Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 18:10, курсовая работа
По совершенству изложения и формы хор представляет собой блестящий образец русского классического оперного искусства.
В опере отражено совершенное воплощение принципов симфонизации оперной драматургии. В «Пиковой даме» непрерывное симфоническое развитие сочетается с завершёнными номерами (ариями, ансамблями, хорами), но опорными моментами драматургии всего произведения становятся большие сцены, в которых сталкиваются, борются и противостоят друг другу две музыкальные сферы.
Общий историко-стилистический анализ..................................................3
1. Общие сведения о произведении...........................................................4
2. Общие сведения об авторах произведения............................................5
II. Музыкально-теоретический анализ.........................................................13
1. Жанр хорового произведения................................................................13
2. Форма хорового произведения..............................................................14
3. Разбор музыкально-тематического материала.....................................14
4. Характеристика фактуры........................................................................17
5. Темп..........................................................................................................18
6. Гармонический анализ хорового произведения. Ладотональные
особенности хорового произведения.................................................................18
7. Инструментальное сопровождение………………………………….....20
III. Вокально-хоровой анализ...........................................................................21
1. Тип хора.....................................................................................................21
2. Вид хора.....................................................................................................21
3. Диапазоны партий и хора.........................................................................21
4. Тесситура...................................................................................................21
5. Хоровой ансамбль.....................................................................................22
6. Вокально-хоровые трудности..................................................................23
7. Характер звукоизвлечения.......................................................................25
IV. Исполнительский анализ............................................................................26
Заключение…………………………………………………………………….. 28
Литература............................................................................................................29
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Восточно – Сибирская государственная академия»
Журавлева Ольга Алексеевна
Аннотация
на хоровую сцену « Хор гуляющих» из оперы
«Пиковая дама» композитора П.И. Чайковского
Иркутск 2011г.
СОДЕРЖАНИЕ
I. Общий историко-стилистический анализ........................
1. Общие сведения о произведении..................
2. Общие сведения об авторах
произведения..................
II. Музыкально-теоретический анализ........................
1. Жанр хорового произведения..................
2. Форма хорового
произведения..................
3. Разбор музыкально-
4. Характеристика фактуры.......................
5. Темп..........................
6. Гармонический анализ хорового произведения. Ладотональные
особенности хорового произвед
7. Инструментальное сопровождение…………………………………....
III. Вокально-хоровой анализ........................
1. Тип хора..........................
2. Вид хора......................
3. Диапазоны партий
и хора........................
4. Тесситура.....................
5. Хоровой ансамбль..............
6. Вокально-хоровые трудности....
7. Характер звукоизвлечения......
IV. Исполнительский анализ........................
Заключение……………………………………………………
Литература....................
1.1. Общие сведения о произведении – опера «Пиковая дама» композитора П.И. Чайковского монументальная и глубоко реалистическая музыкальная трагедия. Эта опера занимает место в ряду высших достижений русской художественной культуры. Это одно из тех классических музыкальных произведений, которыми по праву гордится русский народ. Своей огромной впечатляющей силой, своим исключительным значением в русском искусстве опера «Пиковая дама» обязана гению П.И. Чайковскому, и гению «Величайшего в мире художника», как назвал А.М. Горький А.С. Пушкина.
Сюжет пушкинской «Пиковой дамы» не сразу заинтересовал композитора. Однако со временем эта новелла всё более овладела его воображением. В либретто оперы, написанном братом композитора М.И. Чайковским (1850-1916гг), содержание пушкинской повести во многом переосмысленно. Лиза из бедной воспитанницы превратилась в богатую внучку графини. Пушкинский Герман – холодный, расчётливый эгоист, охваченный одной лишь жаждой обогащения, предстаёт в музыке Чайковского как человек с огненным воображением и сильными страстями. Различие общественного положения героев внесло в оперу тему социального неравенства. Особенно взволновала Чайковского сцена роковой встречи Германа с графиней. Её глубокий драматизм захватил композитора, вызвав горячее желание написать оперу. Сочинение было начато во Флоренции 19 февраля 1980года. Опера создавалась, по словам композитора, «с самозабвением и наслаждением» и была закончена в предельно короткий срок – сорок четыре дня.
В повести воспроизведена эпоха царствования Николая I, в опере же действие перенесено во времена Екатерины II. Главное место отведено личной драме героев, их поступкам, взаимоотношениям. Наряду с этим композитор даёт яркие зарисовки петербургского быта и нравов светского общества.
«Хор гуляющих» из I действия интересен как показ петербургской жизни конца XVIII века, города военного сословия и высшего чиновничества.
Этот хор находится в середине
большой жанровой сцены. Весенним солнечным
днём в Летнем саду собрались самые
различные представители
Среди гуляющих – главные действующие
лица оперы. Здесь происходит завязка
драмы. После ариозо Германа и
его разговора с Томским
Для передачи своего замысла композитор избрал жанр полонеза, отличающегося парадностью и блеском.
По совершенству изложения и формы хор представляет собой блестящий образец русского классического оперного искусства.
В опере отражено совершенное воплощение принципов симфонизации оперной драматургии. В «Пиковой даме» непрерывное симфоническое развитие сочетается с завершёнными номерами (ариями, ансамблями, хорами), но опорными моментами драматургии всего произведения становятся большие сцены, в которых сталкиваются, борются и противостоят друг другу две музыкальные сферы.
Величайший русский композитор Пётр Ильич Чайковский сформировался как художник в эпоху 60-70-х годов XIX века. В период высокого подъёма общественной и художественной мысли, расцвета русской литературы и публицистики, изобразительного искусства и музыки.
Сила гения Чайковского в большей степени способствовала международному признанию отечественной музыки, его творчество, воплощая проблематику, рождённое русской жизнью, было принято всем культурным человечеством. Дар Чайковского проявился, прежде всего, в отражении процессов внутренней жизни человека, в обращении к кардинальным вопросам бытия.
Композитору были близки просветительские идеи, стремление к развитию русской музыкальной культуры на прочных профессиональных основах. Этим продиктовано его пребывание в качестве профессора Московской консерватории в течение 11 лет, большая просветительская работа критика, исполнительская деятельность. Но главным всегда оставалось творчество; Чайковский выступал в нём как художник-гуманист и борец за возвышенную человеческую свободу, как страстный защитник всего светлого и прекрасного в жизни от зла, насилия и угнетения.Глубокий смысл в творчестве композитора приобретает тема любви. Это символ возвышающей и облагораживающей силы, способно победить труднейшие жизненные препятствия и даже саму смерть.
Петр Ильич работал почти во всех областях музыкального искусства и внёс новое почти в каждую из них. Это и замечательные балеты, и фортепианные произведения, и инструментальное и вокальное камерное творчество, большое количество хоровых произведений. Но главными жанрами для него в течение всего творческого пути оставались опера и симфония.
Чайковский вошёл в историю
развития мирового симфонизма как создатель
лирико-драматических и лирико-
Когда Чайковский впервые выступил как театральный композитор, европейская опера имела длительную историю своего существования. Три национальные оперные школы – итальянская, французская и немецкая – к концу 70-х годов XIX века уже прошли самые высокие точки своего развития. Интенсивно развивались молодые национальные направления – опера чешская, польская, венгерская.
Оперы Чайковского и особенно «Пиковая
дама» чрезвычайно обогатили
этот общий процесс. Чайковский поднял
оперное искусство на ещё одну,
более высокую ступень
Приступая к поискам сюжета оперы, Чайковский прежде всего заботился о том, чтобы внутренняя жизнь его будущих героев была сложна, интересна, Чтобы жизненные ситуации и характеры, их проявления были правдивы и логичны, Чтобы эти характеры раскрывались в наиболее острые, решающие моменты жизни героев, когда духовные силы напряжены до предела, Чтобы события , определяя основной драматический конфликт, к которому бы стягивались все нити действия.
Непременным условием для композитора было и личное отношение к своим главным героям – он должен был их любить так, как любил реально существовавших людей. Известно, как горько оплакивал он смерть Германа, как жалел и любил Татьяну и других своих героев. И как бы трагично не складывалась личная судьба героя, огромная вера композитора в Человека, в прекрасный смысл его существования определяют оптимистическое звучание всех произведений.
Чрезвычайно яркая индивидуальность композитора проявилась в музыкальной драматургии и языке его опер. Музыка в них занимает ведущее положение, и в первую очередь её средствами выражается основная мысль произведения.
Одна из них олицетворяет любовь, и стремление к счастью, другая – власть золота, роковую страсть Германа к картам.
Ни в одной опере Чайковскому
не удалось так гениально
Характерной чертой музыки девятнадцатого века был процесс симфонизации вокально-инструментальных жанров.
В оперном творчестве Чайковского он непосредственно связан с драматическим симфонизмом композитора, хотя театральная природа музыки сказывается здесь в полной мере – в активности сценического действия, большой роли отстраняющих эпизодов, наличии замкнутых оперных форм – арии, песни, хора.
Хоровое творчество Чайковского наиболее ярко и полно выражено в оперном жанре, разнообразном по тематике и приёмам изложения. Хор в операх Чайковского выступает то как действующее лицо, то как фон, необходимый для выявления эмоционального состояния действующих лиц или обрисовки какого-либо сценического положения. Часто композитор пользуется хором для характеристики среды, в которой находятся и действуют герои.
Правдивость, искренность, полное слияние музыки со словом, гуманизм и народность характеризуют оперные хоры Чайковского.
Глубокая связь с русскими украинским фольклором проявляется в использовании в хорах подлинных мелодий и отдельных интонаций народных песен, стилизации обрядовых, трудовых, плясовых, хороводных песен, разнообразии и богатстве метроритмической структуры.
Композитор проявляет большую изобретательность в выборе и применении выразительных средств, вследствие чего каждый хор приобретает особый, только ему присущий и свойственный характер, своё «вокальное лицо».
Оперные хоры Чайковского, написанные с глубоким знанием особенностей человеческих голосов, совершенные по форме, проникнутые интонациями народных песен, занимают достойное место в творчестве гениального композитора и стоят в ряду лучших хоровых произведений русской музыкальной литературы.
Распространённость музыки Чайковского в наше время достигает грандиозных масштабов. Огромную популярность во всём мире завоевали оперы великого русского композитора. Осуществилась мечта Чайковского о «Благоприятных условиях», при которых его оперы станут достоянием народа. Каждое новое поколение находит в этих операх великую любовь и веру в человека, протест против насилия и уверенность в торжестве сил жизни над мраком.