Авторские методики в практике педагогов хормейстеров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 16:44, курсовая работа

Описание работы

Музыкальное образование, а в частности и хоровое пение, в России когда-то было совсем иным. В основании лежала, прежде всего, практика церковного пения. В любом учебном заведении - от приходской школы до губернской гимназии изучался весь годовой круг православного богослужебного пения. Хоровое пение было обязательной частью образования, живым, насущным деланием каждого ученика. Эту музыку он слушал еженедельно на церковных службах, сам пел в школе и на клиросе, она была частью его жизни. Но на уроках пения не ограничивались одной только церковной музыкой, изучались также народные песни и, собственно, детские песни.

Содержание работы

Глава 1.
1.1 Становление и развитие хорового искусства
1.2 Особенности развития детского голоса
1.3 Вокальное воспитание в хоре. Понятие вокально-хоровых навыков

Глава 2. Современные подходы к формированию вокально-хоровых навыков
2.1 Методические приёмы воспитания вокально-хоровых навыков
2.2 Вокально-хоровые упражнения
2.3 Методики вокально-хоровой работы


Заключение
Библиография

Файлы: 1 файл

Николаишина.doc

— 209.00 Кб (Скачать файл)


Введение

 

Глава 1.

1.1 Становление и развитие хорового искусства

         1.2 Особенности развития детского голоса

         1.3 Вокальное воспитание в хоре. Понятие вокально-хоровых навыков          

 

Глава 2. Современные подходы к формированию вокально-хоровых навыков

2.1 Методические приёмы воспитания вокально-хоровых навыков

2.2 Вокально-хоровые упражнения

    2.3 Методики вокально-хоровой работы

 

 

Заключение

Библиография

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. 1 Становление и развитие хорового искусства в России

 

Хоровое пение в России имеет глубокие исторические корни. Вплоть до XVIII века визитной карточкой музыкальной культуры нашей страны являлось хоровое исполнительство.

Музыкальное образование, а в частности и хоровое пение, в России когда-то было совсем иным. В основании лежала, прежде всего, практика церковного пения. В любом учебном заведении - от приходской школы до губернской гимназии изучался весь годовой круг православного богослужебного пения. Хоровое пение было обязательной частью образования, живым, насущным деланием каждого ученика. Эту музыку он слушал еженедельно на церковных службах, сам пел в школе и на клиросе, она была частью его жизни. Но на уроках пения не ограничивались одной только церковной музыкой, изучались также народные песни и, собственно, детские песни.

Один из ведущих русских педагогов музыки прошлого века С.В. Смоленский считал, что проблему музыкальной культуры общества как национальную традицию музыкального образования в России можно решить через хоровое пение. Он утверждал, что творческие способности заложены во всех детях без исключения, поэтому необходимо поставить педагогический процесс так, чтобы эти способности проявились.[1] Однако справиться с этой, на первый взгляд, простой, а по сути своей сложной задачей непросто. Здесь требуется знание психологии, педагогики, вокальное мастерство: высокая культура слова и звука, умение естественно и правдиво передать в интонации смысл и характер человеческих чувств и переживаний.

Первые попытки осуществить музыкальное воспитание в рамках общеобразовательной школы можно отыскать ещё в Царской России.

Все школьные уставы предлагали местному «начальству позаботиться о преподавании музыки и других искусств «по мере возможности», когда есть к тому способности. Или, говоря по-другому, «материальные возможности». В некоторых, в основном привилегированных учебных заведениях, такие средства находились. Особенно заботливо было поставлено образование в привилегированных женских учебных заведениях, где музыка рассматривалась в качестве важного элемента воспитания.

Конец 19 века в России богат появлением на свет исследованиями по проблеме хорового воспитания детей. Среди педагогов последней трети 19 века Степан Васильевич Смоленский[2] пользовался особой известностью. Впервые в школьное образование Смоленский ставит проблему единства обучения и воспитания на уроках музыки. В статье «Заметки об обучении пению» он указывает три главные задачи:

1. Воспитательная - формирование духовной культуры

2. Образовательная - знание русской музыкальной литературы

3. Развивающая - обучение приёмам пения

Он создаёт учебник, в котором даёт свои методические разработки:

Четырёхтомный «Курс хорового пения», а также « Азбука хорового пения», в которой дана методика знаменного пения. Учёный представлял хор как массовый коллектив с дидактическими и художественными задачами: обучить приёмам пения и исполнять артистично. Смоленский не только прививал детям музыкальную культуру, но и обучал их технике пения.

В 70-х годах 19 века появляется книга Сергея Миропольского[3] «О музыкальном образовании народа в России и Западной Европе». В этой книге есть статья, посвященная обзору русской учебно-музыкальной литературы по обучению пению. Он особенно выделяет значение хорового пения, которое, по его словам, является:

1. Навыком к дружному, совокупному действию

2. Разумным стремлением общими силами достигнуть цели

3. Привычкою тщательно выполнять свою собственную деятельность.

В своих высказываниях Миропольский подчёркивает любовь к песне у русского народа, приводя различные случаи из русского быта, связанные с песней.

Книга С. Миропольского сыграла заметную роль в истории музыкального воспитания, так как она давала представление о состоянии музыкального воспитания в России и на Западе.

Большую популярность приобрела двухчастная «Методика пения» Алексея Николаевича Карасева.[4] Он придает изучению пения не только музыкально-образовательное, но и воспитательное значение. Автор особо подчеркивает, что при занятиях хором развивается активное внимание и обостряется умственная работа.

Карасев ставит 2 цели при обучении детей пению:

1. Развитие присущих детям музыкальных способностей, а вместе с тем, органов голоса, речи и дыхания.

2. Применение указанных способностей и умений, полученных при обучении, к практике.

Большое внимание Карасев уделяет нотной грамоте, необходимость изучения которой он настойчиво подчеркивает: «При пении «с голоса», человек блуждает в потемках, оказывается беспомощным в каждом новом случае».

А. Н. Карасев уделяет значительное внимание методическим приемам изучения музыкальных произведений:

1. Чтение первой строки учителем, если не усвоено это ранее.

2. Повторение отчетливо каждым учеником из слабых, и всем классом.

3. Пение строки учителем.

4. Повторение лучшими учениками по отдельности.

5. Повторение двумя, тремя, группой и всем классом.

6. Изучение при тех же приемах второй строки.

7. Повторение обеих строк одна на другую.

8. Пение следующей фразы молитвы.

Преимущества методики А. Н. Карасева заключается в строгой, продуманной последовательности в построении всего процесса обучения и в детальной его разработке, способствующей выработке прочных навыков у учащихся.

В то же время методика А. Н. Карасева отражала схоластику, и формализм обучения того времени.

Следует отметить статьи профессора А. И. Пузыревского[5]. По его мнению школьное пение, правильно поставленное и хорошо ведённое, важно для школы в различных отношениях: и в религиозном, и в эстетическом и в нравственном. В статье «Пение в семейном воспитании» он отмечает, что очень важны занятия пением, потому что «для успешности всяких музыкальных занятий необходимо развивать общую музыкальность…а для этого лучшим средством является пение, доступное всем нормальным детям».

Не меньший интерес представляет работа Д.Н. Зарина «Методика»,[6] которая начинается с вводной части «О методе хорового пения и его принципы».

По его мнению, значение школьного пения состоит не только в воспитании эстетического чувства, но и в его воспитательном воздействии:

1. На умственные силы детей: сознание, память, воображение

2. Волю

3. Эстетическое чувство, которое возможно только через исполнение хорошей музыки.

Весь курс занятий Зарин делит на 2 периода: обучение нотной грамоте, и обучение с голоса - рекомендует начинать с работы над развитием восприятия высоты, т.к. звуковысотный раздел он считает наиболее интересным для детей.

Более решительным выражением новых педагогических тенденций является «Методика пения в начальной школе, основанная на новейших данных экспериментальной педагогике» Александра Леонтьевича Маслова[7].

Автор описывает различные эксперименты. Он призывает к методическим исканиям, в которых видит обязанность каждого настоящего учителя, но наряду с этим не зачеркивает все наследие старой русской педагогики. Он требует сочетания новых методов со старыми, проверенными опытом.

Маслов считает, что школьное пение по преимуществу должно быть хоровым, несмотря на то, что в частности ставит себе задачей индивидуальное развитие ребенка. Также Маслов говорит о том, что хоровое пение – это основной вид школьной работы по музыке. При этом считает, что введение усиленного изучения нотной грамоты легко может убить в ребенке, как музыкально чутье, так и интерес к красоте и творческому воображению. Нотная грамота, как таковая в начальной школе, должна являться лишь вспомогательным средством при обучении. Главная ценность его методики – в стимулировании творческого потенциала детей.

В период до 30-х годов первостепенное значение приобрели проблемы охраны детских голосов, создание специальной детской вокальной музыки.

В советский период развития нашего государства в общеобразовательных школах приобщение учащихся к музыкальному искусству проходило, в основном, посредством хорового пения как на уроках музыки, так и на занятиях школьных хоровых коллективов. Школа «пела», регулярно проводились конкурсы школьных хоров сельских, городских, республиканских и других уровней. Учителя музыки успешно использовали хоровое музицирование как действенную форму воспитания музыкально-эстетических потребностей, вокально-хоровых умений и навыков. На занятиях школьного хора проходил активный процесс формирования тех сторон личности школьника, которые делают учащегося более активным и наблюдательным в жизни, вырабатывают способность анализировать себя, свои мысли и поступки с точки зрения любви к действительности.

С 1930 по 1941 года начинается систематическая работа над усовершенствованием методов певческого обучения, основанных на регулярных наблюдениях за вокальным развитием детей. Подробно об этом пишут в своих работах Н. Л. Грозденская и В. Т. Соколов.[8]

С 1941 по 1970 года важное место отводится овладению техническими навыками и развитию вокального слуха ученика (Н.Л. Грозденская, О. А. Апраксина, В. Т. Соколов, Е. Я. Гембицкая).

В наше время проблеме формирования вокально-хоровых навыков у младших школьников уделяется довольно большое внимание. Эта тема подробно рассматривается в методических трудах Г. А. Стулова[9], Л. Г. Дмитриева, Н. М. Черноиваненко[10], В. М. Никитина, Л. Б. Безбородова.

В новом XXI веке актуальность преподавания хорового пения не ставится под сомнение, это доказывает активный выпуск в последние годы различных учебников и пособий для учителей по обучению хоровому пению. Отметим несколько из них:

Никольская-Береговская К.Ф. Русская вокально-хоровая школа: От древности до XXI в.: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М., 2003 г. В данном учебном пособии изложена история развития и становления хоровой школы в России, материал очень хорош своей содержательностью и систематичностью изложения.

Осеннева М.С., Самарин В.А. Хоровой класс и практическая работа с хором. М.: Академия, 2003. В данном учебном пособии в соответствии с программой курса рассматривается теория вокально-хорового искусства, раскрывается методика работы с детским хоровым коллективом - рассказывается о воспитании у певцов вокально-хоровых навыков, достижении ансамбля, четкости дикции, об основных репетиционных приемах работы с отдельными хористами и всем коллективом, о подборе учебного и концертного репертуара, о подготовке к концерту и так далее. Особое внимание уделено основам организации и управления хоровыми коллективами в школе и в системе дополнительного образования. В приложении даются произведения для детского хора. Может быть полезно учителям музыки, хормейстерам.

Живов В.Л. Хоровое исполнительство. Теория. Методика. Практика М.: Владос, 2003. Это пособие может использоваться в качестве основного материала по курсу «Теория хорового исполнительства», а также в качестве дополнительного - по курсу «Хороведение» на занятиях в классах хорового дирижирования, вокала, чтения хоровых партитур. Адресовано студентам и преподавателям музыкальных и педагогических вузов, колледжей, преподавателям музыкальных и общеобразовательных школ, хормейстерам-практикам и широкому кругу любителей хорового пения.

К сожалению, в последнее десятилетие ситуация с вокально-хоровой работой в общеобразовательных школах России изменилась, и далеко не в лучшую сторону. Одной из причин такого положения дел является сложившаяся негативная социокультурная ситуация в стране, которая коснулась, в первую очередь, юного поколения школьников.

В такой ситуации роль учителя на уроке музыки и возрождение традиций вокально-хорового исполнительства в школе становится весьма актуальной. Вернуть учащихся в мир музыкально-эстетических ценностей сегодня – первоочередная задача.

 

1.2 Особенности развития детского голоса на уроках музыки

 

Обучение пению - это не только приобретение определенных навыков. В процессе обучения пению развивается детский голос, а также решаются воспитательные задачи, связанные с формированием личности ребенка.

Учитель музыки несёт ответственность за воспитание певчески правильного, здорового голоса своих детей. Даже самый заурядный голос можно и нужно развивать.

От учителя требуется знание особенностей развития голоса учащихся, так как требования, которые он предъявляет к детям, должны всегда соответствовать их возрастным возможностям. Также педагогу самому необходимо обладать хорошим музыкальным слухом, правильно говорить и петь. Учитель должен уметь пользоваться своим голосом, потому что дети в процессе обучения непременно будут ему подражать.

Информация о работе Авторские методики в практике педагогов хормейстеров