, способствует вольному, свободному течению звука.
Общие правила самомассажа:
— кожа массируемых частей тела должна быть чистой;
— все движения массирующей руки делаются по рекомендуемым направлениям;
— массирующие мышцы должны быть расслаблены.
Методические рекомендации:
- массаж только на снятие мышечных зажимов требует лёгких, едва касающихся прикосновений к поверхности кожи;
- согревающий массаж, напротив, требует более активных движений рук с плотным прикосновением к поверхности кожи; при этом необходимо мысленно представлять, как мышцы не только расслабляются, но ещё и разогреваются — это значительно усиливает эффект массажа;
- эмоциональное настроение обязательно должно быть положительным, доброжелательным.
Упражнения.
Вибрационный массаж проводится лёгким постукиванием кончиками пальцев по массируемой области, как правило в сочетании со звуками, активизируя те нервные окончания — рецепторы, которые мобилизуют, разогревают, готовят речевой аппарат к звучанию, повышая эластичность мышц шеи, затылка, челюстей, дыхательные мышцы, зоны резонирования, способствуют более высокой проводимости звука в резонаторы. Вибрационный массаж делается после установки верного звучания.
Упражнения.
1.Исходное положение: ноги слегка расставлены, положение тела «на колок» (стать прямо, слегка расставив ноги, развернув плечи в стороны и назад; спина крепкая; руки, шея, плечи — свободны). Легко и быстро постукивая кончиками пальцев по области лобных пазух от переносицы к вискам, не захватывая височные впадины, одновременно на выдохе тянуть звук «МММ...»; следить, чтобы при сомкнутых губах зубы были разомкнуты, нёбная занавеска поднята, губы чувствовали лёгкое щекотание. Повторить 4-6 раз.
2.То же упражнение, но на выдохе тянуть «МММИ-МИ-МИ-МИ», дыхание крепкое, звуком как бы вытянуть вверх «морковку». Повторить 4-6 раз.
3.Исходное положение то же; легко и быстро постукивать кончиками пальцев по области гайморовых пазух от переносицы к височным долям, одновременно тянуть звук «ННН...» Повторить 4 — 6 раз.
4.То же упражнение, но на выдохе тянуть лениво:
Я - НИ, Н НИ, Н - НИ; Н-НО,Н-НА,Н- НУ;
МННЯ — ННЯ — ННЯ — ННЯ;
ГММ -ГММ -ГММ; ГНН -ГНН- ГНИ;
ГНИ — ГНЕ — гня — гню При произнесении сонорных согласных полость носа остаётся открытой для активного выдоха, гласные произносятся внутриглоточно, без артикуляции губ. Повторить 4-6 раз.
5.Исходное положение то же; легко и быстро постукивать кончиками пальцев по области гайморовых пазух от крыльев носа к мочкам ушей, одновременно на выдохе тянуть те же звукосочетания, что и в предыдущем упражнении, придерживаясь тех же правил. Повторить 4-6 раз.
6.Исходное положение то же; легко и быстро простукивать кончиками пальцев пространство над верхней губой, одновременно тянуть вслух на выдохе звонкий щелевой согласный: ВВВ — ВВВВ — ВВВВВ; звукосочетания: В — ВО — В —ВО —В — ВО; В — ВА — В — ВА — В — ВА.
Гласные произносятся внутриглоточно, без артикуляции губ. При произнесении звука «В» воздушная струя невольно направляется вперёд, к верхним зубам. Повторить 4-6 раз.
7. Исходное положение то же; легко и быстро постукивать кончиками пальцев под нижней губой и по ней, одновременно тянуть вслух на выдохе согласный: 333...; 3 — 3 — 3; звукосочетания: 3 — ЗИ — З — ЗИ — З — ЗИ; 3 — ЗА — З — ЗА —3 - ЗА; 3 —ЗО - 3 - ЗО - 3 - ЗО; 3 - ЗИ - 3 - ЗА —3 — 30; звукосочетания: МВЗ — МВЗ — МВЗ....
Информация о работе Техника речи как важнейший элемент речевой культуры студента