Техника речи как важнейший элемент речевой культуры студента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2015 в 23:07, реферат

Описание работы

Техника речи определяется, во-первых, как совокупность умений и навыков, применяемых для оптимального звучания речи, и, во-вторых, как владение приемами эффективного владения речевого аппарата.
Работа над техникой речи включает в себя следующие разделы: «Дыхание», «Дикция», «Голос», «Орфоэпия». Основная часть занятия посвящается расширению диапазона и силы голоса, исключающего напряжение, накапливаемое в результате интеллектуальных, эмоциональных и душевных зажимов.

Файлы: 1 файл

Техника речи.doc

— 165.50 Кб (Скачать файл)

При произнесении щелевого согласного «3» воздушная струя направляется вперёд, к нижним зубам; гласные произносятся внутриглоточно, без артикуляции губ. Повторить каждое упражнение 4-6 раз.

8.Исходное положение то же; легко и быстро постукивать кончиками пальцев обеих рук по верхней части грудной клетки, одновременно тянуть на выдохе щелевые звуки «ЖЖЖ..., 333...» и сонорные «МММ..., НИН..., ллл..., ррр...». Повторить 4-6раз.

9.Исходное положение то же; легко и быстро постукивать рёбрами ладоней обеих рук по нижней боковой части грудной области передних межрёберных мышц и задних межрёберных мышц, одновременно тянуть вслух на выдохе те же звуки, что и в предыдущем упражнении. Повторить 4-6 раз.

10.Исходное положение то же; легко и быстро постукивать кончиками пальцев одной руки по области нижних брюшных мышц с одновременным постукиванием кончиками пальцев другой руки по области поясницы. Во время постукивания тянуть те же звуки. Повторить 4-6 раз.

11.Исходное положение то же легко и быстро рёбрами ладоней простучать область лопаток. Одновременно тянуть на выдохе те же звукосочетания, что и в предыдущем упражнении. Хорошо, если область лопаток вам простучит кто-то другой. Если это упражнение проводится в классе, то можно встать друг за другом и простучать рёбрами ладоней быстрыми лёгкими движениями область лопаток друг другу, используя те же звуки.

12. Исходное положение  то же, руки свободно висят  вдоль тела: бег на месте, при  этом расслабить всё тело и  провибрировать его теми же звуками: «ЖЖЖ..., 333..., МММ..., ННН..., ллл..., ррр...».

Выполнить это же упражнение, бегая трусцой по кругу.

 

.2. Практические упражнения для выработки смешанно- диафрагмального типа дыхания

Основой для постановки и закрепления правильного голосоведения является фонационное дыхание. Поэтому прежде чем ставить голос, необходимо организовать нужный для этого тип дыхания — смешанно-диафрагмальное (другие термины — речевое, диафрагмально-нижнереберное).

Существует два типа дыхания: брюшное и грудное (ключичное). Но при этом нельзя сказать, что в первом участвуют только брюшные мышцы живота, а во втором — только грудные. Мы лишь видим преимущественно движения живота во время брюшного дыхания и преимущественно движения вверх грудной клетки — выпирание и подъём ключиц и плеч вверх — во время грудного дыхания. Смешанно-диафрагмальное дыхание предполагает равномерную работу всех дыхательных мышц с небольшим преобладанием брюшных, при этом плечи и ключицы остаются, как бы в состоянии покоя, и только при пристальном взгляде можно уловить едва заметное, лёгкое движение плеч и ключицы. При таком типе дыхания мышцы играют роль стен, которые, в свою очередь, опираются на каркас — костный скелет человека, — его позвоночник, рёбра, ключицы, лопатки. Роль «пола» играет диафрагмальная мышца; твёрдое нёбо является сводом «храма», а костная система черепа — его «крышей». И так же, как архитектор при строительстве храма для создания акустики производит специальные расчёты взаимосвязи материала, всех частей здания с его объёмом, высотой потолков и куполом здания, так и мы видим полную зависимость правильной организации дыхательного процесса и звучания голоса от положения тела во время дыхания- лёжа, сидя, стоя, в движении. Только при правильной, организованной осанке возможно полноценное дыхание и звучание голоса. Именно поэтому мы начинаем постановку дыхания с упражнений по формированию осанки.

Под осанкой понимается манера, в которой человек привык держать своё тело в динамике и в статике. Это понятие включает в себя пластичность движений, умение сохранить их гибкость и выразительность в любом положении, при выполнении любой работы.

При правильной осанке позвоночник, если смотреть на него в профиль, образует волнообразную линию с равномерными возвышениями и углублениями. Эти изгибы препятствуют его искривлению в любой плоскости. Они определяют правильное положение таких жизненно важных органов, как трахея, бронхи, пищевод, лёгкие, сердце, спинной мозг и т.д.

Методические рекомендации: при выполнении следующих упражнений следить, чтобы корпус и плечевой пояс были всегда свободны, без мышечных зажимов, не напрягались.

Упражнения.

  1. Проверить правильность осанки:

- необходимо стать прямо, прижавшись спиной к стене без плинтуса или к закрытой двери так, чтобы было 4-5 (при полных икрах) точек касания — пятки, икры, ягодицы, лопатки, затылок;

- положить одну руку на шейный, а другую на поясничный изгиб позвоночного столба (при нормальной осанке расстояние между этими изгибами и стеной будет равно, примерно, ширине ладони; отклонение в ту или другую сторону говорит о нарушении осанки);

- зафиксировать данное положение и отойти от стены;

- походить, повернуть корпус вправо-влево, потанцевать вальс, сохраняя правильную осанку.

2. Принять правильную осанку, как описано выше, положить на темя нетяжелый предмет (мешочек с песком, дощечку, книгу), походить с этим предметом на голове, выполняя несложные движения руками, ногами, корпусом, полуприседания и приседания, походить в положении «полуприседание», потанцевать вальс.

3. Принять правильную осанку, поместив гимнастическую палку за спину в согнутые локтевые суставы, походить в этом положении, высоко поднимая колени, побегать трусцой, слегка попрыгать (сохраняя правильную осанку).

4. Упражнение К.С. Станиславского. «Положение тела «на колок»: стать прямо, слегка расставив ноги, наклониться вниз, полностью расслабив корпус, «повисеть» в таком положении; выпрямиться, развернув плечи в стороны и назад, как бы сбросив ими «пальто на вешалку». Спина стала крепкой, прямой, а руки, шея, плечи — свободными, легкими. Повернуть корпус вправо-влево, сохраняя правильную осанку. Сесть на край стула, пятки вместе, носки врозь, руки свободно лежат на коленях; расслабить корпус, выпрямиться, сбросив «пальто на вешалку». Сохранить правильное, свободное положение тела « на колок ».

Только после того, как осанка зафиксирована, можно приступать к тренировке мышечной системы, принимающей активное участие в дыхании и голосообразовании. От того, насколько упруга, эластична, натренирована вся дыхательная мускулатура, зависит в дальнейшем сила, полётность и тембровая окраска голоса.

Дыхательная гимнастика по системе А.Н. Стрельниковой

Методические рекомендации: эта гимнастика направлена на физическую тренировку дыхательных мышц посредством активного фиксированного вдоха через нос и непроизвольного выдоха через рот. Необходимо следить, чтобы воздух полностью проходил через носоглотку. Если вы почувствовали головокружение, значит, вы выполняете упражнение неверно.

1.Стать прямо, ноги ни ширине плеч, принять правильную осанку (положение челн «на колок»); сделать форсированный вдох носом, затем непроизвольный выдох через рот. Повторить 5-6 раз.

2.Положение тела то лее; энергичные повороты головы вправо-влево с форсированным вдохом и непроизвольным выдохом, как в предыдущем упражнении.

3.Исходное положение то же. На форсированном вдохе сделать наклон головы вниз, как бы па «толстую шею», затем поднять голову вверх тоже в положение «толстой шеи». Повторить 5-6 раз.

4.Стать прямо, ноги слегка расставлены, руки согнуты в локтях перед грудью: повороты корпуса вправо-влево с форсированным вдохом; во время поворота в исходное положение непроизвольный выдох. Повторить 5-6 раз. Руки, согнутые в локтях, поворачиваются вместе с корпусом, при этом правая рука движется вслед за корпусом к некому углу плеча и касается его большим пальцем, а левая движется за корпусом в правую сторону, касаясь при этом большим пальцем угла правого плеча. Руки, согнутые в локтях, во время поворотов тянут за собой лопаточные мышцы, тем самым тренируя и разогревая их. Грудные, задние и передние межреберные мышцы, а также косые мышцы живота во время скручивания корпуса вправо и влево хорошо тренируюичя, становясь более эластичными и упругими.

5.«Насос».

Исходное положение как в предыдущем упражнении. Наклоны туловища вниз с форсированным вдохом на наклоне и непроизвольном выдохе во время подъема. Руки во время наклона вниз с силой давят на «ручки насоса», как бы сжимая их, и при этом выпрямляются. При подъёме приходят в и.п. Повторить 5-6 раз.

6.Исходное положение то же. Наклон корпуса с форсированным вдохом через нос. При этом руки, согнутые в локтях, как бы обнимают грудную клетку под грудью; выпрямляясь, корпус принимает положение «полуприседание» с опорой на стопы; брюшные и межрёберные мышцы подтягиваются, голова держится прямо, как бы на «толстой» шее; руки сжимают грудную клетку над грудью; большие пальцы касаются противоположных углов правого и левого плеча.

Выработка дифференцированного носового и ротового дыхания

Методические рекомендации: при выполнении дыхательных упражнений важно следить, чтобы воздух входил и выходил через нос, но не через рот.

Эти упражнения также полезно выполнять при отёках носовой полости.

Упражнения.

1.Прижать указательным пальцем правую ноздрю, вдохнуть левой ноздрей; зажав левую ноздрю, выдохнуть через правую. Затем вдохнуть правой ноздрей; зажав ее, выдохнуть через левую (повторить 4-6 раз).

2.Поглаживая нос (боковые части) от кончика к переносице двумя пальцами, сделать вдох, на выдохе постучать указательными пальцами обеих рук по ноздрям (повторить 4-6 раз).

3.Прижать крылья носа указательными пальцами на вдохе и по мере прохождения воздушной струи через нос делать вращательные движения по часовой стрелке, как бы ввинчивая пальцы; на выдохе делать те же вращательные движения пальцами против часовой стрелки (повторить 4-6 раз).

4.На вдохе коротким быстрым движением провести указательными пальцами по нижней части носовой перегородки от желобка под носом к кончику носа, слегка поднимая его кверху (курносый нос). Во время выдоха то прикрывать на короткое время ноздри большим и указательным пальцами правой руки, прерывая выдох, то открывать проход для воздушной струи (6-8 движений, повторить 4-6 раз).

5.Открыть рот, сделать вдох и выдох носом 10-12 раз. Расширить ноздри, сделав вдох носом, на выдохе ноздри принимают положение покоя (повторить 4-6 раз).

6.«Цветочный магазин ».

Представить цветочный магазин, наполненный запахами различных цветов; почувствовать, какой запах преобладает; обратить внимание, как спокойно и глубоко вы вдохнули, как бесшумно вливается воздух через расширенные ноздри в носоглотку, на мгновение задерживается там, и именно в этот момент происходит определение запаха; затем следует естественный свободный выдох. Если вдох был слышен, значит, вы торопливо и неправильно втягивали воздух. Вдох должен быть бесшумным.

 

3 Практические  упражнения для улучшения дикции

Рото-глоточная гимнастика

Задача упражнений - активизировать работу мышц мягкого нёба и глотки, укрепить их нервно-мышечную основу, освободить от мышечного зажима мышцы шеи и затылка.

Хороший эффект при освоении фонационного дыхания, воспитании речевого голоса дает речь, произносимая про себя. Она может быть использована не только в дыхательной гимнастике и в упражнениях с текст ми, но прежде всего при внутриглоточной артикуляции .

Очень полезны упражнения с произнесением носовых согласных при зажатом носе. Они рефлокторно вызывают сильное поднятие нёбной занавески, активизируют её, устраняют застойные явления, т. к. воздушная волна, встретившая препятствие (зажатии нос), во время нормального произнесения текста непроизвольно «подбрасывает» звук вперёд и снимает напряжемте с гортани. При начальной тренировке удобнее проговорить с зажатым носом только первую половину скороговорки, тут же произнести ее свободно, затем произнести с теми же приемами и вторую половину текста .

Упражнения.

1.«Хочу зевнуть, но не 

Стать прямо, ноги слегка рассставлены, положение тела — «на колок». Начало зевка: хочу зевнуть, но не зеваю. Язык лежит плашмя у нижних передних зубов; слегка открыв рот, потянуть в себя воздух, широко раскрывая зев; во время зевка язык, сильно прогибаясь вниз, оттягивается назад и напрягается; нёбная занавеска при этом поднята, образуя ровные края свода. Подержать гортань в таком напряжённом положении 4-5 секунд, зачем опустить нёбную занавеску, расслабив мышцы гортани. Повторить ,4 1 раза. Это упражнение укрепляет мягкое нёбо, расширяет гортань, является профилактикой ОРЗ.

2. Рассмотреть перед зеркалом полость зева, одновременно делая выдох на «АХ—АХ-АХ» «ОХ-ОХ-ОХ» «ЭХ —ЭХ —ЭХ», при этом гласные звуки артикулируются без звука, звук же «X» должен слышаться отчётливо.

3.«Хочу произнести звук «А», но не могу ».

Исходное положение то же; нижняя челюсть опущена вниз как при произнесении звука «А»; язык лежит плашмя на дне ротовой полости, оттягиваясь назад. Нёбная занавеска сильно поднята и напряжена, (беззвучное ариткулирование звука «А»). Подержать гортань в таком положении 4-5 секунд. Повторить упражнение 3-4 раза.

4.«Хочу произнести звук «П», но не могу».

Исходное положение то же; губы крепко сомкнуты и напряжены, зубы разомкнуты, язык лежит внизу, сильно оттягиваясь назад корнем языка, зев при этом открывается. Нёбная занавеска активно поднята и напряжена, образуя ровный свод и высокий купол. Пытаясь на сильном напряжении губ произнести звук «П», как бы прорвать преграду, но не выполнить это движение.

5.Полоскание гортани гласными звуками — Э —А — О — У — Ы — И. Исходное положение то же. Участие в артикуляции принимают только мышцы гортани, губы остаются неподвижны. Мысленно последить за работой зева.

6.Исходное положение то же. Опустить голову вниз и постараться как можно шире раскрыть полость зева. Повторить 5 раз.

7.Исходное положение то же. Спокойно откинуть голову назад, при этом шею не тянуть (ощущение «толстой шеи»), и постараться раскрыть шире зев. Повторить 5 раз.

8.Исходное положение то же. Поворачивать голову вправо и влево, стараясь как можно шире раскрыть зев. Повторить 5 раз.

9.Исходное положение то же. Наклонить корпус тела вперёд и назад, стараясь как можно шире раскрыть зев. Повторить 5 раз.

10.Стать прямо, слегка расставив ноги, руки свободно висят вдоль тела (положение тела «на колок»): несколько раз подряд медленно и негромко произнести взрывные согласные к-г, к-г, к-г... г-к, г-к, г-к... Затем мысленно произнести гласные а-э-о. Всё внимание во время мысленного произнесения гласных сосредоточить на работе зева. Повторить 4-6 раз.

Информация о работе Техника речи как важнейший элемент речевой культуры студента