Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2015 в 23:07, реферат
Техника речи определяется, во-первых, как совокупность умений и навыков, применяемых для оптимального звучания речи, и, во-вторых, как владение приемами эффективного владения речевого аппарата.
Работа над техникой речи включает в себя следующие разделы: «Дыхание», «Дикция», «Голос», «Орфоэпия». Основная часть занятия посвящается расширению диапазона и силы голоса, исключающего напряжение, накапливаемое в результате интеллектуальных, эмоциональных и душевных зажимов.
Несессеры,
Окна,
Пенки,
Потолки,
Рояли,
Стенки,
Телевизоры,
Ухваты,
Фильмы,
Фотоаппараты,
Храмы,
Церкви,
Цирки,
Чашки.
Кушал
Шахматы и шашки.
Шпалы пробовал
И штампы,
Щётки
И электролампы.
Даже
Юбками
Питался.
Даже
Якорь
Съесть
Пытался.
И
Ни разу
Не был сыт!..
- М-да, - сказал другой термит, -
От диеты толку мало.
Лучше лопай, что попало!
11. Постановка голоса на гекзаметре.
ПРАВИЛА ЧТЕНИЯ (А. Прянишников)
Твёрдо запомни, что прежде / чем слово начать в упражненье,
Следует клетку грудную / расширить слегка и при этом
Низ живота подобрать / для опоры, дыхательной звуку.
Плечи во время дыханья / должны быть в покое, недвижны.
Каждую строчку стихов / говори на одном выдыханье
И последи, чтобы грудь / не сжималась в течение речи.
Так как при выдохе движется / только одна диафрагма.
Чтенье окончив строки, / не спеши с переходом к дальнейшей.
Выдержи паузу краткую / в темпе стиха, в то же время
Воздуха часть добери, / но лишь пользуясь нижним дыханьем.
Воздух сдержи на мгновенье, / затем уже чтенье продолжи.
Чутко следи, чтобы каждое / слово услышано было:
Помни о дикции ясной / и чистой на звуках согласных;
Рот не ленись открывать, / чтоб для голоса путь был свободен.
Голоса звук не глуши / придыхательным тусклым оттенком —
Голос и в тихом звучанье / должен хранить металличностъ.
Прежде, чем брать упражненье / на темп, высоту и на громкость.
Голос верней укрепи на / устойчивой ровной средине.
Пристально слушай, чтоб голос / нигде не дрожал, не качался;
Выдох веди экономно — / с расчётом на каждую строчку.
Собранность, звонкость, полётность, / устойчивость, медленность, плавность —
Вот что внимательным слухом / сначала ищи в упражненье.
В данной работе, приведены упражнения по технике речи взятые из разных источников. На своё усмотрение, педагог может заменять использованный материал - другими произведениями, пользуясь только методическими рекомендациями, что позволит укреплять не только технику речи но и память.
Данные упражнения выполняются на групповых занятиях, на
23. «Сценическая речь».Учебник / Под ред. И.П. Козляниновой, И.Ю. Промптовой. -- М., 1995
147
Информация о работе Техника речи как важнейший элемент речевой культуры студента