Аннотация на хоровую сцену « Хор гуляющих» из оперы «Пиковая дама» композитора П.И. Чайковского

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 18:10, курсовая работа

Описание работы

По совершенству изложения и формы хор представляет собой блестящий образец русского классического оперного искусства.
В опере отражено совершенное воплощение принципов симфонизации оперной драматургии. В «Пиковой даме» непрерывное симфоническое развитие сочетается с завершёнными номерами (ариями, ансамблями, хорами), но опорными моментами драматургии всего произведения становятся большие сцены, в которых сталкиваются, борются и противостоят друг другу две музыкальные сферы.

Содержание работы

Общий историко-стилистический анализ..................................................3
1. Общие сведения о произведении...........................................................4
2. Общие сведения об авторах произведения............................................5
II. Музыкально-теоретический анализ.........................................................13
1. Жанр хорового произведения................................................................13
2. Форма хорового произведения..............................................................14
3. Разбор музыкально-тематического материала.....................................14
4. Характеристика фактуры........................................................................17
5. Темп..........................................................................................................18
6. Гармонический анализ хорового произведения. Ладотональные
особенности хорового произведения.................................................................18
7. Инструментальное сопровождение………………………………….....20
III. Вокально-хоровой анализ...........................................................................21
1. Тип хора.....................................................................................................21
2. Вид хора.....................................................................................................21
3. Диапазоны партий и хора.........................................................................21
4. Тесситура...................................................................................................21
5. Хоровой ансамбль.....................................................................................22
6. Вокально-хоровые трудности..................................................................23
7. Характер звукоизвлечения.......................................................................25
IV. Исполнительский анализ............................................................................26
Заключение…………………………………………………………………….. 28
Литература............................................................................................................29

Файлы: 1 файл

аннотация.doc

— 150.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

Средняя часть хора – пример полифонического изложения: где каждая партия имеет свой мелодический и ритмический рисунок и текст. Такой приём напоминает сцену, когда в большой толпе одновременно все говорят о разном.

Во втором разделе средней части  появляются признаки имитационной полифонии, где звучат  имитации женских голосов  мужскими.

Реприза хора полностью повторяет  первую часть, как бы вновь объединяя  всех гуляющих в общем чувстве  восторга и радости в такой  чудесный день.

 

2.5 Темп

Темп произведения композитор определяет как Allegro giusto (скоро, точно). Также он ставит указания метронома (     = 126). Более никаких указаний автора относительно темповых изменений в партитуре нет. Это связано с тем, что музыка хора должна звучать как бы на одном дыхании. Тем не менее, предполагаются небольшие агогические отклонения от основного темпа, связанные с динамическими нарастаниями и спадами, а также со стремлением к кульминационным точкам. Но эти отклонения не должны противоречить характеру произведения и основному авторскому замыслу.

 

2.6 Гармонический анализ хорового произведения.

Ладотональные особенности хорового произведения

 

Основная тональность произведения -  F- dur, но тональный план в произведении достаточно подвижен и основная тональность постоянно сменяется отклонениями и модуляциями. Все тональные отклонения, принадлежат к первой степени родства по отношению к главной тональности. В процессе исполнения происходит несколько отклонений  в тональность a-moll ( 8т), что помогает композитору создать контраст в изложении музыкальной мысли. Главенствующим   здесь является мажор, и велика в хоре роль минора, который звучит чаще, чем мажор. Применяется как гармонический минор (в крайних частях), так и мелодический (в средней части). Отклонения в побочные тональности осуществляются через доминанту новой тональности или через развёрнутый каденционный оборот. Причём иногда встречается цепь модулирующих аккордов, которые так и не разрешаются в свою тонику (напр., тт. 16-18 или 37-40).

Развёрнутый ладотональный план произведения будет выглядеть следующим образом:

F – a – F – a – C – d – g – F – d – a – d – a – d – a – c - C – F – a – F – B – a – C – d – g - F.

Гармонический план хора также имеет  в основе традиционный набор гармонических  средств с характерными проходящими  и вспомогательными оборотами. Как  и в других произведениях Чайковского, здесь велика роль субдоминанты, которая проявляется в частом использовании, как основного вида субдоминанты, так и различных обращений септаккорда второй и шестой ступени. Доминантовая сфера представлена использованием D7 и вв.VII7., которые применяются в проходящих оборотах, каденциях и как модулирующие аккорды в тональных отклонениях. Наиболее применимыми гармоническими оборотами является следующие аккордовые последовательности ( 15т – 16т, 17т – 18т):

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Также обращает на себя внимание долгий доминантовый предыкт перед репризой ( 43т -58т ), который больше характерен для инструментальной музыки, нежели вокальной или хоровой музыки, однако имеет свое выразительное значение.

В целом гармония достаточно проста и прозрачна, легко ложится на слух.

 

 

 

    1. Инструментальное сопровождение

 

Большую роль в произведении играет инструментальное сопровождение в исполнении симфонического оркестра. Оркестровый аккомпанемент чрезвычайно насыщен и плотен по музыкальной ткани. Основная его задача заключается в поддержке хоровых голосов, т. к. здесь практически везде проходит дублирование хоровых партий. Только в среднем разделе дублируются лишь басовая партия и теноровые подголоски. Но помимо гармонической поддержки, сопровождение обогащает звучание хоровой партитуры своими виртуозными гаммаобразными и арпеджированными пассажами.

В данном случае  хор не является основным или кульминационным драматургическим моментом, т.к.  отсутствует тематзм. Поэтому делаем вывод, что это  лишь вставной номер, который даётся как контраст драматической завязке оперы. Тем не менее, оркестровое сопровождение помогает более полно воспроизвести картину радости и безудержного веселья – основного настроения этого номера оперы «Пиковая дама».

                            

 

 

 

 

 

                             III. ВОКАЛЬНО-ХОРОВОЙ АНАЛИЗ

 

3.1 Тип хора: смешанный

3.2 Вид хора: четырехголосный, в каждой из партий встречается divisi.

   Сопрано - 2 группы;

  Альт – 2 группы;

  Тенор – 2 группы;

  Бас – 2 группы.

3.3 Диапазоны партий хора представлены в таблице:

 

Диапазоны партий хора и общего звучания

Партии

Диапазоны

Сопрано

МИ 1 - СОЛЬ2

Альт

ЛЯ  мал – МИ2

Тенор

ФА1 – ЛЯь

Бас

ДО мал – ДО2

Хор tutti

ДО мал – ЛЯь


 

3.4 Тесситура

Тесситурные условия здесь достаточно разнообразны. В партии сопрано используется как  низкая, средняя, так и высокая тесситура, но она не выходит за рамки рабочего диапазона сопранового тембра. Низкие ноты в партии сопрано  применяются в относительно тихой динамике, а высокие в динамике f. У альтов тесситура столь же разнообразна: низкая, средняя и высокая. Самая высокая тесситура в теноровой партии, где  ляь звучит в одном из кульминационных мест в конце первого раздела средней части в достаточно громкой динамике и перед высокой нотой есть подход. Самой удобной тесситурой отличается партия басов, т. к. здесь нет особо низких или высоких нот, поэтому участники басовой партии должны чувствовать себя достаточно комфортно. Сочетание разных видов тесситур может вызвать некоторые трудности при исполнении, поэтому хормейстером и участниками хора должна быть произведена работа по сглаживанию регистров, чтобы добиться ровности звучания в рамках всего диапазона.

 

    1. Хоровой ансамбль

 

Перед непосредственной работой с  хоровым коллективом дирижёр обязан качественно проанализировать произведение:

- ансамбль унисонов  требует слияние голосов по высоте и вокальным приёмам.  Поэтому следует работать над точностью интонации, как в поступенном движении, так и в скачкообразном. Для достижения такого ансамбля дирижёру необходимо работать с каждой партией отдельно, устраняя все интонационные, динамические  и темпо-ритмические неточности.

- гармонический ансамбль в данном произведении достаточно сложен и интересен своей фактурой. Она изменчива и переходит от гармонического к полифоническому типу. В произведениях с такими типами фактуры необходимо следить за относительным равновесием голосов, а также за выразительным вступление и проведение тем, их интонационной и ритмической точностью исполнения. Важной задачей дирижёра в данном виде ансамбля является воспитание у певцов умения слышать и слушать друг друга. При этом хормейстеру целесообразно сначала работать над мелодическим и гармоническим строями отдельно, для получения хорошего результата. Кроме этого каждая хоровая партия должна уметь  исполнять не только ведущие темы, но и гибко переключаться на пение вторым и третьим планом, при этом музыкальный материал не должен терять ясность и выразительность. В среднем разделе обнаруживается наличие полифонического ансамбля, где должны сочетаться самостоятельность каждой партии с одной стороны и их сочетание в едином хоровом звучании с другой. Также немаловажен ансамбль между хором и оркестровым сопровождением.

- ритмический ансамбль представляет в данном произведении особую сложность, т.к. произведение исполняется в быстром темпе и в первой и третьей части наблюдается изобилие   пунктирного ритма. При исполнении этих  частей   необходимо непрерывное ощущение пульсации метрических долей, а задача дирижёра состоит в том, чтобы чётко показывать изменение  сильной доли и ауфтакты вступлений голосов.

- динамический ансамбль естественный. Динамические оттенки произведения варьируются  от p до ff. Подобная широта динамики  и кульминационные моменты в хоровой партитуре подчёркивают образное содержание музыки,

 таковыми являются  (16т -17т),(74т  – 75т):

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Характер звука при исполнении этого сочинения должно опираться на акцентированное, чёткое, выразительное звукообразование.

Также немаловажен ансамбль между  хором и оркестровым сопровождением.

 

 

    1. Вокально-хоровые трудности

При работе над данным произведением возникают следующие трудности:

  • Первоочередной задачей является устранение всех интонационных неточностей. Необходимо правильно исполнять скачки вверх и последующее их гаммаобразное заполнение (тт. 1-2, 24 в партии сопрано). У альтов обращают на себя внимание широкие октавные ходы в средней части (тт. 24, 26). Т. к. их исполнение может вызвать интонационную неточность, необходимо обратить внимание на начальной стадии разучивания.

Также верно должен звучать верхний  тетрахорд мелодического минора в среднем разделе и хроматические ходы в партии сопрано (т. 29)  движения. Все нисходящие ходы нужно исполнять в одной позиции и как бы вверх, чтобы не допустить в хоровом звучании тенденции к занижению. Движение мелодии должно быть плавным.

  • Затем необходимо собрать все партии хора вместе, в едином хоровом звучании. Так как фактура хора достаточно плотная и написана преимущественно в тесном гармоническом расположении. В средней части нужно прослушать в медленном темпе сочетание мелодических линий всех партий, т. к. они объединены одной гармонией и их слияние очень важно.
  • Следующим компонентом является единство темпа и ритма. В крайних частях все ритмические фигуры нужно точно просчитать, произношение текста должно быть своевременным и одновременным, что немаловажно для создания артикуляционного ансамбля. В середине, где используется дифференцированный тип ансамбля, связанный с полифонизацией фактуры, нет единого ритмического и артикуляционного ансамбля. Поэтому работа над унисонным и темпоритмическим ансамблем каждой партии должна проводиться с особой тщательностью.
  • В партитуре хора, во втором разделе средней части мы найдём интересную игру тембров. Это переклички мужских и женских партий хора. В этом фрагменте нужно добиться плавного «перетекания» звучания одной группы голосов в другую. Это осуществляется посредством сближения певческой позиции и тембровых красок.
  • Далее необходимо установить динамическое соотношение между партиями хора. По динамике все голоса будут идентичными, но в крайних частях в связи с тесситурным положением, главенствовать будет партия сопрано, именно она ведёт основной мелодический голос. Также нужно установить динамический ансамбль между хором и аккомпанементом. Сопровождение здесь играет поддерживающую функцию, показ яркости звучания оркестра приемлем лишь в кульминационных эпизодах, а также в небольшом двухтактовом проигрыше.

Работа над преодолением вокально-хоровых  трудностей должна проводиться  планомерно и систематизировано. В работе с хором необходимо использовать такую форму работы как сольфеджирование, что поможет наиболее точно изучить партии, понять логику движения мелодии и ладо-тональные связи.

 Устранение сложностей открывает  дорогу для следующего вида  работы – выстраивания исполнительского плана.

 

3.7. Характер звукоизвлечения

Звук  должен быть светлым, лёгким, но насыщенным и в то же время прикрытым и объёмным; атака звука – исключительно мягкая.

Литературный текст достаточно удобен и вокально адаптирован. Но определённая степень дикционной чёткости просто необходима. В произведении не так много длинных мелодических распевов и на каждый звук приходится по одному слогу. Активно должны произноситься как звонкие согласные, так и глухие, а звук «р» должен быть утрированным, звонким и чётким.

В плане артикуляции должно выполняться следующее условие: все гласные нужно исполнять в единой певческой позиции: «е» - ближе к «э», «и» - ближе к «ы», «ё» - ближе к «о». Гласные должны быть объёмными, а не плоскими, особенно это касается произнесения «е» и «и» в высокой тесситуре.

 Все окончания на «ся» должны произноситься твёрдо    (дождаться = дождатса);

 В данном хоровом произведение  целесообразно применение разных видов дыхания: как цепного дыхания (особенно в среднем разделе), так и дыхания по фразам в момент  прерывания фраз общехоровыми паузами;

Основными вокальными штрихами здесь  будут являться legato в середине, portamento – в крайних частях и marcato в кульминационных моментах.

 

                                 IV. ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЙ АНАЛИЗ

Роль исполнителя чрезвычайно  трудна

и ответственна, он должен на основании

                                                 нотной записи расшифровать

                                                                композиторский замысел произведения,

                    раскрыть его эмоциональное содержание,

                     оживить его».

                                                                                                              Н.Н.Тигров

 

 

В хоровой сцене «Хор гуляющих»  из оперы «Пиковая дама» П.И. Чайковского  музыка очень точно раскрывает основное содержание и настроение летней сцены. Все вышеописанные средства выразительности и особенности хорового исполнения служат элементами для создания целостного образа всего произведения. Основными чувствами, которые здесь претворены, являются радость, свет, жизнерадостность, блеск, приподнятость настроения. Конечно, в опере этот номер звучит контрастом по отношению к предыдущему драматургическому развитию, но так как исполнение «Хора гуляющих» предполагается как отдельный концертный номер, то этот контраст не будет ощущаться.

Информация о работе Аннотация на хоровую сцену « Хор гуляющих» из оперы «Пиковая дама» композитора П.И. Чайковского