Детский оркестр как средство развития музыкальных способностей дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 11:26, дипломная работа

Описание работы

Целью исследования является изучение условий формирования музыкальных способностей детей в детском оркестре.
Для достижения цели и доказательства гипотезы необходимо решить следующий круг задач:
1. Раскрыть особенности развития музыкальных способностей дошкольников в детском оркестре;
2. Охарактеризовать формы работы музыканта-педагога по развитию музыкальных способностей детей в детском оркестре;
3. Обобщить опыт работы по формированию музыкальных способностей в детском оркестре;
4. Опытно-экспериментальным путем проверить эффективность использования детского оркестра как средства развития музыкальных способностей дошкольников;
5. Составить рекомендации для педагога-музыканта по обучению детей игре на музыкальных инструментах.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………...3–5
Глава I. Теоретические основы музыкального воспитания дошкольников.6–25
1.1. Значение и задачи музыкально-художественного воспитания и развития дошкольников………………………………………………………6–13
1.2. Проблемы и психолого-педагогические основы музыкально-художественного воспитания дошкольников…………………………….13–19
1.3. Структура музыкальности и возрастные уровни развития детей………………………………………………………………………….19– 24
Вывод……………………………………………………………………………25
Глава II. Музыкальное занятие как основная форма работы по формированию музыкальных способностей и способы их развития в детском оркестре у детей средней группы………………………………………………………26–48
2.1. Значение и задачи музыкальных занятий…………………...26–27
2.2. Основные музыкальные способности детей и способы их развития в различных видах музыкальной деятельности…………………………...27– 32
2.3. Значение и задачи игры на музыкальных инструментах……32–33
2.4. Классификация музыкальных инструментов…………………34–35
2.5. Организация занятий по обучению детей средней группы игре на инструментах………………………………………………………………...35–41
2.6. Развитие музыкального слуха в игре на детских музыкальных инструментах………………………………………………………………...41–47
Вывод……………………………………………………………………………48
Глава III. Опытно-экспериментальная работа по выявлению эффективности использования детского оркестра как средства развития музыкальных способностей у детей средней группы……………………………………..49–65
Заключение…………………………………………………………………..66– 67
Список литературы…………………………………………………………68–69
Приложение…………………………………………………………………..1–32

Файлы: 1 файл

ВКР.doc

— 591.00 Кб (Скачать файл)


 

 

 

 

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

По учебной  дисциплине «Методика музыкального развития детей»

Тема: Детский  оркестр как средство развития музыкальных  способностей дошкольников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление

Введение………………………………………………………………………...3–5

Глава I. Теоретические основы музыкального воспитания дошкольников.6–25

    1. Значение и задачи музыкально-художественного воспитания и развития дошкольников………………………………………………………6–13
    2. Проблемы и психолого-педагогические основы музыкально-художественного воспитания дошкольников…………………………….13–19
    3. Структура музыкальности и возрастные уровни развития детей………………………………………………………………………….19– 24

Вывод……………………………………………………………………………25

Глава II. Музыкальное занятие как основная форма работы по формированию музыкальных способностей и способы их развития в детском оркестре у детей средней группы………………………………………………………26–48

        2.1.   Значение и задачи музыкальных  занятий…………………...26–27

2.2.   Основные музыкальные  способности детей и способы  их развития в различных видах музыкальной деятельности…………………………...27– 32

        2.3.    Значение и задачи  игры на музыкальных инструментах……32–33

        2.4.    Классификация музыкальных  инструментов…………………34–35

        2.5.    Организация занятий  по обучению детей средней группы игре на инструментах………………………………………………………………...35–41

       2.6. Развитие  музыкального слуха в игре  на детских музыкальных инструментах………………………………………………………………...41–47

Вывод……………………………………………………………………………48  

Глава III. Опытно-экспериментальная работа по выявлению эффективности использования детского оркестра как средства развития музыкальных способностей у детей средней группы……………………………………..49–65

Заключение…………………………………………………………………..66– 67

Список литературы…………………………………………………………68–69

Приложение…………………………………………………………………..1–32

 

Введение

 

Принципиальная перестройка  жизни нашего общества со всей необходимостью обусловливает возрастание роли музыкального образования детей  как важного элемента саморазвития их личной художественной культуры.

Музыкальное образование воспитанников детских садов призвано целенаправленно реализовать на музыкальных занятиях и уроках музыки процесс развития у детей способности чувствовать, понимать, любить, оценивать явления искусства, наслаждаться ими.

Издавна музыка признавалась важным и незаменимым средством формирования личностных качеств человека, его духовного мира.  Видный психолог Б. М. Теплов писал: «В наиболее прямом и непосредственном смысле содержанием музыки являются чувства, эмоции, настроения». [2, 4]

Крупный ученый-музыковед композитор Б. В. Асафьев отмечал, что музыка существует в триединстве процессов ее создания композитором, воспроизведения исполнителем и восприятия слушателем. [2, 5]

Разные виды искусства  обладают специфическими средствами воздействия  на человека. Музыка же имеет возможность воздействовать на ребенка на самых ранних этапах.

Обучение детей игре на музыкальных инструментах открывает  перед ними новый мир звуковых красок, помогает развивать музыкальные  способности и стимулирует интерес  к инструментальной музыке.

Выдающиеся музыканты-просветители Б. В. Асафьев, Б. Л. Яворский, австрийский  композитор и педагог К. Орф подчеркивали значение активных форм музыкальной  деятельности и детского оркестра как  основы элементарного музицирования  в развитии музыкальности у детей. [2, 8]

 

 

Актуальность выбора нашей темы в том, что музыкальные способности могут формироваться и в детском оркестре, а именно, тембровый, гармонический, регистровый слух, чувство ритма.

 Проблема же исследования в том, что если в процессе музыкальной деятельности детей мы не будем приобщать их к музыкальному музицированию, формировать музыкально-эстетическое сознание музыкальные способности, это не пройдет бесследно для последующего развития ребенка, его общего духовного становления.

Современные научные  исследования Б. М. Теплова, Н. А. Ветлугиной свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры нужно  начинать в дошкольном возрасте. [2, 3]

Таким образом, объектом исследования определяется процесс развития музыкальных способностей дошкольников в детском оркестре.

Предметом исследования является детский оркестр как одна из форм развития музыкальных способностей дошкольников.

Исходя из объекта  и предмета, целью исследования является изучение условий формирования музыкальных способностей детей в детском оркестре.

Гипотеза состоит в предположении того, что, если мы будем использовать в своей работе с детьми детский оркестр, как одну из форм музыкальной деятельности, то развитие музыкальных способностей дошкольников будет более успешным.

Для достижения цели и  доказательства гипотезы необходимо решить следующий круг задач:

  1. Раскрыть особенности развития музыкальных способностей дошкольников в детском оркестре;
  2. Охарактеризовать формы работы музыканта-педагога по развитию музыкальных способностей детей в детском оркестре;
  3. Обобщить опыт работы по формированию музыкальных способностей в детском оркестре;
  4. Опытно-экспериментальным путем проверить эффективность использования детского оркестра как средства развития музыкальных способностей дошкольников;
  5. Составить рекомендации для педагога-музыканта по обучению детей игре на музыкальных инструментах.

Опытно-экспериментальная  работа будет проходить по этапам:

  1. Подготовительный – изучение материала по развитию музыкальных способностей детей в детском оркестре, подготовка экспериментальной базы и участников эксперимента;
  2. Основной – проведение эксперимента

а) констатирующий эксперимент

б) формирующий эксперимент

в) контрольный эксперимент

3.   Заключительный – получение и обобщение результатов, разработка рекомендаций для педагога-музыканта и родителей по развитию музыкальных способностей у детей средней группы в детском оркестре.

 Достигнуть цель возможно при использовании следующих групп методов:

  1. Теоретические – анализ литературы, сравнение концептуальных подходов, обобщение педагогического опыта по данному вопросу;
  2. Эмпирические – наблюдение, эксперимент, анкета;
  3. Методы математической обработки данных.

Научная новизна работы заключается в том, что в данном детском саду педагог-музыкант не занимался проблемой организации детского оркестра.

Практическая же значимость состоит в том, что нами были разработаны конспекты занятий, сценарии развлечений и как итог – применение всего этого на практике.

Базой исследования является Муниципальное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста Прогимназия № 242, средняя группа.

 

Глава I. Теоретические основы музыкального воспитания дошкольников

 

    1. Значение и задачи музыкально-художественного воспитания и развития дошкольников

 

Приобщение к музыке – один из важных путей эстетического  воспитания ребенка, так как музыка особенно сильно воздействует на чувства, а через чувства и на его отношение к окружающим явлениям.           Д. Шостакович в беседе с молодежью сказал: «Любите и уважайте великое искусство музыки. Оно откроет вам целый мир великих чувств, страстей, мыслей. Оно сделает вас духовно богаче, чище, совершеннее. Благодаря музыке вы найдете в себе новые, неведомые прежде силы. Вы увидите жизнь в новых тонах и красках». [1, 20]

Действительно, музыка вызывает к жизни еще неосознанные мысли  и чувства, очищает их от всего  мелкого и случайного, укрепляет  достоинство человека, его веру в  свои внутренние силы, в свое призвание.

Музыкальное искусство, отражая жизнь, утверждает моральную красоту человека, ценность дружбы, верности долгу, раскрывает богатство душевного мира.

Под музыкальным воспитанием  подразумевается процесс передачи детям общественно-исторического  опыта музыкальной деятельности с целью их подготовки к предстоящей работе в любых областях жизни.

В процессе передачи этого  опыта и применяется система  целенаправленных и организованных воздействий на ребенка, формирующих  его личность.

В нашем обществе созданы  предпосылки для всестороннего развития личности ребенка средствами музыкального искусства.

Дети очень остро  чувствуют прекрасное и тянутся  к нему. Восприятие произведений музыкального искусства представляет тому неограниченные возможности. В процессе систематической  работы дети приобретают умение слушать музыку, запоминать и узнавать ее, начинают радоваться ей; они проникаются содержанием произведения, красотой его формы и образов. У детей развивается интерес к музыке, а в дальнейшем и любовь к ней. Через музыкальные образы ребенок познает прекрасное в окружающей действительности.

Красота художественной формы, понятное ребенку содержание музыкального произведения вызывают определенное отношение к художественному  и через него к жизни, влияют на воспитание художественного вкуса.

Задачи эстетического воспитания требуют отношения к любому музыкальному произведению, пусть самому простому, как к произведению искусства. Поэтому каждая песня, танец должны исполняться детьми эмоционально-выразительно, вызывать у них радость. Небрежно исполненные песня или танец теряют свою эстетическую ценность и отрицательно влияют на процесс музыкального развития. Выразительное же исполнение вызывает у детей желание неоднократно повторять песни, пляски, игры, а также внести в них что-то новое – способствуют развитию детского творчества. Кроме того, познание ребенком красоты музыки, ее богатейшей образности, средств выразительности приобщает его к миру прекрасного, развивает потребность вносить музыку в свой быт. Музыка развивает эстетические свойства личности ребенка.

Отечественные композиторы  С. Прокофьев, Д. Шостакович,                           Д. Кабалевский, М. Красев, В. Герчик, М. Раухвергер, Е. Тиличеева,                А. Филиппенко и многие другие создали золотой фонд музыкальных произведений для детей, разнообразных по жанрам и тематике, музыкальной образности. [1, 22]

Музыкальные произведения вызывают у детей определенное отношение  к социальным явлениям. Через их содержание дети познают жизнь и труд своего народа, знакомятся с персонажами отечественной истории, понятием Родина, то есть музыка способствует воспитанию чувства патриотизма. В процессе общения с музыкой от ребенка требуется подчинение интересам коллектива – согласованность действий, воспитываются чувства дружбы и товарищества, такие свойства личности, как самообладание, выдержка, дисциплинированность, развиваются отзывчивость и инициатива.

На музыкальных занятиях дети получают навыки культуры поведения.

Говоря о воспитании ребенка средствами музыки, нельзя забывать о том, что мы имеем дело с растущим организмом. На музыкальных занятиях развиваются ловкость, координация и красота движений детей. Под воздействием музыки движения становятся более точными, ритмичными. Улучшаются качества ходьбы, бега, вырабатывается правильная осанка. Динамические и темповые перемены в музыке также вызывают изменения в движениях, влияя на их скорость, степень напряжения.

Пение улучшает произношение, развивает координацию голоса и  слуха, укрепляет детский голосовой  аппарат – является своеобразным видом дыхательной гимнастики. Музыка вызывает у детей положительные эмоции, благотворно действующие на их нервную систему. Музыка влияет не только на слуховой анализатор, но и на общее состояние всего организма, усиливает или ослабляет состояние возбуждения благодаря реакциям, связанным с изменением дыхания, кровообращения. Следовательно, музыкальное воспитание способствует физическому развитию детей. И наконец, музыка оказывает благотворное влияние на их умственное развитие. В процессе овладения новыми знаниями у детей развиваются мышление, память, складывается система понятий. Непосредственная и тесная связь музыки с окружающей действительностью дает возможность воспитывать у детей умение сравнивать и сопоставлять явления, а, следовательно, способствует развитию их познавательных интересов.

Разнообразие содержания музыкальных произведений обусловливает  развитие любознательности, воображения, фантазии ребенка. Восприятие музыки требует наблюдательности, сообразительности. Вслушиваясь в музыку, ребенок сравнивает звуки по сходству и контрасту, познает их выразительное значение, следит за развитием музыкальных образов, имеет общее представление о структуре произведения, обращает внимание на связь текста песни, названия пьесы с содержанием музыки, определяет ее характер. У него формируются первичные эстетические оценки. В процессе творческих заданий дети вовлекаются в поисковую деятельность, требующую умственной активности: оперируют звуками, комбинируют движения танца, ищут выразительные средства для передачи игровых образов. Опираясь на имеющийся опыт, дети планируют ход музыкальной игры, поведение персонажа в этюде. У них возникают оценочные суждения о своих действиях и действиях товарищей.

Информация о работе Детский оркестр как средство развития музыкальных способностей дошкольников