Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 16:44, курсовая работа
Музыкальное образование, а в частности и хоровое пение, в России когда-то было совсем иным. В основании лежала, прежде всего, практика церковного пения. В любом учебном заведении - от приходской школы до губернской гимназии изучался весь годовой круг православного богослужебного пения. Хоровое пение было обязательной частью образования, живым, насущным деланием каждого ученика. Эту музыку он слушал еженедельно на церковных службах, сам пел в школе и на клиросе, она была частью его жизни. Но на уроках пения не ограничивались одной только церковной музыкой, изучались также народные песни и, собственно, детские песни.
Глава 1.
1.1 Становление и развитие хорового искусства
1.2 Особенности развития детского голоса
1.3 Вокальное воспитание в хоре. Понятие вокально-хоровых навыков
Глава 2. Современные подходы к формированию вокально-хоровых навыков
2.1 Методические приёмы воспитания вокально-хоровых навыков
2.2 Вокально-хоровые упражнения
2.3 Методики вокально-хоровой работы
Заключение
Библиография
Все алгоритмы составлены в строгой музыкальной форме и включают в себя решение задачи не только постановки голоса учащегося, но и развитие у него ладового чувства, чувства метроритма и музыкальной формы. В центре данной методики стоит вопрос о правильном полноценном функционировании голосового аппарата не только учащихся, но и самого педагога.
Методика комплексного музыкально-певческого воспитания включает в себя шесть видов художественных музыкальных движений в коллективной хоровой работе:
1) художественное тактирование;
2) работа по алгоритму постановки голоса и воспитания вокальных навыков и музыкальности;
3) ладо-вокальные жесты;
4) декламация с жестикуляцией;
5) вспомогательные движения при вокальной работе над песней;
6) поиски выразительных движений во время слушания музыки.
Первые три вида движений автор называет дидактическими, так как каждый из них строго регламентирован и требует точности в выполнении их формы. Остальные носят творческий характер, поскольку являются импровизационными по форме и произвольными по эмоциональному содержанию.
В работе по постановке голоса Д.Е.Огороднов рекомендует опираться на речевые навыки, которые значительно опережают вокальное развитие. В помощь педагогам в вокальной работе по алгоритму была составлена памятка, в которой содержатся рекомендации автора. Вот некоторые из них:
1. «Чтобы слух следил за голосом, следи неотрывно за движением руки. Рука и глаз дружны, как слух и глаз».
2. «Хочешь работать перспективно – работай фундаментально. Фундамент голоса – внизу диапазона. Там же – кладовая тембра. Там же – свободная, выразительная артикуляция. Выявляй сначала и развивай нижний отрезок диапазона, а затем середину» [22].
Д.Е.Огороднов является одним из основателей и методическим лидером особого направления детского вокально-музыкального воспитания. «Дети, воспитанные в рамках его методики, любят петь, поют музыкально, эмоционально переживают музыку, процесс интонирования» [13]. Таково мнение известного ученого-исследователя В.В.Емельянова. Продолжая традиции Д.Е.Огороднова, Емельянов создает «Фонопедический метод развития голоса», который получил широкое распространение не только среди профессионалов-вокалистов, но и среди простых любителей пения.
Система взглядов и методов работы по постановке голоса была изложена автором в книге «Развитие голоса. Координация и тренаж», которая адресована самому широкому кругу читателей. В.В.Емельянов формулирует принципы фонопедического метода развития голоса:
1. Биоакустическим фундаментом любых проявлений голосовой активности являются механизмы голосообразования, возникшие в древний период эволюции человека и сохраняющиеся в первые месяцы жизни: голосовые сигналы доречевой коммуникации.
2. Принцип саморегуляции голосообразующей системы: создание оптимальных условий функционирования природной автоматики через точные действия управляемой части голосового аппарата, использование некоторых явлений голосообразования в качестве пусковых механизмов певческой саморегуляции.
3. Принцип элементарных операций: формирование сложного двигательного навыка певческого голосообразования из последовательности и совокупности простейших далее неразделимых на сознательном уровне операций.
4. Принцип повторяемости: многократное повторение одинаковых операций, вызывающее оптимизацию деятельности всей системы в направлении биологической целесообразности и энергетической экономичности.
5. Принцип наблюдаемости – визуальной и осязательной.
6. Принцип самоимитации: повторение не чужого звука, воспринимаемого только слухом, а своего, со всем комплексом вокально-телесных ощущений.
7. Принцип эстетического негативизма: пение нарочито некрасивым голосом с целью переноса внимания с контроля тембра на контроль фонетики» [14].
Значение термина «фонопедия» В.В.Емельянов определяет как «комплекс педагогических воздействий, направленных на постепенную активизацию и координацию нервно-мышечного аппарата гортани с помощью специальных упражнений, коррекцию дыхания, а также коррекцию самой личности обучающегося» [13].
Существует также и третье направление вокально-хоровой работы с детьми, теоретическим и методическим лидером которого является кандидат педагогических наук Г.П.Стулова. Для начального этапа развития голоса она предлагает использовать преимущественно звуковысотную зону выше «середины» в фальцетном режиме.
Рекомендации Г.П.Стуловой, Д.Е.Огороднова и В.В.Емельянова носят обоснованный, строго научный характер. Отсюда и эффективность применения их методов на практике.
«Хоровое пение уникально, потенциально неисчерпаемо, но надо уметь пользоваться его неограниченными возможностями, понимая, что за годы обучения в школе совершенно недопустимо тратить время жизни детей впустую, безжалостно разрушая их певческие возможности и дискредитируя урок музыки как таковой!» [7].
Отдавая дань уважения всем, кто работал и работает в области музыкального народного образования, но не соглашаясь ни с ситуацией, ни с формой, ни с содержанием, Л.А.Венгрус [6] предлагает иной путь в организации музыкального обучения: профессионализацию обучения на основе индивидуальной постановки голоса в технике сильного импеданса (физиологически естественной для организма человека) в процессе коллективно-хоровых занятий музыкой. По её мнению только переход на позицию индивидуального музыкального развития каждого обучающегося может обеспечить назревшую реформу музыкального народного образования; нужна реформа музыкального образования, а не варианты программ по музыке.
Л.А.Венгрус исходит из того, что дети, заканчивая школу, и изучая предмет «Музыка» на протяжении 8 лет, практически не получают музыкального образования:
1) поставленного голоса не имеют;
2) удерживать свою хоровую партию в многоголосии не умеют;
3) нотное письмо не знают, и читать ноты с листа не умеют;
4) самостоятельно музицировать не умеют;
5) музыкальные стили не знают;
6) благодаря неправильно организованной певческой работе на уроках музыки и общему фону форсированного речевого режима в школе у 79% детей и у 98% учителей (которым не поставили голос в период обучения в институте) наблюдается миспатический парез голосовых складок (несмыкание), приводящий к утрате певческих возможностей как таковых.
Понимая, что увеличения учебных часов на уроках музыки в общеобразовательных учебных заведениях быть не может, Л.А.Венгрус предлагает свой путь музыкального образования и воспитания на основе метода начального интенсивного хорового пения.
Хоровое пение рассматривается как процесс всего урока, внутри которого происходит работа по постановке голоса и формированию «фундамента музыкальности». Исполняя песню, дети должны вместе начать и закончить пение, вместе произнести слова, выполнить динамические оттенки, вместе ускорить или замедлить темп, вместе раскрыть художественный образ песни. Все эти положения и укладываются в законы хорового пения, осваиваемые в процессе постановки голоса (в технике сильного импеданса). Главное, чтобы процесс постановки голоса пронизывал весь учебный объем работ, чтобы выработалась норма общения поставленным голосом, чтобы при фонации - речевой, певческой - выдерживалась опора звука, только в этом случае можно выйти на искомый уровень культуры - важнейшую задачу основной школы.
Таким образом, современная музыкально-педагогическая наука сформировала целый ряд логически обоснованных и на практике проверенных методик вокально-хоровой работы в школе. Эффективность их применения во многом зависит от условий обучения: периодичности уроков, количества часов, численности классов, возможности деления классов на группы, штатной и кадровой обеспеченности школ профессиональными педагогами.
Данные особенности учебного процесса в современной общеобразовательной школе приводят к необходимости каждого творчески мыслящего педагога формировать свой индивидуальный подход к обучению, основываясь на фундаментальных положениях разобранных методик вокально-хоровой работы.
[2] Из истории музыкального воспитания. / Авт.-сост. Апраксина О.А. М.: Просвещение, 1990.
[3] Там же
[4] Из истории музыкального воспитания. / Авт.-сост. Апраксина О.А. М.: Просвещение, 1990
[5] Из истории музыкального воспитания. / Авт.-сост. Апраксина О.А. М.: Просвещение, 1990
[6] Там же
[7] Из истории музыкального воспитания. / Авт.-сост. Апраксина О.А. М.: Просвещение, 1990
[8] Из истории музыкального воспитания. / Авт.-сост. Апраксина О.А. М.: Просвещение, 1990
[9] Стулова Г.Г. Хоровой класс. М.: Просвещение, 1988.
[10] Дмитриева Л. Г., Черноиваненко Н. М. Методика музыкального воспитания в школе. М.: Просвещение, 1989.
[11] Общая психология. М., Просвещение, 1970. - С 176
[12]Струве Г.А. Школьный хор: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1981. - С. 76.
Информация о работе Авторские методики в практике педагогов хормейстеров