Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 18:10, курсовая работа
По совершенству изложения и формы хор представляет собой блестящий образец русского классического оперного искусства.
В опере отражено совершенное воплощение принципов симфонизации оперной драматургии. В «Пиковой даме» непрерывное симфоническое развитие сочетается с завершёнными номерами (ариями, ансамблями, хорами), но опорными моментами драматургии всего произведения становятся большие сцены, в которых сталкиваются, борются и противостоят друг другу две музыкальные сферы.
Общий историко-стилистический анализ..................................................3
1. Общие сведения о произведении...........................................................4
2. Общие сведения об авторах произведения............................................5
II. Музыкально-теоретический анализ.........................................................13
1. Жанр хорового произведения................................................................13
2. Форма хорового произведения..............................................................14
3. Разбор музыкально-тематического материала.....................................14
4. Характеристика фактуры........................................................................17
5. Темп..........................................................................................................18
6. Гармонический анализ хорового произведения. Ладотональные
особенности хорового произведения.................................................................18
7. Инструментальное сопровождение………………………………….....20
III. Вокально-хоровой анализ...........................................................................21
1. Тип хора.....................................................................................................21
2. Вид хора.....................................................................................................21
3. Диапазоны партий и хора.........................................................................21
4. Тесситура...................................................................................................21
5. Хоровой ансамбль.....................................................................................22
6. Вокально-хоровые трудности..................................................................23
7. Характер звукоизвлечения.......................................................................25
IV. Исполнительский анализ............................................................................26
Заключение…………………………………………………………………….. 28
Литература............................................................................................................29
Средняя часть хора – пример полифонического изложения: где каждая партия имеет свой мелодический и ритмический рисунок и текст. Такой приём напоминает сцену, когда в большой толпе одновременно все говорят о разном.
Во втором разделе средней части появляются признаки имитационной полифонии, где звучат имитации женских голосов мужскими.
Реприза хора полностью повторяет первую часть, как бы вновь объединяя всех гуляющих в общем чувстве восторга и радости в такой чудесный день.
2.5 Темп
Темп произведения композитор определяет как Allegro giusto (скоро, точно). Также он ставит указания метронома ( = 126). Более никаких указаний автора относительно темповых изменений в партитуре нет. Это связано с тем, что музыка хора должна звучать как бы на одном дыхании. Тем не менее, предполагаются небольшие агогические отклонения от основного темпа, связанные с динамическими нарастаниями и спадами, а также со стремлением к кульминационным точкам. Но эти отклонения не должны противоречить характеру произведения и основному авторскому замыслу.
2.6 Гармонический анализ хорового произведения.
Ладотональные особенности хорового произведения
Основная тональность
Развёрнутый ладотональный план произведения
будет выглядеть следующим
F – a – F – a – C – d – g – F – d – a – d – a – d – a – c - C – F – a – F – B – a – C – d – g - F.
Гармонический план хора также имеет в основе традиционный набор гармонических средств с характерными проходящими и вспомогательными оборотами. Как и в других произведениях Чайковского, здесь велика роль субдоминанты, которая проявляется в частом использовании, как основного вида субдоминанты, так и различных обращений септаккорда второй и шестой ступени. Доминантовая сфера представлена использованием D7 и вв.VII7., которые применяются в проходящих оборотах, каденциях и как модулирующие аккорды в тональных отклонениях. Наиболее применимыми гармоническими оборотами является следующие аккордовые последовательности ( 15т – 16т, 17т – 18т):
Также обращает на себя внимание долгий доминантовый предыкт перед репризой ( 43т -58т ), который больше характерен для инструментальной музыки, нежели вокальной или хоровой музыки, однако имеет свое выразительное значение.
В целом гармония достаточно проста и прозрачна, легко ложится на слух.
Большую роль в произведении играет инструментальное сопровождение в исполнении симфонического оркестра. Оркестровый аккомпанемент чрезвычайно насыщен и плотен по музыкальной ткани. Основная его задача заключается в поддержке хоровых голосов, т. к. здесь практически везде проходит дублирование хоровых партий. Только в среднем разделе дублируются лишь басовая партия и теноровые подголоски. Но помимо гармонической поддержки, сопровождение обогащает звучание хоровой партитуры своими виртуозными гаммаобразными и арпеджированными пассажами.
В данном случае хор не является
основным или кульминационным
III. ВОКАЛЬНО-ХОРОВОЙ АНАЛИЗ
3.1 Тип хора: смешанный
3.2 Вид хора: четырехголосный, в каждой из партий встречается divisi.
Сопрано - 2 группы;
Альт – 2 группы;
Тенор – 2 группы;
Бас – 2 группы.
3.3 Диапазоны партий хора представлены в таблице:
Диапазоны партий хора и общего звучания
Партии |
Диапазоны |
Сопрано |
МИ 1 - СОЛЬ2 |
Альт |
ЛЯ мал – МИ2 |
Тенор |
ФА1 – ЛЯь |
Бас |
ДО мал – ДО2 |
Хор tutti |
ДО мал – ЛЯь |
3.4 Тесситура
Тесситурные условия здесь достаточно разнообразны. В партии сопрано используется как низкая, средняя, так и высокая тесситура, но она не выходит за рамки рабочего диапазона сопранового тембра. Низкие ноты в партии сопрано применяются в относительно тихой динамике, а высокие в динамике f. У альтов тесситура столь же разнообразна: низкая, средняя и высокая. Самая высокая тесситура в теноровой партии, где ляь звучит в одном из кульминационных мест в конце первого раздела средней части в достаточно громкой динамике и перед высокой нотой есть подход. Самой удобной тесситурой отличается партия басов, т. к. здесь нет особо низких или высоких нот, поэтому участники басовой партии должны чувствовать себя достаточно комфортно. Сочетание разных видов тесситур может вызвать некоторые трудности при исполнении, поэтому хормейстером и участниками хора должна быть произведена работа по сглаживанию регистров, чтобы добиться ровности звучания в рамках всего диапазона.
Перед непосредственной работой с хоровым коллективом дирижёр обязан качественно проанализировать произведение:
- ансамбль унисонов требует слияние голосов по высоте и вокальным приёмам. Поэтому следует работать над точностью интонации, как в поступенном движении, так и в скачкообразном. Для достижения такого ансамбля дирижёру необходимо работать с каждой партией отдельно, устраняя все интонационные, динамические и темпо-ритмические неточности.
- гармонический ансамбль в данном произведении достаточно сложен и интересен своей фактурой. Она изменчива и переходит от гармонического к полифоническому типу. В произведениях с такими типами фактуры необходимо следить за относительным равновесием голосов, а также за выразительным вступление и проведение тем, их интонационной и ритмической точностью исполнения. Важной задачей дирижёра в данном виде ансамбля является воспитание у певцов умения слышать и слушать друг друга. При этом хормейстеру целесообразно сначала работать над мелодическим и гармоническим строями отдельно, для получения хорошего результата. Кроме этого каждая хоровая партия должна уметь исполнять не только ведущие темы, но и гибко переключаться на пение вторым и третьим планом, при этом музыкальный материал не должен терять ясность и выразительность. В среднем разделе обнаруживается наличие полифонического ансамбля, где должны сочетаться самостоятельность каждой партии с одной стороны и их сочетание в едином хоровом звучании с другой. Также немаловажен ансамбль между хором и оркестровым сопровождением.
- ритмический ансамбль представляет в данном произведении особую сложность, т.к. произведение исполняется в быстром темпе и в первой и третьей части наблюдается изобилие пунктирного ритма. При исполнении этих частей необходимо непрерывное ощущение пульсации метрических долей, а задача дирижёра состоит в том, чтобы чётко показывать изменение сильной доли и ауфтакты вступлений голосов.
- динамический ансамбль естественный. Динамические оттенки произведения варьируются от p до ff. Подобная широта динамики и кульминационные моменты в хоровой партитуре подчёркивают образное содержание музыки,
таковыми являются (16т -17т),(74т – 75т):
Характер звука при исполнении этого сочинения должно опираться на акцентированное, чёткое, выразительное звукообразование.
Также немаловажен ансамбль между
хором и оркестровым
При работе над данным произведением возникают следующие трудности:
Также верно должен звучать верхний тетрахорд мелодического минора в среднем разделе и хроматические ходы в партии сопрано (т. 29) движения. Все нисходящие ходы нужно исполнять в одной позиции и как бы вверх, чтобы не допустить в хоровом звучании тенденции к занижению. Движение мелодии должно быть плавным.
Работа над преодолением вокально-хоровых трудностей должна проводиться планомерно и систематизировано. В работе с хором необходимо использовать такую форму работы как сольфеджирование, что поможет наиболее точно изучить партии, понять логику движения мелодии и ладо-тональные связи.
Устранение сложностей
3.7. Характер звукоизвлечения
Звук должен быть светлым, лёгким, но насыщенным и в то же время прикрытым и объёмным; атака звука – исключительно мягкая.
Литературный текст достаточно удобен и вокально адаптирован. Но определённая степень дикционной чёткости просто необходима. В произведении не так много длинных мелодических распевов и на каждый звук приходится по одному слогу. Активно должны произноситься как звонкие согласные, так и глухие, а звук «р» должен быть утрированным, звонким и чётким.
В плане артикуляции должно выполняться следующее условие: все гласные нужно исполнять в единой певческой позиции: «е» - ближе к «э», «и» - ближе к «ы», «ё» - ближе к «о». Гласные должны быть объёмными, а не плоскими, особенно это касается произнесения «е» и «и» в высокой тесситуре.
Все окончания на «ся» должны произноситься твёрдо (дождаться = дождатса);
В данном хоровом
Основными вокальными штрихами здесь будут являться legato в середине, portamento – в крайних частях и marcato в кульминационных моментах.
Роль исполнителя чрезвычайно трудна
и ответственна, он должен на основании
раскрыть его эмоциональное содержание,
оживить его».
В хоровой сцене «Хор гуляющих» из оперы «Пиковая дама» П.И. Чайковского музыка очень точно раскрывает основное содержание и настроение летней сцены. Все вышеописанные средства выразительности и особенности хорового исполнения служат элементами для создания целостного образа всего произведения. Основными чувствами, которые здесь претворены, являются радость, свет, жизнерадостность, блеск, приподнятость настроения. Конечно, в опере этот номер звучит контрастом по отношению к предыдущему драматургическому развитию, но так как исполнение «Хора гуляющих» предполагается как отдельный концертный номер, то этот контраст не будет ощущаться.