Детский оркестр как средство развития музыкальных способностей дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 11:26, дипломная работа

Описание работы

Целью исследования является изучение условий формирования музыкальных способностей детей в детском оркестре.
Для достижения цели и доказательства гипотезы необходимо решить следующий круг задач:
1. Раскрыть особенности развития музыкальных способностей дошкольников в детском оркестре;
2. Охарактеризовать формы работы музыканта-педагога по развитию музыкальных способностей детей в детском оркестре;
3. Обобщить опыт работы по формированию музыкальных способностей в детском оркестре;
4. Опытно-экспериментальным путем проверить эффективность использования детского оркестра как средства развития музыкальных способностей дошкольников;
5. Составить рекомендации для педагога-музыканта по обучению детей игре на музыкальных инструментах.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………...3–5
Глава I. Теоретические основы музыкального воспитания дошкольников.6–25
1.1. Значение и задачи музыкально-художественного воспитания и развития дошкольников………………………………………………………6–13
1.2. Проблемы и психолого-педагогические основы музыкально-художественного воспитания дошкольников…………………………….13–19
1.3. Структура музыкальности и возрастные уровни развития детей………………………………………………………………………….19– 24
Вывод……………………………………………………………………………25
Глава II. Музыкальное занятие как основная форма работы по формированию музыкальных способностей и способы их развития в детском оркестре у детей средней группы………………………………………………………26–48
2.1. Значение и задачи музыкальных занятий…………………...26–27
2.2. Основные музыкальные способности детей и способы их развития в различных видах музыкальной деятельности…………………………...27– 32
2.3. Значение и задачи игры на музыкальных инструментах……32–33
2.4. Классификация музыкальных инструментов…………………34–35
2.5. Организация занятий по обучению детей средней группы игре на инструментах………………………………………………………………...35–41
2.6. Развитие музыкального слуха в игре на детских музыкальных инструментах………………………………………………………………...41–47
Вывод……………………………………………………………………………48
Глава III. Опытно-экспериментальная работа по выявлению эффективности использования детского оркестра как средства развития музыкальных способностей у детей средней группы……………………………………..49–65
Заключение…………………………………………………………………..66– 67
Список литературы…………………………………………………………68–69
Приложение…………………………………………………………………..1–32

Файлы: 1 файл

ВКР.doc

— 591.00 Кб (Скачать файл)

Когда ребенок слышит и сопоставляет звучание разных музыкальных  инструментов, развиваются его мышление, аналитические способности. Игра на музыкальных инструментах тренирует мелкую мускулатуру пальцев рук. Наконец, игра на музыкальных инструментах создает условия детям, которые по разным причинам не умеют чисто интонировать, выразительно двигаться, для активного включения  в исполнение музыки. То есть игра на музыкальных инструментах активизирует всех детей, способствует координации музыкального мышления и двигательных функций организма, развивает фантазию и творческие способности, музыкальный вкус, учит понимать и любить музыку.

Игра на музыкальных  инструментах ценна еще и тем, что может применяться в самых различных условиях – как на занятиях с педагогом, так и в самостоятельной музыкальной деятельности, возникающей по инициативе детей. Музыкальные игрушки-инструменты входят в жизнь ребенка – его ежедневные игры, занятия, развлечения, отвечают склонностям детей и объединяют их в исполнительский коллектив.

Перечислим задачи обучения игре на музыкальных инструментах:

  1. Играть несложные мелодии индивидуально и в ансамбле.
  2. Знать названия инструментов, узнавать их тембр.
  3. Овладевать приемами игры на металлофоне, а по желанию и на других инструментах; правильно расходовать дыхание, играя на триолах, кларнетах, дудочках; находить удобную аппликатуру, играя на аккордеоне, баяне, пианино; приглушать звучание тарелок, треугольников; правильно держать руги при игре на бубне, барабане, встряхивая кастаньеты, маракасы.
  4. Играть в ансамбле, соблюдая общую динамику, темп, своевременно вступать и заканчивать.
  5. Подбирать по слуху хорошо знакомые песенки, прибаутки, считалки.
  6. Импровизировать несложные попевки.

Вывод: Таким образом, игра на музыкальных инструментах оказывает влияние на всестороннее развитие личности, имеет большое воспитательное и образовательное значение.

 

 

2.4. Классификация музыкальных инструментов

 

С течением времени установилось 2 типа музыкальных игрушек-инструментов – неозвученные и озвученные:

  1. Неозвученные (лишь изображающие инструменты) – предназначены для того, чтобы создавать игровую ситуацию, в которой дети, фантазируя и напевая, представляют себя играющими на музыкальных инструментах.
  2. Озвученные подразделяются на 4 вида в зависимости от характера их звучания:
  1. Игрушки-инструменты со звуком нефиксированной (неопределенной) высоты – погремушки, бубны, барабаны, кастаньеты;
  1. Игрушки-инструменты, построенные на одном звуке – свирели, дудки, рожки;
  2. Игрушки-инструменты с заданной мелодией (инструменты-автоматы) – органчики, музыкальные шкатулки, музыкальные ящички;
  3. Игрушки-инструменты с диатоническим и хроматическим звукорядом – металлофоны, пианино, кларнеты, флейты, саксофоны, баяны, гармоники, цитры, балалайки.

Музыкальные игрушки  и инструменты, кроме того, классифицируются по следующим группам (по Н.А.Ветлугиной):

  1. Группа струнных – цитра, домра, балалайка;
  2. Группа духовых – флейта, саксофон, кларнет, губная гармошка;
  3. Группа ударно-клавишных – пианино, рояль;
  4. Группа клавишно-язычковых – баян, аккордеон, гармоника;
  5. Группа ударных – бубен, барабан, тарелки, металлофон. [9, 27]

Применение в работе различных музыкальных игрушек-инструментов дает возможность удовлетворить  интерес к музицированию детей всех возрастов, начиная с самого раннего – когда их знакомят с мелодичным звучанием погремушек, дудочек, и кончая применением уменьшенных моделей настоящих музыкальных инструментов.

Разнообразие видов  инструментов, применяемых в практике, имеет еще одно преимущество. Игра на них предполагает овладение навыками различной степени сложности – начиная от непроизвольных помахиваний, постукиваний погремушками, бубенцами до игры мелодий знакомых песен с запоминанием расположения звуков на клавишах, струнах.

Для применения в воспитательной работе дошкольного учреждения музыкальные  игрушки и инструменты должны отвечать следующим требованиям:

  1. Быть хорошо настроенными;
  2. Иметь определенный чистый тембр;
  3. Быт<span class="dash041e_0431_044b_0447_043d_044b_

Информация о работе Детский оркестр как средство развития музыкальных способностей дошкольников