Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2015 в 23:07, реферат
Техника речи определяется, во-первых, как совокупность умений и навыков, применяемых для оптимального звучания речи, и, во-вторых, как владение приемами эффективного владения речевого аппарата.
Работа над техникой речи включает в себя следующие разделы: «Дыхание», «Дикция», «Голос», «Орфоэпия». Основная часть занятия посвящается расширению диапазона и силы голоса, исключающего напряжение, накапливаемое в результате интеллектуальных, эмоциональных и душевных зажимов.
Слоговые упражнения с сонорными согласными помогают оформить звук, установить верное его направление, удобное, свободное, полётное звучание.
Голосовая гимнастика по системе А.Н. Стрельниковой
12.Стать прямо, ноги слегка расставлены, руки свободно висят вдоль тела. Выполнять полунаклоны корпуса вперёд с одновременным отведением рук назад; в то же время произносить следующие звукосочетания в среднем регистре и в указанной последовательности: МИ — МА, НИ — НА, ЛИ — ЛА, РИ - РА, ЗИ -ЗА, СИ- СА, ЦИ - ЦА, ДИ - ДА, ТИ - ТА, ЖИ - ЖА, ШИ - ША, ЧИ — ЧА, ЩИ - ЩА, БИ — БА ПИПА, ВИ — ВА, ФИ — ФА, РИ — ГА, КИ — КА, ХИ — ХА, Я — Я.
13.Исходное положение то же. Делая полные наклоны корпуса вниз, руками как бы собираем «охапку сена» и выпрямляемся. Одновременно произносим те же звукосочетания и в той же последовательности, но в верхнем регистре.
14.Исходное положение то же. Делать полуприседания, слегка откинув корпус тела назад, мышцы ног натянуты, голова на «толстой шее». Руки, полусогнутые в локтях, сжимая грудную клетку, движутся крест-накрест, касаясь большими пальцами плеч (правая рука левого плеча, а левая рука правого плеча). Одновременно произносить звукосочетания предыдущих двух упражнений, только в нижнем регистре.
15.Все дыхательные упражнения с фиксированным выдохом можно выполнять с использованием указанных выше звукосочетаний. Голос должен звучать ровно на одной высоте в среднем регистре.
16.Все вышеуказанные упражнения по развитию резонаторов выполнять со звукосочетаниями:
МНИЛ — МНЭЛ — МНАЛ — МНОЛ — МНУЛ — МНЫЛ; ЛИЛ — ЛЭЛ — ЛАЛ — ЛОЛ — ЛУЛ — ЛЫЛ; НИН - НЭН - НАН - НОН - НУН - НЫН; РИР — РЭР — PAP — POP — РУР — РЫР.
Звук, при выполнении всех этих упражнений, должен быть непрерывным без толчков.
Тренировка правильного звучания на счёте, пословицах и коротких стихотворных текстах
При подборе пословиц и других коротких текстов следует обращать внимание на то, чтобы в них встречалось больше ударных гласных, на которых легче закрепить правильное звучание, и согласных, которые помогают удерживать звуки в резонаторах. Так, тем, у кого звучание речи открытое, лучше использовать пословицы и стихи с преобладанием «О», а тем, у кого зажата челюсть, лучше тренироваться на строчках, где чаще встречается звук «А». Ударные гласные помогают держать тон всей строки.
1.Счёт вслух с добором воздуха через 1, 3, 5, 7, 10 единиц и т.д. по трём регистрам — в среднем, верхнем и нижнем. Удерживать тон внутри одного регистра во время счёта на одной высоте.
2.Выполнить голосовые упражнения по системе А.Н. Стрельниковой, используя вместо звукосочетаний тексты, проговаривая их вначале по слогам, затем по словам, а потом слитно, не заботясь о выдохе:
• НЕ — КРАС — НА — ИЗ — БА — УГ — ЛА — МИ — А
— КРАС — НА- ПИ - РО — ГА — МИ;
НЕ — КРАСНА — ИЗБА — УГЛАМИ, —А — КРАСНА
— ПИРОГАМИ;
НЕКРАСНАИЗБАУГЛАМИАКРАСНАПИРОГ
• ХО — РО — ША — МА — ША — КОГ — ДА — МА — МА
— ХВА — ЛИТ;
ХОРОШ AMАША — КОГДАМАМА — ХВАЛИТ; ХОРОШАМАШАКОГДАМАМАХВАЛИТ.
• ДА — МА — СДА — ВА — ЛА — ВБА — ГАЖ; ДАМА — СДАВАЛА — ВБАГАЖ;
ДАМАСДАВАЛАВБАГАЖ.
• МА—МА — ША — РО — МА — ШЕ —ДА—ЛА — СЫ — ВО
— РОТ — КУ— ИЗ — ПОД — ПРОС — ТО — КВА - ШИ; МАМАША - РОМАШЕ - ДАЛАСЫВОРОТКУ - ИЗ-ПОД-ПРОСТОКВАШИ;
МАМАШАРОМАШЕДАЛАСЫВОРОТКУИЗПОД
• КРАС — НО -ПО — ЛЕ — ПШЕ — НОМ — А — РЕЧЬ — У — MOM;
КРАСНО — ПОЛЕ — ПШЕНОМ — АРЕЧЬ — УМОМ; КРАСНОПОЛЕПШЕНОМАРЕЧЬУМОМ.
• ПРО - ВО - РО - НИ - ЛА - ВО - РО — НА - ВО -РО — НЁН — КА;
ПРОВОРОНИЛА — ВОРОНА - ВОРОНЁНКА; ПРОВОРОНИЛАВОРОНАВОРОНЁНКА.
• КА-КО — ВО — ВО — ЛО- КНО — ТА- КО-ВО
-И-ПО- ЛОТ - НО;
КАКОВО - ВОЛОКНО - ТАКОВО -И- ПОЛОТНО; КАОВОВОЛОКНОТАКОВОИПОЛОТНО.
• БУДЬ - ДРУГ -ДА- НЕ ВДРУГ; БУДЬДРУГ - ДАНЕВДРУГ; БУДЬДРУГДАНЕВДРУГ.
20. «Этажи».
Положение тела «на колок». Посчитать этажи, равномерно повышая голос на один тон после каждого этажа: ПЕРВЫЙ ЭТАЖ, ВТОРОЙ ЭТАЖ, ТРЕТИЙ ЭТАЖ, ЧЕТВЁРТЫЙ ЭТАЖ, ПЯТЫЙ ЭТАЖ, ШЕСТОЙ ЭТАЖ.
Затем посчитать в обратном порядке, понижая голос после каждого этажа: ШЕСТОЙ ЭТАЖ, ПЯТЫЙ ЭТАЖ, ЧЕТВЁРТЫЙ ЭТАЖ, ТРЕТИЙ ЭТАЖ, ВТОРОЙ ЭТАЖ, ПЕРВЫЙ ЭТАЖ, ПОДВАЛ.
Тренировка голоса в повышении и понижении на коротких стихотворных строчках, на удлинённой строчке, по словам, на использование различных темпов, на развитие силы звука
1. Произнести на одном
дыхании и ровном среднем
Н.А. Некрасов «Мороз красный нос»:
Не ветер бушует над бором;
Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи;
Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи —
Мороз воевода дозором;
Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи
Мороз воевода дозором
Обходит владенья свои.
2. Произнести этот текст ни ровном звучании в среднем регистре, верхнем и нижнем регистрах, делая добор воздуха после каждой строки:
Не ветер бушует над бором — добор воздуха
Не с гор побежали ручьи — добор воздуха
Мороз воевода дозором — добор воздуха
Обходит владенья свои.
3.Произнести те же слова с повышением и понижением голоса на полтона по строчкам.
4.Повышение и понижение голоса по строчкам нараспев.
5.Произнести те же слова, повышая и понижая голос, читая одну строчку речитативом, а вторую нараспев, после каждой строки делать добор воздуха:
Не ветер бушует над бором, — речитативом
Не с гор побежали ручьи —нараспев
Мороз воевода дозором — речитативом
Обходит владенья свои. — нараспев
6.Повышение и понижение голоса по словам с добором воздуха после каждого слова:
Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали Ручьи —
Мороз воевода дозором
Обходит владенья свои
7.Произнести этот же текст с ускорением и замедлением темпо-ритма.
8.Чередование медленных и быстрых строчек при одновременном повышении и понижении голоса при чтении того же текста (речитативом).
9. Чередование медленных и быстрых строк напевным произнесением при одновременном повышении или понижении по строчкам, повышение по полутонам.
10.Чередование одной медленно произносимой строки речитативом с одной быстрой строкой нараспев. После каждой строки — добор воздуха.
11.Чередование одной медленной строки (нараспев) с одной быстрой (речитативом) при одновременном повышении или понижении тона в пределах установленного диапазона. Следить, чтобы медленный темп обеспечивался не паузами между словами, а медленным произнесением самих слов.
12Проделать то же упражнение в обратном порядке, т.е. начинать с быстрой строки, а вторую произносить медленно.
13.Ускоренное повышение и понижение голоса по словам речитативом.
14.Ускоренное повышение и понижение голоса по словам нараспев (по хроматической гамме). Следить за плавным переходом от слова к слову.
15.Повышение голоса по словам речитативом в медленном темпе и понижение по словам речитативом в быстром темпе. Работа проводится по всему диапазону.
16.Выполнить то же упражнение в обратном порядке.
17.Постепенное изменение скорости при одновременном повышении или понижении по строчкам речевым способом. Каждая строчка изменяется в темпе. На самых верхних (удобных для голоса) ступенях речевого диапазона строчки произносятся с наибольшей скоростью и лёгкостью, после чего проводится понижение и одновременно замедление каждой строчки по речевым ступеням. На самой нижней ступени диапазона строчки произносятся наиболее медленно.
18.Повышение или понижение голоса по строчкам с одновременным изменением скорости (нараспев). Это упражнение проводится так же, как предыдущее. Только повышение и понижение голоса происходит по полутонам плавно, без резкого перехода от медленного темпа к быстрому.
19.Чередование одной медленной строчки и двух быстрых речитативом на одном дыхании и на одной высоте. Цель упражнения - выработать устойчивость дыхания и звука на большом речевом периоде при резких сменах темпа.
20.Чередование одной медленной строки и двух быстрых нараспев на одном дыхании и на одной высоте. Упражнение следует выполнять так же, как предыдущее, но повышение и понижение происходит по полутонам.
21. Чередование одной медленной
строчки нараспев и трёх
Методические указания: во всех упражнениях на ускорение по строчкам следует избегать слишком высоких и слишком низких ступеней диапазона, так как при очень низком звучании пропадает его полётность, а на очень высоких ступенях голос иногда становится визгливым. Необходимо также помнить, что при быстром темпе речи не нужна большая сила звука.
Упражнения на развитие силы звука:
1.«ЭХО».
Используем тот же текст поэмы Н.А. Некрасова «Мороз красный нос». Произнести первую строку громко, прислушиваясь, как «летит» звук, но не очень низко (чтобы не терять полётности). Затем произнести ту же строчку на той же высоте, имитируя отзвук (эхо), какой мы слышим в лесу или в горах. Вдох делать после каждой строки.
Громко Тихо (эхо)
(вдох) Не ветер бушует (вдох) Не ветер бушует над
над бором, бором,
(вдох) Не с гор побежали (вдох) Не с гор побежали ру-
ручьи — чьи —
(вдох) Мороз воевода дозором (вдох) Мороз воевода дозором
(вдох) Обходит владенья (вдох) Обходит владенья свои, свои.
С каждой новой строчкой голос повышается по речевым ступенькам. Достигнув удобного предела высоты, повторить упражнение, понижая голос на каждой новой строчке по речевым ступеням. Необходимо внимательно прислушиваться к отзвуку своего голоса и воспроизводить его.
2.Проделать то же упражнение нараспев, повышая и понижая голос по полутонам построчно.
3.Проделать то же упражнение речитативом с постепенным усилением голоса при одновременном повышении или понижении тона по строчкам. Первую строку следует начать с самого тихого звучания на нижней ступени диапазона. Повышать голос на каждой строчке, одновременно усиливая звучание голоса относительно предыдущей ступени. Рассчитать так, чтобы самое сильное звучание голоса совпадало с самой удобной для него высотой (где голос звучит без напряжения, свободно), и затем продолжать повышать звук по речевым ступеням до предела высоты, постепенно затихая. После этого понижать голос с каждой строчкой. Опять усилить звук в середине диапазона и снова постепенно снижать его силу.
4.Выполнить то же упражнение, постепенно усиливая голос с одновременным повышением и понижением по строчкам нараспев. Повышение и понижение голоса совершается по полутонам.
5.Проделать то же упражнение, изменяя силу звука в течение одной строки после каждого слова, произнося все слова строки речитативом на одной высоте.
Первое слово строки начать с сильного звучания, но не с самого низкого звука. Постепенно при произнесении каждого слова ослаблять силу звука, удерживая его в резонаторах. Последнее слово строки должно прозвучать совсем тихо.
Следующая строчка повышается с тихого звука. С каждым словом звук усиливается, расширяется и доходит к концу строки до самого сильного звучания. Так, то ослабевая, то усиливаясь, происходит повышение голоса по речевым ступенькам. (Тренировочный текст тот же.)
6.Выполнить то же упражнение, усиливая голос в пределах одной строки при произнесении нараспев. Каждая строчка должна повышаться и понижаться по полутонам, начинаясь с самого сильного звучания и кончаясь наиболее тихим, так же как в предыдущем упражнении.
7.Одновременное изменение силы и высоты звука при повышении и понижении каждого слова речитативом, затем то же самое упражнение нараспев.
8.Упражнение выполняется нараспев (по хроматической гамме). При произнесении каждого слова голос, повышаясь в речевой или в напевной интонации, одновременно усиливается по отношению к предыдущему. Несколько сильных звуков (3-4) придётся на середину диапозона; затем они начнут ослабевать, доходя до предельной высоты. Когда идёт понижение голоса по словам, сначала звук усиливается, а затем каждое слово звучит тише предыдущего, затихая внизу.
9. Упражнение на повышение голоса по хроматической гамме с использованием трех регистров:
ТЕРМИТЫ (из Яна Бжехвы, перевёл Б. Заходер)
Говорил
Термит
Термиту:
- Ел я всё
По алфавиту!
Ел
Амбары и ангары,
Балки,
Брёвна,
Будуары,
Вафли,
Вешалки,
Вагоны,
Гаражи и граммофоны,
Древесину дуба,
Ели. Съел
Жестянку (еле-еле).
Ел
И зелень,
И извёстку.
Ел
Изделия из воску.
Ел
Картины и корзины,
Ленты,
Лодки,
Магазины,
Информация о работе Техника речи как важнейший элемент речевой культуры студента