Техника речи как важнейший элемент речевой культуры студента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2015 в 23:07, реферат

Описание работы

Техника речи определяется, во-первых, как совокупность умений и навыков, применяемых для оптимального звучания речи, и, во-вторых, как владение приемами эффективного владения речевого аппарата.
Работа над техникой речи включает в себя следующие разделы: «Дыхание», «Дикция», «Голос», «Орфоэпия». Основная часть занятия посвящается расширению диапазона и силы голоса, исключающего напряжение, накапливаемое в результате интеллектуальных, эмоциональных и душевных зажимов.

Файлы: 1 файл

Техника речи.doc

— 165.50 Кб (Скачать файл)

11.Исходное положение то же; повторить предыдущее упражнение, но во время мысленного произнесения гласных наклонить голову вниз до соприкосновения подбородка с грудиной; вернуться в исходное положение (голова прямо).

12.Проделать это же упражнение, мысленно произнося гласные а-э-о, слегка запрокинув голову назад, а также во время наклонов головы к правому и левому плечу, затем вернуться в исходное положение. Эти и подобные упражнения полезно проделывать после гигиенического и вибрационного массажей в области шеи и грудной клетки.

13.Произнести этот текст, зажав нос большим и указательным пальцами правой руки, зачем произнести его свободно, без зажима; то же самое проделать со второй половиной текста:

«На мели мы лениво налима ловили,

 меняли налима вы  мне на линя.

О любви не меня ли вы мило молили ?

 И в туманы лимана манили меня».

 Это упражнение особенно  полезно при частых насморках  или же при дурной привычке говорить в нос.

Установка правильной позиции звука

14.«Стон».

Исходное положение: лечь корпусом тела на стол, расслабиться, свесить руки, как плечи, с крышки стола вниз; голова лежит на столе щекой вниз; нош, согнутые в коленях, также расслаблены касаются нона, низ живота упирается в край крышки стола.

Представить себе, что у нас асе Оолит: голова, горло... Вам надо позвать кого-либо из близких, находящихся в той же комнате, обратить на себя их внимание. Голосовое усилие, особенно связанное с физическим напряжением гортани, причиняет боль. Произнест: «мммм...мммммм....ммм...» Стон должен быть похож на четкое мычание, возникшее на «кончиках» прикрытых губ. Дыхание должно быть достаточно активным. Не напрягайте гортань, активны только дыхательные мышцы и губы.

15.«Баюканье».

Сядьте удобно и свободно, сохраняя правильную осанку. Представьте себе, что убаюкиваете малыша. Вы устали, сами хотите спать, а малыш все никак не засыпает. Баюкайте его тихим мычанием сквозь сомкнутые губы: «мммм...ммм.... ммм...», но не пойте. Звук рождается на «кончиках» губ. Чуть раскачивайтесь в такт баюканью.

Затем усложнить упражнение, выпуская гласный звук «а» в конце каждого созвучия: «ммммаа... мммаа... ммаа...». Гласные звуки словно выдуваются сквозь чуть собранные, как для свиста, губы.

16.« Перекличка в лесу ».

Представьте себе, что вы в лесу. Окликните друзей, находящихся неподалеку: «Ааааа-аууу!» Голос должен звучать негромко, без напряжения, на отзвуке напоминая отдаленное эхо. Не раскрывайте слишком широко рот, звуки должны возникать не в полости рта, а на «кончиках» губ. Никто не отозвался... Позовите чуть активнее: «Ээ-эээ-ээй!» Снова никого... Окликните еще громче: «Ооо-го-гооо!» Следите, чтобы звук оставался на губах.

17.«Угольщики».

Представьте себе, что вы продаёте угли. Вначале негромко, без напряжения, монотонно, на одной ноте, тянете слово «уууу-глиииии, ууууу-глиииии, ууууу-глииииии...». Звуки должны возникать на «кончиках» губ, затем можно усилить силу звука, постепенно доводя до самого громкого звучания, и обратно, равномерно убавляя звук, довести до тихого звучания. Следите, чтобы звук оставался на губах. Почувствуйте, как он, опираясь на диафрагму, образует звуковую волну, где сила звука зависит от плотности натяжения диафрагмы и умения как можно дольше удерживать в расширенном положении грудную клетку.

Упражнения для снятия напряжения затылочных мышц:

18.Стать прямо, ноги слегка расставлены, руки свободно висят вдоль тела: легким движением откидывая голову назад, произносить следующие звукосочетания: ГАИ, МАИ, НАИ, ВАЙ, ДАЙ.

19.Исходное положение то же; поднимая плечи вверх, произносить звукосочетании: AМБА, АНДА, АВДА, АЛГА.

20.Исходное положение то же: «перекатывая» запрокинутую голову то вправо, то влево, произносить следующие звуки: ММММ, НННН, ЛЛЛЛ, РРРР.

Упражнения для «снятния зажимов нижней челюсти»

21.Стать прямо, ноги слегка расставлены. Положение тела «наколок», правой рукой подпереть локоть левой руки, так, чтобы левый кулак упирался в нижнюю челюсть, создавая ей сопротивление.

22.Мягко опуская нижнюю челюсть, произносить следующие звукосочетания: АААМ, АААН, АААЛ.

23.Стать прямо, ноги слегка расставлены, правой рукой захватить нижнюю челюсть с подбородком, ладонь левой руки положить на затылок: произносить слова с ударным «А», при этом создавая и спи мая давление во время произнесения слов пар, дар, жар, карта, парта, палка, гадалка и т.д.

24.Сидя на стуле за столом, положить подбородок на стол, руки свободно лежат на коленях. Не отрывая подбородок от стола, произносить как бы вверх следующие звукосочетания: АМБА, АНДА, АРДА, АРБА. АЛГА.

25.Стать прямо, положение тела «на колок», руки свободно висят вдоль тела; проверить свободу мышц шеи поворотом головы вправо, влево, наклоном головы вверх, вниз.

26. Произнести вслух, стараясь говорить негромко, следующие звукосочетания:

МММММММАМ, МММММММЭМ, МММММММОМ;

НННННННАН, НННННННЭН, НННННННОН;

ЗЗЗЗЗЗЗАЗ, ЗЗЗЗЗЗЗЭМ, ЗЗЗЗЗЗЗОМ;

ЗЗЗЗЗЗЗАН, ЗЗЗЗЗЗЗЭН, ЗЗЗЗЗЗЗОН;

ВВВВВВВАМ, ВВВВВВВЭМ, ВВВВВВВОМ;

ВВВВВВВАН, ВВВВВВВЭН, ВВВВВВВОН;

ЛЛЛЛЛЛЛАМ, ЛЛЛЛЛЛЛЭМ, ЛЛЛЛЛЛЛОМ;

ЛЛЛЛЛЛЛАН, ЛЛЛЛЛЛЛЭН, ЛЛЛЛЛЛЛОН.

Во время произнесения этих сочетаний слегка поглаживать шею и верхнюю часть груди (прямо или в стороны до подмышечных впадин) то левой, то правой рукой сверху вниз.

Артикуляционная гимнастика для губ.

27.Вытянуть губы в трубочку, растянуть в улыбке — уголки губ вверх (повт. 5-6 раз).

28.Вытянуть губы в трубочку, растянуть в улыбке — уголки губ вниз (повт. 5-6 раз).

29.Вытянуть губы в трубочку — движение трубочки вправо, влево, вверх, вниз, круговые движения трубочкой по часовой и против часовой стрелки (нижняя челюсть неподвижна).

30.Скользить верхней губой по верхним зубам, оголяя зубы, при этом губа плотно прижимается к зубам (повт. 5-6 раз).

31.Скользить нижней губой по нижним зубам, оголяя зубы, при этом губа плотно прижимается к зубам не оттопыриваясь (повт.5-6 раз).

32.Переменное скольжение верхней и нижней губ по верхним и нижним зубам (повт. 5-6 раз).

33.Одновременное скольжение верхней и нижней губ по верхним и нижним зубам (повт. 5-6 раз).

34.Произнести на выдохе звук П-П-П-П-П...

35.Произнести на выдохе звук Б-Б-Б-Б-Б...

36.Произнести на выдохе поочерёдно звуки П и Б: П-Б-П-Б-П-Б-П-Б-БББББББББББББББ...(следить, чтобы губы были прижаты к зубам, а щёки не раздувались).

Артикуляционная гимнастика для языка.

37.Язык лежит плашмя на нижней губе (рот слегка приоткрыт); оттянуть корень языка как можно дальше назад, вернуть в исходное положение (повт. 5-6 раз).

38.Массаж кончиком языка твёрдого нёба вдоль и поперек, круговыми движениями языка в правую и левую стороны (нижняя челюсть неподвижна).

39.Рот закрыт, зубы разомкнуты; язык движется вправо, влево, упираясь кончиком в правую и левую щёки (нижняя челюсть неподвижна).

40.Язык лежит плашмя на нижней губе (рот слегка приоткрыт); коснуться кончиком языка верхних альвеол, принять исходное положение; коснуться кончиком языка средней части твёрдого нёба, принять исходное положение; коснуться кончиком языка задней части твёрдого нёба, принять исходное положение (повт. 5-6 раз).

41.Рот закрыт; коснуться, едва дотрагиваясь кончиком языка, верхних передних зубов — И.П.; сильно упереться кончиком языка в верхние передние зубы — И.П. (повт. 5-6 раз).

42.Массаж наружной стороны дёсен языком по часовой стрелке и против; нижняя челюсть неподвижна (повт. 5-6раз в одну и другую стороны).

43.Рот приоткрыт; коснуться кончиком языка верхней губы, правого уголка рта, нижней губы, левого уголка рта; тоже самое в обратную сторону; нижняя челюсть неподвижна (повт. 5-6 раз).

44.Рот открыт на звук А, расстояние между зубами 2 пальца, высунуть язык жалом (следить, чтобы он не лежал на нижней губе, а находился на весу); язык движется вправо, влево, как бы стараясь дотянуться до правого и левого уха; язык движется вверх, вниз, как бы стараясь дотянуться до кончика носа и подбородка; круговые движения языком в правую и левую стороны.

45.Высунуть язык лопатообразно как можно дальше, свернуть в трубочку и втянуть в ротовую полость корнем языка как можно глубже, втягивая в себя воздух (повт. 5-6 раз).

46.Произнести глухие звуку без участия голоса, а звонкие с участием голосовых складок: ТТТ-Т-Т; Д-Д-Д-Д-Д; ДДДДДД…; Ть-Тъ-Тъ-Тъ-Тъ; Дь-Дь-Дь-ДьДь; ТР-ТР-ТР-ТР-ТР; ДР-ДРДР-ДРДР; ТРДР, ТР-ДР, ТРДР, ТР-ДР, ТР-ДР; РРРРРРРРР.., РъРьРьРъРъ..; РРРРР-РьРьРьРьРь, РРРРР-РьРьРьРъРь, РРРРР-РъРьРьРъРь; С-С-С-СС; 3 3 3 3 3; с-3, С-3, С-3, С-3, С-3; ССССС, 33333..; Ч-Ч-Ч-Ч-Ч; Щ-ЩЩЩЩ; Ч-Щ, Ч-Щ, Ч-Щ, Ч-Щ, Ч-Щ; ЩЩЩЩЩ..; Ж-Ж-Ж-Ж-Ж; Ш-Ш-Ш-Ш-Ш; Ш-Ж, Ш-Ж, Ш-Ж, Ш-Ж, Ш-Ж; К-К-К-К-К; г-гггг; Х-Х-Х-Х-Х; К-Г-Х, К-Г-Х, К-Г-X, Э-А-О; К-Г-Х, К-Г-Х, К-Г-Х, ЭА-О; К-Г-Х, К-Г-Х, К-Г-Х, Э-А-О.

Артикуляционная гимнастика для нижней челюсти:

47.Рот закрыт, губы сомкнуты; опустить нижнюю челюсть вниз на расстояние звука А, принять исходное положение (повт. 5-6 раз).

48.Нижняя челюсть слегка опущена вниз; плавное движение нижней челюсти вправо, влево, вперёд, назад; круговые движения нижней челюстью в правую и в левую стороны (резких движений не допускать).

49.Взять правой рукой левую руку под локоть, а кулаком левой руки подпереть нижнюю челюсть. Опускать нижнюю челюсть вниз на сопротивлении о кулак без звука и со звукосочетаниями: НА, НА, НА;ДА, ДА, ДА; МАЙ, МАЙ, МАЙ; ГАЙ, ГАЙ, ГАЙ; ДАЙ, ДАИ, ДАН (эти упражнения хорошо снимают подчелюстной зажим).

 

4. Практические  упражнения для выработки речевого  голоса

Голосовая гимнастика по развитию регистров: нижнего, среднего и верхнего

Основное положение частей голосового аппарата при подготовке к правильному звучанию: нижняя стенка живота (брюшного пресса) подтянута; грудная клетка при вдохе расширяется в своей средней и нижней части, плечи свободны, нижние брюшные мышцы регулируют равномерный плавный выдох. Мягкое нёбо с маленьким язычком приподнято (глотка принимает положение зевка). Нижняя челюсть свободна, губы артикулируют те гласные, с которых начинается упражнение или которые следуют после согласного в упражнении.

1.Упражнение на ощущение нижнего регистра.

Стать прямо, ноги слегка расставлены, левая рука лежит на верхней части грудной клетки, правая, согнутая в локте, энергично разгибаясь, движется вниз, как бы ударяя мяч об пол, при одновременном произнесении звукосочетания «БА, БА, БА, БА, БА». Постараться ощутить вибрацию звука в грудной полости и опору его на диафрагму при этом. Звук посылать как можно ниже. После каждого звукосочетания делать добор воздуха.

2.Упражнение на ощущение верхнего регистра.

Стать прямо. Ноги слегка расставлены, положение тела «на колок», ладонь левой руки положить на темя, ладонь правой руки, согнутой в локте, будто подбрасывает мяч вверх. Одновременно произносить звукосочетания «МИ, МИ, МИ, МИ, МИ». Посылать звук как можно выше. Постараться ощутить ладонью левой руки вибрацию звука в головных резонаторах, почувствовать опору на диафрагму.

3.Упражнение на ощущение среднего регистра.

Стать прямо, ноги слегка расставлены, положение тела «на колок», ладонь левой руки положить на темя, ладонь правой руки на верхнюю часть грудной клетки. Произносить звукосочетания «МА, MA, MA, МА, МА», посылая звук вперёд, как бы бросая мяч в стенку. Постараться ощутить вибрацию звука во всех резонаторах — как в нижних, так и в верхних. Одновременное участие нижнего и верхнего регистров даёт среднее звучание, так называемый «средний регистр».

4. Выполнить упражнение 1 и нижнем регистре, произнося сочетания: БА — БА Б А; ПА Б А — БА; БА — БА — БА. Сразу же после этого упражнения перейти к третьему, произнося в среднем регистре сочетания: МА — МА — МА; МА — МА — МА; МА — МА – МА, а затем уже ко второму, произнося сочетания: МИ МП МИ; МИ — МИ — МИ; МИ — МИ — МИ.

При этом как бы ударяем мячом об пол, о стену, об потолок; то же самое выполнить, н обратном порядке, посылая звук вверх, вперёд, вниз: МИ – MИ – МИ... МА — МА — МА... БА — БА — БА.

5.Выполнить то же упражнение со звукосочетанием: ДА, ДА, ДА, ДА, ДА; ДА - ДА ДА; ДА ДА - ДА, ДА - ДА - ДА в нижнем, среднем, верхнем регистрах и обратно.

6. Выполнить то же упражнение со звукосочетаниями: ОН, ОН, ОН; ОМ, ОМ, ОМ; с использованием слов: ЛИМОН, ЛИМОН, ЛИМОН; СОИ. СОМ; МИМОЗА, МИМОЗА, МИМОЗА в нижнем, среднем, порхнем регистрах и обратно. Следить, чтобы вибрация звука ощущались в резонаторах и соответствовала тренируемому регистру.

7.Выполнить упражнение 1 с повышением голоса по хроматической гамме, а зачем с понижением на звукосочетании «БА» в нижнем регистре – на 4-5 полутонов, постепенно раз от раза увеличивая количество повышений и понижений, расширяя тем самым диапазон голоса.

8.Выполнить упражнение 2 с повышением и понижением голоса по хроматической гамме на звукосочетании «МА» в среднем регистре.

9.Выполнить упражнение 3 с повышением и понижением голоса по хроматической гамме на звукосочетании «МИ» в верхнем регистре.

10.Выполнить упражнения 7, 8, 9 с использованием звукосочетаний: ДА;ДА —ДА — ДА; OН; ОМ; слов: ЛИМОН, МИМОЗА.

11.Выполнить все указанные выше упражнения, повышая голос речитативом, как бы шагая по «ступенькам» вначале вверх, а затем вниз. При этом используется интонация запятой при перечислении, когда голос повышается и понижается равномерно.

Информация о работе Техника речи как важнейший элемент речевой культуры студента