Детский оркестр как средство развития музыкальных способностей дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 11:26, дипломная работа

Описание работы

Целью исследования является изучение условий формирования музыкальных способностей детей в детском оркестре.
Для достижения цели и доказательства гипотезы необходимо решить следующий круг задач:
1. Раскрыть особенности развития музыкальных способностей дошкольников в детском оркестре;
2. Охарактеризовать формы работы музыканта-педагога по развитию музыкальных способностей детей в детском оркестре;
3. Обобщить опыт работы по формированию музыкальных способностей в детском оркестре;
4. Опытно-экспериментальным путем проверить эффективность использования детского оркестра как средства развития музыкальных способностей дошкольников;
5. Составить рекомендации для педагога-музыканта по обучению детей игре на музыкальных инструментах.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………...3–5
Глава I. Теоретические основы музыкального воспитания дошкольников.6–25
1.1. Значение и задачи музыкально-художественного воспитания и развития дошкольников………………………………………………………6–13
1.2. Проблемы и психолого-педагогические основы музыкально-художественного воспитания дошкольников…………………………….13–19
1.3. Структура музыкальности и возрастные уровни развития детей………………………………………………………………………….19– 24
Вывод……………………………………………………………………………25
Глава II. Музыкальное занятие как основная форма работы по формированию музыкальных способностей и способы их развития в детском оркестре у детей средней группы………………………………………………………26–48
2.1. Значение и задачи музыкальных занятий…………………...26–27
2.2. Основные музыкальные способности детей и способы их развития в различных видах музыкальной деятельности…………………………...27– 32
2.3. Значение и задачи игры на музыкальных инструментах……32–33
2.4. Классификация музыкальных инструментов…………………34–35
2.5. Организация занятий по обучению детей средней группы игре на инструментах………………………………………………………………...35–41
2.6. Развитие музыкального слуха в игре на детских музыкальных инструментах………………………………………………………………...41–47
Вывод……………………………………………………………………………48
Глава III. Опытно-экспериментальная работа по выявлению эффективности использования детского оркестра как средства развития музыкальных способностей у детей средней группы……………………………………..49–65
Заключение…………………………………………………………………..66– 67
Список литературы…………………………………………………………68–69
Приложение…………………………………………………………………..1–32

Файлы: 1 файл

ВКР.doc

— 591.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

Вывод по I главе: Приобщение к музыке – один из важных путей эстетического воспитания ребенка, так как музыка особенно сильно воздействует на чувства, а через чувства и на его отношение к окружающим явлениям. Под музыкальным воспитанием подразумевается процесс передачи детям общественно-исторического опыта музыкальной деятельности с целью их подготовки к предстоящей работе в любых областях жизни. Н. А. Ветлугина пишет: «Если дети воспитываются в духе отзывчивости на все прекрасное в жизни, если они получают разнообразные впечатления, занимаются различными видами музыкальной деятельности, то и их специальные способности к музыке развиваются плодотворно и успешно. При организации процесса музыкального воспитания детей необходимо учитывать тот факт, что музыкальные способности наилучшим образом развиваются на основе анатомо-физиологических задатков в процессе разнообразной музыкальной деятельности. Б. М. Теплов определяет музыкальность как «…тот компонент музыкальной одаренности, который необходим для занятия именно музыкальной деятельностью в отличие от всякой другой, и притом необходим для любого вида музыкальной деятельности». Дошкольный – это период накопления музыкальных впечатлений, интенсивного развития музыкального восприятия. В зависимости от возрастного уровня развития значительно видоизменяется характер музыкальной деятельности ребенка-дошкольника. Современная педагогика считает, что музыке как профессии следует обучать детей, имеющих влечение к ней и отличные музыкальные способности, но общее музыкальное воспитание должно распространяться на всех детей. И главной задачей массового музыкального воспитания педагоги-музыканты считают не столько обучение музыке, сколько воздействие через музыку на духовный мир детей, прежде всего на их нравственность.

 

           

Глава II. Музыкальное занятие как основная форма работы по формированию музыкальных способностей дошкольников и способы их развития в детском оркестре

 

2.1. Значение  и задачи музыкальных занятий

 

Основной формой музыкального воспитания и обучения ребенка в дошкольном учреждении являются музыкальные занятия. В процессе занятий дети приобретают знания, умения, навыки по слушанию музыки, пению, музыкально-ритмическим движениям, игре на музыкальных инструментах. Музыкальные занятия – это художественно-педагогический процесс, способствующий развитию музыкальности ребенка, формированию его личности и освоению действительности через музыкальные образы.

Содержание занятий  ориентировано на задачи, отвечающие общей цели музыкального воспитания: обучение детей умениям и навыкам в сфере музыкальной деятельности и осуществление этого процесса в единстве с воспитанием.

Содержанием музыкальных  занятий являются: пение песен, вокальная  и инструментальная музыка для слушания, музыкально-ритмические движения в виде упражнений, игр, плясок.

В содержании репертуарного  музыкального материала отражаются события прошлого и настоящего нашей  страны, явления природы и предметы близкого детям окружения.

В содержание занятий  входит новый и повторный материал. Новой может быть песня, игра или пляска, произведение для слушания и анализа, упражнение-композиция. Повторный материал – это их разучивание, совершенствование в ходе различных вокальных и двигательных упражнений.

Благодаря целенаправленному  обучению знания, усваиваемые детьми, систематизируются и углубляются, расширяется их общий и музыкальный кругозор, формируются творческие способности. Музыкальные занятия играют важную роль в развитии выдержки, воли, внимания, памяти, в воспитании коллективизма, что способствует подготовке к обучению в школе. На них осуществляется планомерное воспитание каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей. Именно на музыкальных занятиях можно определить уровень музыкальности ребенка.

 

2.2. Основные музыкальные способности детей и способы их развития в различных видах музыкальной деятельности

 

Чтобы определить уровень развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста, целесообразно в средней и старших возрастных группах в начале, в середине и конце учебного года выполнять короткие тестовые задания, предварительно разработав критерии оценок и уточнив ситуацию проверки в зависимости от конкретных условий.

Для установления уровня развития ладового чувства можно попросить ребенка:

  1. Узнать по мелодии ранее исполнявшуюся песню, инструментальную пьесу, пляску;
  2. Рассказать о содержании или вспомнить название исполненного фортепианного произведения, которое хорошо знакомо ребенку;
  3. Определить правильность спетой или сыгранной на инструменте педагогом ранее знакомой мелодии (знакома ли тебе эта мелодия? Правильно ли она звучит?);
  4. Закончить мелодию по тонике («я начну, а ты закончи»);
  5. Определить, правильно ли сыграл взрослый знакомое ребенку произведение для игры или пляски.

Для определения уровня развития музыкально-слуховых представлений можно предложить ребенку:

  1. Спеть мелодию знакомой песни на удобном для воспроизведения слоге, обращая внимание на чистоту интонирования;
  2. Спеть песню без фортепианного сопровождения;
  3. Спеть песню в другой тональности;
  4. Подобрать мелодию знакомой песни на металлофоне;
  5. Повторять за педагогом голосом играемые на инструменте звуки;
  6. Повторить за педагогом голосом сыгранную на фортепиано незнакомую музыкальную фразу.

Для определения уровня развития музыкально-ритмического чувства можно предложить:

  1. Прохлопать метрическую долю знакомой песни;
  2. Прохлопать ритмический рисунок знакомой песни под пение педагога или собственное пение («спой песенку руками!»);
  3. Воспроизвести ритмический рисунок песни шагами на месте, а затем с продвижением вперед («спой песенку ногами»);
  4. Эмоционально-выразительно передать в движениях характер знакомого музыкального произведения;
  5. Прохлопать ритмический рисунок мелодии, сыгранной педагогом на инструменте;
  6. Передать в движениях характер незнакомого ранее произведения после его предварительного прослушивания.

Проверка проводится на индивидуальных занятиях и по небольшим  подгруппам. Можно использовать пособия, например, картинки, изображающие танцующих  зверей. Ситуация проверки – обычная обстановка. Педагоги наблюдают, не скован ли ребенок, не стесняется ли он петь, двигаться по просьбе, стремится ли он преодолеть затруднения. Педагог обращается к ребенку: «Мы с тобой будем играть в очень интересную игру. Я буду начинать знакомые песенки, а ты - заканчивать». Играет не более двух. Проводится действие. «А теперь попытайся сыграть эту мелодию (одну из них) на металлофоне». Проводится действие. «Посмотри, кто нарисован на этой картине? Что он делает? А как он это делает?». Выслушиваются ответы. «Пожалуйста, превратись в медведя и спляши, как он, вот под эту музыку. Только послушай ее сначала». Ребенок слушает пьесу М. Красева «Пляска медведей», а затем пляшет под ее музыку.

Задача решена, если ребенок правильно выполняет все задания.

Задача решена частично, если ребенок не справился с одним заданием, а второе выполнил с помощью педагога.

Задача не решена, если ребенок не справился с двумя заданиями, а третье выполнил лишь с помощью педагога.

Утверждение, что способности  развиваются в деятельности, которая  требует их проявления, стало общепринятым в педагогике и психологии. В каких видах деятельности развиваются музыкальные способности?

Эмоциональная отзывчивость на музыку может быть развита во всех видах музыкальной деятельности – восприятии, исполнительстве, творчестве, так как она необходима для прочувствования музыкального содержания, а следовательно, и его выражения (в исполнительской и творческой деятельности).

Эмоциональная отзывчивость на музыку проявляется в наибольшей степени в двух способностях: ладовом  чувстве и чувстве ритма. Поэтому эмоциональная отзывчивость на музыку прежде всего развивается в восприятии музыки, а также в музыкально-ритмических движениях. Эмоциональная отзывчивость на музыку может развиваться и в других видах исполнительской и творческой деятельности детей (пение, игра на музыкальных инструментах) при условии ведущей роли выразительности в детском исполнении, творческих импровизациях.

Поскольку восприятие музыки – это активный слуходвигательный  процесс, одним из средств, помогающих развитию эмоциональной отзывчивости на музыку, являются движения (мелкие движения рук, танцевальные). Наряду с восприятием музыки именно                    музыкально-ритмические движения представляют собой тот вид деятельности, в котором наиболее успешно развивается эта способность.

Эмоциональная отзывчивость на музыку может проявляться у  детей очень рано, в первые месяцы жизни. Ребенок способен оживленно  реагировать на звуки веселой  музыки – непроизвольными движениями, возгласами – и успокоено, сосредоточенно, со вниманием воспринимать спокойную музыку. Постепенно двигательные реакции становятся более произвольными, согласованными с музыкой, ритмически организованными.

Ладовое чувство проявляется  не только как способность эмоциональной  отзывчивости на общий характер произведения, смену настроений в нем, но и как чувство тяготения звуков.

Оно может быть развито  прежде всего в процессе восприятия музыки. Кроме того, поскольку ладовое чувство проявляется и в чувствительности к точности интонации, оно может развиваться во время пения, когда дети прислушиваются и к себе, и друг к другу, контролируют слухом правильность интонации.

Музыкально-слуховые представления  развиваются в видах деятельности, которые требуют различения и  воспроизведения мелодии по слуху. Эта способность развивается прежде всего в пении, а также в игре по слуху на звуковысотных музыкальных инструментах. Она развивается также в процессе восприятия, предшествующего воспроизведению музыки.

Для активизации музыкально-слуховых представлений важна связь с  восприятием только что звучавшей мелодии. «Продолжить в представлении уже звучащую мелодию, – пишет Б. М. Теплов, – несравненно легче, чем представить ее себе с самого начала», то есть без опоры на ее восприятие.   [2, 22]

Чувство ритма развивается  прежде всего в музыкально-ритмических движениях, соответствующих по характеру эмоциональной окраске музыки. Согласованность ритма движений и музыки также одно из условий, необходимых для развития этой способности. Занятия ритмикой позволяют прочувствовать и выразить в движениях смену настроений в музыкальном произведении, совершенствовать чувство ритма с помощью координации движений и музыки.

Чувство ритма может  формироваться не только в                          музыкально-ритмических движениях, но и в других видах деятельности, прежде всего в пении и игре на музыкальных инструментах.

Таким образом, три основные способности, составляющие ядро музыкальности, необходимы для успешного осуществления всех видов музыкальной деятельности. Каждая способность в большей или меньшей степени развивается в различных видах музыкальной деятельности: восприятии, исполнении, творчестве.

Кроме трех основных музыкальных  способностей, в понятие «музыкальность»  включаются и другие: тембровый и динамический слух, исполнительские и творческие способности.

Тембровый и динамический слух – разновидности музыкального слуха, которые позволяют слышать  музыку во всей полноте ее выразительных, красочных средств.  В практике работы используются                          музыкально-дидактические игры, с помощью которых моделируются звуковысотные, тембровые и динамические свойства музыкальных звуков.

Развитие исполнительских  и творческих способностей – важная задача музыкального воспитания детей.

Творческие способности  необходимо развивать начиная с  младшего дошкольного возраста, когда дети охотно выполняют посильные для себя творческие задания.

Музыкальная деятельность развивает не только музыкальные, но и общие способности. Развиваются  мышление, эмоции, воспитывается творческое воображение, укрепляется воля, способность удерживать произвольное внимание. В свою очередь, общие способности влияют на формирование музыкальных. Развитие всех способностей требует индивидуального подхода к детям, учета их склонностей, интересов.

 

2.3. Значение и задачи игры на музыкальных инструментах

 

Игра на детских музыкальных  инструментах в ансамблях и оркестре – один из самых любимых детьми видов музыкальной деятельности. В ней развиваются и реализуются  музыкальные способности и исполнительские  возможности всех детей, независимо от степени их одаренности. Она является замечательной формой приобщения детей к совместному, коллективному элементарному музицированию.

Обучение детей игре на музыкальных инструментах открывает  перед ними новый мир звуковых красок, помогает развивать музыкальные способности и стимулирует интерес к инструментальной музыке.

В процессе обучения игре на музыкальных инструментах идет усвоение нотной грамоты. Играя, дети лучше понимают устройство музыкальных инструментов, различают их звучание, тембр и  естественно входят в новый для них мир музыкальной азбуки.

В процессе игры на музыкальных  инструментах совершенствуются эстетическое восприятие и эстетические чувства  ребенка. Она способствует становлению  и развитию таких волевых качеств, как выдержка, настойчивость, целеустремленность, усидчивость. У детей проявляется чувство взаимопомощи, внимание к действиям товарищей. Игра на музыкальных инструментах развивает сосредоточенность, память. Знакомство с названиями инструментов, их тембрами, специальными музыкальными терминами (струны, клавиши, медиатор, оркестр) обогащает активный словарь детей, развивает их речь.

Информация о работе Детский оркестр как средство развития музыкальных способностей дошкольников