Аннотация на хоровую сцену « Хор гуляющих» из оперы «Пиковая дама» композитора П.И. Чайковского

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 18:10, курсовая работа

Описание работы

По совершенству изложения и формы хор представляет собой блестящий образец русского классического оперного искусства.
В опере отражено совершенное воплощение принципов симфонизации оперной драматургии. В «Пиковой даме» непрерывное симфоническое развитие сочетается с завершёнными номерами (ариями, ансамблями, хорами), но опорными моментами драматургии всего произведения становятся большие сцены, в которых сталкиваются, борются и противостоят друг другу две музыкальные сферы.

Содержание работы

Общий историко-стилистический анализ..................................................3
1. Общие сведения о произведении...........................................................4
2. Общие сведения об авторах произведения............................................5
II. Музыкально-теоретический анализ.........................................................13
1. Жанр хорового произведения................................................................13
2. Форма хорового произведения..............................................................14
3. Разбор музыкально-тематического материала.....................................14
4. Характеристика фактуры........................................................................17
5. Темп..........................................................................................................18
6. Гармонический анализ хорового произведения. Ладотональные
особенности хорового произведения.................................................................18
7. Инструментальное сопровождение………………………………….....20
III. Вокально-хоровой анализ...........................................................................21
1. Тип хора.....................................................................................................21
2. Вид хора.....................................................................................................21
3. Диапазоны партий и хора.........................................................................21
4. Тесситура...................................................................................................21
5. Хоровой ансамбль.....................................................................................22
6. Вокально-хоровые трудности..................................................................23
7. Характер звукоизвлечения.......................................................................25
IV. Исполнительский анализ............................................................................26
Заключение…………………………………………………………………….. 28
Литература............................................................................................................29

Файлы: 1 файл

аннотация.doc

— 150.50 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство  по образованию 

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального образования «Восточно – Сибирская  государственная академия»

 

 

 

 

 

 

 

 

Журавлева Ольга  Алексеевна

                                                 

Аннотация

на хоровую сцену « Хор гуляющих» из оперы

«Пиковая дама»  композитора П.И. Чайковского 

 

 

 

 

                                          

                                                                 

 

                                                                        

 

 

 

 

 

 

Иркутск 2011г.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

I. Общий историко-стилистический анализ..................................................3        

1.  Общие сведения о произведении...........................................................4

2.  Общие сведения об авторах  произведения............................................5        

II. Музыкально-теоретический анализ.........................................................13      

1.  Жанр хорового произведения................................................................13        

2.  Форма хорового  произведения..............................................................14        

3.  Разбор музыкально-тематического  материала.....................................14       

4.  Характеристика фактуры........................................................................17            

5.  Темп..........................................................................................................18       

6.  Гармонический анализ хорового произведения. Ладотональные

 особенности хорового произведения.................................................................18

7. Инструментальное сопровождение………………………………….....20        

III. Вокально-хоровой анализ...........................................................................21        

1.  Тип хора.....................................................................................................21        

2.  Вид хора.....................................................................................................21       

3.  Диапазоны партий  и хора.........................................................................21        

4.  Тесситура...................................................................................................21       

5.  Хоровой ансамбль.....................................................................................22        

6.  Вокально-хоровые трудности..................................................................23        

7.  Характер звукоизвлечения.......................................................................25        

IV. Исполнительский анализ............................................................................26

Заключение…………………………………………………………………….. 28       

Литература............................................................................................................29        

 

 

 

 

    1. Общий историко-стилистический анализ.

 

     1.1. Общие сведения о произведении –  опера «Пиковая дама» композитора П.И. Чайковского монументальная и глубоко реалистическая музыкальная трагедия. Эта опера занимает место в ряду высших достижений русской художественной культуры. Это одно из тех классических музыкальных произведений, которыми по праву гордится русский народ. Своей огромной впечатляющей силой, своим исключительным значением в русском искусстве опера «Пиковая дама» обязана гению П.И. Чайковскому, и гению «Величайшего в мире художника», как назвал А.М. Горький А.С. Пушкина.

 Сюжет пушкинской «Пиковой дамы» не сразу заинтересовал композитора. Однако со временем эта новелла всё более овладела его воображением. В либретто оперы, написанном братом композитора М.И. Чайковским (1850-1916гг), содержание пушкинской повести во многом переосмысленно. Лиза из бедной воспитанницы превратилась в богатую внучку графини. Пушкинский Герман – холодный, расчётливый эгоист, охваченный одной лишь жаждой обогащения, предстаёт в музыке Чайковского как человек с огненным воображением и сильными страстями. Различие общественного положения героев внесло в оперу тему социального неравенства. Особенно взволновала Чайковского сцена роковой встречи Германа с графиней. Её глубокий драматизм захватил композитора, вызвав горячее желание написать оперу. Сочинение было начато во Флоренции 19 февраля 1980года. Опера создавалась, по словам композитора, «с самозабвением и наслаждением» и была закончена в предельно короткий срок – сорок четыре дня.

 В повести воспроизведена эпоха царствования Николая I, в опере же действие перенесено во времена Екатерины II. Главное место отведено личной драме героев, их поступкам, взаимоотношениям. Наряду с этим композитор даёт яркие зарисовки петербургского быта и нравов светского общества.

«Хор гуляющих» из I действия интересен как показ петербургской жизни конца XVIII века, города военного сословия и высшего чиновничества.

Этот хор находится в середине большой жанровой сцены. Весенним солнечным  днём в Летнем саду собрались самые  различные представители петербургского общества: кормилицы и нянюшки  с детьми, военные, старые вельможи, молодые девицы. Все радуются хорошей погоде; девочки играют в горелки, мальчики – в солдаты, гувернантки и няньки умиляются, глядя на них. Звучат детские хоры («Гори, гори ясно» и «Раз, два, левой, правой») и женские хоры отдельных групп.

Среди гуляющих – главные действующие  лица оперы. Здесь происходит завязка  драмы. После ариозо Германа и  его разговора с Томским контрастом к мрачным предчувствиям героя  звучит яркий, праздничный «Хор гуляющих», где в солнечный день всех охватывает радостное настроение, что особенно ярко чувствуется в обычно хмуром Петербурге.

Для передачи своего замысла композитор избрал жанр полонеза, отличающегося  парадностью и блеском.

По совершенству изложения и  формы хор представляет собой  блестящий образец русского классического оперного искусства.

 В опере отражено совершенное воплощение принципов симфонизации  оперной драматургии. В «Пиковой даме» непрерывное симфоническое развитие сочетается с завершёнными номерами (ариями, ансамблями, хорами), но опорными моментами драматургии всего произведения становятся большие сцены, в которых сталкиваются, борются и противостоят друг другу две музыкальные сферы.

 

 

   

 

 

 

 

 

    1. П.И.Чайковский

 

Величайший русский композитор Пётр Ильич Чайковский сформировался  как художник в  эпоху 60-70-х годов XIX века. В период высокого подъёма общественной и художественной мысли, расцвета русской литературы и публицистики, изобразительного искусства и музыки.

Сила гения Чайковского в  большей степени способствовала международному признанию отечественной музыки, его творчество, воплощая проблематику, рождённое русской жизнью, было принято всем культурным человечеством. Дар Чайковского проявился, прежде всего, в отражении процессов внутренней жизни человека, в обращении к кардинальным вопросам бытия.

Композитору были близки просветительские идеи, стремление к развитию русской  музыкальной культуры на прочных  профессиональных основах. Этим продиктовано его пребывание в качестве профессора Московской консерватории в течение 11 лет, большая просветительская работа критика, исполнительская деятельность. Но главным всегда оставалось творчество; Чайковский выступал в нём как художник-гуманист и борец за возвышенную человеческую свободу, как страстный защитник всего светлого и прекрасного в жизни от зла, насилия и угнетения.Глубокий смысл в творчестве композитора приобретает тема любви. Это символ возвышающей и облагораживающей силы, способно победить труднейшие жизненные препятствия и даже саму смерть.

Петр Ильич работал почти  во всех областях музыкального искусства и внёс новое почти в каждую из них. Это и замечательные балеты, и фортепианные произведения, и инструментальное и вокальное камерное творчество, большое количество хоровых произведений. Но главными жанрами для него в течение всего творческого пути оставались опера и симфония.

Чайковский вошёл в историю  развития мирового симфонизма как создатель  лирико-драматических и лирико-трагедийных  симфоний. Лирическая природа его  симфонизма, психологизм, опора на жанровую конкретность образов, тяготение к обобщённо понимаемой программности, сближающие Чайковского с западноевропейскими композиторами-романтиками, выявлены средствами действенного и динамичного симфонического метода.

Когда Чайковский впервые выступил как театральный композитор, европейская опера имела длительную историю своего существования. Три национальные оперные школы – итальянская, французская и немецкая – к концу 70-х годов XIX века уже прошли самые высокие точки своего развития. Интенсивно развивались молодые национальные направления – опера чешская, польская, венгерская.

Оперы Чайковского и особенно «Пиковая дама» чрезвычайно обогатили  этот общий процесс. Чайковский поднял оперное искусство на ещё одну, более высокую ступень развития. Великий композитор  П.И. Чайковский создал десять опер. Всю свою творческую жизнь от первого замысла «Грозы» по Островскому до последних дней – он испытывал постоянное влечение к этому жанру и даже в периоды интенсивной работы над инструментальными произведениями не прекращал поисков сюжетов, которые могли бы вдохновить его. В творческой биографии композитора не найти и года, когда  бы он не сочинял и не задумывал оперу.  Композитор неутомимо и целеустремлённо ищет своих путей в оперном искусстве.

Приступая к поискам сюжета оперы, Чайковский прежде всего заботился о том, чтобы внутренняя жизнь его будущих героев была сложна, интересна, Чтобы жизненные ситуации и характеры, их проявления были правдивы и логичны, Чтобы эти характеры раскрывались в наиболее острые, решающие моменты жизни героев, когда духовные силы напряжены до предела, Чтобы события , определяя основной драматический конфликт, к которому бы стягивались все нити действия.

Непременным условием для композитора  было и личное отношение к своим  главным героям – он должен был  их любить так, как любил реально существовавших людей. Известно, как горько  оплакивал он смерть Германа, как жалел и  любил Татьяну и других своих героев. И как бы трагично не складывалась личная судьба героя, огромная вера композитора в Человека, в прекрасный смысл его существования определяют оптимистическое звучание всех произведений.

Чрезвычайно яркая индивидуальность  композитора проявилась в музыкальной  драматургии и языке его опер. Музыка в них занимает ведущее  положение, и в первую очередь  её средствами выражается основная мысль произведения.

Одна из них олицетворяет любовь, и стремление к счастью, другая –  власть золота, роковую страсть Германа  к картам.

Ни в одной опере Чайковскому  не удалось так гениально противопоставить добро и зло, жизнь и смерть и вместе с тем выявить их связь, взаимодействие, взаимообусловленность. Внутренний смысл сложнейшей психологической драмы отражен в гармоническом сочетании вокальной и оркестровой партий. Развитые вокальные партии дополняют оркестр, роль которого в «Пиковой даме» особенно сложна и многообразна. Захватывающий интерес к опере объясняется причиной идеального слияния музыкального и театрального начала. Опера «Пиковая дама» рождена  высочайшим взлётом вдохновения гения и зрелым искусством законченного мастера.

Характерной чертой музыки девятнадцатого века был процесс симфонизации вокально-инструментальных жанров.

В  оперном творчестве Чайковского  он непосредственно связан с драматическим  симфонизмом композитора, хотя театральная  природа музыки сказывается здесь  в полной мере – в активности сценического действия, большой роли отстраняющих эпизодов, наличии замкнутых оперных форм – арии, песни, хора.

Хоровое творчество Чайковского наиболее ярко и полно  выражено в оперном жанре, разнообразном  по тематике и приёмам изложения. Хор в операх Чайковского выступает то как действующее лицо, то как фон, необходимый для выявления эмоционального состояния действующих лиц или обрисовки какого-либо сценического положения. Часто композитор пользуется хором для характеристики среды, в которой находятся и действуют герои.

Правдивость, искренность, полное слияние музыки со словом, гуманизм и народность характеризуют оперные  хоры Чайковского.

Глубокая связь с русскими украинским  фольклором проявляется в использовании  в хорах подлинных мелодий  и отдельных интонаций народных песен, стилизации обрядовых, трудовых, плясовых, хороводных песен, разнообразии и богатстве метроритмической структуры.

Композитор проявляет большую  изобретательность в выборе и  применении выразительных средств, вследствие чего каждый хор приобретает особый, только ему присущий и свойственный характер, своё «вокальное лицо».

Оперные хоры Чайковского, написанные с глубоким знанием особенностей человеческих голосов, совершенные  по форме, проникнутые интонациями  народных песен, занимают достойное место в творчестве гениального композитора и стоят в ряду лучших хоровых произведений русской музыкальной литературы.

Распространённость  музыки Чайковского  в наше время достигает грандиозных  масштабов. Огромную популярность во всём мире завоевали оперы великого русского композитора. Осуществилась мечта Чайковского о «Благоприятных условиях», при которых его оперы станут достоянием народа. Каждое новое поколение находит в этих операх великую любовь и веру в человека, протест против насилия и уверенность в торжестве сил жизни над мраком. 

Информация о работе Аннотация на хоровую сцену « Хор гуляющих» из оперы «Пиковая дама» композитора П.И. Чайковского