Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 18:10, курсовая работа
По совершенству изложения и формы хор представляет собой блестящий образец русского классического оперного искусства.
В опере отражено совершенное воплощение принципов симфонизации оперной драматургии. В «Пиковой даме» непрерывное симфоническое развитие сочетается с завершёнными номерами (ариями, ансамблями, хорами), но опорными моментами драматургии всего произведения становятся большие сцены, в которых сталкиваются, борются и противостоят друг другу две музыкальные сферы.
Общий историко-стилистический анализ..................................................3
1. Общие сведения о произведении...........................................................4
2. Общие сведения об авторах произведения............................................5
II. Музыкально-теоретический анализ.........................................................13
1. Жанр хорового произведения................................................................13
2. Форма хорового произведения..............................................................14
3. Разбор музыкально-тематического материала.....................................14
4. Характеристика фактуры........................................................................17
5. Темп..........................................................................................................18
6. Гармонический анализ хорового произведения. Ладотональные
особенности хорового произведения.................................................................18
7. Инструментальное сопровождение………………………………….....20
III. Вокально-хоровой анализ...........................................................................21
1. Тип хора.....................................................................................................21
2. Вид хора.....................................................................................................21
3. Диапазоны партий и хора.........................................................................21
4. Тесситура...................................................................................................21
5. Хоровой ансамбль.....................................................................................22
6. Вокально-хоровые трудности..................................................................23
7. Характер звукоизвлечения.......................................................................25
IV. Исполнительский анализ............................................................................26
Заключение…………………………………………………………………….. 28
Литература............................................................................................................29
Характерным для данного произведения принципом будет являться цельность, всё должно быть подчинено единой линии развития.
Несмотря на то, что музыкально членение здесь довольно мелкое, развитие должно быть единым. В первой части композитором используется структура дробления с замыканием: 4т+1т+1т+2т в первом предложении и 4т+2т+4т+4т во втором. Такое музыкальное членение опасно тем, что общее развитие может дробиться и распадаться на мелкие структуры. Избежать этого можно путём внутреннего объединения фраз. Для этого необходимо чётко выстроить динамический план развития. Если в начале звучит f, то уже в пятом такте на словах «Что за воздух!» нужно уйти на mp с последующим нарастанием динамики к началу следующего предложения. Во втором предложении такая волнообразность громкости приводит к первой кульминации на словах «долго нам опять», совпадающей с высокой тесситурой мелодического голоса.
В средней части мотивное объединение происходит само собой, чему способствует полифоничность фактуры. Фразы как бы «нанизываются» одна на другую образуя плотное музыкальное полотно. Здесь так же наблюдается цепь динамических нарастаний и спадов, которые приводят в конечном итоге к общей кульминации произведения, которая приходится на конец второго эпизода средней части («как красивы, посмотрите, посмотрите»), поддерживаемой мощной динамикой, наиболее плотной хоровой (divisi во всех партиях) и оркестровой фактурой, а также высокой тесситурой партий хора.
Таким образом, в каждом разделе произведения объединение осуществляется за счёт изменений динамики и связанных с ними небольших агогических отклонений от темпа (accel. и rit.).
Приёмы дирижирования:
Основным дирижёрским штрихом здесь является legato. Амплитуда здесь достаточно велика по объёму, но важно в жесте показывать контраст между резкими сменами динамики, применяя разнообразие дирижёрских жестов. Также здесь необходима чёткость в показе ауфтактов к вступлению и снятию, они должны быть точными и своевременными, а также они должны соответствовать динамическому нюансу построения. В средней части важны ауфтакты к каждой из партий хора, т.е. дифференциация дирижёрского жеста. В кульминационных моментах амплитуда жеста будет увеличиваться в контексте с громкостью звучания.
Все дирижёрские приёмы должны соответствовать основному образному содержанию произведения, его главному авторскому замыслу.
В творчестве Чайковского жанр оперы занимает особое, чрезвычайно важное положение. От первого, консерваторского замысла «Грозы» и до последних дней жизни композитор постоянно работал над оперой, думал о ней, не прекращая поиска сюжетов, образов, способных вдохновить его. Опера «Пиковая дама» - вершина оперного творчества Чайковского, шедевр русской и мировой оперной классики.
Правдивость, искренность, полное слияние музыки со словом, гуманизм и народность характеризуют оперные хоры Чайковского в целом и хоры рассматриваемой оперы в частности. «Хор гуляющих» полностью подтверждает эту простую истину. По совершенству изложения и формы хор представляет собой блестящий образец русского классического оперного искусства.
Все средства, которыми пользуется композитор для создания образа данного оперного номера, будь то ладогармоническая сторона произведения, мелодическое и ритмическое начало, форма или распределение музыкально-тематического материала между партиями хора и насыщенность оркестрового сопровождения, выдают великого мастера вокального и хорового письма.
«Хор гуляющих» лучше всего будет звучать в исполнении большого смешанного профессионального хорового коллектива. Но между тем использование его в хоровой практике учебных хоров также возможно, но с тем условием, что этот хоровой коллектив уже будет иметь достаточную вокальную подготовку и большой опыт работы в хоре.
Основные обязанности
Список литературы
1. Анисимов. Дирижёр- хормейстер.1976г.
2. Абрамовский Г.. Арановский М. 100 опер., 1971г.
3. Дмитриевский Г.А. Хороведение и управление хором, 2007г.
4. Егоров А. Теория и практика работы с хором. 1951г.
5. Краснощеков В. Вопросы хороведения. 1969г.
6. Сборник статей под редакцией Локшина Д.Л. «Работа в хоре»1960г.
7. Соловцов А. Пиковая дама П.И. Чайковского, 1974г.
8. Чесноков П.Г. Хор и